Георгий Черников
Самые верные рабы реальности – факты. Именно они нужны читателям, слушателям, зрителям. Но этих, закованных в цепи объективности, рабов получить практически невозможно. Они обычно отдалены от нас расстояниями, промежутками времени. Когда-нибудь, техника коммуникаций позволит простым нажатием кнопки собственного компьютера получать изображение и звук любого события на Земле, происходящего сейчас или происшедшего в прошлом. Но пока этого не достигнуто, приходится вместо рабов-фактов использовать свободную информацию. В силу своей природы она редко правильно описывает этих “праведников”, чему есть масса причин. Дело в том, что любая информация может передаваться только с помощью носителей: звуковых, электромагнитных колебаний, бумаги, запахов, световых сигналов и т.д. А все они являются физическими реальностями, и поэтому способны искажать сигналы, в зависимости от состояния линии связи, атмосферных условий и т.д. Но самым главным источником этих искажений является человек, преобразующий факт в субстанцию, называемую информацией.
Наиболее часто в этой незавидной роли выступает журналист. Причин для этого у него множество, все они, так или иначе, обусловлены исключительно меркантильными соображениями и полным отсутствием ответственности за эти переиначивания. Здесь и полная материальная зависимость от работодателя, заказывающего музыку, и стремление увеличить свой гонорар добавлением многочисленных “жидких” подробностей, деталей не имеющих отношения к фактам, и использование недостоверных источников. Особенно сильно влияет на достоверность информации продажность журналистов (иных не бывает). Теперь в этом феномене нет ничего стыдного, недостойного. В капиталистическом мире, который мы строим, это вполне обычное закономерное, системосозидающее явление: покупаться и продаваться должно все. Вопрос заключается не в процедуре, а в цене, за которую продаются и покупаются люди. Стыдно и обидно не продаваться, а продешевить. В отличие от социализма, теперь диапазон покупательной способности сильно вырос во всех областях общественной жизни, в политике, торговле, экономике, всевозможных реформах, истории, медицине (разве не за такую рыночную свободу еще совсем недавно митинговали, демонстрировали россияне?). Вот почему нынче для получения достоверных сведений приходится пользоваться множеством версий одного и того же факта и статистическим методом пытаться выяснить действительное состояние дела. Этот вероятностный подход позволяет увеличить шансы узнать правду, но полной гарантии, конечно, не дает. Все, что происходит в этих сферах бытия подвержено времени и, в принципе, не может быть повторено: убитый не встанет и не расскажет, как было дело, сгоревший или взорванный дом нельзя снова поджечь и взорвать, умершего от дурного лекарства не перелечить. Узнать истину там, где замешан хомо сапиенс, если он действительно “разумный”, невозможно. Историю не вернуть даже на один день.
Существует только одна область жизни, где эти ограничения отсутствуют. Это – наука, которая, как известно, занимается наблюдаемыми или (что то же), измеряемыми феноменами. Явления, изучаемые ей, всегда могут быть повторены (или повторятся сами, если они цикличны) другими исследователями, исказить их невозможно. Здесь факт – истинный раб действительности, изменить его нельзя, хоть тресни! Однако нынче, благодаря феноменальному развитию новых технологий, появлению невиданных ранее возможностей решения сложнейших технических задач место науки в человеческом сознании существенно изменилось. Еще сравнительно недавно были постулированы три проблемы, которые умеет решать каждый: плодить детей, лечить людей и управлять государством. Теперь в этом перечне добавилась четвертая компонента: делать научные открытия, изобретения.
Появились опровергатели самых очевидных и хорошо изученных явлений и процессов, начиная от нагревания на огне чайника до предсказаний природных катаклизмов. Ничего плохого в ином мнении нет. Но этот маховик нелепостей, через приводной ремень в виде “свободной прессы” обрушивает на россиян антинаучную наркоту, оболванивающую народ. К сожалению, большинство журналистов, если бы они даже и хотели, не могут ничего возразить “новым гениям”, хотя для этого, в большинстве случаев, требуются лишь знания курса средней школы. Почему-то считается, что один и тот же газетчик может писать на любую тематику, от теории Черных дыр до выращивания кокосов, что ему не нужно вникать в понятийный смысл сообщения автора открытия, а следует только правильно расставить буквы и знаки препинания, сообщающие о новой сенсации. Как говорится, слить на читателя то, что наложил “ученый”. Разумеется, на многотиражной рекламе вздора, можно неплохо заработать. Так в научно-популярные издания, которые в течение семидесяти лет печатали только научные факты, достоверность которых легко проверяется, вошла, под знаменем свободы коммерции, ложь. А читатель, несколько поколений которого привыкли доверять научно-популярным изданиям, принимает ее за правду. Сколько по этой причине потеряно изобретателей, инженеров, поверивших наукообразной белиберде, сколько недополучено новых технических решений, разработок!
“Но задача научно-популярных журналов, альманахов состоит в том, чтобы будить мысль, заставлять работать извилины, - возразит такой журналист, - разве Жюль Верн, Уэллс, Беляев не занимались тем же? -
Занимались, занимались и не только они, но и Пушкин, Ершов и другие, очень полезные писатели. Но все они были порядочными людьми и публиковались под соответствующими заголовками: “Фантастика”, “Сказки”, а не пробирались тихой сапой в научно-популярные издания, не правда ли?
“Но ведь и сказка, и фантастика тоже заставляют мозг интенсивнее работать, мобилизуют его творческие возможности - возразит иной журналист. – Что же плохого в таком разнообразии материала в одном журнале?”. Лгать вообще плохо, а здесь предпринимаются явные попытки выдать черное за белое. Такие эксперименты, к несчастью, иногда заканчиваются успехом. Достаточно вспомнить немца Шикльгрубера с подручным Геббельсом, которые, используя вполне социалистическое, патриотическое название, оболванили целый высококультурный народ.
“Но в 21 веке уже трудно отличить сказку от были, даже великий Нильс Бор считал, что хорошая теория должна быть достаточно безумна. Кроме того, известно, что изобретения возникают на стыках наук, случайно” - считают журналисты.
Действительно, Бор как-то пошутил на одном симпозиуме о безумных теориях. И хотя потом, он неоднократно говорил, что это была шутка, поток ахинеи не уменьшается. Случайность, действительно, встречается при создании изобретений и открытий, взять хотя бы закон Архимеда. Но это чрезвычайно редкие, можно сказать уникальные события. Научное творчество трудное и утомительное занятие, требующее огромного напряжения всех душевных и физических сил. Ориентировать читателя на помощь Фортуны просто непорядочно. Не обоснованы и надежды на стыки наук, такие случаи очень редки. Важность известного: “Беда, коль сапоги начнет тачать пирожник, а пироги пекчи сапожник” сохраняется и в наши дни.
Так, можно ли уберечь научно-популярные СМИ от заражения вздором? - спросит читатель. Нет ничего проще, некоторые издания, например, “Наука и Жизнь”, “Знание – Сила” и некоторые другие, не отказались от института рецензий, широко распространенного в западных научно-популярных изданиях (“Science” и др.), и показывают научно-технические статьи специалистам соответствующих отраслей. Разумеется, никакого зажима свободы слова здесь нет. Ведь не публикуют же в “Мурзилке” порнографию, или рекламы наркотиков. Почему бы эту полезную процедуру не применять в остальных научно-популярных СМИ? Подчеркнем, речь идет только о научно-популярных изданиях.
Другие работы по теме:
Расизм в США
существовал с самого основания государства. Общество, основанное белыми людьми, различающимися по своим национальным и религиозным признакам, сильно отличалось своим отношением к другим группам. Жертвами расизма стали небелые коренные жители — индейцы — и негры-рабы.
Байрон д. - Подвиг героя4
Байрон замечательный английский поэт известен во всем мире как певец свободы. Многие из его произведений посвящены людям готовым отдать жизнь в борьбе за независимость. Байрон замечательный английский поэт известен во всем мире как певец свободы.
Пушкин а. с. - Идеи свободы в лирике а. пушкина
Идеи свободы пронизывают всю лирику. Пушкина. Их содержание пополняется переосмысливается и видоизменяется на протяжении всего творческого пути поэта. Так например в ранний период его литературной деятельности в лицейские годы идеи свободы про.
Историческое значение образа Чацкого
Чацкий — новый тип человека, действующий в истории русского общества. Главная его идея — гражданское служение. Такие герои призваны вносить в общественную жизнь смысл, вести к новым целям. Самое ненавистное для него — рабство во всех его проявлениях, самое желанное — свобода. Все окружающее нуждается, по его мнению, в тотальной переделке.
Три дня на воле по поэме М. Ю. Лермонтова Мцыри
Поэма 1839 г. «Мцыри» ? одно из главных программных произведений М. Ю. Лермонтова. Проблематика поэмы связана с центральными мотивами его творчества: темой свободы и воли, темой одиночества и изгнания, темой слияния героя с миром, природой.
Мальчик-звезда
Это произведение О. Уайльда начинается с рассказа о том, как в лютый мороз два бедных лесоруба заблудились в лесу. Вдруг с неба упала необычайно яркая звезда. Лесорубы увидели спящее дитя. Один из них усыновил мальчика. Шли годы. Ребёнок рос очень красивым. Околдованный своей красотой, он издевался и выставлял на посмешище всех, кто был некрасив.
Тирания есть привычка, обращающаяся в потребность 8230 Достоевский
Проблемы свободы, рабства, угнетения человека, крепостничества особо остро волновали передовых людей XIX в. Это находило отражение и в их творчестве. Через все творчество Пушкина лейтмотивом проходит тема свободы, называемая иначе вольнолюбивой лирикой. С самых ранних стихотворений Пушкина становится ясно, что проблемы свободы и несвободы живо волнуют поэта.
Молчалины блаженствуют на свете по комедии А. С. Грибоедова Горе от ума
Автор: Грибоедов А.С. «Горе от ума» А. С. Грибоедова комедия двух параллельных интриг. С одной стороны, в ней происходит столкновение двух социальных сил. В лице Чацкого новое поколение русских дворян, исповедующее идеалы личной и политической свободы и презирающее рабство, бросает вызов консервативно настроенным крепостникам, которых приводит в ужас сама мысль о свободе («Ах! боже мой! он карбонари!», «Он вольность хочет проповедать!»).
Булгаковская Москва. 2
Булгаковская Москва. Автор: Булгаков М.А. Тонкий психолог — Булгаков, переплетая в своем произведении “Мастер и Маргарита” реалистическое и фантастическое, добился возможности сатирически изобразить Москву 30-х годов.
Анализ стихотворения Пушкина Деревня 2
Анализ стихотворения Пушкина "Деревня" Автор: Пушкин А.С. Кроме взволнованного, негодующего описания ужасов крепостного права и выражения горячей надежды на освобождение крестьян по приказу царской власти, эти стихи содержат в себе спор, полемику молодого Пушкина с его учителями в области поэзии – Карамзиным, Батюшковым, Жуковским.
Мини-сочинение Обломов и его окружение
Мини-сочинение "Обломов и его окружение" Автор: Гончаров И.А. Обломов – это отсталость, мешающая историческому прогрессу. Обломов – чистосердечен, мягок, у него не потеряна совесть; субъективно он не способен сотворить зло. Сюжетная линия рисует духовное запустение героя, в нем есть барство и рабство – он раб своего дивана, лени.
Тема свободы в лирике А. Пушкина
Автор: Пушкин А.С. 1820—1822 годы в творчестве Пушкина — расцвет романтизма. В художественной системе романтизма ключевое место занимает свободная личность героя, для романтика свобода — высшее благо. Чтобы лучше понять идейно-образное содержание романтического метода, обратимся к одному из известнейших стихотворений Пушкина той поры — к “Узнику”.
Стихотворение Анчар восприятие,истолкование, оценка
Автор: Пушкин А.С. Стихотворение «Анчар» один из самых ярких примеров философской лирики Пушкина, которую составляют стихотворения, где поэт излагает свой взгляд на природу мироздания, на место человека в нем.
Тема свободы в лирике Пушкина
Лирика Пушкина тесно связана с некоторыми историческими событиями. В его стихах отражено восстание декабристов, жестоко подавленное самодержавием. Пушкин переживал все эти события, они стали частью жизни поэта. Все это нашло отражение в строках пушкинских стихотворений. Тема свободы глубоко волновала пушкинскую лирику.
Тема рабства в романе "Обломов"
Роман "Обломов" был создан накануне крестьянской реформы, в 1859 году. Главная идея заключается в том, чтобы показать пагубное влияние крепостничества на жизнь крестьян и помещиков. Это самое влияние мы видим на примере одного помещика Обломова.
Духовный мир Мцыри
В 1837 году М. Ю. Лермонтов был сослан на Кавказ. Проезжая по Военно-Грузинской дороге, он увидел остатки существовавшего когда-то монастыря. Там, среди развалин и могильных плит, он увидел дряхлого старика, который рассказал поэту о своей судьбе.
Свобода духа в лирике А.С. Пушкина.Как реализуется идеал абсолютной духовной свободы в лирике Пу
Автор: Пушкин А.С. В романтической лирике Пушкина 1820-1824 годов тема свободы занимала центральное место. О чем бы ни писал поэт-романтик: о кинжале, «тайном страже свободы», грозе несговорчивых тиранов, о вожде восставших сербов Георгии Черном – «Дочери Карагеоргия», о Байроне или Наполеоне –«Наполеон», «К морю», о своих думах и повседневных занятиях в посланиях друзьям, - мотивы свободы пронизывали стихотворения, придавая им неповторимый облик.
Анализ стихотворения Пушкина Деревня
Анализ стихотворения Пушкина "Деревня" Автор: Пушкин А.С. В стихотворении «Деревня» Пушкин выступает против крепостного права. Чтобы ярче и резче подчеркнуть всю несправедливость и жестокость крепостного права, Пушкин в построении стихотворения прибегает к приёму противопоставления.
Анализ стихотворения Пушкина Деревня 3
Анализ стихотворения Пушкина "Деревня" Автор: Пушкин А.С. По жанровой характеристике близкое элегии, стихотворение выходит за рамки вольнолюбивой лирики.
Рабство в Китае
По крайней мере, уже за двенадцать веков до н. э. в Китае были рабы, но только общественные. Ими становились пленники или осуждённые, преимущественно за политические преступления: бывало так, что целые области подвергались этому наказанию. Термин си, обозначающий рабство, встречается в письменных источниках с XIV в. до н. э.
Белое рабство
Введение 1 История 2 Альтернативные формы Список литературы Введение «Белое рабство» (англ. White slavery) — в англоязычных странах термин означал неволю европейцев и выходцев из Европы вне зависимости от природы рабства, но в основном в отношении принудительной проституции.
Восстания зинджей
— серия восстания чёрных рабов (зинджей) на территории Южной Месопотамии в Аббасидском халифате во второй половине IX века. Рабство было распространённым явлением в Халифате, однако большинство рабов было занято в домашнем хозяйстве и обслуживании, и потому было разъединено. В классической форме рабский труд применялся лишь в низовьях Тигра и Евфрата — здесь большие группы рабов (в основном негров из Восточной Африки — зинджей), живших в казарменных условиях, занимались расчисткой солончаков.
Дерево свободы
(фр. arbre de la libertй, нем. Freiheitsbaum) — революционный символ. История Ведет свое происхождение от распространённого у многих европейских народов обычая встречать наступление весны, а также больших праздников насаждением зелёных деревьев (майские деревья). Символический смысл свободы дерево впервые получило во время американской войны за независимость, в начале которой жители Бостона собирались под подобным деревом для совещаний.
Болл, Джон священник
Джон Болл (англ. John Ball; ок. 1330 — 15 июля 1381) — английский священник-лоллард, проповедник социального равенства, распространял религиозные доктрины Джона Уиклифа. Жил в Сент-Олбенсе и Колчестере, затем вёл жизнь бродячего проповедника без прихода. С 1366 года ему было запрещено проповедовать архиепископом Кентерберийским, он неоднократно заключался в тюрьму за ересь.
Закон о беглых рабах 1850
года в США (англ. Fugitive Slave Law of 1850) был принят 18 сентября 1850 года Конгрессом США. Закон разрешил поиск и задержание беглых рабов на территориях, где рабство было уже отменено.
Рабство в США
— система рабовладения и использования труда рабов, существовавшая в США в 1619—1865 годах. Большинство рабов были африканцами, насильно вывезенными из мест проживания, и их потомками.
Золотой закон Бразилия
«Золотой закон» от 13 мая 1888 года (порт. Lei Бurea) окончательно отменил рабство в Бразилии. «День мулата» (Dia do Mulato), 13 мая — памятный день бразильского календаря.
Рабство в Бразилии
План Введение 1 История 2 Отмена рабства 3 Примечательные факты Список литературы Введение Рабство в Бразилии (порт. Escravidгo no Brasil) — основная модель эксплуатации человеческих ресурсов в подвластной Португалии колониальной Бразилии, а также в независимой Бразильской империи. Рабство стало основным видом[] хозяйственно-экономических отношений в стране, поскольку рабский труд широко использовался на монокультурных плантациях, в надомной работе, а также при освоении месторождений полезных ископаемых.
Экономические взгляды Сенеки
Экономическая мысль в Древнем Риме отразила очередную ступень эволюции, новые формы организации рабовладельческих хозяйств. Она характеризовалась более жесткой эксплуатацией рабов. Важнейшей проблемой древнеримской литературы оставалась проблема рабства, его оправдания, организации и методов крупный рабовладельческих хозяйств.
Политические идеалы молодого Пушкина
(на материале поэзии 10-20-х гг.) Политическое мировоззрение А.С.Пушкина сложилось уже в юношеский, лицейский период. На формирование его взглядов большое влияние оказал Царскосельский лицей. Преподаватели стремились развить в своих питомцах чувство гражданской чести, служения Отечеству и народу.
Законы XII таблиц 3
Законы XII таблиц – это древнейший памятник римского цивильного права. Создав реальную защиту против произвола патрицианских судей, они явились олицетворением важного этапа в борьбе между патрициями и плебеями в Древнем