В. Д. Шантарин
ТюмГНГУ
Главная роль в развитии процесса экологического возрождения России принадлежит экологическому образованию. Важность обеспечения сферы деятельности, связанной с охраной окружающей среды и в частности экологической безопасностью высококвалифицированными кадрами не вызывает сомнений.
Экологическое образование как элемент общеобразовательной системы становится обязательным не только для учебных учреждений всех уровней, но и специалистов, для которых экологические знания являются необходимыми условиями выполнения их должностных обязанностей.
Экологическое образование студентов в техническом вузе, каким является Тюменский государственный нефтегазовый университет (ТюмГНГУ), необходимо рассматривать в двух аспектах: один - подготовка специалистов, знающих концепции, законы экологии и месте человека в среде обитания, состояния экосистем, бережно относящихся к окружающей природной среде и второй особый аспект - подготовка профессиональных экологов для промышленности определенной технологической направленности. Такое комплексное и системное обучение студентов по специальности “Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов” и проводит кафедра промышленной экологии ТюмГНГУ, ориентируясь на нефтегазовые комплексы Западной Сибири.
Экологическая подготовка будущих инженеров - экологов складывается из освоения ими принципов химии и физики, законы которых лежат в основе устойчивого развития экосистем; математике и информатике, умения использовать ЭВМ в решении практических задач, а также ряда специальных экологических дисциплин таких как: промышленная экология и промышленная токсикология, экологическая экспертиза и экологическое аудирование, производственный экологический мониторинг и оценка воздействия на окружающую среду, экологическое право, экономика и прогнозирование природопользования.
Образовательный курс на кафедре промышленной экологии включает направления, по которым происходит специализация студентов: рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды при разработке и эксплуатации нефтегазовых месторождений; транспорт и хранение нефти и газа, промышленная экология в процессах нефте - и газопереработке.
Каждая специализация помимо технологических дисциплин (основы бурения, разработка и эксплуатация месторождений, основы транспорта и хранения нефти и газа; сооружение и эксплуатации магистральных трубопроводов, основы процесса нефтехимии и нефте- и газопереработки) включает и экологические дисциплины, такие, как охрана воздушного и водного бассейна, охрана земель, методы очистки газовых выбросов и сточных вод с учетом технологической направленности, основы экологического страхования и сертификации.
На кафедре разработана программа сквозной экологической подготовки специалиста, в которой нашли отражения современные требования к непрофилирующим экологическим дисциплинам.
Другим не менее важным, направлением на кафедре является образовательная деятельность по подготовке инженеров по охране труда для нефтегазовой отрасли. Приняв за основу ту же технологическую направленность, что и при подготовке инженеров - экологов, образовательный курс инженеров по безопасности жизнедеятельности (БЖД) помимо фундаментальных включает специальные дисциплины такие как промышленная безопасность и промышленная санитария, аттестация и сертификация рабочих мест, чрезвычайные ситуации, законодательство в БЖД, психология безопасности труда и страховое дело. Экономические аспекты обеспечения безопасности управления безопасностью труда в технических системах и др.
Кафедра является постоянным участником курсов повышения квалификации специалистов промышленных предприятий нефтегазового комплекса продолжительностью 72 часа обучения проводимых совместно с Институтом повышения квалификации и переподготовки кадров (ИПКиПК) ТюмГНГУ, разрабатывает программы и проводит профессиональную переподготовку, специалистов с высшим и средним специальным образованием, продолжительностью 500 и более аудиторных часов с обязательной защитой дипломной работы, тематические семинары по проблемам промышленной безопасности и охраны труда.
В новых экономических условиях кафедра промышленной экологии ставит перед собой задачу подготовки специалистов нового типа, обладающих не только эрудицией и необходимыми знаниями, но и пониманием того, что занять соответствующую позицию в обществе может человек, являющийся профессионалом в своей области. Конкуренция в рыночных условиях довольно жесткая и поэтому каждый вправе для себя решать - быть ему творцом или ждать пособие от социальных служб.
Особенность построения учебного процесса состоит в значительном увеличении времени на самостоятельную в неаудиторную работу студента, что в значительной мере должно способствовать проявлению личностных характеристик студента, его мотивации в получении знаний, которая и должна стать доминирующей.
Умение использовать методы и решение оптимизационных и современных информационных задач и технологий, видеть взаимосвязь наук в целостной системе знаний и все это на основе фундаментальных и специальных знаний - позволяет подготовить специалистов нового уровня, способных эффективно решать проблемы в области экологической и промышленной безопасности.
Другие работы по теме:
Экологическое воспитание дошкольников 7
С.Б. Федюкович. Экологическое воспитание дошкольников. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 51 г. Благовещенск. Статья посвящена организации работы по экологическому воспитанию в детском саду № 51 г. Благовещенска.
Страхование экологических рисков
В России отсутствует страхование риска загрязнения окружающей природной среды, получившее в мире название "экологическое страхование".
О школьном природоохранном образовании
Поколение, которое сейчас ходит в школу, к 2030 году займет в обществе ключевые позиции. Именно тогда, по оценкам экспертов, обострятся все проблемы, связанные с состоянием окружающей среды.
Экологическое страхование: понятие, основные функции, элементы
Функции экологического страхования. Страхование жизни, здоровья, имущества граждан, а также имущественных интересов природопользователей от действия природных явлений в соответствии с гражданским законодательством. Понятие страхового экологического риска.
Экологическое воспитание в школе
Разработка новых подходов к оптимизации социоприродного взаимодействия человека с природой. Влияние экологической ситуации на жизнь, развитие общества. Роль социально-экологического образования, сущность основных ступеней системы непрерывного воспитания.
Историческое значение Возрождения
историческое значение Возрождения Особое историческое значение Возрождения связывают с идеями и художественными достижениями гуманизма, провозгласившего в противовес средневековому христианскому аскетизму величие и достоинства человека. Гуманисты видели в человеке наиболее прекрасное и совершенное творение Бога.
Оксфордское движение
Оксфордское движение, движение за религиозное возрождение, которое началось в Англии в 1833 под руководством Дж.Кебла, Э.Пьюзи, Дж.Ньюмена, Р.Фруда и других (все они были связаны с Оксфордским университетом).
2
Характер изменения генетического разнообразия видов в изменяющихся условиях среды
Литература Эпохи Возрождения
Возрождение — культурологический термин, он координируется с употребляемым в исторической науке понятием «эпоха первоначального накопления» (промежуточная стадия между феодальной и капиталистической формациями).
Юность в годы Брежнева
Автор: Сочинения на свободную тему Воспоминания моего папы Томникова Сергея Генриховича о Брежневе связаны с детством. Он помнит книги Брежнева — «Малая земля», «Целина» и «Возрождение». Помнит все его выступления. По крайней мере, интонацию, с которой он их произносил. Как, впрочем, и содержание — которые они достаточно подробно изучали это в школе в 9-10 классах, и на первых курсах университета.
Угандская программа
Введение 1 Введение 2 Отношение сионистского движения 3 Возрождение 1. Введение Угандская программа (British Uganda Programme) — программа, в 1903 году предложенная британским правительством сионистскому движению и предполагавшая создание на территории современной Кении еврейского государства с названием Уганда (но не на территории современного государства с таким названием).
Ретроспективизм
— традиционалистское направление в архитектуре первой половины XX века, основанное на освоении архитектурного наследия прошлых эпох, от ренессанса и древнерусского зодчества до классицизма первой трети XIX века (ампира). Ретроспективизм — всемирное, но при этом глубоко национальное явление. В каждой стране складывались свои школы, свои стили, поэтому не существует однозначного перевода терминов и понятий, связанных с этим направлением.
Болгарское национальное возрождение
Болгарское национальное возрождение (болг. Българското национално възраждане) — период болгарской истории (конец XVIII—XIX вв.) связанный с образованием болгарской нации и борьбой народа за освобождение от османского гнета. Характеризуются с подъёмом национального самосознания, повышении внимания к своему историческому прошлому, к образованию и формированию национального литературного языка.
Смарагд Крыжановский
План Введение 1 Заслуги 2 Семья и образование 3 Педагогическая деятельность 4 Архимандрит 5 Возрождение Полоцкой православной епархии 6 Православный архиепископ
Северное Возрождение
План Введение 1 Отличие от итальянского Возрождения 2 Периоды 3 Представители Список литературы Введение Северное Возрождение — термин, использующийся для описания эпохи Возрождения в северной Европе, или более обобщающе — во всей Европе за пределами Италии, к северу от Альп. Северное Возрождение тесно связано с итальянским Возрождением, но имеется ряд характерных отличий.
Врачев, Иван Яковлевич
Иван Яковлевич Врачев (14 апреля 1898, Екатеринодар — 1997, Москва) — российский революционер, член Президиума ВЦИК, начальник Политуправления и член Реввоенсовета Туркестанского фронта, член ЦК Коммунистической партии Грузии. Один из подписавших Договор об образовании СССР.
Экологическое воспитание и экологическое образование в РФ
Понятие экологического образования и воспитания, его основные цели и задачи. Основания для регулирования правоотношений в сфере экологического образования - федеральный закон "Об охране окружающей среды". Пути и методы экологического образования.
Экологическое нормирование
Как закреплено в Конституции Российской Федерации, каждый гражданин России имеет право на благоприятную окружающую среду и на достоверную информацию о ее состоянии, что означает право жить в такой окружающей среде (ОС), в которой не возникает угроз для его здоровья и условий деятельности. Это право обеспечивается нормированием качества ОС («экологическим нормированием»).
Экологическое лицензирование
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ Экологическое лицензирование— деятельность уполномоченных государственных органов по предоставлению лицензий (разрешений) хозяйствующим субъектам, осуществляющим природопользование или работы, связанные с охраной окружающей среды.
Понятийный аппарат экологического права
Экологическое право: понятия, обеспечении экологической безопасности окружающей среды. Парадоксы экономического и социального развития. Химическое, физическое и биологическое загрязнение, истощение природных ресурсов и проблемы их антропогенного решения.
Экологическое cтрахование в России
Необходимость и проблемы внедрения экологического страхования, его методические основы. Основные условия договора страхования, распределение страховых сумм. Финансирование превентивных мероприятий в экологическом страховании в международной практике.