Светлана Белова
Бизнес-комбинаторика
Эпидемия слияний и поглощений, свирепствующая в течение последних 10 лет среди транснациональных компаний, докатилась и до развивающегося рынка России. Многие даже вспомнили, что Ричард Гир в фильме «Красотка» в свободное от Джулии Робертс время занимался именно этим . Слово «холдинг» стало одним из самых популярных среди руководителей крупных предприятий.
Однако, процедура объединения предприятий (Business Combination) далеко не проста, особенно в нашей правовой системе. Но и выгоды, заставляющие идти на серьезные организационные жертвы, велики:
- Можно расширить рынок сбыта (географический конгломерат, например, когда немецкий производитель автомобилей покупает чешского коллегу). Более трети объединений происходит именно по этой причине.
- Есть надежда, что стоимость объединения окажется выше суммы стоимостей отдельных предприятий, это главный стимул примерно 20% сделок. (По крайней мере, на время подготовки, стоимостью акций будет легко управлять с помощью различных слухов о будущей сделке ).
- Можно объединить усилия компаний, функционирующих и конкурирующих в одной области деятельности (горизонтальные объединения, например, когда сливаются два банка). Увеличение или защита доли рынка стимулирует также около 20% слияний и поглощений.
- Можно расширить спектр выпускаемой продукции (ассортиментный конгломерат, например, когда производитель мыла и шампуней поглощает производителя зубной пасты), около 7% компаний объединяются именно ради привлечения новых товаров или услуг.
- Можно создать производственную цепочку и сконцентрировать всю прибавочную стоимость по готовому продукту в одних руках (вертикальные объединения, например, когда производитель алюминия покупает производителя алюминиевых банок). Это заботит почти 6% объединяющихся предприятий.
- Можно попытаться сократить расходы на управление, создав единый корпоративный центр. Предприятиям же оставить функции только производственных площадок.
- Можно решать в целом стратегические задачи развития холдинга, имея в руках объединенные активы.
«Скомбинироваться» двум отдельным предприятиям можно тремя основными способами:
1. Покупкой (Purchase).
2. Поглощением (Acquisitions).
3. Слиянием (Merger, Consolidation).
При образовании холдинговых и других структур из трех или более предприятий применяются всевозможные комбинации этих способов.
«Ваня! Я Ваша навеки!»
Самый простой и распространенный вид объединения предприятий – прямая покупка путем приобретения контрольного пакета акций. Количество юридических лиц после этой сделки остается неизменным, купленная компания сохраняет свои торговые марки и бренды. Потребители ее товаров и услуг и поставщики могут даже не заметить смены владельца.
Бывшие хозяева компании полностью теряют над ней контроль. Однако, в отечественной практике, это не означает, что покупатель компании сразу получает над ней полный контроль. Менеджмент и персонал предприятия зачастую по году привыкает к смене владельца, сказывается инерция сознания принадлежности «министерству» и «региону», а не «хозяину».
Сами покупатели тоже часто не проявляют активности, бывает, что предприятие покупается «по случаю» или «про запас».
За последние годы в России прошло множество сделок по купле-продаже предприятий, появились юристы, специализирующиеся на сопровождении подобных операций и даже некоторые традиции. К сожалению, надо отметить, что подавляющее большинство приобретенных предприятий были настоящими или искусственными банкротами.
«Не ешь меня серый волк…»
Поглощение, в отличие от покупки означает конец существования приобретаемой компании. Конечно, производственная база и персонал, как правило, остаются. Но в качестве юридического лица предприятие умирает, его торговая марка предается забвению как можно скорее, внедряется новая корпоративная культура, от символики до стиля взаимоотношений.
Определенные риски несут и поглощаемая и поглощающая компании.
Для «жертвы» это:
- Невозможность использования каналов внедивидендного получения дохода.
- Убытки от изменения дивидендной политики новой компании.
- Установление невыгодного курса обмена акций.
- Нарушения прав акционера при сохранении им неконтрольного пакета.
- Потеря статуса совладельца независимой компании.
Риски «агрессора»:
- Переоценка акций поглощаемой компании.
- Излишние затраты на поглощение.
- Приобретение финансово несостоятельного предприятия.
- Ослабление позиций поглотителя на рынке и его финансового состояния после завершения поглощения.
Есть и общие риски:
- Падение курса акций поглощаемой или поглощающей компании на рынке.
- Ухудшение рыночных позиций и финансового состояния на период до завершения процесса поглощения.
И покупка и поглощение предприятий может быть добровольным актом со стороны жертвы, но бывает и иначе. Достаточно часто это выглядит как откровенная агрессия и проводится она методами, похожими на боевые действия.
Можно порекомендовать две статьи, обращенные к потенциальным поглотителям и поглощаемым:
- «Съесть и не подавиться» rid/db.php?db_id=421&l=ru;
- «Защита от жесткого поглощения» rid/db.php?db_id=75&l=ru.
«Мы с тобой одной крови»
Крупные, сильные компании предпочитают не продаваться друг другу, а объединяться, сохраняя частично свою неповторимую индивидуальность. Например, в 1998 году из Price Waterhouse и Coopers & Lybrand получился PricewaterhouseCoopers, а в 2000 году -
Glaxo Wellcome и SmithKline Beecham слилисьв GlaxoSmithKline.
Объединение интересов происходит обычно путем обмена пакетов акциями друг друга. Дальше все зависит от того, чья управленческая команда окажется сильнее и захватит власть.
На ошибках учатся
Задуманное слияние или поглощение редко полностью оправдывает надежды своих инициаторов, еще реже сделками бывают удовлетворены простые акционеры. Консалтинговая компания KPMG проанализировала около 700 крупнейших сделок за 1996-1998 гг. В качестве критерия рассматривалось изменение курсов акций до и после сделки.
Только 17 % компаний увеличили свою суммарную стоимость, у 30 % практически не произошло изменений и 53 % отметили снижение стоимости. Другими словами, 83 % сделок не принесли ощутимой выгоды своим акционерам.
В качестве переменных, влияющих на эффективность сделок, рассматривались две группы факторов:
- оценка синергетики слияния на стадии подготовки, планирование проекта интеграции и due diligence (должная заботливость),
- выбор управляющей команды, разрешение культурных противоречий и коммуникация.
В итоге те компании, которые отдавали предпочтение подготовительной оценке синергетики слияния, оказались на 28 % более успешными, чем в среднем по всем эффективным сделкам. В то же время компании, которые сосредоточили свое внимание на приведении в порядок только финансов, оказались на 15 % менее успешными, чем в среднем по эффективным сделкам.
По второй группе факторов наибольшее влияние оказал выбор управляющей команды - повышение эффективности на 26 % относительно среднего уровня. Тот же показатель получен и для фактора снятия культурных различий между компаниями, участвующими в сделке.
Другие работы по теме:
Корпоративное реструктурирование
11.2. Внешнее развитие предприятия основано на купле (продаже) активов, подразделений, слияниях и поглощениях, а также видах деятельности по сохранению корпоративного контроля. Стратегическая цель — повышение стоимости акционерного капитала за счет изменения структуры активов; аккумуляция средств на главных направлениях развития бизнеса и сохранение корпоративного контроля.
Сравнительный подход к оценке бизнеса
Общая характеристика сравнительного подхода. Теоретические основы, доказывающие возможность его применения и объективность (обоснованность) результативной величины. Характеристика ценовых мультипликаторов. Этапы формирования итоговой величины стоимости.
Оценка фирмы методом компании-аналога
Определение рыночной стоимости 100% пакета акций выбранной компании. Объем фармацевтического рынка России на 2005 г. Повышенный спрос на лекарства в IV квартале 2004г. Краткое описание компании. Корректирование полученных данные о стоимости компании.
Закрытая компания как объект оценки
Понятие оценки бизнеса. Необходимость исследования закрытых компаний, их особенности. Открытые и закрытые компании: юридический и экономический аспекты. Методы оценки закрытых компаний: доходный, закрытый, сравнительный. Метод рынка капитала и сделок.
Оценка контрольного и неконтрольного пакета акций
Оценка стоимости контрольного и неконтрольного пакетов акций В процессе оценки бизнеса часто требуется определение рыночной стоимости не всего предприятия, не всех 100% его акций, а лишь пакета (пая). Важнейший вопрос, который возникает при этом: является ли оцениваемый пакет акций контрольным? Уровень контроля над предприятием, получаемый собственником пакета, влияет на стоимость оцениваемой доли.
по Финансам 4
Оглавление Задание № 2 3 Тестовое задание № 3 4 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 5 Задание № 1 Для оценки проекта производства кирпича на микрозаводе (покупка оборудования – запуск - реализация продукции) использовался критерий IRR, рассчитанный по операционному денежному потоку. Этот показатель оказался равен 28%.
Активы в финансовом менеджменте
Экономическая сущность активов, их классификация и принципы отражения в бухгалтерском учете. Методы оценки имущественной ценности предприятия: фактическая, восстановительная и дисконтированная стоимость приобретения, возможная цена продажи товара.
Преимущества управления знаниями
От того, знает ли компания, как работать лучше и быстрее других, часто зависит ее будущее. Поэтому все большее число компаний начинает относить знания к своим нематериальным активам, а многие из них оценивают их выше, чем материальные активы.
Нерациональное зерно: десять проблем финансиста
Любая сделка основывается на оценке риска, каждый риск должен оцениваться на основе вероятностей. Как выясняется, человек не силен ни в том, ни в другом. Доминирующим фактором в принятии решений являются эмоции.
Выбор иностранного партнера
Московский Государственный Университет Экономики, Статистики и Информатики по дисциплине: «Основы международного бизнеса» на тему: «Выбор иностранного партнера».
Порог сытости
Менеджеры отличаются территориальной подвижностью, высокой чувствительностью к изменениям рынка труда и не ограничены конкретной географической зоной. В то же время, есть выраженные локальные особенности.
Слияния и поглощения 2
Введение Актуальность исследований какого-либо экономического явления во многом определяется его ролью в развитии экономики в целом, причем важно объективно оценить его значимость не только на сегодняшний день, но и в обозримой перспективе.
Слияние и поглощение компаний. Эффект синергизма
Слияние и поглощение как одни из самых распространенных приемов развития компаний. Мировой опыт корпоративного менеджмента в области реструктуризации компаний. Типы слияний, основные цели, которые преследуют стороны, эффективность и последствия сделки.
Как объяснить волны слияний?
Принципы развития крупных компаний и поиск дополнительных источников расширения их деятельности. Пять наиболее выраженных волн в развитии процессов слияния и поглощения. Краткая характеристика периода слияния компаний методом горизонтальной интеграции.
Формирование и анализ стратегии организации
Стратегический менеджмент и определение стратегии организации. Планы, цели, политика как основные элементы стратегии. Процесс выбора стратегии, его этапы. Способы управления организацией. Применение в управленческой практике долгосрочного планирования.
Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы РФ. Рассмотрение и утверждение бюджета РФ
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 4 1.Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы РФ 5 Бюджетное законодательство РФ содержит понятие «консолидированный бюджет» – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст.6БКРФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований.
Слияния и поглощения
Экономическая сущность слияний и поглощений, классификация, тенденции и мотивы сделок M&A. Внешние и внутренние факторы, влияющие на динамику и характер процессов М&А. Классификация основных типов слияний и поглощений компаний. Особенности M&A в России.
Ловушки обучения
В деятельности любой развивающейся компании происходят изменения. Зачастую они настолько существенные, что у руководства возникает необходимость в обучении персонала. Однако действительно ли эффективна данная мера.
Финансовая эффективность слияний и поглощений
Теоретические основы совершения сделок слияния и поглощения: тенденции на рынке, оценка эффекта синергии соглашений. Мировая направленность и финансовая продуктивность процессов в банковском секторе Республики Беларусь (на примере Приорбанка и RZB банка).
Мировые тенденции слияний и поглощений в финансовом секторе
Основные мотивы консолидации в финансовом секторе страны. Особенности поглощений в Европе, США и Японии. Эффективность фирмы с точки зрения издержек и прибыли. Крупнейшие слияния в банковском секторе США в 1986-2006 гг. Роль нового товарного знака.
Организационно-правовые формы некоммерческих организаций за рубежом
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ЗАРУБЕЖНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ФИРМ) Каждая коммерческая организация (фирма), участвующая в хозяйственном обороте, образуется в определенной организационно-правовой форме и действует в рамках норм гражданского и торгового права соответствующего государства, регулирующего ее деловые взаимоотношения с контрагентами.
Стоимость бренда взгляд финансиста
Стоимость бренда: взгляд финансиста Ирина Просвирина Профессор кафедры бухгалтерского учета и финансов ЮУрГУ, научный руководитель программы MBA международного факультета ЮУрГУ
Страхование жизни в Японии
Система страхования жизни Японии следовала за относительно статическим периодом в течение десятилетия и испытывает отмену госконтроля и вход рынка иностранными фирмами теперь. Борьба за выживание имеет место среди японских и иностранных страхователей жизни в "третьем секторе" Рака, медицинского и долгосрочного страхования забот.
Ивестиционны банки
Введение В англо-русском банковском энциклопедическом словаре Б.Г.Федорова инвестиционный банк определен как банк, специализирующийся на организации выпуска, гарантировании размещения и торговле ценными бумагами; осуществляющий также консультации клиентов по различным финансовым вопросам, ориентированный в основном на оптовые финансовые рынки (в США), или как неклиринговый банк, специализирующийся на средне- и долгосрочных инвестициях в мелкие и средние компании (в Великобритании).