Самоназвание алтайцев - алтай-кижи, "человек Алтая". В 1922-1948 гг. в отношении алтайцев применялся этноним ойроты. Алтайцы живут в Республике Алтай (59,1 тыс. по данным на 1989 г.), в Алтайском крае Кемеровской области (5,4 тыс.), Казахстане (689 чел.), Узбекистане (191 чел.) и др. Общая численность алтайцев 70,8 тыс. чел. (по данным на 1989 г.).
Выделяются этнографические группы северных (в дореволюционной литературе - черневые татары) и южных алтайцев (в дореволюционной литературе именовались калмыками белыми, алтайскими, горными, порубежными, бийскими). Основная масса алтайцев относится к южносибирской расе (с примесью центральноазиатского типа у теленгитов и уральской расы у тубаларов).
Алтайский язык относится к кипчакской ветви тюркской языковой группы алтайской языковой семьи (близок к киргизскому языку). Подразделяется на собственно алтайский диалект, теленгитский (ныне считается говором), телеутский (самостоятельный язык в Кемеровской области), тубаларский (говор в Чойском районе), кумандинский (самостоятельный язык в Алтайском крае). Литературный язык сформировался на основе собственно алтайского диалекта. Алтайский язык считают родным 85,1% алтайцев (по данным на 1989 г.). Письменность создавалась в 30-е гг. ХIХ в. на базе русской графики.
Верующие исповедуют христианство (в 1897 г. 34,5% алтайцев были православными христианами), шаманизм.
В горно-степных и степных районах (южные алтайцы) преобладало кочевое и полукочевое скотоводство, в горно-таежных (северные алтайцы) основными видами хозяйственной деятельности были охота и другие лесные промыслы. В обоих районах население занималось земледелием, причем его значение постоянно возрастало. В скотоводстве наряду с пастбищным содержанием окота алтайцы в начале XX в. практиковали зимнюю подкормку, для чего в больших количествах заготовляли сено.
В охотничьем хозяйстве преобладала ружейная охота на пушного зверя, в основном белку. Охотились также с помощью различных ловушек и капканов. Зимой передвигались по тайге на лыжах. Охотничье снаряжение и добычу перевозили на ручных нартах или тащили волоком, завернутыми в кусок конской кожи. Пушнину обменивали на скот и зерно.
Традиционными орудиями обработки почвы у алтайцев были: в степи примитивная соха-андазын, в горах мотыга-абыл. Боронование производили связками сухих веток, на которые накладывали камни. В качестве тягла использовали верховых лошадей. Сеяли в основном ячмень. Урожай убирали при помощи ножа, а молотили короткой палкой. Зерно размельчали в деревянной ступе или на ручной каменной зернотерке.
Алтайские поселения представляли собой небольшие разбросанные поселки, в которых насчитывалось несколько жилых построек, стоявших на значительном удалении друг от друга. Располагались такие поселки, как правило, в долинах рек.
Для разных групп населения были характерны различные жилища. Тип жилища зависел от конкретных природных условий, в которых обитала группа, степени ее оседлости, экономического положения семьи.
В одежде алтайцев, наряду с общими чертами, имелся ряд региональных отличий. В начале XX в. вслед за русскими тканями в костюм алтайцев начали проникать отдельные элементы русской крестьянской и городской одежды, а в районах тесного соседства с русскими зажиточное население стало полностью перенимать русский крестьянский костюм.
Наиболее распространенной и традиционной для алтайцев является молочная пища, представлявшая собой различные стадии переработки кислого и створоженного молока. Молочную пищу употребляли с ячменным толокном или крупой и кореньями съедобных растений. Наиболее распространенными видами молочной пищи были сыры: кислый - курут (хурут) и пресный - пыштак (пызлах) и сквашенное молоко - чегень (айран). Из кобыльего молока приготовляли кумыс. Мясо употребляли мало и, как правило, зимой.
У алтайцев в начале XX в. четко определялись признаки классового расслоения. Формально земля, пастбищные и сенокосные угодья находились в пользовании соседской общины (аила, улуса), однако рядовые общинники, имевшие небольшое количество скота, фактически владели лишь меньшей и худшей частью аильной земли, так как большая и лучшая часть ее была захвачена крупными скотовладельцами, патриархально-феодальной аристократией (зайсанами, башлыками) и кулаками-баями. Рядовые общинники были закреплены за определенными семьями зайсанов, которые представляли общину перед царской администрацией. Часть общинников вообще не имела окота и собственного хозяйства, а жила на положении домашних рабов-кулов (айбачи) в богатых семьях.
У алтайцев существовало представление о том, что мир управляется множеством добрых и злых духов, которыми повелевают два божества: добрый создатель мира Ульген и злой подземный владыка Эрлик. Им обоим в жертву приносили лошадей, мясо которых поедалось участниками церемонии, а шкура растягивалась на шесте и оставлялась на месте жертвоприношения. Алтайцы придавали большое значение общественным молениям. Молились небу, горам, воде, священному дереву-березе.
У алтайцев существовал культ тeсей - семейных и родовых покровителей, воплощением которых считались их изображения. Этим изображениям молились и, чтобы задобрить тeсей, имитировали их кормление. Большинство обрядовых действий совершалось при участии шамана. Обряды совершались под звуки священного бубна, в который шаман бил специальной колотушкой.
В 80-90-е гг. ХХ в. наблюдается подъем национального самосознания алтайцев, развертывается движение за возрождение национальной культуры и языка.
В 1991 г. провозглашен суверенитет Республики Алтай в территориальных границах Горно-Алтайской автономной области. Алтайский язык наряду с русским провозглашен государственным языком Республики Алтай.
С конца 80-х гг. ХХ в. среди алтайцев наблюдается движение за возрождение традиционных родовых подразделений, усиление их роли. Летом 1989 г. в одном из урочищ Онгудайского р-на по инициативе старейшин был проведен праздник сеока майман. Вслед за ним провели свои съезды сеоки мундус, кыпчак, толос, иркит, тодош, сагал. Легитимизация сохранивших свое значение в жизни алтайцев родовых структур сопровождается восстановлением института зайсанов - родовых старейшин. Общественным сознанием этот альтернативный вид власти воспринимается как стабилизирующее начало.
Другие работы по теме:
Особенности национального бизнеса татарский темперамент
Мы продолжаем публикацию серии материалов, посвященных особенностям менталитета различных наций, характерных для нашего региона. В предыдущем номере мы рассмотрели национальные особенности удмуртов и их поведение на работе.
СЭЗ Алтай
КОМИТЕТ РОССИЙСКИЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра экономики народного хозяйства РЕФЕРАТ
Культурный туризм в Кош Агачском районе
Потенциал культурного туризма в Кош-Агачском районе 2.1. Природно-ландшафтные ресурсы Кош-Агачского района Географическое положение. Кош-Агачский район расположен практически в географическом центре Евразии, приблизительно на одинаковом расстоянии от четырех океанов.
Паровой двигатель
РЕФЕРАТ ПО ФИЗИКЕ ТЕМА: ПАРОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ Работу выполнил: Кривоносов Олег ученик 10 класса Самара 1999 год. ПОДВИГ ИВАНА ПОЛЗУНОВА Есть изобретения, которые стоят на рубеже двух эпох развития техники. И через десятилетия, а за частую даже через столетия, ещё острее ощущается вся значимость этих изобретений.
Статистический анализ социально-демографической ситуации
Население как объект статистического наблюдения. Анализ динамики основных демографических показателей. Численность населения по полу, возрасту, месту проживания. Показатели, характеризующие естественное движение населения. Структура и показатели миграции.
Христианизация коренных народов Сибири
Распространение и внедрение христианства в народности Сибири. Языковые проблемы христианизации. Проблема крещения и обращения в православие. Образование и медицина, как средство христианизации. Влияние христианства на религиозное сознание народов Сибири.
Азербайджан: этнопсихологический портрет
Основные типы этносов. Географическое и лингвистическое описание этносферы. Численность населения и государства Азии. Народы тюркской группы алтайской языковой семьи. Этнические грани личности. Черты национального характера. Специфика народа Азербайджана.
Родиола розовая (золотой корень)
Родовое название — уменьшительное от греческого “rhodon” — роза, латинское roseus - розовый. Старинное алтайское поверье гласит: тот, кто отыщет золотой корень, будет до конца дней своих удачлив и здоров, проживет два века.
Шаманизм у народов Сибири
Оглавление 3 Введение 4 1. О шаманах и шаманизме 5 1.1 Шаманский дар 6 1.2 Обретение шаманских способностей 7 1.3 Основные цели шаманизма. 8 1.4 Ритуальные атрибуты 8
Анализ картины "Озеро горных духов" Г.И. Гуркина
Ознакомление с жизненным и творческим путем Григория Ивановича Гуркина. Изображение первозданной высокогорной алтайской природы на картине "Озеро горных духов". Смысловое толкование полотна Тачаловым, Потаниным, Ефремовым. Живописная манера художника.
Жизнь и творчество Г.И. Гуркина
Жизнь и период раннего творчества первого алтайского художника Г.И. Гуркина. Работа под руководством И.И. Шишкина. Пейзажи с документально-познавательным началом. Рисунки Гуркина, выполненные карандашом или пером. Произведения монгольского периода.
Этнический состав населения России
МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.П.ОГАРЕВА Историко-социологический институт КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА На тему: Этнический состав населения России
Северные народы горного Алтая
Характеристика основных этнических меньшинств, проживающих на территории современной России. Алтайцы как тюркский народ, его отличительные признаки. Структура и описание основных родоплеменных групп северных алтайцев: тубалары, кумандинцы, лебединцы.
Этническая история турок
Обзор истории миграции тюрков, развития их общества и государственных образований за историческое время. Определение территории расселения тюркоязычных этносов в свете их миграций и этно-социального развития. Процесс складывания турецкой национальности.
Социально-политическая история кипчаков
Кипчаков своими предками считают казахи, кумыки, карачаевцы, татары, башкиры, киргизы, алтайцы. Происхождение и расовая принадлежность кипчаков, расселение, хозяйство, верования и обычаи. "Кодекс куманикус". Историческая личность: Султан Бейбарс.
История Кузбасса Алтайская духовная миссия
Алтайская духовная миссия. Алтайская духовная миссия основана в 1830 г. выдающимся миссионером прп. Макарием (Глухарёвым), благодаря успешной деятельности к-рого она получила наибольшую известность среди духовных миссий РПЦ, действовавших на территории России в XIX - нач. XX в. Следуя кирилло-мефодиевой традиции (см.
Быт и культура Сибири 17-20век
Быт и культура Сибири 17-20век. БЫТ И КУЛЬТУРА СИБИРИ В 17 ВЕКЕ Становление сибирской культуры происходило на основе складывавшихся в огромном регионе феодальных социально-экономических отношений. Итоги этого процесса в свою очередь влияли на облик и уровень развития сибирского общества. Процесс культурной адаптации имел черты для всех сибиряков и по-особому проявлялся для каждого социального слоя.
Отчет по практическому занятию по СГУ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Санкт-Петербургский Государственный политехнический университет Факультет УПРАВЛЕНИЯ И ИНФОРМаЦИОННЫХ ТЕХНОЛоГИЙ
Национальный и языковой состав населения страны
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КУРСОВАЯ РАБОТА по экономической географии на тему Национальный и языковой состав населения страны.
Сибирский федеральный округ
Содержание Введение Общие сведения Природно-ресурсный потенциал Население Отрасли специализации Агропромышленный комплекс Транспортная сеть Территориальная структура федерального округа
Экономическая характеристика Западно-Сибирского района
Общая характеристика Западно-Сибирского экономического района России, оценка его природно-ресурсного потенциала. Состав населения и трудовые ресурсы. Описание ведущих отраслей промышленности: топливно-энергетический комплекс, черная и цветная металлургия.
Экономическая характеристика Алтайского края
Характеристика Алтайского края: климатические условия, население и его национальная структура, крупнейшие предприятия. Особенности общественного сектора региона, доходы и расходы краевого бюджета. Уровень инновационной активности в промышленности края.
Экономическая География 9класс
россия-148. 17075,4: украина-52. 603,7: узбекистан-20. 447,4: Казахстан-16.6. 2717,3: Белорусь-10.2. 207,6: Азербайджан-7. 86,6: Грузия-5.5. 69,7: Таджикистан-5.2. 143,1: Молдова-4.4. 33,2: Киргизия-4.3. 200: Туркмения-3.6. 488: Армения-3.3. 29,8: Центральный-30.5: Урал-20.4: С-Кавказ-16.8: Поволжье-16.5: З-Сибирь-15: В-Сибирь-9.2: В-Вятский-8.5: Ц-Ч-7.8: Северный-6.2:
Национальный состав России
Содержание работы Особенности национального состава России………………………………………2 Краткая история заселения России………………………………………………….5 Размещение наций и народностей по регионам России…………………….…..…7
Пушные звери Алтая
Общая характеристика ряда представителей семейства пушных, обитающих в горах Алтая. Описание повадок, мест обитания, пищевой рацион, сезонное поведение зверей. Практическое значение пушных зверей для людей. Мероприятия по защите от истребления.