Самоназвание: вадьялайн. На рубеже XIX - ХХ вв. населяли западную часть современной Ленинградской области (Кингисеппский район) - окрестности деревни Котлы и нижнее течение реки Луги. В настоящее время водь проживает в нескольких деревнях в низовьях реки Луги.
По материалам П.И. Кeппена в 1848 г. численность води составляла 5148 человек. В настоящее время по приблизительным оценкам - менее 100 человек. Современное водское население является потомками северо-западной группы води. Водь относится к восточно-балтийскому типу большой европеоидной расы.
Водский язык относится к финно-угорской группе Уральской языковой семьи. Водский язык наиболее близок северо-восточному диалекту эстонского. В настоящее время водский язык знают лишь некоторые люди старшего поколения. Язык бесписьменный.
Археологические находки и данные лингвистики указывают на то, что формирование води относится к I тыс. н.э., когда произошло отделение води от древнеэстонских племен. Территория води являлась частью Новгородских земель в составе которого выделялась Водская пятина как административно-территориальная единица. В конце XV в. территория расселения води вошла в состав Русского централизованного государства. В 1943 г. водь как и остальное финноязычное население территории, оккупированной немецкими войсками, была вывезена в Финляндию. По возвращении в СССР в 1944-45 г. и до середины 1950-х гг. существовали ограничения на расселение в местах прежнего проживания.
В связи с малочисленностью води на территории Ленинградской области не существовало водских национальных сельсоветов. Также не было школ с обучением на водском языке.
Хозяйство водских крестьян в XVIII - ХХ вв. в целом было схоже с хозяйством других этнических общностей региона (русские, ижора, ингерманландские финны).
Земледелие являлось основой хозяйства. Выращивали зерновые (рожь, овес, ячмень), овоши (репа, капуста), с XIXв. картофель. Разводили крупный рогатый скот, овец, свиней, кур. Характерен коллективный выпас скота с наемным пастухом. В деревнях близ Финского залива было распространено рыболовство, в том числе подледный лов. В основном были распространены различные отхожие промыслы. Крестьяне уходили на заработки в Санкт-Петербург или Нарву.
Древним жилищем води являлась рига подобная эстонской жилой риге. В такой постройке жилое помещение и помещение для просушки снопов (собственно рига) были объединены под одной крышей. На бытование в древности такого типа жилища указывает и тот факт, что слово "рихи" обозначало в водском языке жилой дом вообще. В XIX в. также как и у соседних этнических общностей - ижоры, ингерманландских финнов, русских жилой постройкой являлась изба.
Мужская одежда утратила этноспецифические черты уже к началу XIX в. Лишь источники XVIII в. отмечают ношение шапки с красным верхом, отороченной мехом как особенность костюма водских мужчин. В комплексе женской одежды четко различались одежда девушек, молодок и женщин. Девушки носили, глухой сарафан из белого холста без рукавов - "амы", поверх которого надевали короткую кофту - "ихад". После выхода замуж женщине коротко стригли, а в прошлом (до второй половины XIX в.) брили волосы и одевали высокий головной убор из белого полотна - "пайкас".
Значительную часть традиционного рациона питания составлял кислый ржаной хлеб, различные каши (ячменная, ржаная), репа, со второй половины XIX в. v картофель. Из овса готовили толокно. Были широко распространены кисели; молочные продукты (простокваша, творог). В праздничные дни готовили пироги, плоские ячменные лепешки ("иивакко"), мясные блюда. Наиболее распространенным напитком являлось пиво.
Водь - православные. Долгое время сохранялись пережитки язычества. К XVI в. относятся сведения о распространении в Водской земле идолопоклонничества и о жрецах, которых называли арбуи. Еще на рубеже XIX-XX вв. сохранялись пережитки почитания природных объектов: деревьев, камней.
Для води был характерен достаточно свободный выбор брачного партнера самими молодыми людьми. Сватовство делилось на два этапа v собственно сватовство, когда жених и невеста обменивались залогами и табаки ("табакад"), когда в дом невесты приезжали жених, его родители и сват и привозили с собой табак, пироги ("чиима-пиирага"). Курение табака всеми участниками церемонии было непременным элементом этого этапа.
Были широко распространены свадебные причитания, исполнявшиеся в доме невесты самой невестой и ее подружками. Накануне свадьбы как невеста, так и жених совершали ритуальное мытье в бане.
В похоронной обрядности сохранялись многочисленные языческие пережитки. Долгое время обычными были захоронения в святых рощах. Могилы могли обкладывать камнями.
Основной формой семьи в ХХ в. стала малая семья.
В водских деревнях в XIX v начале ХХ вв. фольклористами были записаны свадебные и лирические песни, исполнение которых могло сопровождаться игрой на кантеле. Были широко распространены свадебные причитания.
Другие работы по теме:
Исследование гетерогенности белков сыворотки крови методом зонального электрофореза
М ы Н ы С Т Е Р С Т В О О С В ы Т И У К Р А э Н И ЧЕРКАСЬКИЙ ДЕРЖАВНИЙ УНыВЕРСИТЕТ ьм. Б. ХМЕЛЬНИЦЬКОГО Кафедра органьчною та бьологьчною хьмью ДОСЛыДЖЕННЯ ГЕТЕРОГЕННОСТы БыЛКыВ СИРОВАТКИ КРОВы МЕТОДОМ ЗОНАЛЬНОГО ЕЛЕКТРОФОРЕЗУ ДИПЛОМНА РОБОТА студента 5 курсу природничого факультету Науковий керьвник доктор бьологьчних наук Ч Е Р К А С И 1996
Туризм Кингисеппского района Ленинградской области
Изучение Кингисеппского района Ленинградской области, его перспективность в туристском плане, оценка возможности по приему туристов, выделение привлекательных направлений развития в нем туризма. Разработка тура по региону и расчет его стоимости.
Политическая раздробленность середины XI - XII вв
Политическая раздробленность середины XI - XII вв. Причины раздробленности Время с начала XII до конца XV в. по традиции называют удельным периодом. И действительно, на основе Киевской Руси сложилось примерно 15 княжеств и земель к середине XII в., около 50 княжеств к началу XIII в., примерно 250 - в XIV
Есенин с. а. - Тема родины в поэзии есенина
Никакая родина другаяНе вольет мне в грудь мою. Теперь в советской стороне. Сергей Есенин до боли любил все родное. Да разве не видно это по его произведениям. Бывает пишешь сочинение и никак не найдешь цитату.
Маяковский в. в. - В. маяковский о времени и о себе в поэме
В. Маяковский о времени и о себе в поэмеВо весь голос. Во весь голос. Засадила садик мило дочка и гладь сама садик я садила сама буду поливать. В. Маяковский чувствует в себе силу которая поможет ему сделать шаг через лирические томики и как живому говорить с живыми.
Псковичи в борьбе за независимость
Ливонского отделения Ордена. Первый взгляд сложился в 19 в среди русских и финских историков. В 1929 г его разрабатывал Г. А. Доннер. Вторую точку зрения впервые высказали в нач. 20 в. Л. А. Арбузов и П. Остен-Сакен. В кон. 20 в ее обосновывали Д. Феннел, Э. Хёш и другие
Тема родины в поэзии Есенина
За что можно любить Родину? Конечно, это тема особая: каждый ведь любит Отчизну своей неповторимой любовью. За что любил родную землю такой предельно русский поэт, как Есенин?
За что можно любить Родину?
За что можно любить Родину? Конечно, это тема особая: ведь каждый любит Отчизну своей неповторимой любовью. За что любил родную землю такой предельно русский поэт, как Есенин?
Слово о погибели Русской земли
"Слово о погибели Русской земли" - выдающееся произведение древнерусской литературы, написанное в Киеве при дворе князя Ярослава Всеволодовича в годы монголо-татарского нашествия (возможно, в н.1238).
Во весь голос
Автор: Маяковский В.В. Первое вступление в поэму Уважаемые товарищи потомки! Роясь в сегодняшнем окаменевшем дерьме, наших дней изучая потемки, возможно,
Личная жизнь, творчество и гибель Сергея Есенина
Сергей Есенин как представитель новокрестьянской поэзии и имажинизма, поэтическая лирика психологизированного пейзажа. Неустройство личной жизни, становление профессиональной карьеры, алкоголизм и депрессия, взаимоотношения с властью и гибель поэта.
От язычества к христианству
Поэтическое одухотворение природы и её явлений в древнерусском язычестве. Персонификация сил природы в пантеоне славянских богов (Перун, Рода, Велес). Календарные праздники и обряды, связанные с ними. Развитие градостроительства в домонгольской Руси.
Копорье
Копорская крепость - один из замечательных памятников русского средневекового оборонительного зодчества. 1240 год - разрушение крепости ливонцами. Победа новгородского войска во главе с Александром Невским. Копорская крепость во время Северной войны.
Новгородская земля в XII - начале XIII в.
Специфика развития Новгородской земли в XI–XIII вв. была во многом связана с предшествующим временем, потому что именно в древности были заложены своеобразные черты и новгородского общественно-политического устройства, и ориентиры новгородской экономики.
Новгород в XI - XII вв.
Новгород Великий был единственным из древних городов, избежавшим упадка и дробления в XI-XII вв. Киев был основан на границе со степными кочевниками. Новгород - на границе с финскими землями. История Новгорода запечатлелась в топонимике.
Ливонский поход на Русь
Введение 1 Истоки конфликта 2 Первый этап 1240—1241 3 Завершение похода. Ледовое побоище 4 Итоги похода Список литературы Ливонский поход на Русь Введение
Ингерманландия ХVII-ХVIII веков
Процесс заселения финнами ижорской земли в XVIII веке. Переселение финнов на территорию Ингерманландии после заключения столбовского мирного договора. Переход ингерманландских земель под власть России. Влияние С-Петербурга на Ингерманландию.
Ледовое побоище
Летом 1240 года в Новгородскую землю вторглись немецкие рыцари из Ливонского ордена, созданного из орденов Меченосцев и Тевтонского. Еще в 1237 году римский папа Григорий IX благословил немецких рыцарей на завоевание коренных русских земель.
Откуда есть пошла земля русская
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ РЕФЕРАТ По дисциплине: «История» Тема: «ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА ЗЕМЛЯ РУССКАЯ» Выполнила: Максимова Милана Иосифовна
Суверенные феодальные земли на Руси
Московский Государственный Авиационный Институт (Технический Университет) РЕФЕРАТ По предмету: История отечества На тему: Суверенные феодальные земли на Руси.
Вопрос о местоимении как части речи в русской грамматике
Рассмотрение понятия и категориального значения местоимений как части речи; их семантические и функциональные признаки. Ознакомление с грамматическими особенностями местоимений, такими как одушевленность/неодушевленность, склонение и категория лиц.
Карельский перешеек
Земли, которые являются предметом нашего рассмотрения, были заселены человеком еще в эпоху мезолита, т.е. около 8 тысяч лет до н.э. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки, обнаруженные в местах стоянок первобытного человека.
Країни Балтії
Рівень історичного розвитку, природні умови та ресурси, національний колорит і культура Прибалтійських країн: Естонія, Литва, Латвія. Географічне положення та особливості клімату, етнічний склад і чисельність населення та зовнішньоторговельні зв'язки.
Ижора
В XVIII - начале ХХ вв. ижоры расселялись в пределах современной Ленинградской области (западные районы и южная часть Карельского перешейка) чересполосно с русскими, ингерманландскими финнами, водью.
Финский Залив
- восточная часть Балтийского региона, простирается на 390 км и имеет глубину у входа до 100 м. В Финский залив впадает крупнейшая река Нева с водосбросом более двух тысяч кубометров в секунду, что оказывает существенное влияние на весь Балтийский регион.
Финно-угорские народы
После славянской и тюркской эта группа народов - третья по численности среди всех народов России. Из 25 млн. финно-угров планеты более 3 млн. живет сейчас на территории России.