Самоназвание одул - вадул "сильный", "могучий", сосуществовало с названием отдельных территориальных и племенных групп: чуван, анаул, ходын, омок и т.д. Современный этноним, вероятно, имеет тунгусское происхождение, от дюкэгир, где дюкэ "лед", "ледяной", а гир , типичный суффикс для названий тунгусских родов. Интерпретация возможна как "мерзлые, говорящие невнятно", либо, как собственно юкагирский определитель эпохи мифических предков "ледяных стариков".
Расселяются, в основном, в бассейне реки Колымы, в Магаданской области и в Республике Якутия (Саха). Численность по переписям: 1897 г. - 754, 1989 г. - 1142.
В ХVII в. юкагиры делились на ряд племен, наиболее крупными из которых были ходынцы, чуванцы и анаулы. Для них был характерен низкий уровень этнического самосознания. По территории обитания, юкагиры делились на ряд территориально-хозяйственных групп.
Антропологически юкагиры относятся к байкальскому антропологическому типу североазиатской расы. В настоящее время в антропологическом типе юкагиров выявлен европеоидный сдвиг по сравнению с прочими байкальскими популяциями. Юкагиры по ряду признаков попадают в самый центр уральских групп (манси, ненцы, ханты), но имеют по отношению к ним наибольшую степень выраженности монголоидного комплекса, что, как и данные языка, свидетельствует о былом урало-юкагирском единстве.
Систематическое положение языка юкагиров неоднозначно. Традиционно он включается в группу (семью) палеоазиатских языков, в которой, по степени близости к другим языкам, занимает обособленное место. Наличие в нем уральской основы учитывается в ряде современных лингвистических классификаций, где выделяется "Урало-юкагирская языковая семья", в которой юкагирский язык выделяется на уровне самостоятельной группы. Территориально он распадается на верхнеколымский и тундровый диалекты.
В этногенетическом плане они рассматриваются как потомки древнего населения северо-восточной Сибири, а их культура генетически связывается с поздненеолитической ымыяхтахской культурной традицией, территориально широко представленной в археологических памятниках от Хеты до Чукотки.
В ХVIII-ХIХ вв. юкагиры оказались в центре этнических процессов протекавших на севере Восточной Сибири, связанных с формированием за счет юкагирской, этнической территории эвенов, якутов и чукчей. Уже в нач. ХVIII в. в бассейне Яны расселяются преимущественно якуты и эвены, на Колыме и Индигирке юкагиры составляли около половины населения. Существенную роль в их интеграции с пришлым населением играла христианизация. В Х1Х в. между Леной и Индигиркой юкагирский язык практически исчез.
К концу ХIХ в. этнические традиции удалось сохранить, в основном, колымским юкагирам. Основу их культурной самобытности составили охота на дикого оленя и транспортное оленеводство для тундровых и охота на копытных, рыболовство и собаководство, для верхнеколымских, а также язык. Многие элементы их материальной культуры в течение ХVIII-ХIХ вв. складывались в уподоблении эвенским, чукотским и якутским (орудия труда, транспорт, одежда и др.). В то же время, в культуре юкагиров сохранился ряд архаических черт (культ предков и шаманов, жертвоприношения собак, "вороний эпос и т. п.), восходящих к древней циркумполярной традиции культуры охотников на дикого оленя.
В подтаежной зоне Колымы, Индигирки и Яны основой хозяйства было речное и озерное рыболовство, охота, культура в своей основе соответствовала общесибирской таежной. В зоне тундры в большей степени сохранились традиции культуры охотников на дикого оленя подвижным образом жизни, облавными охотами и транспортным оленеводством. В отдельную группу иногда выделяют оседлых юкагиров устьев рек, которые специализировались на рыболовном промысле и охоте на дикого оленя. Атрибутика культуры отдельных групп юкагиров имеет свои особенности.
Другие работы по теме:
Дивергенция языков и проблема корреляции между языком и расой
Отсутствие единства в определении числа языков обусловлено тем, что в лингвистике до сих пор не выработан единый критерий проведения границы между языком и диалектом. Ее часто проводят исходя из наличия или отсутствия взаимопонимания между говорящими.
Религии народов Северной Азии
Шаманство и анимистические шаманские верования. Шаманство и нервные болезни. Наследственность, преемственность и стадии развития шаманства. Женское шаманство и кузнечный культ. Пережитки тотемизма и культ медведя. Высшие божества, религия лопарей.
Полюс Холода Верхоянье
История Якутии это история борьбы с суровыми климатическими условиями Севера. Не будет преувеличением сказать, что все народы Якутии выиграли эту нелегкую борьбу, обогатили человечество опытом хозяйствования на самом холодном крае земли
Причины долголетия
Продолжительность жизни. Можно ли продлить жизнь? Краткий ракурс в историю макробиотики.
Подражательные танцы народов Севера
Танцевальная культура коренных народов Севера: эвенов, эвенков, ительменов, коряков, чукчей, юкагиров и эскимосов. Взаимосвязь сюжетов подражательных танцев с фольклором и обрядовой культурой. Анализ лексики подражательных танцев народов Севера.
Традиционная культура чукчей
Первые упоминания о чукчах в русских документах, их прародина и расселение. Общественный строй, верования и обряды. Основные занятия и быт чукчей. Активизация торговых контактов с русскими. Образование Чукотского национального округа в 1930 году.
Инородцы в Российской империи
Управление коренными народами Сибири по "Уставу об управлении инородцами". Разделение инородцев на группы. Управление "инородцев". Политика царского правительства в отношении коренных народов Сибири по "Уставу об управлении инородцами".
Народы Сибири накануне русской колонизации
Общая характеристика Сибири: ее географическое положение, особенности климата и животного мира. Коренное население Сибири, его численность, объекты промысла и разнообразие хозяйственно-культурных типов, занятия: охота, оленеводство, рыболовство.
Бродячие инородцы ловцы
Бродячие инородцы (ловцы) — составляли особый класс сибирских инородцев, и, со времени издания Положения об управлении инородцев 1822 г., отличались законодательством Российской империи от оседлых, кочевых и других сибирских инородцев. К ним были отнесены "те инородцы, кои, не имея никакой оседлости, отдельными родами или же семействами переходят с одного места на другое по лесам и рекам или урочищам, для звероловного и рыболовного промысла [1].
Быт и культура Сибири 17-20век
Быт и культура Сибири 17-20век. БЫТ И КУЛЬТУРА СИБИРИ В 17 ВЕКЕ Становление сибирской культуры происходило на основе складывавшихся в огромном регионе феодальных социально-экономических отношений. Итоги этого процесса в свою очередь влияли на облик и уровень развития сибирского общества. Процесс культурной адаптации имел черты для всех сибиряков и по-особому проявлялся для каждого социального слоя.
Конституционно-правовой статус субъектов рф
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1 Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации 1.1 Состав РФ и ее субъектов 1.2 Характеристика Конституционно-правовой статуса республики
Первооткрыватели Дальнего Востока
Национальный институт Имени Екатерины Великой Курсовая работа Тема: Первооткрыватели Дальнего Востока. Работу выполнила: Студентка первого курса,
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению
Понятие пенсии по государственному обеспечению, условия ее назначения, порядок начисления и размер. Граждане, имеющие право на пенсию по государственному обеспечению, условия назначения пенсий военнослужащим и участникам Великой Отечественной войны.
Национальный и языковой состав населения страны
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КУРСОВАЯ РАБОТА по экономической географии на тему Национальный и языковой состав населения страны.
Население Дальнего Востока
Характеристика демографических процессов на Дальнем Востоке. Динамика рождаемости в регионе. Динамика смертности, влияние ее на демографическую ситуацию. Половозрастная и национальная структура населения Дальнего Востока. Коренные народности Севера.
Население и трудовые ресурсы России
Динамика и численность населения России, возростно-половая структура и закономерности территориально размещения. Миграция и резервы трудовых ресурсов. Социально-демографические проблемы на современном этапе и пути их решения в условиях рыночной экономики.
Жизнь и деятельность чукчей
Основные занятие тундровых чукчей — кочевое оленеводство, имевшее мясо-шкурный характер; береговых чукчей — охота на нерпу и тюленя, летом и осенью — на моржа и кита.
Малые народы России
1. ИТЕЛЬМЕНЫ Ительмены - один из древнейших, но, к сожалению, малочисленных народов Севера. Анализ археологических раскопок на Камчатке показал, что самым ранним памятникам ительменской культуры 5200 лет.
Арктика и Антарктида
Ученицы 7 класса Рижской средней школы N74 Зубковой Людмилы Если идти на север, никуда не отклоняясь, вы обязательно попадете на Северный полюс. Там на полгода солнце скрывается за горизонтом, а затем так же долго не сходит с неба. Полярная ночь и полярный день в течение многих суток — наиболее приметный признак северной околополюсной области Земли.
Цветная металлургия России
ЦВЕТНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ РОССИИ. Цветная металлургия России производит разнообразные по физическим и химическим свойствам конструкционные материалы. В состав этой отрасли тяжелой промышленности входят медная, свинцово-цинковая, никеле - кобальтовая, алюминиевая, свинцово-цинковая, титано-магниева, вольфрамо-молибденовая промышленность, а также производство благородных и редких металлов.
Чукчи
Чукчи живут в Чукотском (11 300 человек) и Корякском (1 200 человек) автономных округах. Язык - чукотский.
Арктика
Краткий географический очерк.
Санников Яков
Pоссийский промышленник. Исследователь Новосибирских островов (1800- 1811). Открыл острова Столбовой (1800) и Фаддеевский (1805). Высказал мнение о существовании к северу от Новосибирских островов обширной земли, так называемой Земли Санникова.