Реферат: Понятие предвыборной агитации - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Понятие предвыборной агитации

Рефераты по государству и праву » Понятие предвыборной агитации

Понятие предвыборной агитации

Предвыборная агитация - деятельность, имеющая целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против того или иного кандидата.

В статье 2 Федерального закона Российской Федерации от 19 сентября 1997 года N 129-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав") предвыборная агитация определяется как деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них.

В действующем законодательстве России предвыборная агитация рассматривается как стадия избирательного процесса. В этом аспекте предвыборную агитацию можно рассматривать как определенный законом временной период избирательной кампании, в рамках которого зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, осуществляют избирательные действия в целях побуждения избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) .

Понятия «агитация», «политическая агитация», «предвыборная агитация», которые сегодня находят весьма широкое применение как в правовой науке, так и в политической практике, имеют глубокие исторические корни и практику. Так, например, в истории Афинского государства в VIII-VI веках до н.э. мы находим примеры борьбы мнений, которая велась только на стадии обсуждения избираемого кандидата, но после того, как общее мнение присутствующих начинало формироваться, вопрос ставился на голосование. То есть стадии агитации (если ее можно так назвать) и голосования были непосредственно связаны. В Римской республике в V - III веках до н.э. стадия агитации появляется уже как самостоятельный период избирательной борьбы  с момента внесения имени кандидата в список для голосования и до дня выборов. Наиболее распространенным способом агитации был «обход» избирателей самим претендентом, в этот же период появляются и первые ограничения проведения агитации, в частности устанавливается запрет на бесплатные пиры и зрелища для граждан, на подарки и раздачу денег.

По мере развития демократизма избирательных систем, возникали и развивались приемы и способы завоевания голосов избирателей, в том числе и за рамками установленных порядка и правил. Примеры поиска подобных приемов мы находим в переписке Квинта Туллия Цицерона и его брата Марка Туллия, в изложении системы парламентских выборов в средневековой Англии и избирательных процедур в средневековой Франции, в описании земских соборов Русского государства, данном Черепниным В.Л. в его работе «Земские соборы Русского государства в ХVI - ХVII вв.».

Развитие европейских государств в ХVII - XIX вв., либерализация эко - номической, политической, культурной жизни требовали соответствующих изменений в системе государственного устройства, широкого доступа к управлению государством прогрессивной общественности, представителей творческих профессий, рабочих, студентов, городской бедноты. Одним из важных направления развития законодательства стало регулирование вопросов агитации, поскольку, по свидетельствам современников, она принимала принципиально важное значение в обеспечении победы на выборах.

Примерно аналогичная картина наблюдалась и в России. По мнению отечественных историков, в частности, соборы конца ХVI - начала ХVII вв. проходили в обстановке острой избирательной борьбы и сопровождались широкой избирательной агитацией зачастую с нарушением порядка и правил. Наиболее активно избирательное право в России развивалось во второй половине XIX - начале XX вв. Именно в это время в обществоведении впервые делается попытка сформулировать понятие «агитация», «предвыборная агитация». Так, в энциклопедическом словаре, вышедшем в свет в 1890 году мы находим такое определение: «Агитатор, в политической жизни называется лицо, подготовляющее общественное мнение для известных целей. Агитация может быть направляема и к совершенно законным, великим целям, а может быть и весьма опасна для государства, если направлена к нарушению законов и права».

На сегодняшний день  предвыборная агитация в Российской Федерации - это деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов).


Правовые основы предвыборной агитации в Российской Федерации.

В настоящее время отечественное законодательство о выборах в целом сформировалось и вступает в стадии совершенствования.

Нормы, регулирующие вопросы предвыборной агитации на федеральном уровне, содержатся в таких нормативно-правовых актах как: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ; Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ; Федеральный закон «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ; Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. № 2124-1; Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ; Федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» от 13 января 1995 г. № 7-ФЗ; Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ

К субъектам предвыборной агитации относятся: граждане Российской Федерации, кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, общественные объединения. В соответствии с определением деятельность иных субъектов не может быть признана законной агитацией и должна рассматриваться в качестве иной деятельности.

Агитационные публичные мероприятия – собрания с гражданами, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, проводимые с целью предвыборной агитации.

Агитационное публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, избирательного объединения.

Проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования в целях предвыборной агитации регулируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", Избирательным кодексом, законами субъектов РФ.

В соответствии с Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" используются следующие основные понятия:

1) публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики;

2) собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;

3) митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

4) демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

5) шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

6) пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации;

Как показывает практика, агитационные материалы выпускаются и распространяются в весьма разнообразной форме: печатной продукции (книги, журналы, календари, газеты, листовки и проч.), аудиовизуальных материалов (видеокассеты с фильмами о кандидатах либо партиях, аудиозапись), в иных формах (на рекламных щитах, расположенных на улицах и в иных местах).

Три наиболее распространенных метода агитационной деятельности в России: а) ее осуществление на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, б) посредством проведения публичных мероприятий, в) путем выпуска и распространения агитационных материалов. Также актуальным в России стало активное проведение публичных акций, пикеты, где идет распространение агитационных материалов, а также посвященные тем или иным темам митинги протеста.

Наиболее распространенными агитационными мероприятиями в зарубежных странах являются демонстрации, собрания и шествия.

Проблемы законодательного регулирования предвыборной агитации в Российской Федерации

Действующее российское законодательство, регулирующее общественные отношения по поводу осуществления предвыборной агитации, в целом соответствует общепризнанным мировым стандартам в данной сфере. Вместе с тем необходимо его дальнейшее совершенствование, направленное, прежде всего, на устранение существующих в законодательстве, посвященном предвыборной агитации противоречий. Изучение состояния федерального законодательного регулирования предвыборной агитации, практики его осуществления позволяет утверждать о наличии ряда проблем.

Известно, что до и после своего принятия 12 июня 2002 года, закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подвергался серьезной критике. Проблема в том, что к разряду агитации по этому закону можно при желании отнести почти любую публикацию о партии или кандидате.

Одним из пробелов в регулировании предвыборной агитации является проблема разграничения понятий «информирование избирателей» и «предвыборная агитация». В Российской Федерации на законодательном уровне вопросы информационного обеспечения выборов в рамках предвыборной кампании регулируются главой 7 ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», которая называется «Гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах». Статья 44 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» включает категории «предвыборная агитация» и «информирование избирателей» в общее определение «информационное обеспечение выборов». Однако если для предвыборной агитации законодатель ввел легальное определение, то понятие «информирование избирателей» как таковое в законе отсутствует.

В соответствие с ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» предвыборная агитация может проводиться на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях; посредством проведения агитационных публичных мероприятий; посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов; иными не запрещенными законом методами. Затруднения вызывает возможность применения так называемых, «иных, не запрещенных законом форм», которые так же указываются законодателем в качестве форм проведения предвыборной агитации в СМИ, но одновременно с этим не расшифровываются.

Большинство демократических стран не регулирует размещение агитационных материалов в печатных СМИ, рассматривая это как покушение на свободу прессы. Не регулируются также все частные СМИ и партийные СМИ, даже если они являются эфирными. Тем самым обеспечивается право избирающей части общества на высказывание мнения, подачу информации и обсуждение. В ряде стран вопрос о совмещении интересов двух частей общества (избирающих и избираемых) и их прав на высказывание в СМИ в предвыборный период решается на основе рекомендаций, содержащихся в Декларации о критериях свободных и справедливых выборов. В параграфе 3 Декларации говорится: «Каждый индивидуально или совместно с другими лицами имеет право свободно выражать политические взгляды, искать, получать и сообщать информацию», «каждый кандидат или каждая политическая партия должны иметь равные возможности доступа к СМИ целью изложения своих политических взглядов», «вышеуказанные права могут быть ограничены в исключительных случаях, которые предусмотрены законом и обоснованно применяются в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, поддержания общественного порядка и защиты морали, а также прав и свобод граждан».

Широкое использование глобальной компьютерной сети Интернет для целей предвыборной агитации при проведении избирательных кампаний является важным фактором информационно-психологического воздействия на общественное сознание в целом и на электоральное поведение избирателей в частности, а с дальнейшим ростом числа пользователей сети это влияние будет усиливаться. Но при этом на сегодняшний день остается не решенной проблема статуса сети Интернет.

Выводы:

Действующее российское законодательство, регулирующее общественные отношения по поводу осуществления предвыборной агитации, в целом соответствует общепризнанным мировым стандартам в данной сфере. Вместе с тем необходимо его дальнейшее совершенствование, направленное на устранение существующих в законодательстве, посвященном предвыборной агитации, противоречий.

Из-за большого количества неточностей и двусмысленностей, содержащихся в действующем законодательстве, на практике возникает много спорных ситуаций, решение которых очень затруднительно. Поэтому имеют место нарушения ведения предвыборной агитации при отсутствии у субъектов вины или умысла.

Установление юридической ответственности за нарушения правил предвыборной агитации является важнейшей гарантией проведения подлинно демократических выборов.

Вопросы юридической ответственности за нарушение установленного порядка предвыборной агитации являются чрезвычайно острыми и актуальными, поскольку ответственность – это главный механизм, обеспечивающий эффективность законов, а предвыборная агитация , являясь центральной стадией любой избирательной кампании, наиболее подвержена различного рода нарушениям.