Реферат: Вавилон и кодекс царя Хаммурапи правовое регулирование гостеприимства в древности - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Вавилон и кодекс царя Хаммурапи правовое регулирование гостеприимства в древности

Рефераты по государству и праву » Вавилон и кодекс царя Хаммурапи правовое регулирование гостеприимства в древности

Контрольная работа


по дисциплине: «Гостиничный сервис»


на тему: «Вавилон и кодекс царя Хаммурапи: правовое регулирование гостеприимства в древности»


Содержание


Введение 3
1. Вавилон и его привлекательность для путешественников 5
2. Кодекс царя Хаммурапи 6
3. Гостеприимство в Вавилоне и других городах Междуречья 7
Заключение 10
Список литературы 11

Введение


Путешествия в Древнем мире являлись составной частью образа жизни. Но в силу того, что условия, сопровождающие путе­шественника, были крайне тяжелы, к походам и экспедициям относились со священным трепетом. Путешествующий восприни­мался как отмеченный и оберегаемый богом человек. Перед лю­бым предстоящим походом обязательно совершались сложные об­ряды, во время которых приносились обильные жертвы богам, чтобы они максимально оберегали странников.

Развитию путешествий в древнем мире способствовали:

— общественное расслоение населения;

— появление товарно-денежных отношений (развитие торговли);

— развитие культуры и искусств (в античных цивилизациях были созданы выдающиеся памятники скульптуры, архитектуры, которые, в свою очередь, стали объектами путешествий познавательного характера);

— развитие разных религий (именно в настоящее время начинается бурное развитие разных религий, и одной из целей путешествий становится знакомство со святынями, посещение храмов, выполнение религиозных обрядов, организация религиозных праздников и участие в них, возникновение паломничества, которое полагает одним из древнейших видов туризма);

— развитие науки и исследования окружающего мира (в античные времена были открыты целебные источники и местности с уникальным климатом, посещение которых становится целью рекреационных путешествий, то есть отдыха, лечения, воспроизведения физических сил и утраченного душевного равновесия); например: известные Этруские минеральные источники на Севере Апеннинского полуострова были местом отдыха и лечения римской знати;

— развитие физической культуры и спорта (в античные времена начали организовываться спортивные мероприятия и строиться сооружения для их проведения, которые удовлетворяли потребность сооружения для их проведения, которое удовлетворяло потребность народных масс иметь не только хлеб, но и зрелища); например: Олимпийские игры в древней Греции, гладиаторские бои в Риме;

— усовершенствование транспортных средств и строительство дорог. Одной из важных причин строительства дорог и прокладки морских и сухопутных путей была торговля. Средиземное море было перекрестком многих торговых путей, и города, которые находились на его побережье, процветали. В зависимости от вида основного товара, или стран — конечных пунктов пути, появились такие названия дорог: «Дорога благоухания» (пересекала из юга на север весь Аравийский полуостров, открытый в II ст. до н.э.); «Большой шелковый путь» (имел не только важное торговое значение, но и политическое; вдоль этого пути были оборудованы караван-сараи, в которых путешествующие могли отдохнуть).

— создание инфраструктуры гостеприимства для путешествующих.

Несмотря на расширение географического пространства, увеличение спектра целей путешествий и строительство специальных объектов для отдыха, лечения, развлечений и паломничества, туризм хотя и существует, но не имеет специальной организации и коммерческой направленности.

В древнем мире основными мотивами путешествий были:

— торговля;

— завоевание новых территорий;

— паломничество;

— познавательные нужды;

— лечение;

— развлечения.


1. Вавилон и его привлекательность для путешественников

География путешествий Древнего мира была связана с крупными культурными и религиозными центрами. Такими центрами были города с их роскошными дворцами, величественными храмами, шумными базарами и другими достопримечательностями, что привлекало странников, торговцев и просто любопытных чужестранцев.

Самым знаменитым и могущественным из городов древности был Вавилон. Он располагался в северной части Двуречья, на берегу реки Ефрат. Город был основан шумерским племенем в III тысячелетии до нашей эры и назван «Кадингирра», что означает «Врата бога». Населенный аккадскими племенами город стал называться «Баб-или», греки называли его «Бабилон», а на Русь его название пришло из Византии в форме «Вавилон». Город, стоявший на перекрестке дорог, достигал по тем временам огромных размеров.

Планировка Вавилона также была удивительной, так как представляла собой правильный четырехугольник, разделенный ровными улицами на большие прямоугольные кварталы. Ефрат делил город на две части. Вокруг города были возведены мощные восьмикилометровые крепостные стены с восьмью воротами, которые были названы по именам главных богов. Каждые из восьми ворот служили началом одной из главных улиц, следуя по которым путешественник попадал в один из храмов города. Ворота, улица и храм, к которым они вели, носили одинаковое название и были посвящены одному какому-либо крупному божеству.

К югу от главного дворца, на берегу Евфрата, находилось святилище Мардука, основного бога вавилонского пантеона, бога-отца, «царя царей». Оно представляло собой ступенчатую башню (зиккурат), достигавшую 90 метров высоты, увенчанную изваянием Мардука из чистого золота.

Было у вавилонян и свое олицетворение планеты Венера – Иштар, богиня плодородия и плотской любви, войны и распри. В ее честь были воздвигнуты великолепные ворота Иштар, напоминающие триумфальную арку и предназначенные для ритуальных целей. Ворота богини являлись парадным входом в город, они были облицованы цветными плитками с изображениями быков и драконов. К воротом вела дорога Мардука, это была священная дорога, по которой религиозные процессии шли к главному храму города.

Во все периоды своей истории Вавилон являлся важным религиозным центром. В эпоху расцвета города в нем насчитывалось пятьдесят три храма, около тысячи святилищ и несколько сотен уличных алтарей.

Самым известным дворцом Вавилона был дворец Навуходоносора II, занимавшего площадь в четыре с половиной гектара. Именно на территории этого дворца находилось утраченное сейчас одно из чудес света – висячие сады Семирамиды.

Вавилон представлял собой необыкновенный город, поражавший воображение людей того времени своими необычными сооружениями – мощными укреплениями, высокими храмами, масштабными дворцами, необычными висячими садами и привлекал своей красотой и славой путешественников, торговцев, паломников.


2. Кодекс царя Хаммурапи

Одним из известнейших царей Южного междуречья был царь Хаммурапи, правивший в 1792 – 1750 годы до нашей эры и сделавший Вавилон государственной столицей. Город превратился в крупнейший политический, хозяйственный и культурный центр, давший стране название Вавилония.

Хаммурапи был также известен благодаря своду законов (или Кодексу Хаммурапи), созданного им в конце его правления (приблизительно в 1750-х годах до н. э.). Этот кодекс является одним из древнейших законодательных памятников. Найден археологической экспедицией Жака де Моргана в ходе раскопок в 1901-1902 годах в Сузах (территория древней Месопотамии). Этот свод из 282 законов (37 уничтожено) представляет собой чёрный базальтовый столб. Законы выбиты клинописью на обеих сторонах столба на классическом вавилонском диалекте аккадского языка. В верхней части столба изображен сам Хаммурапи, получающий законы из рук бога солнца Шамаша (по другой версии, на стеле изображен бог Мардук). Часть текста законов была сбита и может быть частично восстановлена по другим источникам (например, цитатам законов на глиняных табличках).

Законы Хаммурапи непосредственно вытекают из шумерской правовой традиции и являются одним из важнейших источников для изучения права и социально-экономического устройства Месопотамии того времени. В центре внимания законов хозяйственные, экономические и семейные отношения. Ограничиваются и регламентируются частнособственнические отношения, утверждается государственный контроль над хозяйственной жизнью.

Некоторые исследователи отмечают, что из Кодекса Хаммурапи фактически вытекает современный принцип презумпции невиновности. В случае членовредительства последовательно проводится принцип талиона, хотя если социальный статус виновного выше, чем у пострадавшего, наказание значительно мягче.

В настоящее время столб с законами Хаммурапи хранится в парижском музее Лувр.

Также сохранился Тель-Амаранский архив (360 глиняных табличек), представляющий собой дипломатическую переписку Египта XVI—XV вв. до н.э. с Вавилоном и другими восточными государствами древности. В Законах царя Хаммурапи (Вавилон, XVIII в. до н.э.) содержались положения, регулировавшие вопросы международных отношений Вавилона.


3. Гостеприимство в Вавилоне и других городах Междуречья

Традиции гостеприимства так же древни, как сама человеческая цивилизация, они от века существовали у всех народов. Гостем считался не только родственник или знакомый, забежавший «на огонек», но и любой странник и путешественник, ищущий пристанища. Известно, что еще в Вавилоне существовали таверны и постоялые дворы, о них упоминается в законах Хаммурапи.

В Междуречье некоторые правительственные заезжие дворы принимали и случайных путников, которые не находились на царской службе. В городах же такие путники ночевали в частных заезжих дворах. Гостеприимство в таких дворах большой роли не играло. Месопотамские заезжие дворы известны с первой половины III третьего тысячелетия до нашей эры. Обеспечение ночлега в них было побочным делом. Главным заданием заезжих дворов было обеспечение посетителей спиртными напитками и продажными женщинами. Владели подобными заведениями женщины-шинкарки и сводницы.

В заезжих дворах подавали популярные в Междуречье напитки: финиковое вино и ячменное пиво. Существовали запреты разводить напитки водой. Хаммурапи предусматривал за разведение вожжой вина и пива потопление виновного в реке. Порядочным людям вход в такие заведения не рекомендовался. Если женщина, отказавшаяся от духовного сана, входила в шинок, ее наказывали сожжением на костре.

Законы Хаммурапи предписывали владельцам таверн доносить властям на посетителей, замышлявших преступление и проговорившихся об этом за едой. Ослушание каралось смертной казнью. Таверны того времени пользовались дурной славой из-за плохого качества питания, зачастую разбавленного вина, а также из-за содержавшихся там притонов греха, домов терпимости. В странах Древнего Востока было принято путешествовать на верблюдах, собираясь в большие караваны. На караванных путях для ночевок разбивали шатры. Опасаясь песчаных бурь и нападения разбойников, путники нередко останавливались в так называемых караван-сараях, первые свидетельства о которых относятся еще к III тыс. до н.э. к временам Древней Ассирии. Постепенно караван-сараи превратились в своеобразные гостиничные комплексы, которые включали загон для верблюдов и помещения для ночлега людей, окруженные крепостной стеной. Удобства, которые предоставлялись путешественникам в Азии, значительно превосходили те, на которые в это время можно было рассчитывать в Европе. Гостиниц в древнем мире явно не хватало. Евангельские тексты повествуют о том, что проведение переписи населения Вифлеема привело к переполнению местных гостиниц. Святое семейство разместилось на ночлег в хлеву, который был устроен в пещере, где и появился на свет Иисус Христос.

В те периоды месопотамской экономической истории, когда значительная доля международной торговли находилась в частных или наполовину частных руках, для иностранных гостей и торговцев предназначался особый участок внутри городских стен, например, ''Улица людей из Эшнунны'' в Сиппаре. Свидетельство из Ниппура персидского периода, возможно, указывает на обычай поселять чужеземцев и людей из определенных социальных групп (в частности, ремесленников) в особых городских кварталах или на особых улицах, поскольку за ними должен был осуществляться официальный надзор.


Заключение


Таким образом, одним из важнейших вопросов, возникавших перед находившимся в пути жителем древнего мира, было отыскание места для ночлега в чужой местности.

Остается неясным, до какой степени допускались в город чужеземцы – не граждане и не местные жители. Обычно они имели дипломатический статус, зависевший от их отношения ко дворцу. Иностранные послы, торговцы, политические беженцы и прочие лица могли въезжать в город с царского соизволения и даже входить в состав дворцовой челяди. Возможно, некоторым не гражданам позволялось селиться в кару - городской гавани, отделенной от остальной части города; такие люди пользовались особым политическим, административным и социальным статусом. Институт ''временных жителей'', или чужеземцев, которым разрешалось жить в пределах города, известен из Ветхого завета; в Месопотамии он встречается только на западе. Так, в тексте из Угарита упоминаются ''граждане города Каркемиша вместе с людьми (которым позволено жить) в пределах их ворот''.

Описание постоялых дворов и харчевен дает определенное представление о том, на какие условия могли рассчитывать туристы, посещающие различные местности и объекты, достойные обозрения, в пути на промежуточных пунктах и по прибытии на место.


Список литературы


1. Воронкова Л.П. История туризма и гостеприимства: Учебное пособие./ Л.П. Воронкова. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 304 с.

2. Грицкевич В.П. История туризма в древности./ В.П. Грицкевич. – СПб.: Изд.дом Герда, 2005. – 336 с.

3. Иванова Л.В. Знаменитые города мира./ Л.В. Иванова. – Смоленск: Русич, 2004. – 640 с.

4. Соколова М.В. История туризма: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ М.В. Соколова. – М.: «Академия», 2004. – 352 с.

5. history.vuzlib