Мне
кажется, творчество каждого поэта является субъективным выражением окружающего
мира. Различные жизненные коллизии, преломляясь через призму видения автора,
через какие-то особые, только ему одному присущие взгляды, отражаются в его
творчестве. Поэтический мир — это зеркало души автора. Жизнь — вместилище добра
и зла, прекрасного и ужасного. И в зависимости от внутренних качеств человека
воспринимается все вокруг.
Почти
каждый поэт пишет стихи о природе, затрагивает темы дружбы, любви, поэта и
назначения поэзии, проблемы взаимоотношения с миром. Так или иначе
останавливаются на проблеме жизни и смерти. И решает ее каждый по-своему.
Лирическая философия или философия в стихах.
Каждый
поэт ищет свой путь в этой жизни, у каждого — своя определенная цель. Они всю
жизнь проводят в поиске предмета своего назначения и находят его в форме
выражения своего творчества, в основе которого у одних лежит мотив гармонического
сочетания человека и природы; другие безоговорочно принимают революцию,
называют ее “своей” и воспевают ее силу и мощь; третьим та же революция
приносит боль и страдание, заставляет иными глазами взглянуть на мир, рушатся
мечты, надежд, планы, еще недавно казавшиеся самыми верными и правильными.
Отсюда — неудовлетворенность жизнью, которая, усугубляясь, приводит к
непоправимому. К ним можно отнести творчество С. Есенина после 1917 года.
Некоторые, в силу своих личностных взглядов, не могли принять революцию и
вынуждены были уехать из страны. Уехать, чаще безвозвратно.
И
лишь немногие, а точнее, избранные, оставались со своим народом. Не принимали и
не отвергали революцию, но готовы были страдать вместе со всеми. Выносили все
невзгоды: голод, холод, потерю друзей. В числе этих немногих были Осип
Мандельштам и Анна Ахматова.
Поэзия
А. Ахматовой резко индивидуальна уже потому, что это поэзия женщины. Психологи
утверждают, что женщина более чувствительна, восприимчива, ранима, чем мужчина
(хотя в жизни как раз наоборот). Мир чувств и эмоций часто берет верх над
женским разумом. Однако почему же прошло столько столетий после легендарной
Сапфо, прежде чем дала о себе знать ее преемница — Анна Ахматова. Вероятно, она
стала той, которая сумела предельно ясно и точно выразить в стихотворных
строках то, что волновало многие умы, сердца и души, Конечно, писала А.
Ахматова и о природе, и о дружбе, и о роли поэта и поэзии, и о судьбе очень
близкой я родной России. Но главной темой, определяющим мотивом в творчестве
поэтессы является тема любви. И о чем бы другом она ни писала, везде
присутствует, если не откровенное чувство, то набросок, намек на него —
обязательно. Без любви нет жизни. И жизнь, по Ахматовой, это любовь, а любовь —
сама жизнь.
Схожее
восприятие было и у раннего Есенина, где любовь — это естественное чувство,
гармоничное сочетание человека и природы. Как светлы строки, в которых поэт
сравнивает березу с любимой девушкой: Зеленая прическа, Девическая грудь, О
тонкая березка, Что загляделась в пруд? Но недолог светлый путь Есенина — всего
шесть лет, с 1910 по 1916 год. А 17-й, ознаменовавший себя приходом новой
власти, становится поворотным в судьбе и творчества поэта. Естественное,
природное сменяется на грубое, порой жестокое, натуралистическое. Трагично,
безысходно состояние поэта, не нашедшего себя в революции. Звучит иная
трактовка вечной темы. С одной стороны, “любовь — зараза, любовь — чума”, а с
другой — романтическое чувство, пристанище водоворотов жизни измученному думой
человеку. И подтверждение этому — цикл “Персидские мотивы”, в котором помимо
экзотического Шираза, загадочной и таинственной красоты персиянок,
собирательным образом которых является Шаганэ, можно увидеть характерное для
раннего Есенина решение проблемы смерти. Здесь смерть для него — мудрый конец
природы, но совсем не единственная возможность вырваться из цепких лап постылой
и надоевшей жизни, как было в стихотворениях цикла “Москва кабацкая” и как
будет в поэме “Черный человек”. Однако и теперь Есенина одолевают противоречия.
Мерещится ему измена любимой, все меньше он верит в персидских красавиц и
восточные просторы.
Как
бы ни был красив Шираз.
Он
не лучше рязанских раздолий.
Есенин
чувствует неестественность красоты, он “обманут счастьем”. И если в “Персидских
мотивах” Быть поэтом — это значит то же, Если правды жизни не нарушить,
Рубцеватъ себя по нежной коже, Кровью чувств ласкать чужие души, то позднее
Есенин определит свое творчество как “дохлую, томную лирику”, в которой уже не
будет места чистой, романтической любви.
Все
самое светлое и прекрасное осталось где-то далеко позади. А время неумолимо
бежит вперед, его не остановишь. Но что там — впереди? Ничего. Для Есенина нет
будущего, впрочем, как нет и настоящего. Он живет прошлым: Я нежно болен
воспоминаньем детства.
Настоящая
действительность для него лишь грустная история с трагическим концом. И если А.
Ахматова ... Научилась просто мудро жить, Смотреть на небо и молиться Богу, то
для Есенина жизни как таковой несуществует: Жизнь моя! Иль ты приснилась мне?
Все как в неоконченном сне, который начался светлой радостью, а прервется на
самом трагическом. Вроде бы все прекрасно — очнулся от ужаса происходящего, но
ведь это страшное сновидение и есть жизнь С. Есенина.
Видела
подобные сны, только наяву, и А. Ахматова. Не всегда было “просто жить”, ведь
жизнь “полосатая” — светлое чередуется с темным, на смену радости приходит
печаль. Трагизм бытия находил отражение в лирике: Все отнято: и сила, и любовь.
В
немилый город брошенное тело Не радо солнцу.
Нет
ни сил, ни возможности что либо изменить: ... больше нет ни слез, ни
оправданий.
она
“устала воскресать, и умирать, и жить”. И любимого просит: Помолись о нищей, о
потерянной, О моей живой душе.
Ахматова
переживает кризисное состояние, ей очень трудно, но ведь душа живая! Да, она
сейчас одинока, но она не отрекается от мира, не отказывается от живых людей.
Печальное удивление, что рядом не нашлось того, кто бы мог прийти на помощь. Но
нет здесь резкого утверждения одиночества, нет есенинского “я один...”. У А.
Ахматовой — знак вопроса, неужели: Никто, Никто, Никто Не в силах мне помочь?..
Но
остается неизменное, до конца дней верное — перо и листок бумаги. Единственное
спасение — живые стихи. Действительно, живые. Они просты и понятны каждому. У
Ахматовой читатель — “неизменен и вечен”, он “поэта неведомый друг”, Есенин же
настолько одинок, что даже его “поэзия здесь больше не нужна”. И во всем он
видит только тьму: Ах ты, ночь! Что ты, ночь, наковеркала? И если ранняя лирика
— это ясный день, равный нескольким годам жизни и творчества поэта, то все,
написанное после “Персидских мотивов”, — это темная ночь, на смену которой
никогда не придет рассвет.
Поэт
появляется в мире, горя страстным желанием повенчать на земле “розу белую с
черной жабой”. И к чему он приходит? К горькому одиночеству, трагической
развязке: Я один...
И
разбитое зеркало.
А.
Ахматова писала: Сердце усмиряют правильным дыханьем, А черные мысли — верой в
друзей, но не смог Есенин поверить в друзей. А может быть, просто верить было
не в кого, не оказалось рядом того, ктомог бы разделить его одиночество. Очень
жаль, ведь всем известно, что горе на двоих — полгоря, радость на двоих — две
радости. Но смерти наполовину не бывает...
Подобное
было и в жизни А. Ахматовой, но она противостояла, утвердившись в преданности
своей лиры.
А.
Ахматова остается с людьми, а С. Есенин трагически уходит. Уходит из этой
жизни, жизни-игры, в которой он — проигравший. Нет, нельзя отказать Есенину в
силе души, она была, несомненно, уже потому, что уйти из жизни по своей воле
может только сильный человек. Просто у А. Ахматовой этой силы душевной,
жизнерадости, человеколюбия оказалось намного больше, чем у С. Есенина. Ее
любви хватило всем, кто ее окружал, донесла она ее и до нас, столь далеких от
того трагичного времени.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта coolsoch/
Другие работы по теме:
Ахматова а. - Тема поэта и поэзии в творчестве а. ахматовой
В русской классической литературе тема поэта и поэзии является одной из ведущих. Стихи такого рода всегда представляют собой своеобразный творческий самоотчет напряженную авторскую исповедь почему и приковывают к себе внимание читателя.
Есенин с. а. - душа сжимается от боли
Образ родины в лирике С. ЕсенинаОбраз России возникает в произведениях многих поэтов серебряного века А. Блока А. Белого А. Ахматовой М. Цветаевой. Говорить о России в это трудное время значило не только любоваться красотой ее природы не толь.
Есенин с. а. - Тема родины в лирике с. есенина
Тема Родины главная тема в творчестве С. А. Есенина. О чем бы он ни писал образ родного края незримо присутствует в его произведениях. Милый милый смешной дуралей. Неужель он не знает что живых коней. С течением времени шире стал взгляд.
Ахматова а. - Судьба поколения в лирике а. ахматовой
Уникальность лирики великой русской поэтессы. Анны Андреевны Ахматовой заключается в том что по словам. Осипа Мандельштама она вобрала в себя всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века.
Ахматова а. - Тема любви в лирике с. есенина и а. ахматовой
Мне кажется творчество каждого поэта является субъективным выражением окружающего мира. Различные жизненные коллизии преломляясь через призму видения автора через какие то особые только ему одному присущие взгляды отражаются в его творчестве.
Ахматова а. - Своеобразие темы любви в лирике а. ахматовой
Мир глубоких и драматических переживаний очарование богатство и неповторимость личности запечатлелись в любовной лирике. Анны Ахматовой. Тема любви безусловно занимает в ее поэзии центральное место. Неподдельная искренность предельная откровенн.
Тема Родины в поэзии Есенина 2
Тема Родины в поэзии Есенина «Моя лирика жива одной большой любовью к Родине, чувство к Родине — основное в моем творчестве», — говорил С. Есенин. К вершинам поэзии он поднялся из глубин народной жизни. Рязанские поля, мужики, косившие траву и сеявшие хлеб, были страной его детства. Мир народных образов окружал его с самого рождения:
Роль эпитета в поэзии Есенина
Художественно-выразительные средства делают поэтическое произведение ярким, неповторимым, образным. В своих стихотворениях С.А. Есенин использует метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения. Особая роль в лирике поэта отведена эпитету.
О Русь, взмахни крылами .. по лирике Сергея Есенина
Светлый и радостный колорит поэзии Есенина в его творчестве кажется преобладающим. Он вошел в литературу как выдающийся поэт-лирик. Его творчество, тесно связанное с традициями "золотого" века и испытавшее сильнейшее воздействие модернистских течений века "серебряного", стало знаменательной вехой в истории русской поэзии.
Стихотворение Ахматовой Двадцать первое. Ночь. Понедельник
Передо мной на столе лежит книга Анны Андреевны Ахматовой «Белая стая». Наугад открываю ее. Читаю: «Двадцать первое. Ночь. Понедельник». Коротко и четко, поэтому необычно. Дочитываю до конца, понимаю, что это стихотворение о любви. Но как-то оно не похоже на другие произведения поэтессы, в которых переплетаются радость и трагедия, бури и пустыни любви.
Стихотворение Есенина Отговорила роща золотая 2
Стихотворение Есенина Отговорила роща золотая Полтора десятилетия, что творил С.Есенин, были одной из самых сложных эпох в русской истории. Бурные события, происходившие в стране, отразились на каждом человеке, а особенно сильно на судье гениев, наделенных сверхчувствительностью. Вместе с изменением обстановки менялось мировоззрение Есенина.
Тема Родины и природы в лирике Сергея Есенина 2
Тема Родины и природы в лирике Сергея Есенина Вера в свет, в красоту жизни, в человека, в одушевляющий гуманистический пафос — главное в творчестве Есенина. Тема родины — наиглавнейшая. Этого поэта принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из рязанской деревни Константиново поэт уехал совсем молодым, жил и в Москве, и в Петербурге, и за границей.
О Русь Взмахни крылами.. По лирике С.А. Есе-нина.
"О Русь! Взмахни крылами!.." (По лирике С.А. Есе-нина.) Автор: Есенин С.А. Эта тема, пожалуй, подходит С.Есенину более чем какому-нибудь другому поэту. Есенин воспел Русь с огромной любовью и преданностью человека, выросшего среди русской природы. Все свое детство и юность провел он в крестьянской среде, среди деревенских песен, сказаний.
Все встречаю, все приемлю... По лирике С.А. Есенина.
"Все встречаю, все приемлю..." (По лирике С.А. Есенина.) Автор: Есенин С.А. Невероятно открытый, искренний поэт Есенин. У кого еще встретишь столько нежности, столько переполняющей душу любви... Широта его любви не измеряется личными встречами, страданиями и удачами. Его любовь — вселенская, без конца и без края.
Мое любимое стихотворение Есенина Тема родины
Автор: Есенин С.А. Вновь я открываю сборник стихов Есенина. Строчки, строчки быстро мелькают у меня перед глазами. О Родине, о любви, о дружбе, о том, что тревожит и радует сердце — обо всем этом писал поэт. С темой Родины мы часто встречаемся в произведениях разных авторов. В этом изобилии слов о дорогом уголке земли я останавливаю свой выбор на стихотворениях Есенина.
Анализ стихотворения Слаб голос мой... А.Ахматовой.
Автор: Ахматова А.А. Стихотворение «Слаб голос мой» написано весной 1913 года. Оно входит в сборник «Белая стая» (1917 год), который принес (наряду с другими сборниками: «Вечер», «Четки», «Подорожник», «Anno Domini») А. А. Ахматовой широкое литературное признание.
Любовный роман в лирике Ахматовой
Автор: Ахматова А.А. Первые книги Ахматовой исключительно о любви. Читая ее стихотворения, можно подумать, что это дневник женщины, которая находится в постоянном духовном развитии,и вместе с ней развивается и ее любовный роман. Это пики и обрывы, взлеты и падения. А также это целая гамма настроений, чувств, красок жизни.
Ранняя лирика Есенина
Главной темой лирики Есенина всегда была любовь к России. Причем не абстрактное восхищение красотами природы, свойственное городским жителям, а теплая, живая любовь к деревне, к сельской природе.
Тема любви в поэзии С. Есенина
Нежную, яркую и напевную лирику С. А. Есенина невозможно представить без темы любви. В разные периоды жизни и творчества поэт своеобразно чувствует и переживает это прекрасное, возвышенное и в то же время горькое чувство.
Тема природы в поэзии С. А. Есенина
Сергея Александровича Есенина часто называют певцом русской природы. Нет такого состояния окружающего мира, которого бы тонко и поэтично не воспел художник.
Поэзия Анны Ахматовой
Поэзия этого удивительного человека гипнотизирует своей простотой и свободой. Произведения Ахматовой не оставят равнодушным никого, кто хоть раз слышал или читал их.
Поэты Серебряного века Анна Ахматова
В школьную программу одиннадцатого класса входит обязательная задача: познакомиться с поэтами «Серебряного века». Среди них такие люди как Есенин, Блок, Гумилев, Цветаева, Ахматова и другие. Я хочу написать о моем самом любимом поэте, о прекрасной женщине Анне Ахматове.
Россия в лирике Блока и Есенина
Великий поэт Некрасов писал: "не может сын глядеть спокойно на горе матери родной, не будет гражданин достойный к отчизне холоден душой". Тема России является центральной в творчестве многих поэтов.
Своеобразие темы любви в лирике а. А. Ахматовой
Мир глубоких и драматических переживаний, очарование, богатство и неповторимость личности запечатлелись в любовной лирике анны ахматовой. Тема любви, безусловно, занимает в ее поэзии центральное место.
Настоящую нежность не спутаешь.. любовь в лирике Анны Ахматовой
«Могла ли Биче, словно Дант, творить Или Лаура жар любви восславить? Я научила женщин говорить…» Анна Андреевна Ахматова нашла в себе силы, чтобы уже в 22 года заставить литературную общественность обратить на себя внимание. Это была женская поэзия. Но она была сильна и прекрасна. Это была поэзия женского сердца, вырвавшаяся наружу вулканической лавой страстей, переживаний, мечтаний, обманов.
Тема Родины в лирике Есенина
Тема Родины - главная тема в творчестве С.А.Есенина. О чем бы он ни писал, образ родного края незримо присутствует в его стихах. Еще в ранних юношеских стихах (в сборнике "Радуница") автор предстает перед нами как пламенный патриот. Так, в стихотворении "Гой ты, Русь, моя родная!", написанном в стиле русской народной залихватской песни, поэт кричит на всю страну:
Я голос ваш жар вашего дыханья По лирике ААхматовой
Создаваемый в стихах А. Ахматовой мир мог восприниматься как миниатюрный, камерный и это в течение многих лет служило основанием для резких критических суждений в адрес поэта. Угол зрения в её ранней поэзии и в самом деле не был широким, а само зрение может быть названо сосредоточенным. И всё это потому, что, говоря о любви всего лишь любви, Ахматова говорила о том, что , по её мнению, составляет ценность человеческого существования .