Необыкновенная история”И.А.Гончарова
Реферат ученика 10 класса 577 школы
Коренивского Сергея
О И.А.Гончарове
“Обыкновенная история”, опубликованная в 1847 году в “Современнике”, была первым художественным произведением И.А.Гончарова , появившимся в печати.
Над “Обыкновенной историей” писатель работал в течении трех лет. В статье автобиографического характера “Необыкновенная история”(18751878) он писал : “ Роман задуман был в 1844 году, писался в 1845, и в 1846 мне оставалось дописать несколько глав “. Гончаров несколько вечеров сряду читал Белинскому свою “Нобыкновенную историю”.Белинский был в восторге от нового таланта, выступавшего так блистательно. До того, как отдать свое произведение “на суд” Белинскому, Гончаров несколько раз читал его в дружеском литературном кружке Майковых. Прежде чем появиться в печати, роман претерпел много исправлений и переделок. Вспоминая позднее 40-е годы, мрачную пору николаевского царствова ния когда огромную роль в борьбе с феодально-крепостнической реак цией играла передовая русская литература, Гончаров писал : ”Крепостное право,телесное наказание,гнет начальства, ложь предрассудков общественной и семейной жизни, грубость, дикость нравов в массе вот что стояло на очереди в борьбе и на что были устремлены главные силы русской интеллигенции тридцатых и сороковых годов”.
“Обыкновенная история” показала, что Гончаров был чутким к интересам своего времени писателем. В произведении нашли отражение измене ния и сдвиги,которые происходили в жизни крепостнической России 18301840 гг.Призывая к борьбе с “всероссийским застоем”, к труду на благо отчизны , Гончаров страстно искал вокруг себя те силы, тех людей которые могли бы осуществить стоящие перед русской жизнью задачи.
“Обыкновенная история” Сущность псевдоромантического миросозерцания, присущего значительной части идеалистически настроенной , оторванной от действительности дворянской интеллигенции 30-х годов, вскрыта Гончаровым в образе основного героя романа Александра Адуева. Почву, на которой вырастало это явление, художник видел в дворянско поместном , крепостни ческом строе жизни , в барском помещичьем воспитании .
Романтическое восприятие жизни, возвышенные отвлеченные мечты о славе и подвигах , о необыкновенном, поэтические порывы кто не про ходил в какой то мере через все это в молодости , в “эпоху юношеских волнений”. Но заслуга Гончарова как художника в том, что он показал, как извращают и уродуют эти юношеские мечты и иллюзии барски крепост ническое воспитание . Молодой Адуев о горе и о бедах знает только “по слуху” “жизнь от пелен улыбается ему”. Праздность , незнание жизни “преждевременно” разви ли в Адуеве “сердечные склонности” и чрезмерную мечтательность. Перед нами один из тех “романтических ленивцев”, барчуков ,которые привыкли беспечно жить за счет труда других. Цель и счастье жизни молодой Адуев видит не в труде и творчестве (трудиться казалось ему странным), а в “возвышенном существовании”. В имении Адуевых царят “тишина.. неподвижность... благодатный застой”. Но в имении он не находит поприща для се бя. И Адуев уезжает “искать счастья” ,”делать карьеру и фортуну в Петербург”. Вся фальшь житейских понятий Адуева начинает раскрываться в романе уже в первых столкновениях избалованного ленью и барством племянника мечтателя с практическим и умным дядюшкой, Петром Иванычем Адуевым.В борьбе дяди с племянником отразилась и тогдашняя,только что начинавшаяся ломка старых понятий и нравов сентиментальности , карикатурного преувеличения чувства дружбы и любви, поэзия празд ности , семейная и домашняя ложь напускных, в сущности небывалых чувств , пустая трата времени на визиты, на ненужное гостеприимство и т.д. Словом, вся праздная мечтательная и аффектационная сторона старых правов с обычными погрывами иности к высокому,великому,изящному, к эффектам, с жаждой высказать это в трескучей прозе, всего более в стихах. Адуев-старший на каждом шагу безжалостно высмеивает напускную, беспочвенную мечтательность Адуева-младшего.“Твоя глупая восторженность никуда не годиться “, ”с твоими идеалами хорошо сидеть в деревне”, “забудь эти священные да небесные чувства, а приглядывайся к делу”. Но молодой герой не поддается нравоучениям. “А разве любовь не дело? “ отвечает он дядюшке. Характерно , что после первой неудачи в любви Адуев-младший жалуется “на скуку жизни, пустоту души”. Страница романа, посвященные, описанию любовных похождений героя, разоблачение эгоистического,собственнического отношения к женщине,несмотря на все романтические позы, которые принимает герой перед избранницами своего сердца. Восемь лет возился с Александром дядюшка. В конце концов племянник его становится деловым человеком, его ждет блестящая карьера и выгодный брак по расчету. От былых “небесных” и “вогзвышенных” чувств и мечтаний не осталось и следа. Эволюция характера Александра Адуева, показанная в “Обыкновенной истории”, являлась “обыкновенной” для части дворянской молодежи того времени. Осудив романтика Александра Адуева, Гончаров противопоставил ему в романе другое, бесспорно по ряду черт более положительное, но отнюдь не идеальное лицо Петра Ивановича Адуева. Писатель, не бывший сторонником революционного преобразования феодально-крепостнической России, верил в прогресс, основанный на деятельности просвещенных, энергичных и гуманных людей. Однако в произведении нашли отражение не столько эти взгляды писателя, колькосуществовавшие в реальной действительности противоречия,которые нес ли с собой шедшие на смену “всероссийскому застою” буржуазно капиталистические отношения. Отвергая романтизм адуевского толка, писатель вместе с тем чувствовал неполноценность философии и практики буржуазного “здравого смысла”, эгоизм и бесчеловечность буржуазной морали адуевых-старших. Петр Иваныч умен, деловит и по-своему “порядочный человек”. Но он в высшей степени “безразличен к человеку, к его нуждам, интересам”.”Смотрят, что у человека в кармане да в петлице фрака, а до остального и дела нет”,-говорит о Петре Иваныче и ему подобных его жена Лизавета Александровна о своем супруге :”....что было главной целью его тру дов? Трудился ли он для общей человеческой цели, исполняя заданный ему судьбою урок, или только для мелочных причин, чтобы приобресть между людьми чиновное и денежное значение, для того ли, наконец, чтобы его не гнули в дугу нужда, обстоятельства? Бог его знает. О высоких целях он разговаривать не любил, называл это бредом , а говорил сухо и просто, что надо дело делать”.
Александр и Петр Иваныч Адуевы противопоставлены не только как провинциальный дворянинромантик. и делец-буржуа, но и как два психологически противоположные типа. “Один восторжен до сумабродства, другой ледян до ожесточения”, говорит Лизавета Александровна о племяннике и муже. Гончаров стремился найти идеал, то есть нормальный тип человека не в Адуеве-старшем и не в Адуеве-младшем, а чем-то ином, третьем, в гармонии “ума” и “сердца”. Ясный намек на это содержится уже в образе Лизаветы Александровны Адуевой, несмотря на то, что “век” ее “заел” , по справедливому замечанию Белинского, Петр Иваныч. К числу этих замечательных образов следует отнести не только Лизавету Александровну, но и Наденьку.
Дочь несколькими шагами впереди матери. Она без спросу полюбила Адуева и почти не скрывает этого от матери или молчит только для приличия, считая за собою право распоряжаться по-своему своим внутренним ми ром и самим Адуевым , которым, изучив его хорошо,овладела и командует. Это ее послушный раб, нежный, бесхарактерно-добрый,что-то обещающий, но мелко самолюбивый , простой, обыкновенный юноша,каких везде куча. И она приняла бы его, вышла бы замуж и все пошло бы обычным ходом. Но явиласчь фигура графа, сознательно-умная, ловкая, с блеском. Наденька увидала , что Адуев не выдерживает сравнения с ним ни в уме, ни в характере, ни в воспитании. Наденька в своем быту не приобрела сознания ни о каких идеалах мужского достоинства, силы и какой силы? Ее достало разглядеть только, что она видела тысячу раз во всез других юношах., с которыми танцевала , немного кокетничала. Она на минуту прислушалась к его стихам. Она ждала , что сила, талант кроются там. Но оказалось, что он только пишет сносные стихи, но о них ни кто не знает , да еще дуется про себя на графа за то,что этот прост, умен и держит себя с достоинством. Она перешла на сторону последнего: в этом пока и состоял сознательный шаг русской девушки безмолвная эмансипация, протест против беспомощного для нее авторитета матери.
Но тут и кончилась эта эмансипация . Она сознала, но в действие своего сознания не обратила, остановилась в неведении, так как и самый момент эпохи был моментом неведения.
“Обыкновенная история” сразу же поставила Гончарова в первый ряд прогрессивных писателей-реалистов. В “Обыкновенной истории” в полной мере сказался сильный и оригинальный талант Гончарова, призванного мастера русского реалистического романа.
Список литературы
1) Собрание сочинений И.А.Гончарова
2) Собрание сочинений В.Г.Белинского
3)“Творчество И.А.Гончарова” А.Рыбасов
Другие работы по теме:
Храм Воскресения Словущего Коломна
Введение 1 История 1.1 Современная история 2 Святыни Список литературы Храм Воскресения Словущего (Коломна) Введение Храм Воскресения Словущего —- один из древнейших храмов в Коломне, приписаной храм Успенского собора (г. Коломна). Расположен на территории Коломенского Кремля.
Лермонтов м. ю. - люблю я кавказ
С синими горами. Кавказа у М. Ю. Лермонтова была связана целая глава жизни лучшая глава. Свобода и поэзия героизм и храбрость опасность и истинный патриотизм вот что этот скалистый край будил в сердце вольнолюбивого поэта.
Сочинения на свободную тему - Рабочий кабинет моего отца 1
Мой папа очень много знает и умеет. Он говорит что научился всему потому что не боялся браться за любую работу. Может не всегда точно знал как но брался. И делал. Сначала конечно узнавал спрашивал у специалистов читал необходимую литературу.
Анализ сцены вранья в комедии Гоголя Ревизор
Сцена вранья в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» занимает кульминационное место. Хлестакова привезли в дом Городничего, вкусно покормили и напоили. До этого он, полуголодный, собирался идти в тюрьму, но сейчас он не понимает, почему произошла такая перемена, и не задумывается над этим. Он не способен анализировать события.
Хлестаков и хлестаковщина в комедии Гоголя Ревизор
Главный герой комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» по своему социальному положению – тот же «маленький человек». Он чиновник низшего, XIV класса. Но это не робкий и забитый Башмачкин – это совсем другой характер.
Александр Сергеевич Пушкин, Федор Иванович Тютчев
Волшебные и сказочные русские зимы любят все. Прозрачный морозный воздух, хлопья пушистого снега, хрустальные узоры на окнах, скрип саней. Чародейка-зима околдовывала и вдохновляла многих поэтов и писателей. Сколько чудесных поэтических строк посвящено этому времени года!
Сочинение по картине С.В. Герасимова Церковь Покрова на Нерли
Сочинение по картине С.В. Герасимова "Церковь Покрова на Нерли" Автор: Разное Картина «Церковь Покрова на Нерли» написана С. В. Герасимовым (1885-1964). Он в основном рисовал пейзажи, например, «После дождя». Но на картине «Церковь Покрова на Нерли» среди природы изображена церковь. Она одна из самых поэтических памятников древнерусского зодчества.
Описание животного 2
Описание животного Автор: Сочинения на свободную тему Я пришла из школы, поела и начала делать уроки. Мои мама и папа пришли позже. Когда они вошли, я услышала слабое мяуканье и подумала, что оно донеслось с улицы. Подбежав к маме, я увидела у нее в руках платок, а в нем... котенок! Мама объяснила, что взяла его у знакомой.
Описание животного 3
Описание животного Автор: Сочинения на свободную тему У меня есть кошка. Зовут ее Сюзанна. Она уже взрослая кошка, ей около двух лет. У нее темно-серая спинка, розовый животик, шейка темно-розовая, носик черненький, усы длинные, хвостик дымчатый. Наша Сюзи — необыкновенная кошка, у нее немного приплюснутый нос и очень длинная шерсть.
Смысл и Драма человека в творчестве Чехова
Автор: Чехов А.П. У Чехова была необыкновенная «зоркость бытия», он отличался наблюдательностью и острым ведением мелочей жизни. Недаром писатель на протяжении многих лет вел записные книжки. Туда он заносил наблюдения над людьми, отмечал черты характера, которые раннее не были замечены русскими писателями.
Необыкновенная история И.А.Гончаров
РЕФЕРАТ “Необыкновенная история” И.А.Гончарова ученика 10 класса 577 школы Коренивского Сергея СОДЕРЖАНИЕ: 1) О И.А.Гончарове 2 2) “Обыкновенная история” 3
Психологический портрет в русской литературе
В художественном произведении многое зависит от умения автора нарисовать словесный портрет своего героя. В нашей литературе почти все писатели мастерски этим искусством владели.
Поэзия Фета - сама природа, зеркально глядящая в человеческую душу Бальмонт
Автор: Фет А.А. Для поэта-идеалиста его творчество, его стихи - это им созданный мир, в котором живет он сам, его мечты, его чувства, где необыкновенная красота природы и любовь порой соседствует с печалью, разлукой. Однако этот мир остается прекрасным, нетронутым невзгодами, проблемами реальной жизни, он остается надежным убежищем от этих невзгод, огороженным границами романтичной фантазии автора.
Волшебница 2
Волшебница Автор: Перро Ш. Шарль Перро Волшебница Жила-была вдова, у которой были две дочери; старшая до того на нее походила и лицом и нравом, что, как говорится, не развел бы их. Так они были обе горды и неприветливы, что, кажется, никто бы не согласился жить с ними. Младшая, напротив, вышла в отца кротостью и вежливостью, да и сверх того красавица она была необыкновенная.
Необыкновенная история, случившаяся с патроном для феерверка
Автор: Уайльд Оскар. Все готовились к свадьбе принца и принцессы-красавицы, которую привезли из далекой России. Придворный Инженер в дальнем конце сада готовил все к феерверку (русская красавица никогда не видела феерверков). Петарда, Римская Свеча и Огненная Карусель обсуждали мир. Карусель, в молодости влюбленная в елочную шкатулку, считала, что любовь умерла, Петарда видела мир прекрасным, а Римская Свеча считала его слишком большим.
Необыкновенная история Опальные рассказы
Автор: Зощенко М.М. He знаю, как в других городах, а у нас, в Ленинграде, беспартийные очень в громадном почете. У нас беспартийных очень берегут, лелеют и даже поручают им разные ответственные партийные дела.
Зарисовки. Весна
Автор: Сочинения на свободную тему Кажется, еще недавно мы ожидали холодной зимы, да обильного снега. Но вот зима уже позади, и весна идет навстречу. Ярко припекает озорное весеннее солнышко, растапливает толстые сугробы, превращая их в талые воды. Появились первые проталины. И вот уже среди деревьев петляет шустрый ручей, напитывая влагой каждый корешок.
Маркес Г.Г. "Сто лет одиночества"
В своих художественных принципах Маркес близок к Сервантесу, который писал: "Произведения, основанные на вымысле, должны быть доступны пониманию читателей, их надлежит писать так, чтобы, они изумляли, захватывали, восхищали и развлекали".
Томас Эдисон. Словно из эпохи возрождения.
Пожалуй, лишь единственный раз его интуиция не сработала, когда, проявляя упорный консерватизм, он отстаивал применение постоянного тока и категорически отвергал ток переменный.
История культуры 2
История культуры — раздел исторической науки и культурологии, в рамках которого изучаются явления и процессы, связанные с развитием и взаимодействием тех аспектов человеческой деятельности, которые так или иначе связаны с культурой. Также история культуры является социально-гуманитарной академической дисциплиной.
Фламандское кружево
Введение 1 История 2 Разновидности 2.1 Кружево малин 2.2 Антверпенское кружево 2.3 Брюггское кружево 2.4 Брюссельское кружево Введение Фламандское кружево — разновидность кружева, производимого в бельгийском регионе Фландрия.
Интеллектуальная история
Введение 1 Интеллектуальная история Европы Нового времени Введение Само выражение интеллектуальная история означает как историю интеллектуалов, то есть историю людей, которые создавали, обсуждали и пропагандировали различные идеи. В отличие от чистой истории философии (соответственно: науки, литературы и т. д.) и от истории идей, с которыми она тесно связана, интеллектуальная история изучает идеи через культуру, биографию и социокультурное окружение их носителей.
Олкады
Введение 1 История Список литературы Введение Олкады (лат. Olcadi, др.-греч. Ολκάδες ) — одно из доримских племён смешанного кельтиберского происхождения в Тарраконской Испании, жившее предположительно на территории провинции Куэнка на южных склонах Иберийских гор.
Гендерная история
— научная дисциплина, центральным предметом изучения которой является история взаимодействия мужского и женского опыта как одного из наиболее важных аспектов социальной организации, его влияния на формирование социальной действительности и её изменений в пространстве и времени. Своим появлением гендерная история обязана интенсивному развитию феминистических исследований в 1970-е годы.
Балаев, Расим Ахмед оглы
Расим Ахмед оглы Балаев (Расим Ахмедович Балаев, азерб. Rasim Əhməd oğlu Balayev; род. 8 августа 1948(19480808)) — советский и азербайджанский актёр, народный артист Азербайджанской ССР (1982).
Комическое и трагическое в романе ИАГончарова Обломов
Комическое и трагическое в романе И.А.Гончарова "Обломов" Занимающий центральное место в творчестве замечательного русского писателя Ивана Александровича Гончарова, роман восхищает читателей и по сей день. И неудивительно! Ведь "Обломова" автор писал больше десяти лет, постепенно оттачивая свое мастерство, слог, добиваясь поразительной точности во всех сценах.
Почему роман ИАГончарова назван Обыкновенная история
Почему роман И.А.Гончарова назван "Обыкновенная история " Несносно думать, что напрасно Была нам молодость дана, Что изменяли ей всечасно, Что обманула нас она; Что наши лучшие желанья, Что наши свежие мечтанья Истлели быстрой чередой, Как листья осенью гнилой.
Книга Иова в упоминаниях ИАГончарова
Мельник В. И. В произведениях автора "Обломова" легко увидеть часто встречающиеся реминисценции из Нового Завета. Известно, что Евангелие было настольной книгой И.А. Гончарова. Гораздо труднее заметить в его произведениях цитаты или упоминания персонажей из Ветхого Завета. Один из немногих случаев - Иов, который, судя по общим жизненным установкам писателя, был ему близок и созвучен его духовному настрою.
Айвазовский Иван Константинович
Профессор живописи, лучший русский маринист. Родился в Феодосии в армянской семье, еще мальчиком обратил на себя внимание своими рисунками и в 1833 г. попал в качестве пансионера в Академию художеств.
Анастасия Романовна
Первая жена царя Ивана Васильевича Грозного, из рода Захарьиных-Юрьевых, впоследствии прозывавшихся Романовыми.