Тит
Кар (род. около 99—ум. 55 до
н. э.), — древнеримский философ и поэт, великий просветитель древности, один из
крупнейших представителей античного атомистич. материализма. Сведений о жизни
Л. почти не сохранилось. До нас дошла философская поэма Л. «О природе вещей»
(«De rerum natura», лучший рус. пер.—2 тт., 1946—47).
Эта поэма — не только великий литературный памятник, но одновременно важнейшее
сочинение в истории естествознания, содержащее наиболее полное и
мотивированное изложение одного из вариантов античного атомизма.
Л.—
последователь Демокрита и Эпикура (см.). Как и для них, атомистич. принцип был
для Л. универсальной гипотезой, призванной объяснить всё многообразие явлений
окружающего мира. Все вещи, по Л., возникают из первичных телец и на них после
своей гибели распадаются. Тельца существуют объективно и вечно; в разных
комбинациях они образуют различные вещи. Тельца неизменны, абсолютно плотны,
крепки, неделимы; они отличаются друг от друга весом и конфигурацией. Наряду с
мельчайшими материальными частицами, считал Л., объективно существует и
пустота, без к-рой невозможно движение телец, их соединение и распад. Первичные
тельца вечно движутся. Причина их движения — в тяжести, заставляющей их
падать, и в самопроизвольном отклонении телец от прямой. Тельца и пустота —
основные начала всего существующего. Движение телец — их необходимое и неотъемлемое
свойство. Время вне движения лишено всякого содержания.
Вселенная,
по Л., не имеет ни начала, ни конца во времени и пространстве; она бесконечна
и, следовательно, вопреки взглядам Аристотеля, не имеет никакого центра. Во
Вселенной существует бесконечное количество миров. Существующие миры возникли
в результате случайной комбинации хаотически движущихся первичных телец. Земля,
как и все миры, не только имеет начало во времени, но осуждена на
исчезновение, гибель. Но жизнь во Вселенной никогда не прекратится. Живые
организмы также возникли в результате случайного сочетания первичных телец.
Вначале возникли неприспособленные к жизни организмы: уроды, существа
бесполые, безногие, безрукие, безротые и т. д. Они быстро погибали, пока в
результате того же случайного стихийного сочетания атомов не возникли существа,
приспособленные к окружающим природным условиям. Л. был противником
религиозных и мифологич. объяснений возникновения жизни и решительно выступал
против телеологич. понимания строения и жизнедеятельности организмов. С точки
зрения атомистич. теории он объяснял не только возникновение организмов, но и
все процессы жизнедеятельности:
сущность питания, роста,
размножения, психич. деятельности и т. д. Л. твердо и настойчиво заявлял, что
ни о каком бессмертии человека, ни о какой потусторонней жизни души не может
быть речи.
Отстаивая
линию философского материализма, Л. утверждал, что мир, природа познаваемы. Чувственные
ощущения он считал единственным достоверным источником познания. Ошибка может
быть лишь в суждениях, в размышлениях, но не в ощущениях. Обмануть может лишь
рассудок, когда он отрывается от чувственных данных или неправильно их
обобщает. От предметов, по мнению Л., отделяется их тончайшая оболочка, к-рая,
попадая в глаз человека, вызывает ощущение. Мышление — комбинация самых тонких,
самых лёгких, особенно быстро движущихся первичных телец.
В
общественно-историч. воззрениях Л., несмотря на их несомненный идеализм,
имелись отдельные ценные положения. Поступательному движению общества
способствуют, по Л., не божественное предначертание и не каприз правителя, а
умственное развитие людей, их нужды и потребности. Громадное значение в
переходе от первоначальной дикости к человеческой культуре Л. придавал трём
открытиям:
использованию огня, постройке
жилищ и применению звериных шкур в качестве одежды. Л. отрицательно отзывался
об истребительных войнах, отрывающих людей от мирного труда, резко осуждал
хищничество и аморализм римских рабовладельцев. Но Л. не был идеологом
угнетённых классов. Счастье, считал он, состоит в ограничении желаний, в
невозмутимости и абсолютном спокойствии (атараксии), в познавательной
деятельности, к-рая избавляет человека от страха перед смертью и перед богами.
Л. решительно отвергал религиозную догму о божественном сотворении природы и
человека; допуская существование богов, он считал, что они бессильны перед
законами природы и, не вмешиваясь в дела людей, блаженствуют в межмировых
пространствах. Причину религиозных верований Л. видел в невежестве, незнании
явлений природы, неумении объяснить их истинные основания. Скудость познания —
источник религиозных верований и связанного с ними ложного страха.
Просветительская
деятельность Л. навлекла на него ярость церковников, к-рые, стремясь
дискреди-тировать выдающихся античных атеистов, на протяжении тысячелетий
возводили на Л., как и на Эпикура, всяческую клевету. Философские взгляды
античных атомистов пытались исказить Г. Гегель и другие философы-идеалисты.
Вопреки воле церковников, поэма Л. «О природе
вещей», в к-рой в художественной форме изложено античное материалистич.
мировоззрение и высказаны ценные научные догадки и глубокие диалектич. мысли,
сыграла значительную роль в истории человеческой культуры, в формировании
мировоззрения многих естествоиспытателей и философов. Она оп-ределила многие
черты мировоззрения И. Ньютона и М. В. Ломоносова, приводила в восторг А. И.
Герцена, глубоко интересовала молодого К. Маркса. К двухтысячелетию со дня
смерти Л. она была вновь издана Академией наук СССР на русском и латинском
языках.
Другие работы по теме:
Стратегия будущего футурология
Пути развития современной цивилизации. Есть несколько подходов: 1). Циклический (отрицающее поступательное развитие общ-ва): история – круговорот, в котором повторяются все фазы (античность, в новое время циклическую концепцию развивает Ж. Б. Вико (эпоха просвящения); в фил-фии 20 века – Сорокин, ТОЙНБИ Арнолд Джозеф (1889-1975), английский историк и социолог.
Специфика эллинистической философии
Тема 11. 1. Поворот к человеку как характерная черта философии периода III-I вв. до нашей эры 2. Эпикуризм как философское и морально-этическое учение
Античная философия 13
Античная философия, ее особенности. Гармония мира, человека и разума. Философия Древнего Рима объединяется с древнегреческой под общим названием "античная философия".
Античная (древняя) западная философия
Средиземноморская проевропейская греко-латиноязычная философия рабовладельческих обществ Др. Греции, Египта македонской династии Птолемеев, Римской республики и поглотившей вышеназванные регионы Римской империи.
О смысле жизни
« и смерти в духовном опыте человека» Содержание: Проблемы жизни, смерти и бессмертия с точки зрения идеалистов. Проблемы жизни, смерти и бессмертия с точки зрения материалистов.
Эпикурейцы
Эпикур с Самоса (341-270 гг. до Р. X.) был основателем эпикурейской школы, которая во многих отношениях напоминала школу киренаиков, но была выше в своих этических стандартах.
Философия и наука античности
Временем рождения греческой науки называют 6 в. до н.э.. Наука, по-видимому, оказалась возможной, потому что возобладал рациональный подход к пониманию мира, но при этом не устранил и не заменил его эмоционально-эстетического восприятия.
О технике ороальтруизма
Есть научно-разработанный оптиум таких ласк, разработанный выдающимися сексологами с использованием материалов античного мира. Не вдаваясь в науку, скажу буквально тезисно о практической стороне дела.
Лукреций
Лукреций встает перед нами, как поэт-гражданин, глубоко страдающий за свой народ и за человечество и находящий спасительный выход в борьбе с суеверием и невежеством.
Атеизм в рабовладельческом обществе
Уже первые шаги людей, пытающихся постичь мир, приводили к требованию ничего не принимать на веру, считать истинным лишь то, что доказано разумными доводами, основанными на фактах. Так возникают первые зачатки науки и научного мировоззрения.
Формулы соуправления классом
В реальных условиях авторитет учителя включает обе составляющие — авторитет силы и авторитет знания. Вопрос меры — какая составляющая основная, главная, ведущая.
Состояние наук в период Античности
Астраханский Государственный Педагогический Университет Реферат на тему Состояние наук в период Античности Выполнил Студент 145 группы Бородин Юрий Юрьевич
Политические идеи Античности 2
Политические идеи Античности. Политическая мысль Древней Греции. Культура Древнего Востока оказала влияние и на Древнюю Грецию, где в VIII – VI вв. до н.э. возникают города – государства (полисы). Древнегреческое общество было богато мыслителями в различных областях знания. Философы, поэты, математики оставили после себя значительное наследие в науке, искусстве, литературе.
к смотру знаний
Тогда единственным источником этого металла были упавшие на Землю метеориты, которые содержат довольно чистое железо. Это породило у многих народов легенды, дошедшие до наших дней, о небесном происхождении железа
Совсем другие аналоги солнечной системы
Демокрит и другие атомисты (Эпикур, Лукреций) доказывали существование атомов множеством способов и в том числе раздельностью крупных тел - звёзд, людей, песчинок, указывая на некоторое их подобие [Вавилов, 1947].
Литература древнего Рима
СОДЕРЖАНИЕ 1.Введение 2.Рим 3.Первые драматурги 4.Античная литература Рима 5.Поэзия 6.Заключение 7.Используемая литература ВВЕДЕНИЕ Любопытно взглянуть на нашу Землю за тысячелетия до нас По масштабам передвижения она огромна. Ее не обойти, не облететь, не окинуть взглядом.
Традиционализм и новаторство римской литературы
Греческое влияние на становление римской культуры, особенности римского красноречия. Фольклор и его жанры: песенный фольклор, сатурналии, триумфальные песни, пословицы и поговорки. Периодизация римской литературы. Самобытность римской словесности.
Античность
В переводе с латинского языка слово античный означает "древний". Словом античность обычно обозначают древнюю историю не всех народов земного шара, а только греков и римлян, которые около 4 тыс. лет назад создали свои первые государства.
Эстетика античности
Возникновение эстетической мысли. Упадок эстетической мысли античности и ее римский период.
Лукреций
Тит Лукреций Кар (95 — 55 гг. до н. э.) написал единственную дошедшую до нас философскую поэму "О природе вещей". Некоторые греческие философы создавали эпические сочинения на эту тему, но они не сохранились.
Развитие знаний о живой природе в период эллинизма
Основные памятники научной литературы эпохи Римской республики. Мыслители периода Эллинизма. Труды анатомов Александрийской школы. Выдающиеся мыслители Древнего Рима. Учения ионийских материалистов и западных элеатов. Поэма Лукреция "О природе вещей".
I век до н. э.
Введение 1 События 1.1 Древний Рим 1.2 Иерусалим 2 Важные персоны 3 Европа 4 Африка 5 Азия 6 Дальний Восток Введение 1. События 1.1. Древний Рим 90—89 гг. до н. э. — Союзническая война на территории Италии;
410-е до н. э.
Введение 1 Важнейшие события 1.1 420 до н. э. 1.2 419 до н. э. 1.3 418 до н. э. 1.4 417 до н. э. 1.5 416 до н. э. 1.6 415 до н. э. 1.7 414 до н. э. 1.8 413 до н. э. 1.9 412 до н. э.
460-е до н. э.
Введение 1 Важнейшие события 1.1 470 до н. э. 1.2 469 до н. э. 1.3 468 до н. э. 1.4 467 до н. э. 1.5 466 до н. э. 1.6 465 до н. э. 1.7 464 до н. э. 1.8 463 до н. э. 1.9 462 до н. э.
Культура Древнего Рима в период республики
Превращение Рима в республику оказало влияние на идеологическую жизнь римского общества. Влияние греческой культуры содействовало распространению образованности в верхних слоях общества и росту культуры. Право, риторика и поэзия Древнего Рима.
Генерування підмножин з заданої множини
Опис алгоритму генерування підмножин заданої множини методом двійкової арифметики та бінарним кодом Грея. Аналіз програми генерування підмножини з заданої множини із визначеною кількістю елементів в лексикографічному та антилексикографічному порядку.
Естествознание эпохи Античности и Средневековья
История зарождения античной науки - натурфилософии. Основные идеи атомистики (Демокрит) и геоцентрической космологии (Аристотель). Вклад работ Пифагора, Архимеда, Евклида в развитие математики и механики. Знакомство с естествознанием эпохи Средневековья.
Эпикур
Эпикур был сторонником атомистического материализма, признавая, что все в мире состоит из атомов. Характеризуя атомы, Эпикур ввел новое понятие, которого не было ни у Левкиппа, ни у Демокрита — он считал, что атомы имеют вес.
Тит Лукреций Кар
Римский поэт и философ Тит Лукреций Кар (ок. 99–55 гг. до н.э.) жил в трудное и суровое время — в период диктатуры Суллы, борьбы Суллы с Марием, восстания рабов под руководством Спартака. Но о самом философе нам известно очень мало.
Сучасні організації вільнодумців
Сучасні всесвітні організації вільнодумців наслідували вікові традиції критики релігійного світогляду, клерикалізму а також різних форм містики і марновірства. Вони представлені Всесвітнім союзом вільнодумців, заснованим 1880 р. Згідно з уставом, союз полемізує з релігійною догматикою і мораллю, політичним клерикалізмом, обскурантизмом, виступає за раціоналістичний світогляд, свободу совісті, відділення церкви від держави.