Сообщение по истории на тему:
«Итоги и уроки Великой
Отечественной войны».
подготовила студентка 1-го курса
ФЭМ_080502
Прохорова Анна (03-410053-С).
ИТОГИ И УРОКИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Великая Отечественная война 1941 —1945 гг. потребовала от общества и безоглядного мужества, и готовности сплотиться ради победы, и сверхчеловеческого напряжения сил. Залогом победы было единство фронта и тыла, сделавшее реальным лозунг военных лет: «Все для фронта, все для победы!»
Трагическое начало войны поставило перед руководством страны чрезвычайно сложную задачу: переместить в глубокий тыл промышленные предприятия, оборудование, материальные ценности. Нужно было эвакуировать миллионы людей, разместить их, помочь в обустройстве. 24 июня 1941 г. был создан Совет по эвакуации, а 30 июня — Государственный Комитет Обороны. Уже к декабрю в Сибирь, на Урал, в Среднюю Азию было перемещено более полутора тысяч предприятий и 10 млн человек. На новом месте в первую очередь разворачивалось производство, трудились нередко под открытым небом, не дожидаясь, пока будут возведены стены и крыша над головой. На военное положение были переведены все рабочие и служащие: они объявлялись мобилизованными на период войны, рабочий день устанавливался в 11 часов при шестидневной рабочей неделе, сверхурочные становились обязательными, отпуска отменялись. Для снабжения тружеников тыла вводились продовольственные карточки. Нехватка мужчин компенсировалась за счет женщин и подростков, с 14—15 лет становившихся к станку. Свой вклад в победу внесли и узники ГУЛАГа, многие из которых, добившись досрочного освобождения, погибли на фронтах войны («искупили вину кровью»).
В первые же месяцы войны под немецкой оккупацией оказались миллионы граждан СССР. Оккупанты ввели в действие так называемый план «Ост». «Расово неполноценные народы» (по терминологии авторов документа) — славяне, евреи, цыгане и др. — подлежали физическому уничтожению, превращению в рабов, угоняемых в рейх для работы на новых хозяев Европы. Концентрационные лагеря, карательные акции, казни — все это было элементом порядка, который фашисты установили на новых территориях. Трагедия людей, оказавшихся в оккупации, была тем масштабнее, что и после освобождения советские власти относились к ним с подозрением. Им пришлось привыкать жить с ощущением собственной вины, которой не было, ибо других преступлений, кроме жизни «под оккупантом», за ними не числилось.
Победа в Великой Отечественной войне была победой народа, и сегодня по праву гордого проявленными мужеством, стойкостью, героизмом, способностью к самопожертвованию. Она куплена дорогой ценой: убито, умерло от ран, погибло в плену, замучено не менее 27 млн человек; разрушено 1710 городов, более 70 тыс. сел, около 32 тыс. фабрик — не менее одной трети национального богатства СССР (не считая расходов на эвакуацию, восстановление народного хозяйства); деформированы возрастная, половая, семейно-брачная структура (из мужчин 1923 года рождения осталось в живых всего 3%, сотни тысяч женщин не смогли создать семей, не родились миллионы детей, которые должны были родиться). И это лишь части цены, заплаченной народом, от имени которого поэт-фронтовик Б. Окуджава скажет позднее так: «...нам нужна одна Победа — одна на всех, мы за ценой не постоим».
Каковы же итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны? Назовем некоторые из них:
победила антигитлеровская коалиция, СССР отстоял свою государственную независимость, была восстановлена государственность народов Европы, подвергшихся фашистской агрессии;
фашистская Германия и Япония потерпели военно-политическое поражение, антидемократические режимы в этих странах, а также в Италии, Румынии, Венгрии, Болгарии и др. пали;
фашизм и нацизм были осуждены как идеология агрессии, насилия, расового превосходства;
в Европе и на Дальнем Востоке произошли некоторые территориальные изменения (в частности, Польша получила Силезию, СССР — Восточную Пруссию, весь Сахалин, Курильские острова);
вырос престиж СССР, усилилось его международное влияние, в Центральной и Юго-Восточной Европе начала формироваться система социалистических государств, находящихся под его прямым контролем;
возросло и влияние США, утвердившихся в роли лидеров западного мира;
был дан мощный импульс национально-освободительному движению, началось разрушение колониальной системы.
К сожалению, к итогам Великой Отечественной войны относят и укрепление тоталитарного режима в СССР, возрождение политики репрессий, несколько ослабленных в военные годы.
Вопрос об уроках Великой Отечественной войны остается чрезвычайно сложным. Их понимание зависит от времени, от готовности людей учиться у истории. Война и победа показали, что агрессору нельзя потакать, для борьбы с ним необходимо единство миролюбивых сил. Война, безусловно, научила человечество презирать фашизм, всеми силами противостоять ему. Урок войны, вероятно, и в том, что военно-политическую безопасность одного государства невозможно обеспечить за счет безопасности других, а насилие не может быть способом решения сложных, запутанных международных проблем.
Список используемой литературы:
«naexamen/otvet/9/istoriya/489.shtml».
Другие работы по теме:
О великой отчественной войне - Проза военных лет
На страницах прозаических произведений мы находим своеобразную летопись войны достоверно передававшую все этапы великой битвы советского народа с гитлеровским фашизмом. Традиции литературы. Великой Отечественной войны это фундамент творческих поисков современной советской прозы.
Нам всем необходимая воля к жизни
(По рассказу О. Довженко «Воля к жизни») Годы Великой Отечественной войны — это страшный, грозный и в то же время славный период нашей истории. В это время весь народ стал на защиту своей земли. Александр Довженко видел горечь поражений и отступлений начала войны. В письме к своей жене от 4 июня 1942 года он пишет: «Я буду писать о страдании, и героизме, и трагедии своего народа».
Помощники
Сочинение-рассуждение Пятиклассники взяли шефство над ветеранами Великой Отечественной войны, их осталось уже совсем мало. Эти старые воины бывших битв сейчас имеют особую потребность в заботливом отношении к себе, в постоянной заботе, так как уже ни ноги не носят, ни руки не держат. Когда-то они были молодыми, сильными, смелыми и защищали нашу страну от грозного врага - фашизма.
Это не должно повториться по роману Они сражались за родинуи очеркам о Великой Отечественной вой
Автор: Шолохов М.А. Этих лет не смолкнет слава. Песня гражданской войны В годы Великой Отечественной войны нравственные идеалы, утверждаемые Михаилом Александровичем Шолоховым, приобрели особое значение. В его военных корреспонденциях, очерках “На Дону”, “На юге”, “Военнопленные”, “В казачьих колхозах”, “Казаки”, в рассказе “Наука ненависти” разоблачается античеловеческий характер развязанной гитлеровцами войны, раскрывается героизм советского народа, любовь к Родине, всепобеждающий гуманизм.
Изображение человека в Великую Отечественную войну В. Быков, М. Шолохов
Автор: Разное Уже в годы Великой Отечественной войны и вскоре после ее окончания появились произведения, посвященные этой народной трагедии. Писатели свято сохраняют верность фронтовому братству воинов Великой Отечественной войны, скрепленному общими страданиями, пролитой кровью и добытой победой.
Не устану следить, чтобы Вечный огонь не погас...
Автор: Разное В годы Великой Отечественной войны погиб каждый четвертый житель нашей страны. Каждая семья недосчитала своих родных и близких. Каждый четвертый стал вечной памятью живых. Многие деревни были сожжены вместе с жителями. Эту войну до сих пор помнят люди. А ведь многие никогда не задумывались о том, зачем мы помним и помогаем тем людям, которые спасли нашу родину.
Героизм и патриотизм советского народа в Великой отечественной войне
Автор: Сочинения на свободную тему Героизм и патриотизм советского народа, ярко проявившиеся в годы Великой Отечественной войны, взаимосвязаны. Эти два понятия — стороны одной медали. Страна не выдержала бы такого страшного и сурового испытания, если бы не жила единой мыслью: “Все для фронта, все для победы!” Солдаты самоотверженно воевали, не имея ни выходных, ни праздников, но так же жил и тыл: ведь солдатам нужны были патроны, снаряды, оружие, истребители и бомбардировщики, танки, пушки, зенитки, чтобы бить фашистов.
Рецензия на повесть в. Быкова "Обелиск"
В художественной литературе послевоенных десятилетий на первый план выступают темы пережитого во время войны и переосмысления событий тех лет. Именно к этому периоду относится и творчество в. Быкова.
Советский лёгкий танк Т-26
Т-26 — советский лёгкий танк межвоенного периода, являющийся лицензионной версией английской машины «Vickers» E 6-ton tank. Принимал участие в Гражданской войне в Испании, вооружённых конфликтах с Японией на Дальнем Востоке.
Бужор, Иосиф Аронович
Ио́сиф Аро́нович Бужо́р (1902, Кубань Белецкого уезда Бессарабской губернии — 1941, Молдавия) — активный участник большевистского подполья в Бессарабии в составе Румынии и в Молдавской ССР, оккупированной во время Великой Отечественной войны.
Вторая Македонская война
Введение 1 Предпосылки к войне 2 Ход войны 3 Итоги войны Вторая Македонская война Введение Вторая Македонская война (200 до н. э. - 197 до н. э.) - война между Римом и Македонией.
Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон
Введение 3 Источники Введение «Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон» — песня Фёдора Анисимова, написанная в 1853 году в связи с началом Крымской войны. В ходе Гражданской войны в России Всевеликое Войско Донское приняло её своим гимном. 20 сентября 1918 года в текст были внесены изменения, из песни исчезли упоминания о царе.
Военно-исторический журнал
«Военно-исторический журнал» — ежемесячное издание Министерства обороны РФ. Первый номер ВИЖ вышел в свет 29 августа 1939 года. В 1939—40 журнал издавался как орган Народного комиссариата обороны СССР, в период с января по июль 1941 года как орган Генштаба РККА. С началом Великой Отечественной войны издание было прекращено и возобновлено в 1959 году.
Итоги Великой Отечественной Войны
СССР спас человечество от фашизма СССР отстоял свою независимость, идеологию СССР продемонстрировал некоторые преимущества социалистической системы
Сражение при Гренгаме
План Введение 1 Предыстория сражения 2 Бой 3 Итоги сражения Сражение при Гренгаме Введение Сражение при Гренгаме — морское сражение, произошедшее 27 июля (7 августа) 1720 года в Балтийском море около острова Гренгам (южная группа Аландских островов), явилось последним крупным сражением Великой Северной войны.
3-й армейский корпус Франция
План Введение 1 Состав корпуса на начало войны 1812 года 1.1 Состав корпуса на начало Отечественной войны 1812 года Список литературы 3-й армейский корпус (Франция)
История Великой Отечественной войны
В истории Великой Отечественной войны выделяется три основных пери-ода: 22 июня 1941 года - 18 ноября 1942 года - начальный период вой-ны. Стратегическая инициатива, т.е. возможность планировать и проводитькрупномасштабные наступательные операции, принадлежала вермахту. Советскиевойска оставили Белоруссию, Прибалтику, Украину и вели оборанительные вра-жения за Смоленск, Киев, Ленинград.
Вопросы к зачету по Истории Отечества
Вопросы для экзаменов и зачётов по истории Отечества История как наука. Древнейшие цивилизации. Понятие цивилизации. Образование Древнерусского государства: основные этапы, главные события.
Билеты по истории 11 класс
БИЛЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ В 11 К АССЕ Билет № 1 1. Социально-экономическое развитие России в начале XX века. 2. Начало второй Мировой войны. Военные действия в 1939-1942 г.г. на фронтах второй мировой войны.
Вторая Священная война
План Введение 1 Причины войны 2 Ход боевых действий 3 Итоги войны Вторая Священная война Введение Вторая Священная война (448 до н. э.) — вооружённый конфликт в Древней Греции V в. до н. э., являвшийся одним из проявлений конфронтации между Афинами и Спартой во время Малой Пелопоннесской войны.
История Великой Отечественной войны
В истории Великой Отечественной войны выделяется три основных пери-ода: 22 июня 1941 года - 18 ноября 1942 года - начальный период вой-ны. Стратегическая инициатива, т.е. возможность планировать и проводитькрупномасштабные наступательные операции, принадлежала вермахту. Советскиевойска оставили Белоруссию, Прибалтику, Украину и вели оборанительные вра-жения за Смоленск, Киев, Ленинград.
Фёдор Александрович Абрамов
Родился 29 февраля 1920 в с. Веркола Архангельской области в семье крестьянина. Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 студентом филологического факультета Ленинградского университета ушел на фронт. После войны завершил высшее образование.
Вишневский В.В.
Русский советский писатель. Родился в Петербурге в семье землемера, крупного межевого инженера.