Введение
1 История общества
2 Любомудры после самороспуска общества
Список литературы
Введение
Убщество любому́дрия — литературно-философский кружок, собиравшийся в Москве в 1823—1825 годах. Его участниками были Владимир Одоевский (председатель), Дмитрий Веневитинов (секретарь), И. В. Киреевский, Н. М. Рожалин, А. И. Кошелев, В. П. Титов, С. П. Шевырёв, Н. А. Мельгунов. Иногда заседания посещали некоторые другие московские литераторы. Участники кружка интересовались немецкой идеалистической философией, изучали работы Ф. В. Шеллинга, а также Б. Спинозы, И. Канта, И. Г. Фихте, немецких натурфилософов. Члены общества называли себя «любомудрами».
1. История общества
Около 1822 года московским литератором и педагогом С. Е. Раичем было создано так называемое «Общество друзей», известное также как «Кружок Раича». Кружок объединял преподавателей и студентов Московского университета, Университетского благородного пансиона, Московского училища колонновожатых, а также их знакомых, интересовавшихся вопросами эстетики, литературы и теории искусства. Среди его членов были Ф. И. Тютчев, князь B. Ф. Одоевский, А. Н. Муравьев, Д. П. Ознобишин, М. П. Погодин, М. А. Дмитриев, А. И. Писарев, В. П. Титов, С. П. Шевырёв, А. М. Кубарев, Авр. С. Норов, М. А. Максимович и многие другие. Философия также входила в круг интересов раичевского кружка, но находилась на их периферии.
В 1823 году от «Общества друзей» отпочковалось «Общество любомудрия», образованное для более глубокого обсуждения философских вопросов и изучения трудов западных философов, в особенности представителей немецкой идеалистической философии. Броское самоназвание кружковцы выбрали чтобы максимаьно дистанцироваться от рационалистической философии французских просветителей и подчеркнуть приверженность немецкому идеализму. «До сих пор философа не могут себе представить иначе, как в образе французского говоруна XVIII века; посему-то мы для отличия и называем истинных философов любомудрами»[1], — писал В. Ф. Одоевский.
Как вспоминал один из членов «Общества любомудрия» Александр Кошелев, новое общество «собиралось тайно, и об его существовании мы никому не говорили. Членами его были: кн. Одоевский, Ив. Киреевский, Дм. Веневитинов, Рожалин и я. Тут господствовала немецкая философия, то есть Кант, Фихте, Шеллинг, Окен, Геррес и др. Тут мы иногда читали наши философские сочинения; но всего чаще и по большей части беседовали о прочтенных нами творениях немецких любомудров. Начала, на которых должны быть основаны всякие человеческие знания, составляли преимущественный предмет наших бесед; христианское учение казалось нам пригодным только для народных масс, а не для нас, любомудров. Мы особенно высоко ценили Спинозу, и его творения мы считали много выше Евангелия и других священных писаний». Кроме упомянутых Кошелевым участников членами кружка являлись В. П. Титов, С. П. Шевырёв, Н. А. Мельгунов, близки обществу были М. П. Погодин и А. С. Хомяков. Как правило, собрания проходили на квартире Владимира Одоевского, в Газетном переулке, 3.
Наиболее сильное влияние на членов общества оказывала немецкая идеалистическая философия, в особенности шеллингианство. Любомудры изучали работы Ф. В. Шеллинга, а также Б. Спинозы, И. Канта, И. Г. Фихте, Й. Герреса, Л. Окена. Участники кружка на основе философии тождества Шеллинга пытались построить цельное философское «науко-учение», сводящее «все случаи или все частные познания человека к одному началу», развивали идеи идеалистической диалектики в натурфилософии, гносеологии, эстетике, общественной теории. Дмитрий Веневитинов считал необходимым создание самостоятельной русской философии. «Россия найдет свое основание, свой залог самобытности и своей нравственной свободы в философии», — писал он. В области эстетики любомудры были приверженцами романтизма и выступали против эмпиризма и «критики вкусов», стараясь обосновать теорию искусства на основе философского идеализма. Не одобряли они эмпиризм и в науке. Показательна в этом плане опубликованная Одоевским в четвертом выпуске «Мнемозины» статья «О способах исследования природы» профессора М. Г. Павлова, развивавшего принципы идеалистической диалектики. В ней последовательно доказывалось преимущество «умозрительного» метода перед «эмпирическим».
Для того, чтобы русское общество получило представление о новых идеях, любомудры полагали важным вести популяризаторскую литературную деятельность. Философские мысли, выраженные в аллегорической форме, получали распространение в стихах и прозе любомудров.
В соответствии со своим представлением о синкретизме философии и искусства, любомудры стараются осуществить литературную реформу. Принципы любомудрия находят выражение в философской лирике Веневитинова. Лирический герой Веневитинова это романтический поэт — созерцатель, мудрец, пророк. В 1844 году Владимир Одоевский издаёт первый русский философский роман «Русские ночи»[2]. В попытках вернуть в поэзию высокий стиль, требующий от читателя определённых встречных интеллектуальных усилий, Степан Шевырёв обращается к устаревшей одической традиции с её архаизмами и метрической усложнённостью.
Для пропаганды идей любомудрия в 1823 году Одоевский взялся за издание литературно-философского альманаха «Мнемозина», объединившись для этого с будущим декабристом В. К. Кюхельбекером. По словам издателя, главной задачей этого печатного органа было «распространить несколько новых мыслей, блеснувших в Германии; обратить внимание Русских читателей на предметы в России мало известные, по крайней мере, заставить говорить о них; положить пределы нашему пристрастию к Французским Теоретикам»[3]. В 1824—1825 годах вышло четыре номера альманаха.
Ещё одним альманахом, в котором дружно выступили участники общества, была «Урания» изданная близким к любомудрам молодым историком М. Погодиным.
Незадолго перед выступлением декабристов, в числе которых было много друзей и родственников молодых философов, любомудров захватил интерес к политической жизни. Обычно игнорировавшиеся французские мыслители оказались в центре занятий общества. «Мы, — вспоминал Кошелев, — с особенною жадностью налегли на сочинения Бенжамена Констана, Рое-Коллара и других французских политических писателей; и на время немецкая философия сошла у нас с первого плана».
Кружок просуществовал до конца 1825 года. После событий 14 декабря, когда, с одной стороны, происходящие события оттянули на себя всё внимание любомудров, а, с другой, тайные сборища философов могли бы вызвать подозрения полиции, было решено общество распустить. Председатель Владимир Одоевский пригласил друзей к себе домой и торжественно уничтожил в своем камине устав общества вместе с протоколами его собраний.
2. Любомудры после самороспуска общества
Несмотря на формальное прекращение работы общества, после 1825 года связи между любомудрами не распадались.
Многие из них вскоре стали авторами выпущенного С. Е. Раичем литературного альманаха «Северная лира» на 1827 год, а затем сгруппировались вокруг погодинского литературно-научного журнала «Московский вестник», поддержанного А. С. Пушкиным.
Из всех участников Общества последовательным «любомудром» можно назвать только скончавшегося двадцатиоднолетним Дмитрия Веневитинова. Для всех остальных «любомудрие» стало, пусть и важным, но лишь одним из этапов долгой духовной эволюции.
Оттолкнувшись от немецкого идеализма, Владимир Одоевский в дальнейшем пережил и увлечение, и разочарование мистицизмом. В последний период жизни бывший председатель любомудров пришёл к реализму и эмпиризму, признал ценность европейского естествознания и приблизился по философским взглядам к индуктивной[4] метафизике[5].
Вооружившись шеллингианской трактовкой истории как науки «самопознания» человечества, многие любомудры естественным образом обращались к своим национальным корням. А. С. Хомяков и И. В. Киреевский в 1830—1850-хх годах стали основателями и идеологами славянофильства, к славянофильству пришёл и А. И. Кошелев.
Список литературы:
В. Ф. Одоевский. «Мнемозина», 1824, ч. IV, стр. 163.
В. Ф. Одоевский. Русские ночи / Издание подготовили Б. Ф. Егоров, Е. А. Маймин, М. Е. Медовой. — Л.: Наука (ленинградское отделение), 1975. — С. 247. — 320 с. — (Литературные памятники). — 50000 экз.
В. Ф. Одоевский. «Несколько слов о Мнемозине самих издателей». — «Мнемозина». — 1825. — Ч. IV. — С. 230—236.
Метафизика // Философский энциклопедический словарь. 2010.
В. В. Зеньковский. «Архивные юноши». Д. В. Веневитинов, кн. В. Ф. Одоевский, П. Я. Чаадаев // История русской философии.
Источник: ru./wiki/Общество_любомудрия
Другие работы по теме:
Современная рыночная экономика и ее характеристика
Любое общество для удовлетворения многообразных потребностей человека сталкивается с извечной фундаментальной проблемой — проблемой адекватного, рационального использования ограниченных, редких ресурсов. Соответственно обществу приходится делать выбор: что, как и для кого производить. Другими словами, решая вопрос, что производить, необходимо определить, какие товары и услуги производить и в каком объеме.
Что такое философия 5
Что такое философия? Вместо введения Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» – любовь и «sophia» – мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть философом. И каждый понимает, что только любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя она и является важным условием для того, чтобы стать философом.
Гавриил
Гавриил (Воскресенский, Василий Николаевич) (1795–1868), русский богослов, первый историк русской философии.
Информационное общество в глазах У.Мартина
Как считает профессор У. Мартин, под информационным обществом понимается «развитое постиндустриальное общество», возникшее прежде всего на Западе. По его мнению, не случаен тот факт, что информационное общество утверждается прежде всего в тех странах - в Японии, США и Западной Европе, - в которых в 60-х - 70-х годах сформировалось постиндустриальное общество.
Человек и общество
Экзаменационные билеты по предмету «Человек и общество» Билет №1 1. Понятие общества. Сферы общественной жизни 2. Рыночные отношения в современной экономике.
Общества с ограниченной ответственностью (Доклад)
Общество с ограниченной ответственностью Основные положения Общество с ограниченной ответственностью является разновидностью объединения капиталов, не требующих личного участия своих членов в делах общества. Характерными признаками этой коммерцеской организации являются деление ее уставного капитала на доли участников и отсутствие ответственности последних по долгам общества.
Понятие общества. Исторические типы общества и его структура
Общество - сверхсложная саморазвивающаяся система , включенная в суперсистему Космоса и Земли, обладающая собственной спецификой в своем генезисе и функционировании. Философский и общесоциологический подходы к изучению общества. 1) Общество как
Русская литература 19 века
Русская литература XIX века XIXвек- эпоха расцвета русской литературы, которая развивается в лихорадочном ритме; направления, течения, школы и моды сменяются с головокружительной быстротой; каждое десятилетие имеет свою поэтику, свою идеологию, свой художественный стиль. Сентиментализм десятых годов уступает место романтизму двадцатых-тридцатых; сороковые годы видят рождение русского идеалистического “любомудрия” и славянофильского учения; пятидесятые - появление первых романов Тургенева, Гончарова, Толстого; нигилизм шестидесятых годов сменяется народничеством семидесятых, восьмидесятые годы наполнены славой Толстого, художника и проповедника; в девяностых годах начинается новый расцвет поэзии: эпоха русского символизма.
Чацкий и фамусовское общество. 3
Чацкий и фамусовское общество. Автор: Грибоедов А.С. Кто такой Чацкий и что это за фамусовское общество? Автор сравнивает и противопоставляет две категории людей, которые даже в наше время встречаются и конфликтуют между собой.
Чацкий и фамусовское общество. 5
Чацкий и фамусовское общество. Автор: Грибоедов А.С. Комедия Грибоедова “Горе от ума” — бесценный шедевр в русской литературе. В этом произведении описывается дворянское общество XIX века. Главным героем этой комедии является Александр Андреевич Чацкий — умный, свободомыслящий молодой человек.
Чацкий и фамусовское общество. 4
Чацкий и фамусовское общество. Автор: Грибоедов А.С. В мире встречается много разных людей: одни, как Чацкий, образованные и интересные, другие, как фамусовское общество, подлые, завистливые, думающие только о богатстве и знатности. Таких людей сопоставил в своей комедии “Горе от ума” А.С. Грибоедов.
Чацкий и фамусовское общество. 8
Чацкий и фамусовское общество. Автор: Грибоедов А.С. В комедии “Горе от ума” все действующие лица делятся на положительных — Чацкого — и отрицательных — Фамусов и фамусовское общество. Грибоедов называл Чацкого передовым человеком, то есть человеком, образ которого будет жить вечно, а фамусовское общество — лицом всех дворян того века (“века минувшего”).
Веневитинов Д.В.
Русский поэт, критик. Родился в Москве в дворянской семье. Получил прекрасное домашнее образование (серьезно занимался языками, живописью, музыкой).
Заменит ли компьютер книгу
Автор: Сочинения на свободную тему Современный мир и нынешнее общество сделали серьёзный шаг вперёд. Невольно оставляя традиции и ценности позади себя. Так ли это? Спорить можно до изнеможения. Чтобы хоть немного разобраться в этом, рассмотрим весьма актуальный вопрос, а именно : «Заменит ли компьютер книгу?»
Прием обманутого ожидания в творчестве Д. В. Веневитинова
Поэзия Д. В. Веневитинова — одна из самых ярких, но, к сожалению, коротких страниц русской литературы. Войдя в историю как создатель одного из направлений в русском романтизме — любомудрия, Веневитинов не был обойден вниманием критики.
Столыпинская аграрная реформа 7
Сельское общество и столыпинская аграрная реформа Премьер-министр П. А. Столыпин считал преобразование сельского общества важной составной частью проводимой его правительством широкой аграрной реформы. По первоначальному плану реформы, составленному в 1906 году, предполагалось разделить сельское общество на два общества.
Киреевский, Иван Васильевич
Введение 1 Биография 2 Философские идеи 3 Электронные публикации Список литературы Введение Ива́н Васи́льевич Кире́евский (22 марта (3 апреля) 1806, Москва, Российская империя — 11 (23 июня) 1856, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из главных теоретиков славянофильства.
Верховская, Лидия Никандровна
Введение 1 Творчество 2 Выставки 3 Галерея 4 Библиография Введение Лидия Никандровна Верховская — (11 октября 1882, Смоленск — 1919, Петроград), российская художница.
Зелёная лампа
«Зелёная книга» — дружеское общество петербургской дворянской, преимущественно военной, молодёжи в 1819—1820 годов, в числе членов которого были декабристы С. П. Трубецкой, Ф. Н. Глинка, Я. Н. Толстой, А. А. Токарев, а также А. С. Пушкин и А. А. Дельвиг. В собраниях участвовали Н. И. Гнедич, А. Д. Улыбышев, Д.
Общество архитекторов-художников
Введение 1 Деятельность Общества 2 Конкурсы, объявленные Обществом 3 Издания Общества 4 Члены Общества 5 Источники архивные 6 Источники Введение Общество архитекторов-художников - Императорское Общество архитекторов-художников - Петроградское Общество архитекторов-художников - Ленинградское Общество архитекторов-художников.
Веневитинов, Дмитрий Владимирович
Введение 1 Биография 2 Творчество 3 Сочинения 3.1 Проза 3.2 Поэзия 4 Издания 5 Библиография Введение Дми́трий Влади́мирович Веневи́тинов (1805, Москва — 1827) — русский поэт романтического направления, переводчик,
Ваккенродер, Вильгельм Генрих
Ви́льгельм Ге́нрих Ва́ккенродер (нем. Wilhelm Heinrich Wackenroder, 13 июля 1773, Берлин — 13 февраля 1798, Берлин) — немецкий писатель, ближайший друг Людвига Тика. Ваккенродер в «Herzensergiessungen eines kunstliebenden Klosterbruders» (Сердечные излияния монаха, любящего искусство) впервые возвестил о тяге нового поколения бюргерской интеллигенции к родной старине, в средневековье, о влечении к католицизму с его пышным культом и к искусству, тесно связанному с этим культом.
Петербургское общество архитекторов
Введение 1 Цель Общества 2 Деятельность 3 Председатели Общества Список литературы Введение Петербургское Общество архитекторов — Санкт-Петербургское творческое объединение архитекторов. Организовано 20.10.1870 (утвержден устав). Образовалось на основе кружка петербургских архитекторов и инженеров-строителей, организованного в 1862 по инициативе архитекторов Шретера В.
Общество по проведению реформ в Конго
Общество по проведению реформ в Конго (англ. Congo Reform Association) — общество, созданное для разоблачения злоупотреблений в Свободном государстве Конго.
Философия и общество журнал
Философия и общество (журнал) Философия и общество Научный журнал Философия и общество ставит своей задачей освещение фундаментальных проблем общества, социально-философский анализ актуальных проблем культуры, цивилизации, социального детерминизма, периодизации мировой истории и т.д. Здесь публикуются статьи как философской, так и исторической тематики, материалы по социологическим и экономическим проблемам, философии истории, герменевтике и структурализму, гносеологии и онтологии, глобальным проблемам современности.
Вольное общество любителей словесности, наук и художеств
Не следует путать с Вольным обществом любителей российской словесности. Вольное общество любителей словесности, наук и художеств — литературно-общественная организация, существовавшая в Санкт-Петербурге в 1801—1826 годах[1] (с перерывами).
Друг народа
Друг наро́да (фр. "L'Ami du peuple" «Ами дю пёпль») — газета, издававшаяся в Париже во время Великой французской революции Жан Полем Маратом. «Друг народа» было также прозвищем Марата. Марат был её единоличным редактором. В газете он разоблачал преступления властей и агитировал за репрессии в рядах чиновников.
Государство и гражданское общество. Формы нх взаимодействия
Государство и гражданское общество. Формы нх взаимодействия. Однако, как уже упоминалось выше, гражданское общество неразрывно связано с понятием правовое государство. Правовое государство, по сути, политическое ядро гражданского общества и без правового государства невозможно само существование гражданского общества.
Взаимодействие преступности и общества
Белых М. В. ТЕМА: « Взаимодействие преступности и общества» На данный момент, отдельно и в тоже время внутри общества в котором мы с вами проживаем, образовалось “преступное общество”, которое по своим принципам и признакам, по своей структуре способно не просто существовать, но и оказывать криминогенное воздействие на первостепенное общество увеличивая при этом свой количественный показатель.
Владимир Одоевский
Одоевский Владимир Федорович, князь (1803—1869) — видный писатель первой половины XIX века. Получил первоклассное по тому времени воспитание в Благородном пансионе при Московском университете (1816—1822).
Веневитинов Дмитрий Владимирович
Поэт. Происходя из старинной дворянской семьи, Веневитинов вырос в самых благоприятных условиях, пользуясь заботливым попечением умной и образованной матери.
Одоевский В.Ф.
Русский писатель, философ, педагог, музыкальный критик. Последний представитель древнего княжеского рода. Образование получил в Московском университетском благородном пансионе (1816-22).