МОУ «Вавилонская средняя общеобразовательная школа»
Историческое эссе.
Тема: «Христианство для русского общества не было ни добром, ни злом, ни абсолютно прогрессивным, ни регрессивным явлением. Оно было и тем и другим одновременно»
Е.К. Дулуман
А.С. Глушан
Выполнил ученик 9 класса:
Емельянов Дмитрий
Что дало Руси христианство? Такого рода вопросы всегда не просты, поскольку учитывать надо не только приобретения, но и потери. Специалисты достаточно единодушны в оценке крещения Руси, как явления прогрессивного. При этом., однако, чаще всего имеется в виду соотношения абстрактного христианства и абстрактного язычества. А сравнение должно быть конкретным: что привносило, и что разрушало христианство на Руси.
Владимир и его окружение остановили свой выбор на византийской разновидности христианства вполне сознательно, руководствуясь, прежде всего политическими соображениями; новую религию киевский князь принял от Византии не как проситель, а как союзник, заслуживающий не снисходительного к себе отношения, а уважительного обращение в новую веру не ставило Киевскую Русь в прямую политическую зависимость от Византии. Крещение жителей Киева не обошлось без угроз и принуждения со стороны княжеской власти. Не желавшим креститься прямо заявляли, что их будут рассматривать как противников князя ("если не придет кто завтра на реку... да будет мне враг"), а поэтому какая-то часть киевлян оказалась в водах днепровских отнюдь не по доброй воле - "не любовию, но страхом".
Вот почему не только ученые, но и некоторые церковные авторы не отрицали в прошлом принудительного характера крещения жителей столицы Киевского государства.
Потребность в новой религии первоначально ощущали лишь социальные верхи Киевской Руси. Владимиру и его ближайшему окружению она была нужна для укрепления великокняжеской власти. Формировавшееся сословие феодалов искало в ней оправдание своего привилегированного положения в древнерусском обществе. Купцам христианизация Руси сулила расширение и укрепление торговых связей с христианскими странами. Все они получали возможность с помощью новой веры насаждать и массах дух покорности, примирять угнетенных с тяготами подневольной жизни и тем самым удерживать народные массы от активных форм социального протеста. Ради таких перспектив можно было изменить многовековой традиции, порвать с языческим прошлым, отказаться от привычных форм духовной жизни.
В ином положении находились социальные низы древнего Киева. Ни смерды-крестьяне, ни ремесленники, ни бесправные холопы-рабы не получали от вводимого христианства, давно переставшего быть религией обездоленных, ничего такого, что отвечало бы их социальным потребностям. Не адаптированная к условиям жизни приднепровских славян и потому не находившая отклика в их душах, государственная идеология Византийской империи воспринималась народными массами Киевской Руси как что-то глубоко чуждое им, принудительно навязываемое ради прихоти власть имущих. Поэтому они принимали новую религию неохотно, по принуждению, уступая не столько уговорам, сколько угрозам. Были среди киевлян и такие, кто протестовал против крещения простейшим и доступным им способом убегал из Киева, надеясь в степной и лесной глуши сохранить прежнюю веру, близкую им, привычную и понятную.
Введение христианства на Руси при князе Владимире и его преемниках не было мирным и спокойным процессом, что новую веру насаждали с применением насилия, вызывавшего противодействие различных групп местного населения и прежде всего простого люда.
О дате и обстоятельствах этого события ученые спорят до сих пор, что обусловлено трудностью анализа разноязычных источников с различной системой летосчисления. Но когда бы ни произошло крещение Владимира и его подданных (между 988-990 гг.), этот шаг означал прежде всего проведение крупной государственной реформы: на Руси появился новый общественный институт -- православная церковь. С тех пор и до наших дней она сохранила единую систему управления: митрополит (с 1589 г. - патриарх) - епархии (области) во главе с архиереями (архиепископами и епископами) — приходы (приходские храмы со штатом священнослужителей — клиром) и монастыри (общины отрекшихся от мира иноков-монахов, принявших обеты нестяжания, безбрачия и послушания). Появившись в патриархальном обществе, церковь, как более зрелая структура, помогала становлению Древнерусского государства и взяла на себя часть его функций. В ее руках находился суд по семейно-брачным и наследственным делам, наряду с "Русской Правдой" действовал переведенный с греческого кодекс церковного права - Номоканон, или Кормчая книга. В ведении церкви находились определенные категории населения: лекари, клирошане, паломники. Там же оглашались указы, хранились документы, эталоны мер и весов. Духовенство как носитель знаний и грамотности выступало в качестве школьных учителей. В свою очередь княжеская власть обеспечивала церковь материально: в Х-Х1 вв. — за счет десятины (отчислений от княжеских доходов - штрафов, пошлин и т. д.), а позже передавала епископам и монастырям села с крестьянами. Важной функцией церкви стала забота о нищих и обездоленных. Активно участвовала церковь и в процессе распространения христианства: с расширением границ княжеских владений строились новые храмы, а в городах основывались епископские кафедры.
Принятие христианства было обусловлено и расширением международных связей Руси. Но крещение Руси не только соответствовало интересам верхушки общества. Новая религия принесла с собой и не известную язычеству идею равенства людей: во-первых, исключила племенные и этнические различия; во-вторых, каждому — от князя до землепашца — предстояло отвечать за свои земные дела на Страшном суде: ни высокое положение, ни богатство не спасали грешника и злодея от геенны огненной, которая доходчиво изображалась художниками на западной стене христианского храма; праведника же за терпение и добрые дела ожидал рай. В новой системе ценностей происхождение и социальный статус человека не имели значения: на Страшном суде смерд вполне мог оказаться более достойным, чем боярин или князь.
Христианство возвышало личность человека, созданного по образу и подобию Божьему (т. е. человека-творца, создателя, выбирающего своим разумом свой путь и отвечавшего за свои поступки), в отличие от языческих традиций подчинения отдельного человека роду и судьбе-року.
Акт принятия христианства в качестве государственной религии не означал, конечно,
быстрого и повсеместного его утверждения в обществе; это был длительный и сложный процесс.
Принятие христианства имело огромнее значение для всего русского общества, охватив все стороны общественного устройства. На основе христианизации появился новый тип государственности. Искусство и культура также пережили ощутимые перемены,
Деятельность первых варяжских князей объединила племена русских славян в одно государство. Это объединение было чисто внешним механическим соединением чуждых взаимно областей. Но новая религия и принесенная ею образованность имели сильное внутреннее влияние на Русь и сплотили русские волости в одно целое церковными и культурными связями. Государственное единство пало от междоусобиц княжеского рода, но эти связи оказались очень крепкими и создали из русских племен один, сознающий свое единство, народ. В этом заключается главное историческое значение Киевского периода русской истории и становления христианства на Руси.
Другие работы по теме:
Добро и зло
Характеристика категорий "добро" и "зло" с точки зрения философии, духовных и моральных убеждений человека. Особенности понятия "борьбы зла и добра", которое есть не что иное, как выбор, а именно - выбор между добром – эволюция и между злом – деградация.
Умозаключение
Умозаключение - форма мышления, посредством которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение. Виды умозаключений. Логика суждений (высказываний). "Аксиомы" логики суждений. Правила вывода логики суждений. "Условный силлогизм".
Христианство на Руси
Русское христианство обзаводится своими законами и обрядами, непохожими на Византийские. Церковь постепенно становиться основным институтом феодальной культуры древней Руси.
Женщина в шаманизме
Отличительной особенностью шаманизма от других эзотерических, философских, религиозных и мистических систем является отсутствие четких границ между добром и злом, божественным и демоническим, созиданием и разрушением.
Булгаков м. а. - Добро и зло в романе м. булгакова мастер и маргарита
Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» - многомерное и многослойное произведение. В нем соединены, тесно переплетаясь, мистика и сатира, самая безудержная фантастика и беспощадный реализм, легкая ирония и напряженная философия. Одной из главных философских проблем романа является проблема взаимоотношения добра и зла.
Добро и зло в пьесе Маршака Двенадцать месяцев
Известный русский поэт Самуил Яковлевич Маршак написал много произведений для детей. Его перу принадлежит обработка сказки известной чешской писательницы Божены Немцовой «Двенадцать месяцев». В этом произведении, как и в любой другой сказке, соревнуются добро со злом. В оскорбленной падчерице изображено добро, чуткость, а мачеха и ее дочь является воплощением зла и зависти.
Стихотворение Брюсова Я люблю большие дома
В своей лирике В.Я. Брюсов, как и многие символисты, зачастую заимствовал образы и конфликты из мифологии, из истории былых веков. Этим поэт словно расширял временные границы и подчеркивал вечность затрагиваемых проблем. Среди них доминировали такие, как сложность и противоречивость внутреннего мира человека, извечный конфликт между красотой, истиной, добром и безобразием, ложью, злом.
Вечность проблем трагедии Гамлет
В трагедии Шекспира «Гамлет» показывается жизнь эпохи Возрождения. Гамлет — человек своего времени, потому не всегда его понимает нынешний читатель. В то же время Гамлет поза временами, потому что проблемы, которые он решает, - вечные, они волновали разных людей в разные времена. Вероятно, от появления на этом свете первого человека возник вопрос о добре и зле.
Проблема добра и зла в романе Достоевского Преступление и наказание
Проблема всего творчества Достоевского — определение границ между добром и злом. Это центральный философский вопрос, волновавший писателя всю жизнь. В своих произведениях писатель пытается дать оценку этим понятиям и установить их взаимодействие как в обществе в целом, так и в отдельном человеке.
Добро и зло в романе Мастер и Маргарита 2
Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» Автор: Булгаков М.А. “Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо”. И. В. Гёте. “Фауст” Эти слова эпиграфа свидетельствуют о нетрадиционном для русской литературы отношении Булгакова к сатане. Если для Гоголя и Достоевского дьявол — это воплощение зла, то Булгаков пишет о сложном переплетении добра и зла в жизни.
Добро и зло в романе Мастер и Маргарита 3
Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» Автор: Булгаков М.А. Роман М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" – очень неоднозначное и необычное произведение. Автор посвятил ему последние двенадцать лет своей жизни. Писатель вложил в этот роман все: свой талант, свои мысли, свою душу. Это произведение настолько многопланово, что даже жанр его определить невозможно: и бытовой, и социальный, и любовный, и фантастический.
Анализа баллады Светлана
Анализа баллады "Светлана" Автор: Жуковский В.А. В.А. Жуковский познакомил Россию с европейскими народными преданиями (в балладах), ввел в общенациональное художественное сознание множество неизвестных русским читателям произведений. Вся эта большая культурная работа была жизненно необходима для расширения кругозора русского общества.
Русский язык в современном мире
Автор: Сочинения на свободную тему Из-за дня в день мы обмениваемся информацией, узнаем новые вещи, общаемся, делимся своими мыслями и чувствами с окружающими. Все это было бы просто невозможно без существования русского языка, роль которого имеет огромное значение в жизни многих людей и русского общества.
Теория Родиона Раскольникова
Автор: Достоевский Ф.М. Роман Достоевского «Преступление и Наказание»- это повествование о том, « как долго и трудно сомневалась, колебалась, билась, металась душа человека между совестью и разумом, добром и злом. Это была упорная, изнурительная борьба, и в конце её наступает признание совести, истины, очищение и обновление человека».
Добро, зло и свобода в понимании и изображении Достоевского
Автор: Достоевский Ф.М. Противостояние между добром и злом – основной конфликт в романе Достоевского «Преступление и наказание». По мнению писателя, зло порождается действительностью; например, яростной, ожесточенной реакцией на несправедливые жизненные условия. Добро же сосредоточено в духовном начале человека, «натуре», сопротивляющиеся проникновению идеи зла и насилия.
Печорин - герой своего времени.
Автор: Лермонтов М.Ю. Печорин – человек уникальной натуры, я таких не встречал… Кто он такой, чего хочет он от жизни, живет он или существует? Это вопросы, на которые мог бы ответить только М. Ю. Лермонтов, он же автор романа «Герой нашего времени».
Карась-идеалист
Автор: Салтыков-Щедрин Михаил. Карась-идеалист — герой одноименной сказки. Живя в тихой заводи, благодушествует и лелеет мечты о торжестве добра над злом и даже о возможности урезонить Щуку (которой отродясь не видывал), что она не имеет права есть других. Ест ракушек, оправдываясь тем, что «сами в рот лезут» и у них «не душа, а пар».
М.А.Булгаков Добро и зло в романе Мастер и Маргарита
Сочинение Тема: М.А.Булгаков “Добро и зло в романе Мастер и Маргарита” На протяжении всей жизни человек сталкивался и будет сталкиваться с добром и злом. Поэтому вопрос, что есть добро и что есть зло будет волновать человечество всегда. Тема добра и зла в романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" -- одна из ключевых, автор показывает читателям эту вечную борьбу добра и зла.
Мир природы в творчестве М. М. Пришвина
Судьба М. М. Пришвина — это характерная судьба русского человека именно потому, что почти всегда истинная жизнь его проходит в тени. Она никогда о себе не заявляет громко и в то же время присутствует каждое мгновение в слове писательском.
О чем заставили меня задуматься произведения древнерусской литературы
Автор: Разное Древняя русская литература очень интересна, хотя иногда не совсем понятна. Во многом восприятие текста зависит от стиля, которым он написан. С тех пор многое слова устарели и вышли из употребления, другие изменили своё первоначальное значение, на их месте появились новые. Из-за этих изменений становится трудно понять, о чем говорится в тексте.
Стоїть в селі Суботові
Автор: Шевченко Тарас. На горі високій Домовина України, Широка, глибока. Ото церков Богданова. Там-то він молився. Щоб москаль добром і лихом З козаком ділився.
Раскольников в системе образов романа Преступление и наказание
Автор: Достоевский Ф.М. Жестокая, захватывающая, всепоглощающая борьба между Добром и Злом — эта проблема стояла и будет стоять перед человечеством всегда. В романах Федора Михайловича Достоевского этот поединок разворачивается в душах отдельных людей. Полярность божеского и дьявольского начал, бурное столкновение света и тьмы раскрываются в самой глубине бытия.
Альпухарское восстание
(1568 - 1571); также Альпухарская война ; исп. Rebeliуn de las Alpujarras) - крупнейшее восстание морисков в Испании периода царствования Филиппа II. Потомки многочисленного мусульманского население Гранадского эмирата, павшего в 1492, были обязаны принять христианство согласно так называемым Прагматическим указам.
Криптохристианство
(также крипто-христианство, криптохристиане , подпольное или тайное христианство от древнегреч. [криптос] «тайный», «укрытый») — в Средние века и Новое время — подпольные, тайные последователи христианства, особенно в обществах, где преобладают последователи другой веры, оказывающие религиозное давление на представителей данного религиозного меньшинства.
Русское братство
Ру́сское бра́тство — русская монархическая организация, основанная в Киеве в 1904 году. Выступало против конституционлизма, за самодержавную монархию. Поддержала роспуск Государственной думы в 1906 и послала Государю телеграмму поддержки. В РБ запрещалось членство евреям. Собрания Братства проходили несколько раз в год.
Облава
Василь Быков. «». Свержение самодержавия в начале века, разрушение «старого мира», взаимоотношения русского крестьянства с новой властью и дальнейшее развитие этих отношений дали повод и материалы для написания огромного количества произведений о судьбе крестьянства. До недавнего времени произведения, дающие «неверные» представления о жизни советского крестьянства, были фактически под запретом.
IV век
Четвёртый ( длился с 301 по 400 годы по григорианскому календарю. События 301 год — В Армении принято христианство. В Японии основана династия Ямато 313 год — Миланский эдикт о свободе вероисповедания в Римской империи
Двоеверие на Руси
Сохранение языческих обрядов и праздников на Руси. Примеры проявления двоеверия.