Борис Годунов
.
Пушкин А.С.
Автор посвящает памяти Н. М. Карамзина
Кремлевские палаты (1598 года, 20 февраля). Князья Шуйский и Воротынский.
Они рассуждают о том, что “народ еще повоет да поплачет, // Борис еще поморщится немного,.. // И наконец по милости своей // Принять венец смиренно согласится...”. Воротынский не верит, что Борис захочет стать государем. Шуйский рассказывает, как он двенадцать лет тому назад был послан в Углич расследовать убийство царевича Димитрия, все указывало на участие в нем Годунова, “...И,.возвратись, я мог единым словом // Изобличить сокрытого злодея”. Но Годунов смотрел в глаза, “как будто правый”. И Шуйский не смог выступить против Бориса. Воротынский удивляется, неужели кровь младенца не беспокоит убийцу? Шуйский уверен:
Перешагнет; Борис не так-то робок!
Какая честь для нас, для всей Руси!
Вчерашний раб, татарин, зять Малюты,
Зять палача и сам в душе палач,
Возьмет венец и бармы Мономаха...
Они решают “народ искусно волновать”, чтобы избавиться от Годунова.
Красная площадь
Народ
Народ в ужасе из-за отказа Бориса вступить на трон: “О боже мой, кто удет нами править? // О горе нам!” Духовенство призывает народ угово-1Ить царицу благословить Бориса на царствование.
Девичье поле. Новодевичий монастырь
Народ
Собравшаяся толпа не понимает, что происходит. Боясь оплошать, люди [повторяют друг за другом: стараются заплакать и падают на колени. “Бо-
Вот черни суд: ищи ж ее любви.
В семье моей я мнил найти отраду,
Я дочь мою мнил осчастливить браком —
Как буря, смерть уносит жениха...
И тут молва лукаво нарекает
Виновником дочернего вдовства
Меня, меня, несчастного отца!..
Кто ни умрет, я всех убийца тайный:..
...все я!
Ах! чувствую: ничто не может нас
Среди мирских печалей успокоить;
Ничто, ничто... едина разве совесть.
Так, здравая, она восторжествует
Над злобою, над темной клеветою.
Но если в ней единое пятно,
Единое, случайно завелося,
Тогда — беда! как язвой моровой
Душа сгорит, нальется сердце ядом,
Как молотком стучит в ушах упрек,
И все тошнит, и голова кружится,
И мальчики кровавые в глазах...
И рад бежать, да некуда... ужасно!
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.
Корчма на литовской границе
Мисаил и Варлаам, бродяги-чернецы,
Григорий Отрепьев,мирянином;хозяйка
Хозяйка угощает всех вином. Мисаил беседует с Григорием о причине грусти молодого человека, а между тем литовская граница рядом. Но Григорий уверен: “Пока не буду в Литве, до тех пор не буду спокоен”. Мисаил и Варлаам не понимают, чем так привлекательна для Григория Литва. Они сами покинули монастырь и теперь им везде хорошо. “Литва ли, Русь ли”, монахи пьют и веселятся, приглашая Григория с собой, но он отказывается и узнает у хозяйки дорогу в Литву; хозяйка уверена, что он сможет добраться до Луевых гор к вечеру, если не остановят царские заставы. Григорий испуган: кого ловят? Хозяйка слышала, что кто-то из Москвы сбежал. Она объясняет, что стражники стоят только на дорогах, а в Литву можно попасть по любой тропе, не только торной дорогой. Входят дозорные, они интересуются посетителями корчмы, хотят поживиться за счет монахов. Пристав достает царский указ о сбежавшем из Москвы Гришке Отрепьеве, он подозревает Мисаила. Григорий читает указ. Там сказано, что Отрепьев впал в ересь, сбежал к литовской границе, “царь приказал изловить и повесить”. Дается и словесный портрет Григория, а он, глядя на Варлаама, дает его описание: “А лет ему вору Гришке от роду... за 50. А росту он среднего, лоб имеет плешивый, бороду седую, брюхо толстое...” Приставы готовы схватить Варлаама, но тот выхватывает у Григория бумагу и читает: “А лет е-му от-ро-ду... 20... А ростом он мал, грудь широкая, одна рука короче другой...” Приставы подступают к Григорию, он выхватывает нож, от неожиданности они расступаются, и Григорий выскакивает в окно.
Москва. Дом Шуйского
Шуйский, множество гостей. Ужин.
Шуйский предлагает гостям выпить последний раз за государя. Мальчик читает молитву, потом все расходятся. Оставшийся Афанасий Михайлович Пушкин сообщает хозяину о полученном от племянника из Кракова письме, в котором сказано, что убиенный в Угличе Димитрий жив: Кто б ни был он, спасенный ли царевич,
Иль некий дух во образе его,
Иль смелый плут, бесстыдный самозванец,
Но только там Димитрий появился.
Шуйский не сомневается, что это самозванец. Если народ узнает о нем, “быть грозе великой”. Бояре сговариваются пока молчать.
Царские палаты
Царевич чертит географическую карту, царевна, мамка царевны Ксения тоскует о недавно умершем женихе. Мамка утешает, что будет и другой жених. Входит Борис, он искренне жалеет дочь, интересуется занятиями сына:
Учись, мой сын: наука сокращает
Нам опыты быстротекущей жизни —
Когда-нибудь, и скоро, может быть,
Все области, которые ты ныне
Изобразил так хитро на бумаге,
Все под руку достанутся твою. С докладом входит Семен Годунов, он сообщает о прибывшем к Пушкину гонце из Кракова. Борис приказывает гонца перехватить, Семен уже послал своих людей. Приходит Шуйский, он рассказывает царю о появившемся в Кракове самозванце под именем царевича Димитрия. Борис приказывает перекрыть литовскую границу и спрашивает Шуйского, бывшего тринадцать лет назад в Угличе, не произошла ли тогда подмена царевича? Шуйский уверен: “Нет, государь, сомненья нет: Димитрий // Во гробе спит”. Борис понимает: “Так вот зачем тринадцать лет мне сряду // Все снилося убитое дитя!.. // Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!”
Краков. Дом Вишневецкого
Самозванец и раЪег1 Черниковский
Самозванец обещает: не пройдет и двух лет, как вслед за ним Русь признает власть католической церкви. Священник благодарит самозванца за столь приятную перспективу. Григорий призывает пришедших к нему русских беглецов и поляков идти войной на Русь. Курбский рассказывает о своем знаменитом отце, угасавшем в Больший, мечтавшем вернуться на родину; теперь сыну представилась такая возможность. Самозванец обещает беглецам:
Мужайтеся, безвинные страдальцы, —
Лишь дайте мне добраться до Москвы,
А там Борис расплатится во всем.
Все кричат:
В поход, в поход! Да здравствует Димитрий,
Да здравствует великий князь московский!
Замок воеводы Мнишка в Самборе.
Ряд освещенных комнат. Музыка
Вишневецкий, Мнишек
Мнишек рад, что Димитрий увлекся Мариной, “дочь моя царицей будет?” Танцуя с Димитрием, Марина назначает ему свидание. Окружающие обсуждают Димитрия и его планы.
Ночь. Сад. Фонтан
Входит Самозванец, он смущен любовью к Марине. Марина требует, чтобы он открыл ей самые заветные мысли, “чтоб об руку с тобой могла я смело // Пуститься в жизнь...” Димитрий готов отказаться от всего ради ее любви:
Твоя любовь... что без нее мне жизнь,..
В глухой степи, в землянке бедной — ты,
Ты заменишь мне царскую корону,
Твоя любовь...
Но Марине важен титул Димитрия:
...Знай: отдаю торжественно я руку
Наследнику московского престола,
Царевичу, спасенному судьбой.
...Другого мне любить нельзя.
Он открывает Марине всю правду о себе: “...Одна любовь принудила меня // Все высказать”. Теперь же он будет свято хранить эту тайну:
Тень Грозного меня усыновила,
Димитрием из гроба нарекла,
Вокруг меня народы возмутила
И в жертву мне Бориса обрекла.
Царевич я. Довольно, стыдно мне
Пред гордою полячкой унижаться. —
Прощай навек. Игра войны кровавой,
Судьбы моей обширные заботы
Тоску любви, надеюсь, заглушат.
...Но — может быть, ты будешь сожалеть
Об участи, отвергнутой тобою.
Марина рада:
Наконец
Я слышу речь не мальчика, но мужа.
С тобою, князь, она меня мирит.
Безумный твой порыв я забываю
И вижу вновь Димитрия.
Очисти Кремль, садись на трон московский,
Тогда за мной шли брачного посла;..
Самозванец решается: “Заутра двину рать”.
Граница литовская
(1604 года, 16 октября)
Князь Курбский и Самозванец, оба верхами
Полки приближаются к границе
Курбский счастлив ступить на землю предков. Самозванцу же отравляет радость осознание предательства: “...я Литву // Позвал на Русь, я в красную Москву // Кажу врагам заветную дорогу!..” Полки переходят
границу.
Царская дума
Царь, патриарх и бояре
Царь посылает Трубецкого и Басманова против Самозванца. Патриарх рассказывает Борису историю пастуха, исцеленного от слепоты святыми мощами Димитрия в Угличе. Он “тихую молитву сотворил, // Глаза... прозрели...” Патриарх советует перенести святые мощи Димитрия в Кремлевский Архангельский собор, “народ увидит ясно // Тогда обман безбожного злодея,..” Шуйский возражает против этого: “Не скажут ли, что мы святыню дерзко // В делах мирских орудием творим?” Он предлагает поговорить с народом, Борис согласен.
Равнина близ Новгорода-Северского
(1604 года, 21 декабря)
Битва
Русские войска бегут от ляхов, православные, отказываются идти войной на законного царевича.
Димитрий приказывает трубить победу:
Ударить отбой! мы победили. Довольно; щадите русскую кровь. Отбой!
Площадь перед собором в Москве
Народ
Люди ждут выхода Бориса из храма, они говорят о Димитрии, как о законном царе. Приходит юродивый Николка, мальчишки его дразнят, а потом отнимают копеечку и убегают. Юродивый плачет и жалуется Борису, появившемуся из храма:
Борис, Борис! Николку дети обижают... Николку маленькие дети обижают... Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича.
Борис просит Николку помолиться за него. Николка же уверен:
Нет, нет! нельзя молиться за царя Ирода — богородица не велит.
Севск
Самозванец, окруженный своими
Самозванец беседует с русским пленным, от которого узнает, что Борис “очень был встревожен” победой Димитрия. На Москве ежедневные казни, расправы с недовольными, “тюрьмы битком набиты”. Димитрий призывает своих сторонников идти на Москву, поляки робеют.
Лес. В отдалении лежит конь издыхающий
Лжедмитрий, Пушкин
Ляхи рассказывают Самозванцу о своем поражении. А Лжедмитрий спокойно ложится и засыпает.
Другие работы по теме:
Пушкин а. с. - Драматургия а. с. пушкина
Одной из замечательных особенностей литературного дела Пушкина является исключительное разнообразие и разносторонность его творчества, широчайший охват им всех возможных родов, видов, форм национального искусства слова, величайшим создателем которого он у нас и стал. И во всех этих видах и формах Пушкин явил изумительные образцы мирового художественного творчества, способные выдержать любое испытание временем.
Пушкин а. с. - Москва в творчестве а. с. пушкина
Конечно А. С. Пушкин скорее петербургский писатель но родился он в Москве и на всю жизнь сохранил любовь к этому городу. И это неудивительно. Петербург традиционно воспринимается русскими писателями как город возникший неестественным путем из тьмы ле Москва.
Пушкин а. с. - Переломные моменты прошлого россии в трагедии а. с. пушкина
Содержание трагедии это по словам. Проспера Мериме судьба человеческая судьба народная. А. С. Пушкин мечтал о драматургии самых высоких освободительных идей острых конфликтов больших страстей крупных национальных характеров и яркой занимательности о Прогрессивная и новаторская направленность драмы в утверждении народа определяющей силой истории.
Тема: «Значение деятельности Бориса Годунова»
Моя тема «Значение деятельности Бориса Годунова» является одной из самых актуальных тем истории. В каждом источнике Борис Годунов описывается по-разному, с разных точек зрения, в зависимости от обстоятельств и времени, в которых жил автор источника. Этим и определяется актуальность темы
Шпаргалка по Москвоведению (1601-1737 гг.)
В 1604 году лжедмитрий I начал поход на Москву. В 1605 году умер Борис Годунов. 1632г. - начал действовать бархатный двор. В 1755 году открылся Московский университет.
Исторические произведения Пушкина Капитанская дочка , Борис Годунов
Для творчества А. С. Пушкина характерно обращение к теме истории России, что подтверждается большим количеством литературных произведений как в прозе, так и в поэзии, где автор не просто воспроизводит те или иные события, но и пытается дать им свою оценку с позиции поэта и гражданина.
Цари и самозванцы в творчестве А.С. Пушкина
Автор: Пушкин А.С. А.С. Пушкина интересовала проблема власти в России. Что есть власть? Каковы отношения власти и народа? Что такое законы истории и как они связаны с законами совести? Отражение размышлений Пушкина над этими вопросами можно найти в таких произведениях, как «Борис Годунов» и «Капитанская дочка».
Народ и его роль в трагедии Борис Годунов Александра Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин зачастую использовал в своем творчестве самые острые и драматичные страницы в русской истории. В трагедии "Борис Годунов" он воссоздал "минувший век во всей его истине". Поэт удачно достиг невиданных кульминаций в искусстве драмы… Персонажи этой трагедии исторически достоверны, действуют и рассуждают в соответствии со своей эпохой и нравами.
Жизнь и творчество Пушкина А.С
Доклад в датах На тему:Жизнь и творчество Пушкина А.С. Подготовил Ученик 9 класса Мясищев Максим 1799, 26 мая (6 июня) - А. С. Пушкин родился в Москве в семье офицера Гвардии Сергея Львовича Пушкина и внучки Ганнибала А. П., сына эфиопского князя, попавшего в Россию ок. 1706 г. (Арап Петра Великого), Надежды Осиповны Ганнибал.
Образ народа в драме Борис Годунов
Образ народа в драме "Борис Годунов" Автор: Пушкин А.С. Трагедия "Борис Годунов",написанная в декабре 1824-ноябре 1825гг в Михайловском,стала первым опытом художественного осмысления Пушкиным исторического прошлого России,а именно Смутного времени.
Художественные особенности трагедии Борис Годунов
Автор: Пушкин А.С. Идейный и литературный замысел и идейное содержание трагедии «Борис Годунов» определили её художественные особенности: композицию, реализм образов, историзм в воспроизведении эпохи, разнообразие языка.
Последние годы жизни Пушкина
Автор: Пушкин А.С. Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт, оставивший огромное количество произведений после себя. Для каждого он по-своему интересен. Его знают все – от детей до стариков. Память о нём останется на вечность.
Идейно-художественное своеобразие Повестей Белкина
Автор: Пушкин А.С. «Повести Белкина» задуманы как пародия на каноны романтической литературы. Пушкин берет расхожие сюжетные романтические штампы и «переворачивает» их. Конфликт в «Стационарном смотрители» нарочито банален. Военный заезжает на постоянный двор, соблазняет дочку станционного смотрителя и увозит с собой.
Образ Е. Пугачёва по роману А.С. Пушкина Капитанская дочка
Образ Е. Пугачёва (по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка") Автор: Пушкин А.С. А.С. Пушкин всегда очень серьёзно исследовал исторические события. В стихотворении "Моя родословная" он вспоминает представителей "славного рода Пушкиных", которые принимали активное участие в государственных делах и событиях.
Народ и власть по трагедии Борис Годунов
Автор: Пушкин А.С. Да, жалок тот, в ком совесть нечиста. А. Пушкин Александр Сергеевич Пушкин часто обращался к русской истории, ее самым острым и драматичным страницам. В трагедии “Борис Годунов” поэт воскресил “минувший век во всей его истине”. Автору удалось достигнуть небывалых вершин в искусстве драмы...
Народ в трагедии А.С. Пушкина "Борис Годунов"
Трагедия "Борис Годунов" была написана Пушкиным в 1825 году. Пушкина всегда волновали причины крушений революционных и народно-освободительных движений (в Испании, Италии, Греции).
Народ и власть (По трагедии А. С. Пушкина "Борис Годунов")
Пушкин задумал "Бориса Годунова" как историко-политическую трагедию. Драма "Борис Годунов" противостояла романтической традиции. Как политическая трагедия она обращена была к современным вопросам: роли народа в истории и природы тиранической власти.
Изображение пугачевского движения
Автор: Пушкин А.С. Пушкин глубоко и исторически верно раскрыл причины, ход и характер крестьянских восстаний, неоднократно вспыхивавших в Поволжье и на юге Урала и приведших к крестьянской войне 1773—1775 годов. Причину этих восстаний поэт справедливо видит в крепостном гнёте, жестокостях и самовластии правителей края и в политике царского правительства в отношении нерусских народностей юга Урала.
Анализ стихотворения А.С.Пушкина 19 октября 1825 года
Автор: Пушкин А.С. Окончив лицей, выпускники постановили ежегодно собираться 19 октября, в день торжественного открытия в 1811 году лицея. В те годы, когда Пушкин, был в ссылке и не мог в день годовщины быть вместе с товарищами, он не раз присылал собравшимся своё приветствие. В большом послании 1825 года Пушкин с сердечной теплотой обращается к друзьям, вспоминает дни лицея, своих однокурсников.
Реализм в произведении Пушкина Медный всадник
Автор: Пушкин А.С. Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник» была написана в 1833 году в эпоху становления реализма. В эту эпоху литература была точная, достоверная, правдивая и жизнеподобная, поэтому уже из предисловия читатель понимает, что произведение реалистическое, т.к. Пушкин пишет, что оно основано на реальных событиях: «Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине».
Образ Бориса Годунова
Автор: Пушкин А.С. Основная тема трагедии —царь и народ — определила то важное место, которое отвёл Пушкин в своей пьесе Борису Годунову. Образ Бориса Годунова раскрыт широко и разносторонне. Борис показан и как царь, и как семьянин; отмечаются его различные душевные качества.
Ссылка А.С.Пушкина в селе Михайловском 1824-1826 г.
Автор: Пушкин А.С. В Михайловском (1824-1826гг). Ссылка в село Михайловское, находившееся в дали от городов, затерянное в глуши сосновых лесов, была для Пушкина тяжелым испытанием. После шумной, многолюдной Одессы, где он имел возможность общаться с друзьями, ему было трудно переносить одиночество.
Михайловская ссылка А.С. Пушкина
(1824 - 1826) Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные ценности мирового уровня, стал – как человек и как художник – символом русской духовной жизни. Ещё в 1834 году Н.В.Гоголь пророчески заметил: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте… Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет.»
"Земли родной минувшая судьба"
Произведения Пушкина описывают разные исторические события, разные исторические эпохи: начиная с полулегендарных событий, описанных в древнерусском памятнике "Повесть временных лет", заканчивая совсем еще свежими в памяти поэта.
Царскосельский лицей
Автор: Пушкин А.С. Пушкин. Пушкин. Пушкин. Здесь везде Пушкин. Ступени лестницы ведут меня на второй этаж Пушкинского Музея. Теперь я нахожусь в длинном коридоре, по бокам располагаются комнаты лицеистов. В одной из комнат находиться на столе матовый кувшин с водой. Кажется, что именно сегодня даже заботливо налита вода.
Драматургия А.С.Пушкина
Автор: Пушкин А.С. Одной из замечательных особенностей литературного дела Пушкина является исключительное разнообразие и разносторонность его творчества, широчайший охват им всех возможных родов, видов, форм национального искусства слова, величайшим создателем которого он у нас и стал. И во всех этих видах и формах Пушкин явил изумительные образцы мирового художественного творчества, способные выдержать любое испытание временем.
Точка зрения Пушкина на предназначение поэта
Автор: Пушкин А.С. А.С. Пушкин написал цикл стихов, посвященных теме поэта: «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту» и т.д. . В них Пушкин выразил свои политические принципы, свою точку зрения о роли поэта и поэзии в обществе.
Пушкин в театре
А.С.Пушкин внес огромный вклад в русскую литературу, особенно в поэзию, возможно, ему просто не хватило времени, чтобы вплотную заняться драматургией.
Бероев, Егор Вадимович
Введение 1 Биография 2 Призы и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.2 Фильмография Введение Его́р Вади́мович Беро́ев (род. 9 октября 1977, Москва) — российский актёр театра и кино.
Беккер, Борис Израилевич
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.1.1 Ленком 3.2 Фильмография Список литературы Введение Борис Израилевич Беккер (1929—2011) — советский и российский актёр театра и кино, заслуженный артист России (1993)[1].
Литературные группы России
«Арзамас»: Василий Андреевич Жуковский, Константин Николаевич Батюшков, Василий Львович Пушкин, Сергей Семенович Уваров, Дмитрий Николаевич Блудов, Николай Иванович Тургенев, Александр Иванович Тургенев, Петр Андреевич Вяземский, Александр Сергеевич Пушкин.
Ардов, Борис Викторович
План Введение 1 Биография 2 Фильмография 2.1 Актёр Введение Борис Викторович Ардов (14 февраля 1940 — 23 августа 2004) — советский актёр театра и кино, режиссёр и художник-постановщик мультипликационных фильмов.
Правление Бориса Годунова 1598 - 1605 гг.
Правление Бориса Годунова (1598 - 1605 гг.) Патриарх Иов предложил избрать новым царем Б. Годунова, как человека, который уже положительно зарекомендовал себя в качестве государственного деятеля. Б. Годунов стал первым царем, избранным Земским собором. Новый царь оказался талантливым политиком.
Евгений Колобов
Евгений Владимирович Колобов (1946–2003) - русский оперный дирижер. По окончании хорового училища при Ленинградской капелле имени М.Глинки и Уральской консерватории Евгений Колобов работал главным режиссером в театре оперы и балета Екатеринбурга.