Действующие лица
Простаков.
Г-жа Простакова, его жена.
Митрофан, их сын, недоросль.
Еремеевна, мамка Митрофана.
Правдин.
Стародум.
Софья, племянница Стародума.
Милой, офицер.
Скотинин, брат г-жи Простаковой.
Кутейкин, семинарист.
Цыфиркин, отставной сержант.
Вральман, учитель, Тришка, портной.
Действие происходит в деревне Простаковых.
Действие первое
Тришка, портной-самоучка, сшил Митрофану слишком узкий кафтан. Простакова ругает Тришку, а заодно и мужа-подкаблучника, который ни в чем не разбирается, не хочет ни за что отвечать, а во всем потакает самой Простаковой. Тришка пытается оправдаться тем, что он не учился специально шить, но для Простаковой это не довод. Она указывает Тришке на самого первого портного на свете, которому не у кого было учиться шитью. Появляется Скотинин в веселом расположении духа: на вечер назначен сговор между ним и Софьей, которая после смерти матери живет в доме Простаковых, своих дальних родственников. Она еще не знает, что ее собираются выдать замуж; впрочем, Простакова не привыкла считаться ни с чьим, кроме своего, мнением. Скотинин же заинтересован в браке с Софьей не потому, что невеста богата пли правится ему, а потому, что в ее деревнях много свиней, к которым Скотинин питает странную слабость. Входит Софья с письмом от своего дяди Стародума, которого Простаковы давно считали покойным. Он несколько лет жил и работал в Сибири и, как следует из письма, нажил состояние, наследницей которого объявляет Софью. Планы Простаковой меняются, она решает женить своего Митрофана на неожиданно разбогатевшей Софье. Но и Скотинин в свете последних перемен не собирается отступаться.
Действие второе
Милон, офицер, размещает в деревне своих солдат на постой. Он встречает Правдина, который направлен в округ, чтобы препятствовать злодеяниям, творимым помещиками над крестьянами. Милон рассказывает другу, что уже полгода не виделся со своей возлюбленной (Софьей), которую, по его сведениям, родственники увезли из Москвы и обращаются с девушкой жестоко. Появляется Софья, бросается к Милому, жалуется ему на тяжелую жизнь в доме Простаковых, замечает, что ее сватают за Митрофана. Вошедший Скотинин также заявляет свои "права" на Софью, но Правдин вовремя упоминает о намерениях Митрофана, и гнев Скотинина оборачивается не против истинного соперника (Милона), а против племянника. Он накидывается на Митрофана с кулаками, даже подоспевшая Еремеевна не успевает ничего сделать. Правдин оттаскивает Скотинина. Простакова резко меняет свое отношение к Софье, становится ласковой, предлагает осмотреть комнату, приготовленную для Стародума. Простакова знакомит Милона и Правдина с "учителями" Митрофана Цыфиркиным и Кутейкиным. Оба жалуются на непроходимую тупость Митрофана, на невежество самой Простаковой (которая обучает сына для видимости и потому, что так модно), на немца Вральмана, который и сам ничему не учит Митрофана, и русским учителям не дает провести ни одного урока толком. Митрофан намекает матери, что утопится, едва та просит прочесть что-нибудь. Причина гнева Митрофана Скотинин. Простакова, узнав, что брат поднял руку на "дитя", вначале накидывается на Еремеевну (не сумевшую защитить вверенного ее попечению шестнадцатилетнего Митрофана), а затем обрушивается на истинного обидчика, Кутейкин, Цыфиркин и Еремеевна, подсчитав все прибыли на службе у Простаковых ("по пяти рублей на год да по пяти пощечин на день"), отправляются "выпить чарку".
Действие третье
Правдин первым успевает встретить Стародума и выразить свое почтение. Стародум рассказывает, что отошел от двора потому, что не мог мириться с ханжеством, низостью, трусостью, себялюбием придворных, "Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правилы..." Приобретя некоторое состояние, Стародум целью своей жизни определяет устройство счастья племянницы Софьи. Он рад вновь увидеть ее после долгой разлуки. Софья всячески выказывает дяде преданность, почтение и охотно слушает его философские беседы и наставления. Стародум в восторге оттого, что Софья полностью разделяет его взгляды на жизнь. Некоторое недоумение вызывает у Софьи замечание Стародума о его намерении выдать племянницу за известного и рекомендованного ему достойного молодого человека. Впрочем, Стародум не собирается неволить племянницу и спрашивает прежде ее согласия. Окружающие принимают веселый вид и наперебой убеждают Софью в выгодности для нее брака то с Митрофанушкой, то со Скотининым. Простакова хочет заставить сына "блеснуть" знаниями перед Стародумом, чтобы произвести на того благоприятное впечатление. "Не хочу учиться, хочу жениться", категорически заявляет Митрофан. Учителя по очереди пытаются преподать свои уроки, но это ни к чему не приводит: задачи, предлагаемые Цыфиркиным, Митрофан решать отказывается, т. к. в них нет смысла (задачи касаются предполагаемого повышения жалованья Цыфиркину и дележа найденных на дороге денег). Едва Кутейкин приступает к своей части "учебного процесса", появляется Вральман, который громко ужасается обилию наук, изучаемых "измученным" Митрофанушкой. Простакова немедленно соглашается, что Митрофану нечего иметь дело с умниками, а лучше вращаться в своем кругу. Ей жаль "перетрудившегося" сына, она уводит Митрофана. Кутейкин и Цыфиркин накидываются на Вральмана, едва не принимаются бить его за то, что он и сам не работает, и им не дает ничему научить недотепу-Митрофана. Вральман спасается бегством.
Действие четвертое
Стародум беседует с Софьей о благонравии и добродетельности, дает своей послушной племяннице наставления: "Умей различить, умей остановиться с темп, которых дружба к тебе была б надёжною порукою за твой разум и сердце... счастлив ли тот, кому нечего желать, а лишь есть чего бояться... Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек чудовище... Честному человеку никак простить нельзя, ежели недостает в нем какого-нибудь качества сердца". Стародум обращается к вопросам семьи и брака, сетует на то, что многие брак" заключаются по расчету, а не по велению сердца, надеется, что Софья выберет себе в мужья человека, к которому будет питать "дружбу, которая на любовь походила бы". Стародуму приносят письмо из Москвы от его друга, где тот рекомендует Стародуму Милона как прекрасного жениха для Софьи. Стародум интересуется, занято ли сердце племянницы. Едва та собирается ему во всем признаться, как появляется Правдин и представляет Милона Стародуму. Тот задает Милону вопрос о его происхождении и радуется, что Мил он тот самый молодой человек, о котором ему пишет друг из Москвы. .Когда же выясняется, что Милон еще. и тот, кому давно отдано сердце Софьи, что в нем души не чаяла ее покойная мать, Стародум приходит в веселое расположение духа, благословляет племянницу, хвалит ее за достойный выбор. В разгар объяснения входит Скотинин, принимается разглагольствовать о своей любви к свиньям. На предложение руки и сердца Софье Стародум даст ему решительный отказ, мотивируя это тем, что дворянке неприлично выходить замуж за Скотинина и жить по-свински. Появляется Простакова с семейством, начинает расхваливать Митрофана, демонстрировать его "глубокие" познания во всех науках. Митрофан квалифицирует "дверь" как прилагательное, потому что она "к стене приложена". Впрочем, дверь в чулан, которая еще не повешена, удостаивается имени "существительное". На просьбы развеселившихся свидетелей этой сцены рассказать что-нибудь из истории Митрофан признается, как он обучается этой науке: они с Вральманом зовут скотницу Хавронью, и та рассказывает им "истории". Названия же "география" Мнтирофан вообще не понимает. Когда Правдин растолковывает Простаковой, что знания по географии необходимы тогда, например, когда отправляешься в путешествие, Простакова искренне отметает необходимость в географии для дворян, поскольку дворянина возят извозчики. Узнав, что поутру Софья выезжает в Москву, она решает насильно обвенчать девушку с Митрофанушкой.
Действие пятое
Софью силой волокут в карету, чтобы везти в церковь, Милон освобождает свою невесту. Еремеевна все рассказывает Стародуму и Правдину, который решает положить конец беззакониям творящимся в доме Простаковой. Узнав, что ее план провалился Простакова падает на колени, начинает униженно умолять Стародума и Правдина простить ей грех. Софья и Стародум просят Правдина не наказывать из-за них никого. Едва Правдин отпускает ее, Простакова начинает срывать зло на своих слугах, которые "не устерегли" Софью. Так она трактует указ о вольности дворянства. Правдин же именем правительства объявляет" что отнимает "в опеку" дом и деревни Простаковых "за бесчеловечие". Скотинин поспешно ретируется, обещая на будущее не бить своих крепостных и знакомым посоветовать то же самое. Простакова умоляет Правдина как-нибудь отменить указ. но тот непреклонен. Он призывает учителей Митрофана. Стародум признает во Вральмане своего бывшего кучера. Цыфиркин отказывается от платы, поскольку ничему не сумел научить Митрофана, а Кутейкин требует денег. Все одобрительно относятся к поступку Цыфиркина, хвалят его за честность, дарят деньги, а Кутейкина стыдят и прогоняют. Вральман просит Стародума взять его к себе, клянется, что не забыл обращения с лошадьми, поскольку общение с господами Скотиниными казалось ему похожим на лошадиное. Простакова восклицает" что у нее осталась единственная радость Митрофанушка" но тот отталкивает ее. Простакова от огорчения падает в обморок. Правдин называет Митрофана грубияном, стыдит его за то, что безумная любовь матери к нему довела ее до того положения, в котором она теперь находится. Правдин решает определить Митрофана служить. Простакова приходит в себя в отчаянии кричит, что лишилась всего: и власти, и сына. Стародум произносит: "Вот злонравия достойные плоды".
Другие работы по теме:
Фонвизин д. и. - Фонвизин автор комедии недоросль
Я хочу рассказать, как родился и вырос выдающийся писатель-комедиограф Денис Иванович Фонвизин. Будущий драматург родился в тысяча семьсот сорок пятом году в семье небогатого дворянина. Успешно закончив гимназию, Фонвизин поступил на философский факультет Московского университета; не закончив курса, будущий писатель переехал в Петербург и поступил переводчиком в коллегию иностранных дел.
Чему меня учит комедия Дениса Фонвизина Недоросль
Денис Иванович Фонвизин — известный русский сатирик. Он написал комедии «Бригадир» и «Недоросль». Комедия «Недоросль» была написана в эпоху самодержавно-крепостнического строя. Фонвизин в ней обличает систему дворянского воспитания и образования. Он создает типичные образы помещиков-крепостников, самовлюбленных и невежественных.
Недоросль как социально-политическая комедия
"Недоросль" справедливо считается вершиной творчества Д.И. Фонвизина и всей отечественной драматургии XVIII в. Сохраняя в ряде случаев связь с предшествующей традицией, комедия "Недоросль" является, безусловно, новаторским произведением. Прежде всего это обнаруживается в его жанре.
Что высмеивает Д.И. Фонвизин в воспитании Митрофанушки
Автор: Фонвизин Д.И. Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии «Недоросль» - проблема воспитания передовых людей. Митрофан, будущий гражданин страны, который должен творить дела во благо Отечества, с рождения воспитывался в атмосфере безнравственности и самодовольства. Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него цель и смысл жизни.
Почему комедию Фонвизина Недоросль, обличающую крепостное право, называют комедией воспитания
Автор: Фонвизин Д.И. Комедия Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» написана в 1782 году. XVIII век в культуре был ознаменован эпохой Просвещения. Это было время, когда ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Деятели искусства этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление к развитию и самосовершенствованию личности.
Денис Иванович Фонвизин
Денис Иванович Фонвизин (1745 – 1792) Денис Иванович Фонвизин родился в Москве в семье богатых дворян. Отец занимался образованием сына с малых лет. Как только в Москве в 1755 г. открылся университет, отец отдал его в гимназию при этом университете. Фонвизин среди других учеников выделялся прилежанием и был неоднократно за это награжден.
Образ Тараса Скотинина в комедии Д.И.Фонвизина Недоросль
Образ Тараса Скотинина в комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль" Автор: Фонвизин Д.И. Тарас Скотинин один из главных героев в клмедии Д.И.Фонвизина "Недоросль".По происхождению он дворянин.Являлся братом госпожи Простаковой.Его фамилия соответствует образу героя в произведении.Главным и единственным интересом его жизни быри свиньи,разведением которых он занимался.
Биография - Фонвизин Денис Иванович 1745-1792
Фонвизин Денис Иванович, русский писатель родом из обрусевших остзейских дворян. Детство Фонвизина прошло в патриархальной обстановке в доме отца — чиновника ревизион-коллегии. Образование получил в университетской гимназии и на философском факультете Московского университета (1759—1762).
Тема воспитания и образования в пьесе Недоросль
Тема воспитания и образования в пьесе "Недоросль" Автор: Фонвизин Д.И. Денис Иванович Фонвизин знаменит прежде всего как автор комедии «Недоросль». Это одно из самых значительных литературных произведений XVIII века. Основная тема пьесы — социально-политическая: описывается полное отсутствие меры и здравого смысла в поведении помещиков, поддерживаемых властью и бесправие крепостных («С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем»).
Проблемы образования и воспитания в комедии Фонвизина Недоросль.
Автор: Фонвизин Д.И. Комедия «Недоросль» Фонвизина была поставлена в театре в 1782 г. Историческим прототипом «Недоросля» было звание дворянского подростка, не закончившего обучение. Во времена Фонвизина тягости обязательной службы увеличились в одно время с ослаблением материальных побуждений к ней. «Линяние» от школы и службы стало хроническим недугом дворянства.
Проблема воспитания и образования в комедии Д.И. Фонвизина Недоросль
Проблема воспитания и образования в комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" Автор: Фонвизин Д.И. Д. И. Фонвизин широко известен как автор комедии "Недоросль", как отличный сатирик. Комедия "Недоросль" была написана Д. И. Фонвизиным в 1781 году. В своем произведении он затронул самую важную проблему того времени.
Образы отрицательных героев в комедии Фонвизина Недоросль
Автор: Фонвизин Д.И. Я прочитала комедию Фонвизина «Недоросль» и хочу высказать свои впечатления об отрицательных героях. Простакова представлена как властная необразованная русская баба. Она очень жадная и для того, чтобы хапнуть побольше чужого часто, льстит и «надевает» маску благородства, но из-под маски то и дело выглядывает звериный оскал, что выглядит смешно и нелепо.
Проблемы, отраженные в комедии Фонвизина Недоросль
Автор: Фонвизин Д.И. Комедия “Недоросль” вобрала в себя весь опыт, накопленный Фонвизиным, и по глубине идейной проблематики, по смелости и оригинальности найденных художественных решений остается непревзойденным шедевром русской драматургии XVIII века. Обличительный пафос “Недоросля” питается двумя мощными источниками, в равной степени растворенными в структуре драматического действия.
Образ Митрофанушки в комедии Дениса Ивановича Фонвизина Недоросль
Образ Митрофанушки в комедии Дениса Ивановича Фонвизина "Недоросль" Автор: Фонвизин Д.И. Вершиной творчества Фонвизина по праву считается комедия "Недоросль". Недоросль- подросток, несовершеннолетний. Произведение было написано в 1781, а в 1782 впервые поставлено на большой сцене.
Проблемы воспитания в комедии Д.И. Фонвизина Недоросль
Проблемы воспитания в комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" Автор: Фонвизин Д.И. Комедия "Недоросль" была написана Дмитрием Ивановичем Фонвизиным в 18 веке, когда главным литературным направлением являлся классицизм. Одна из особенностей произведения - "говорящие" фамилии, поэтому автор назвал главного героя Митрофаном, что означает "являющий свою мать".
Проблема воспитания в комедии Д.И. Фонвизина Недоросль
Проблема воспитания в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» (вариант 1) Русский историк В.О. Ключевский справедливо писал о том, что комедия «Недоросль» — «бесподобное зеркало. В ней Фонвизину как-то удалось стать прямо перед русской действительностью, взглянуть на нее просто, непосредственно, в упор, глазами, не вооруженными никаким стеклом, взглядом, не преломленным никакими точками зрения, и воспроизвести ее с безотчетностью художественного понимания... ».
Фонвизин Д. И.
Русский писатель, просветитель. В комедии "Бригадир" сатирически изобразил нравы дворянского сословия, его пристрастие ко всему французскому.
Сатиры смелой властелин
Фонвизин вошел в историю национальной литературы как автор знаменитой комедии "Недоросль". Но он был и талантливый прозаик. Дар сатирика сочетался в нем с темпераментом прирожденного публициста.
Анализ произведения Д.И. Фонвизина Недоросль.
Автор: Фонвизин Д.И. В начале 1782 года Фонвизин читал друзьям и светским знакомым комедию «Недоросль», над которой он работал в течении многих лет. Он поступал с новой пьесой также, как когда-то с «Бригадиром».
Смысл названия комедии Д.И. Фонвизина Недоросль.
Смысл названия комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль". Автор: Фонвизин Д.И. Словарь дает два определения слову "Недоросль". Первое - "это молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший на государственную службу". Второе - "глуповатый юноша - недоучка".
Образ Мирофанушки в комедии Недоросль
Образ Мирофанушки в комедии "Недоросль" Автор: Фонвизин Д.И. Одну из главных ролей в комедии играет сын незнатных дворян Простаковых-Митрофанушка.Название произведения дано именно в его честь.
Построение и художественный стиль комедии Недоросль
Построение и художественный стиль комедии "Недоросль" Автор: Фонвизин Д.И. Богатое идейно-тематическое содержание комедии «Недоросль» воплощено в мастерски разработанную художественную форму. Фонвизин сумел создать стройный план комедии, искусно переплетая картины бытовой жизни с раскрытием взглядов героев.
Комедия "Недоросль" Д.И.Фонвизина
Шедевр русской драматургии XVIII века, в которой раскрывается проблема нравственного разложения дворянства и проблема воспитания. Фонвизин говорит нам: воспитывает, прежде всего, семья. Дети наследуют от родителей не только гены, но и идеалы, привычки,
Фонвизин, Павел Иванович
Па́вел Ива́нович Фонви́зин (1744—1803) — русский писатель, поэт. Младший брат Дениса Фонвизина. Ещё в университете Павел Фонвизин обнаружил интерес к словесности, много занимался переводами из античных и европейских авторов, писал стихи, принимал участие в популярном университетском издании «Собрание лучших сочинений к распространению знаний» в качестве переводчика, а в середине шестидесятых годов перевёл с французского несколько художественных произведений.
Недоросль пьеса
Введение 1 История создания 2 Действующие лица 3 Значение комедии 4 Факты Список литературы Введение «Недоросль» — комедия Дениса Ивановича Фонвизина. Эта пьеса является самым известным его произведением и самой репертуарной пьесой XVIII века[] на русской сцене последующих веков. Это первая в истории русской драматургии социально-политическая комедия.
Денис Иванович Фонвизин 2
Русский писатель, драматург, публицист Екатерининской эпохи. Фамилия Фонвизин в XVIII в. писалась в два слова, что сохранялось до половины XIX в. Правописание в одно слово окончательно было установлено Тихонравовым. Родился Фонвизин 14 апреля (по старому стилю - 3 апреля) 1745, в Москве. Происходил из лифляндского рыцарского рода, выехавшего в Москву еще в XVI в. и совершенно обрусевшего.
Д. И. Фонвизин
Среди русских писателей, имевших дар видеть и передавать все нелепое в жизни , первым был Фонвизин.В своих произведениях он искусно использовал и подбирал выражения , которые на долгое время оставались в памяти читателя.