Труд жизненно необходим для человека, это его сущностная «родовая» черта, ибо в процессе труда формируется непосредственно сам человек, реализуя свои способности и качества. Однако в ходе трудовой деятельности происходит отчуждение человека от природы, так как он использует природные силы в целях выживания и перестает ощущать себя ее частью. В эпоху капитализма добавляется другой тип отчуждения — отчуждение труда. Рабочему не принадлежат продукты его труда, его творения выступают по отношению к нему как внешняя, независимая сила, которая принуждает работать ради их производства и ради обладания ими. «Овеществлению» подчиняется не только рабочий, его личность, но и человеческие отношения. Отчуждение труда приводит к тому, что человек оценивает себя как рабочую силу, которая обменивается на заработную плату и имеет определенную стоимость на рынке. Своего товарища он может воспринимать как конкурента, и здесь мы уже сталкиваемся с проблемой отчуждения человека от других людей. Далее можно говорить об отчуждении человека от самого себя. Происходит это, когда человек воспринимает в эксплуататорской цивилизации труд как бремя, а не как первейшую потребность в творении, создании второго искусственного человеческого мира, отличного от мира природы. Человек превращается в раба вещей, оставаясь при этом их создателем.
Ориентация сознания человека на владение вещами, деньгами, любыми материальными ценностями, другими словами на потребление материальных благ, приводит к деградации человека и делает его духовный мир ограниченным. Главной причиной и одновременно результатом всех видов отчуждения, и, особенно, главного — отчуждения труда — Маркс назвал частную собственность. Она не позволяет рабочему по собственной воле и сознательному решению оставить себе произведенный продукт, ибо средства производства находятся в частной собственности у капиталиста. Поэтому единственным способом ликвидации эксплуатации было признано уничтожение частной собственности и введение государственной с помощью революции, подготовленной рабочим классом. В новом созидательном труде на самих себя, на благо коммунистического общества, пролетарии станут творческими личностями. Они вновь могут свободно реализовывать свои способности в трудовой деятельности, так как отчуждение труда отсутствует и человек обретает себя, познав подлинную суть отношений материального производства. Такое отношение к труду сильно повысит его эффективность, что даст возможность выйти на очень высокий уровень материального производства, который позволит обеспечить подавляющее большинство человеческих потребностей. Кроме того, поможет выделить свободное время на всестороннее развитие творческих способностей членов общества, их самосовершенствование. Это свободное время и будет главным богатством коммунизма, при котором развитие культурной сферы должно достичь невиданных ранее результатов.
Культура в марксистской теории представляет собой одну из составляющих надстройки, вместе с государством, идеологией, мышлением. Она понимается как процесс и совокупность результатов деятельности человека во всех сферах бытия и сознания, направленный на развитие его субстанциональных, сущностных сил. Парадокс культуры состоит в том, что она создается человеком, которому природа генетически не закладывает его программу жизнедеятельности. Поэтому человек как социальное существо формируется под влиянием культуры общества, в котором он находится, т. е. той культуры, которую он сам создает. В каждой общественно-экономической формации человек может реализовать себя и свои качества, способности по-разному, так как социальные институты исторически изменяются и предъявляют к членам общества в процессе его развития иные требования.
Таким образом, для марксизма культура становится не только проблемой духовного самосовершенствования, но и проблемой создания всех условий для развития человеком культуры. Однако культура как процесс предметно-вещественного и духовного производства, освоения и использования, накопленных опыта и знаний всегда проходит в конкретных общественно-исторических условиях, направление изменения которых задается экономическим базисом. Экономический базис и его неотъемлемый элемент — отношения собственности на средства производства формируют социальную действительность. Владение или невладение собственностью разделяет общество, приводит к его социальному расслоению. Каждый социальный слой и класс отстаивает свое право навладение собственностью на средства производства, один — защищаясь, как владелец, другой — намереваясь получить ее на основе перераспределения собственности в обществе с помощью своих убеждений. Системы убеждений, идей, представлений называются идеологиями и, с точки зрения марксизма, они всегда обусловлены социально-классовым заказом. Идеология отражает стремления, цели и социальные интересы класса, стоящего у власти, и, что особенно важно, его культурный уровень. Остальные «угнетаемые», эксплуатируемые социальные слои, поддерживая государственные структуры власти и управления, государственную идеологию, тем самым выражают согласие с данной социальной действительностью и ее классовой структурой.
На основе учения об идеологии и ее классовом характере В. И. Ленин (1870—1924) разработал концепцию двух культур в каждой национальной культуре, существовавших в эксплуататорской цивилизации. Одна культура — это культура эксплуататорского класса, культура хозяев и господ, а другая — это культура трудящихся, которые находились в угнетенном и приниженном положении. Подобная «классовая» трактовка культуры в советское время часто приводила к крайностям. Например, памятники дворцово-парковой и усадебной архитектуры эпохи феодализма и капитализма не подлежали научному исследованию, так как они считались наследием эксплуататорского общества, которое не сможет целиком отвечать потребностям коллектива и духовному развитию личности. Бесспорно, само по себе влияние потребностей классов на развитие культуры в каком-либо обществе отрицать сложно, но и нельзя, однако, делать классовый принцип анализа культуры единственным и всеобъемлющим. Ведь именно в культуре роль субъективного фактора наиболее важна и высока; человек — творец культуры.
К XX в. обнаружилось, что государственная собственность отчуждает человека от условий и результатов труда, подрывает личную инициативу, превращая человека в винтик государственно-бюрократической машины, а плановое, управляемое из одного центра бесконкурентное общество приводит к деспотизму10. По мнению немецкого философа, социолога М. Вебера (1864—1920), чтобы понять, отчего происходят общественные сдвиги, надо вообще выйти из сферы экономики и политики в широкую сферу человеческих предпочтений, культурных установок. Тогда очевидно, что генезис капитализма заключен в появлении не частной собственности, а протестантского этоса, в особой культурно-мировоззренческой настроенности людей, возникшей в XVI в.11 Кроме того, марксистская теория европоцентрич-на, она не срабатывает при рассмотрении истории развития обществ Востока, стран Севера, многие из которых не проходили все этапы «эксплуататорской» цивилизации. Периодизация культуры, связанная с общественно-экономическими формациями, также вызывает многие возражения, так как технологический способ производства накладывает большой отпечаток на культурное развитие. О культурах земледельческого (аграрного), индустриального и постиндустриального (информационно-компьютерного) общества можно говорить с большим основанием, нежели о рабовладельческой, буржуазной и социалистической культурах12. Маркс, несомненно, тоже это осознавал, когда писал, что «относительно искусства известно, что определенные периоды его расцвета отнюдь не находятся в соответствии с общим развитием общества, а следовательно, также и с развитием материальной основы последнего, составляющей как бы скелет его организации»13. Признание же материального производства исходным принципом объяснения всех социальных, а значит, и культурных явлений делает данную теорию монофакторной и, как следствие, исторический процесс однолинейным14. В теории Маркса главное внимание отведено изучению капиталистической формации, ибо из нее вырастает коммунистическая цивилизация. Капитализм вырывается, таким образом, из своего цивилизационного контекста и ци-вилизационный аспект анализа отходит вынужденно на второй план. Гипертрофированное же внимание марксизма к силам, разрушающим (дезинтегрирующим) общество, привело к недооценке сил интеграции, что особенно важно при изучении национальных интересов в духовном мире. А ведь цивилизация по своей сути есть движение к интеграции и обузданию разрушительных социальных сил15.
Другие работы по теме:
Наука как феномен культуры
Наука масштабно используется в развитии техники и технологий, в организации и осуществлении производства материальных благ и всей материальной культуры. Научные рекомендации находят воплощение в освоении природы, в государственном управлении, обосновании прав и свобод личности, смысла жизни, в решении многих других задач.
Понятие герменевтики
В собственно теоретико-познавательном смысле под герменевтикой имеется в виду истолкование, понимание текстов. Этот термин стал употребляться в философском смысле в раннем немецком романтизме.
Духовная жизнь общества
Филосовское понятие культуры, ее сущность. Культура в узком смысле слова . Сложность, многопрофильность понятия культуры. Мораль как формы духовной культуры или общественное сознание.
Философия культуры
Философия культуры, культурфилософия- это раздел философии, исследующий сущность и значение культуры. Термин введён в начале 19 в. немецким романтиком А. Мюллером.
Клуб молодой семьи
Санкт-Петербургский Государственный Университет Культуры и Искусств Предмет: Культурология семьи и детства Экзаменационная работа Клуб молодой семьи
Функции менеджмента 3
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА На тему: «Функции менеджмента»
Сочинение на тему 8220 Что такое счастье 8221
У каждого человека понимание о счастье самое разнообразное. Также в зависимости от возраста понятие счастья меняется. Дети считают счастьем то, что родители их балуют, покупают разнообразные вещи, которые им только хотелось бы. Понимают их и всегда выслушают. Подростки хотят самоутвердиться, хотят быть нужными в этом мире и это для них является счастьем.
Что такое свобода
Сочинение-рассуждение с элементами цитирования Человек всегда во все времена стремилась к свободе. Только понимание свободы у всех разное. Я думаю, что свобода - это, в первую очередь, свобода от предрассудков. Предрассудки ограничивают способности человека, поскольку в большинстве случаев основаны на ошибочных знаниях и выводах.
Анализ стихотворения Брюсова “Грядущие гунны”
В “Грядущих гуннах” - наиболее развернуто и полно раскрывающих его отношение к революции и понимание ее смысла. Смести, сломать, разрушить, уничтожить - вот главный смысл революции, каким он виделся Брюсову.
Зачем нужно любить читать
Автор: Сочинения на свободную тему Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание - понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей.
Истоки современного понимания термина "культура"
В своем первоначальном значении латинское слово cultura означало культивацию сельскохозяйственных растений или вскармливание домашней птицы или скота. В начале XVI в. этот первоначальный смысл был расширен.
Мода и увлечения
Традиции и обычаи человек усваивает независимо от своей воли и желаний. Здесь нет свободы выбора. Напротив, такие элементы культуры, как вкусы, увлечения и мода свидетельствуют о свободном выборе человека.
Взаимоотношение культурологии co смежными науками
Особенности культурологии как науки более понятны при рассмотрении ее взаимоотношений со смежными науками историей культуры, философий культуры, социологией культуры культурной и социальной антропологией.
Возникновение и развитие первобытной культуры
Первобытная культура — культура собирательства и охоты, имеющая весьма длинную историю и являющаяся в известном смысле культурой исходной, базовой, со всеми вытекающими отсюда особенностями. Описания и анализ первобытной культуры показывают, что в поведении человека добывание пищи, размножение и самозащита неразрывно связаны.
Меса-Гранде
Руины Меса-Гранде — археологический памятник близ г. Меса в штате Аризона, представляющий собой группу сооружений культуры Хохокам, относящихся к классическому периоду североамериканской хронологии. Руины датируются примерно 1300 годом. Культура Хохокам, создавшая эти сооружения, также известна постройкой развитой системы водных каналов.
Предмет культурологии, его место и роль в обществе
Культурология как наука о культуре, ее сущности и закономерностях, взаимовлиянии, культур, цивилизаций. Культурология - теория и история культуры. Взаимосвязь культурологии с общегуманитарными дисциплинами.
История культуры 2
История культуры — раздел исторической науки и культурологии, в рамках которого изучаются явления и процессы, связанные с развитием и взаимодействием тех аспектов человеческой деятельности, которые так или иначе связаны с культурой. Также история культуры является социально-гуманитарной академической дисциплиной.
Киффийская культура
— название археологической культуры, существовавшей в период 8000—6000 гг. до н. э. на территории пустыни Сахара. В это время на территории Сахары климат был влажным. В 2000 г. были обнаружены человеческие останки данной культуры в местности Гоберо в районе пустыни Тенере в Нигере.[1]
Интернет-культура
Содержание 1 Частные случаи интернет-культуры Интернет-культура (англ. Internet culture) — это культура подачи информации и культура общения пользователей в Интернете. Как глобальный феномен интернет-культура (киберкультура пользователей Интернета) возникла благодаря Интернету и приобрела признаки обособленного общественного явления в рамках человеческой цивилизации.
V тысячелетие до н. э.
Введение 1 Культуры 2 События 3 Изобретения и открытия 4 Мифические события Введение V тысячелетие до н. э. — временной промежуток от 5000 до 4001 года до нашей эры.
IV тысячелетие до н. э.
Введение 1 Культуры 2 События 3 Изобретения, открытия 4 Мифические события Введение IV тысячелетие до н. э. — временной промежуток с 4000 по 3001 год до нашей эры.
Государственная культурная политика
Культурная политика (политика государства в области культурного развития) — совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры (ст.3 Основ законодательства РФ о культуре).
Сидорова, Нина Александровна
Нина Александровна Сидорова (1910—1961) — советский историк-медиевист, доктор исторических наук, профессор, старший научный сотрудник Института истории АН СССР (с 1942 г.), зав. сектором истории средних веков этого Института (с 1952 г.). Специалист в области ранней городской культуры. В ряде своих исследований раскрыла характерные черты городской культуры Франции, её истоки, коснулась такого вопроса, как католическая церковь и средневековая культура, показала Абеляра как одного из ярких представителей средневекового свободомыслия.
Культура псковских длинных курганов
План Введение 1 Характерные особенности 2 Наследие культуры Список литературы Введение Культу́ра пско́вских дли́нных курга́нов — славянская раннесредневековая археологическая культура, существовавшая на территории V—X веках[1]. Сформировалась в V—VI веках в результате миграционных потоков славянского и балтского населения, в основном, из бассейна Вислы под влиянием местных финно-угорских племён[2].
Культура новгородских сопок
План Введение 1 Характерные особенности 2 Наследие культуры 3 Источники Введение Культура Новгородских сопок — славянская раннесредневековая археологическая культура, существовавшая на территории VIII—X веках. Сформировалась примерно в VII—VIII веках в результате миграционных потоков славянского населения, из бассейна Вислы и Одера.
Бутмирская культура
Культуры неолита Европы Бутмирская культура — балканская неолитическая культура. Существовала в период 2600—2400 г. до н. э. Является одной из потомков культуры кардиальной керамики.
Мультикультурализм
Мультикультурали́зм — политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология. Важным отличием от политического либерализма, является признание мультикультурализмом прав за коллективными субъектами: этническими и культурными группами.
Викус культура
Культура Вику́с (по названию небольшого посёлка на севере Перу в 40 км на восток от города Пьюра) — археологическая доколумбова культура, датируется периодом примерно 5 в. до н. э. — 6 в. н. э., принадлежит к «классическим» доколумбовым культурам. Область распространения данной культуры пока определена недостаточно чётко; центр её находился предположительно в долине Пьюра; распространялась на север до территории современного Эквадора, а на юг — до долины Ламбайеке.
Растениеводство как основная отрасль сельского хозяйства
Растениеводство – как основная отрасль сельского хозяйства. Растениево́дство — возделывание культурных растений с целью их использования как источника продуктов питания, получения продукции для кормовых целей, а также сырья для промышленности и иных, в том числе декоративных целей. Растениеводство как наука изучает многообразие сортов, гибридов, форм полевых культур, особенности биологии и наиболее совершенные приёмы возделывания, которые обеспечивают высокую урожайность и качество при наименьших затратах.