Травести (от итал. travestire — «переодевать») — вид комической поэзии, сформировавшийся в эпоху Возрождения в связи с общим развитием бурлескной поэзии. Комизм Т. строится на том, что серьезное содержание выражается несоответствующими ему образами и стилистическими средствами, а «возвышенные герои» классической античной либо неоклассической (реже — средневековой) литературы оказываются как бы «переодетыми» в шутовское чуждое им одеяние.
Раньше всего Т. возникает в Италии. Ранними образцами итальянской Т. можно считать Orlando riffato — ирои-комическую поэму Франческо Берни (1541), являющуюся соответственной переделкой Orlando Innamorato Боярдо и подобную же переделку того же сюжета, принадлежащую перу Лодовико Доменики (1545). Но только в следующем веке мы видим уже по-настоящему сформировавшуюся Т., нашедшую, наконец, свой основной объект — образы античной древности, прежде всего столь высоко чтимой средневековьем и гуманистами «Энеиды». Такова «Eneide travestita» Лалли (1633), нашедшего себе многочисленных подражателей.
Во Франции наиболее ярким произведением этого жанра явилась знаменитая в свое время «Eneide travestie» Скаррона (1648—1653). Так как Скаррон прервал свое изложение на восьмой песне «Энеиды», то вскоре появились попытки продолжения. Более самостоятелен d’Assoucy со своим «Ravissement de Proserpine». Был и еще целый ряд подобных попыток во французской литературе, но мало удачных. Несколько выделяется в этом ряду попытка травестировать «Генриаду» Вольтера, попытка, сделанная Монброном (1758).
Начало немецкой Т., в конце XVIII в., положил Михаэлис со своим «Leben und Taten des teuren Helden Aeneas». Erstes Märlein, 1771. Но это произведение, как и последующее аналогичное Ф. Беркана (1779—1783), были еще очень слабыми. Более удачный образец Т. дал лишь А. Блумауэр (1784—1788), вызвавший ряд подражателей и последователей в Германии и даже за ее пределами. Резкие выпады Блумауэра против иезуитов, яркие картины немецкого быта под покровом рассказа об Энее и его спутниках, удачное применение комического тона — обусловили довольно большую популярность Блумауэра и его травестированной «Энеиды».
На английской почве Скаррону подражал в своем травестированном Вергилии К. Коттон; но важнейшим памятником Т. в Англии является «Hudibras» Бётлера (1669) — злая сатира на пуритан. Из других Т. можно назвать Т. 4 кн. «Энеиды» голландского поэта П. Лангендика (1735) и поэму датского поэта Гольберга (1754), травестировавшего в своей поэме ряд мест из «Энеиды». В России конец XVIII в. ознаменовался несколькими травестированными поэмами. Одна из них — «Виргилиева Енейда, вывороченная наизнанку» Н. П. Осипова (1791) и с продолжением Котельницкого (в 1801). Далее к тому же жанру относятся «Ясон, похититель златого руна, во вкусе нового Енея» Наумова (1794) и «Похищение Прозерпины» Котельницкого и Люценко (1795). Все эти произведения сохранили теперь только историческое значение. Напротив, поныне сохранила свою свежесть высокохудожественная украинская Т. — «Энеида» И. Котляревского (1-е полное посмертное изд. 1842, написана же была в период от 90-х гг. XVIII столетия и до 20-х гг. XIX столетия). Была попытка травестировать «Энеиду» и в белорусской литературе («Энаіда навыварат»; другой образец Т. — «Тарас на Парнасе»).
В новейшей европейской литературе жанр Т. развития не получил и в значительной мере является образцом пережиточной жанровой формы. Особняком стоят музыкальные Т. Оффенбаха — «Прекрасная Елена» и «Орфей в аду».
Список литературы
I. «Ирои-комическая поэма», редакция и примечания Б. Томашевского, изд. Писателей в Ленинграде, Л., 1933 (перепечатаны с некоторыми сокращениями «Виргилиева Енейда, вывороченная наизнанку» Н. П. Осипова, «Окончание Виргилиевой Енейды, вывороченной наизнанку» Александра Котельницкого, «Ясон, похититель златого руна во вкусе нового Енея» И. Наумова, «Похищение Прозерпины» Е. Люценко и А. Котельницкого)
Котляревский И., Енеіда, под ред. и со вступ. статьей У. Айзенштока, вид. «Книгоспілка», Київ, 1927
Карский Е., Белорусская Энеида наизнанку, в сб.: Пошана, сборник Харьковского историко-филологического общества, т. XVIII, Харьков, 1909 (лучшее издание текста сохранившихся отрывков белорусской «Энеиды» со сводкой вариантов)
Дзяржынскі Ул., Выпісы з беларускае літаратуры XIX і XX ст., Менск, 1926, изд. 2-е (текст белорусской «Энеиды» и «Тараса на Парнасе»).
II. Стешенко И. П., Поэзия И. П. Котляревского (к 100-летнему юбилею его «Энеиды»). 1 — И. П. Котляревский и Осипов. 2 — Котляревский в свете критики, Киев, 1898 (оттиск из «Киевской старины», 1898, июль — октябрь)
Его же, Енеіда Котляревського і Котельницького в порівнянніі з иншими текстами, в сб. «Записки украінського наукового товариства в Київі», книга IX, Київ, 1912
Дашкевич Н., Малорусская и другие бурлескные (шутливые) Энеиды, Киев, 1898 (оттиск из «Киевской старины», 1898, сентябрь)
Карский Е., Белоруссы, т. III, Очерки словесности белорусского племени, 3 (Художественная литература на народном языке), II., 1922 (стр. 9—22 — Белорусская Энеида наизнанку, стр. 79—82 — «Тарас на Парнасе»).
Другие работы по теме:
Пародия
Пародия — вид литературной сатиры, сатира на литературный стиль, при помощи которой ведется нападение на классово враждебную идеологию. Формы П. и ее роль разнообразны. Она разоблачает враждебный класс, компрометируя его литературу.
Бизнес план ночного клуба
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ « Бизнес- план ночного клуба.» Приняла: Шабурова А.В. Выполнила:
Гомосексуальные жрецы
Странные метаморфозы. Содом и Гоморра. Вожди и воины. В Перу, на Аляске, в Мексике. Гонотиры.
Христианский брак и современные вызовы
Догматическое учение о браке. Христианский брак как образ отношений Христа и Церкви. Супружеская неверность, порнография, проституция, вызовы СМИ. Духовная реакция Церкви на современные вызовы. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.
Реформаторские идеи джона мильтона в области образования
Джона Мильтона, в первую очередь, потому что огромный интерес у меня вызывает Англия середины ХVІІ века, а именно события Английской буржуазной революции, которая ознаменовала победу нового общественного строя – капитализма – над отживающим свой срок феодальным порядком
Любят все. 100 практических советов как добиться любви и симпатии
С себя же ничего не спрашиваем, грешим на судьбу и надеемся на чудо. Я не хочу сказать, что чудес не бывает еще как бывают. Просто совершать их нужно самой и становиться самым главным чудом в этой жизни. И люди к тебе потянутся. Вот так и образуется центр вселенной! Вокруг тебя!
на тему
В 2000-м году в России отмечают два столетия со дня рождения великого писателя А. С. Грибоедова
(1999г.)
«археологическое» исследование психики, пласт за пластом приближаясь к исходным первопричинам. В связи с этим при выборе темы реферата «Деконструкция и авангард» в наибольшей степени заинтересовали автора. В ходе работы над рефератом концепция Деконструкции полностью заняла внимание
Ордена дружбы народов
Отсюда вытекал ряд сложных манипуляций с именами собственными в мифопоэтических текстах: зашифровка имени бога или героя по принципу анаграммы, табуирование, употребление системы подменных имен. Сцены наречения, объяснения имени играли ответственную роль в тексте
Личный бренд, как нематериальный актив специалиста
Исследование сущности бренда - образа торговой марки товара или услуги в сознании покупателя, который выделяет ее в ряду прочих, схожих марок. Характеристика персонального брендинга, техники конструирования имиджа и этапы и методы создания кинообраза.
Действующие лица и исполнители
Автор: Алексин А.Г. На углу, возле театра, стояла застекленная автоматная будка. Телефона в ней не было: его убрали по просьбе Ивана Максимовича. Автоматные разговоры
Житие А.С. Грибоедова
Жизненный путь великого русского писателя и поэта Александра Сергеевича Грибоедова.
Священная книга оборотня
Автор: Пелевин В.О. Аннотация Настоящий текст, известный также под названием "А Хули", является неумелой литературной подделкой, изготовленной неизвестным автором в первой четверти XXI века.
Поэтика драмы Т. Стоппарда "Розенкранц и Гильденстерн мертвы"
Выявление поэтического своеобразия постмодернистской интеллектуальной драмы на материале Т. Стоппарда "Розенкранц и Гильденстерн мертвы". Анализ развития интеллектуализма от ХVIII - до ХХ века. Художественные приемы, такие как аллюзия и каламбур.
Античная комедия. Менандр
История зарождения комедии как литературного жанра, ее основные виды. Краткая биография Афинянина Менандра - представителя новоаттической комедии. История его творческого развития. Ознакомление с содержанием сатирических произведений "Угрюмец" и "Брюзга".
Хлестаков в галерее гоголевских типов
Характеристика образа Хлестакова в системе комических героев Н.В. Гоголя. Художественные приемы, способствующие типизации образа Хлестакова в комедии "Ревизор". Проблема типологической интерпретации образа Хлестакова в комической характерологии Гоголя.
Пародия в аспекте интертекстуальности
Глава I. Пародия как способ актуализации категории интертекстуальности в тексте художественного произведения. Интертекстуальность как глобальная текстовая категория.
Новый пол: мужчины в женских ролях
Появление такого количества «мужчин в юбках» связано с гендерными проблемами, обострившимися на рубеже столетий, когда биологический пол не соответствует полу социальному.
Украинская мода как феномен в мировой культуре
Без сомнения, мода всегда национальна. Значительно отличается восприятие прекрасного каждым народом, все разное - менталитет, исторические традиции, стандарты красоты, наконец. С украинской модой все происходит по схеме, которую, например, французская мода в более упрощенном варианте прошла более сотни лет назад.
Исторический портрет Фаины Раневской
Характеристика жизненного пути и творческой деятельности Фаины Раневской - актрисы, которая включена в десятку самых выдающихся актрис ХХ столетия, а также известна своими едкими замечаниями, сотнями афоризмов и блистательно исполненными ролями в кино.
Русская школа экранизации
Едва ли не общим местом многих исторических обзоров является утверждение, что русский художественный фильм формировался в прямой связи и под непосредственным влиянием русской классической литературы XIX века.
Влияние журнала "Спб.Собака.ru" на молодежь Петербурга
Журнал - печатное периодическое издание, одно из основных средств массовой информации. Исследование степени влияния ежемесячного интеллектуального журнала о людях и событиях на молодую аудиторию. Анализ официального сайта журнала, результаты опроса.
Пенсии за выслугу лет
Основные этапы становления систем социального обеспечения, понятие трудовых пенсий в Российской Федерации и правовое регулирование назначения пенсии за выслугу лет на современном этапе. Круг граждан, имеющих право на нее и условия ее назначения, размер.