История гусевского хрусталя началась в 1756 году, когда орловский купец Аким Мальцов основал на берегу реки Гусь в дремучих мещерских лесах первый стекольный завод.
Кавалерские и обычные столы в пригородных дворцах императора, купеческие, мещанские, помещичьи столы-где только не было мальцовского хрусталя. В середине 19 века Гусевскому заводу было разрешено изображать на своих изделиях герб России. Завод выполнял крупные заказы императорского двора, создавал уникальные изделия для шаха Ирана.
Сейчас завод в первую очередь славится своим художественным стеклом. Гусевские художники, учитывая особенности материала, придают ему высокохудожественную выразительность, умело используя и цвет, и форму, и декор.
Мастерство гусевских умельцев - это искусство глубоко национальное, уходящее своими корнями в далекое прошлое. Оно впитало в себя многие народные декоративные мотивы, узорчатое убранство резьбы, простоту форм старинных гончарных изделий, изящество и законченность памятников архитектуры, талант многочисленных народных мастеров, из поколения в поколение передающих секреты волшебного мастерства. К их числу относятся потомственные династии алмазчиков Зубановых, граверов Травкиных, но творцом художественного стекла является художник. Высокими международными наградами отмечено творчество художников Е.И. Рогова, В.А. Филатова, В.С. Муратова, В.В. Корнеева и многих других.
Новое направление в развитии стекла Гусь-Хрустального резко обозначилось в начале шестидесятых годов. В это время на завод приехали работать выпускники училища им. В.И. Мухиной Б. Бычков, С. Пивоваров, В. Филатов, Г. Черноскутов. В стекло они принесли с собой новые художественные веяния, которые в этот период коренной ломки эстетических критериев охватывали и другие виды и жанры искусства. Пришло, наконец, осознание важной роли художественных бытовых изделий в формировании не только внутреннего мира человека, но и всей внешней среды его обитания.
В центр внимания они поставили повышение художественного уровня. Начали с работы над гладким стеклом, как наиболее массовым и более всего потерявшим привлекательность. Вскоре вышли первые тиражи, сразу получившие высокую оценку у покупателей. Это были фужеры, приборы для воды и другие комплекты, заметно отличавшиеся выразительностью форм и декора. Обогатившись голубым, зеленым, золотистым, розовым, фиолетовым цветами и различными их полутонами, изделия стали выглядеть значительно интереснее. Художники активно работали также над повышением цветности стекла за счет его толщины и пластических свойств.
Другим важным направлением в творчестве художников Гусь-Хрустального в шестидесятые годы стали их работы над хрустальными изделиями с алмазной гранью. К тому времени хрусталь выполнялся все еще в тяжелых старомодных формах, насыщенных сложным, многословным декором, инертным в переливах света и блеска.
Шестидесятые годы художники Гусь-Хрустального сделали переломными и в области дешевого и массового прессованного стекла. Художественную выразительность необходимо было придать изделиям машинной техники исполнения. В этих условиях в основу изделий художники заложили формы декора, рассчитанные на сугубо механизированное воспроизведение.
Многолетние эксперименты и поиски дали к концу шестидесятых годов значительные результаты. Стекло не только поднялось на более высокую с тупень художественного развития, но и приобрело черты определенной стилевой чистоты, свойственной этому виду материала. Об этом наглядно свидетельствовала первая большая выставка "Стекло Гусь-Хрустального", организованная в Москве в 1967 году. На ней было представлено творчество всех художников завода. Наряду с массовыми образцами, Е. Егоров, В. Филатов, С. Пивоваров, В. Корнеев, В. Муратов, С. Верин, О. Козлова, Ф. Ибрагимов показали также свои уникальные произведения.
В начале семидесятых годов коллектив достиг творческой зрелости, стал стабильным. В него влились молодые художники В. Касаткин, Р. Аксенов. Вскоре все они были приняты в члены Союза художников.
Вместе с обретением единого художественного стиля перед мастерами Гусь-Хрустального открылся путь для широкого проявления индивидуальных художественных устремлений каждого. Стало возможным обобщить большой этап в развитии творческого коллектива и опыт его работы как крупного центра художественной промышленности России.
Творческий потенциал художников Гусь-Хрустального и сегодня продолжает оставаться очень высоким. Плодотворно работают все художники. Через осмысление современности постоянно идет поиск новых художественных решений изделий из стекла. Последние годы отмечены большим увлечением цветным хрусталем в сочетании с гутной техникой.
Другие работы по теме:
Алмаз 2
Алмаз — драгоценный камень первого класса. Следует сказать, что до XV в. алмаз ценился гораздо меньше других драгоценных камней. Это объяснялось тем, что необработанный алмаз выглядит не очень привлекательно, блеск и дисперсия проявляются только у идеально гладких кристаллов правильной формы. После изобретения способа огранки алмаз сразу занял главенствующее положение среди всех драгоценных камней.
Химия в повседневной жизни 2
Химия в повседневной жизни - Химия Введение Повсюду, куда бы ни обратил свой взор, нас окружают предметы и изделия,изготовленные из веществ и материалов, которые получены на химических
Стекло Керамика
Text Керамика- изделия и материалы, получаемые спеканием. Керамика- изделия и материалы, получаемые спеканием. Искусство керамики насчитывает несколько тысячелетий.
Лермонтов м. ю. - Природа в понимании мцыри1
М. Ю. Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традиций А. С. Пушкина и поэтов-декабристов, но в то же время его поэзия стала новым звеном в цепи развития национальной культуры. Романтическая поэма «Мцыри» является одной из вершин художественного наследия поэта.
Моей исследовательской работы «Минералы»
Откуда вообще берутся камни? Где найти настоящий минерал, и можно ли найти его под ногами? Что, если на Земле не будет минералов? А бывают ли съедобные минералы? Раньше я думал, что какой-то вулкан выкидывает камни наружу, когда я сплю. Или какая-то сила выталкивает их из-под земли
Товароведение непродовольственных товаров
Сравнительная характеристика ассортимента хлопчатобумажных и льняных тканей и направления его развития. Бытовые холодильники: классификация и современный ассортимент компрессионных холодильников. Состав простого стекла и свинцово-калиевого силиката.
Товароведческая характеристика хрустальной посуды
Классификация художественных изделий из хрусталя, технология производства, технологические требования к качеству продукции. Маркировка изделий с указанием товарного знака или наименования предприятия-изготовителя. Правила ухода за хрустальными изделиями.
Керамические изделия
Керамические изделия по структуре и свойствам черепка подразделяют на фарфор, полуфарфор, фаянс, майолику, гончарные изделия. Сырье и производство стеклоизделий, керамических товаров, показатели их качества. Отличительные признаки фарфора и фаянса.
Господин из Сан-Франциско раздумье об общем пороке вещей
"Господин из Сан-Франциско" (раздумье об общем пороке вещей) Автор: Бунин И.А. В этом рассказе Бунин раскрывает перед нами философию своего героя, у которого даже нет имени. Он безлик. Он уверен, что деньги дают ему право на все: на любовь, на внимание, на подобострастие со стороны окружающих.
Образ возлюбленной в лирике А. А. Блока.
Автор: Блок А.А. Образ возлюбленной в лирике А.А. Блока претерпевал эволюцию вместе с духовной развитием самого поэта, метаморфозами в его личной жизни. Если в «Стихах о Прекрасной Даме» через любовь к женщине открывается любовь ко всему миру, а облик лирической героини связан с «непостижимой тайной» и «красотой неизреченной», то в циклах «Снежная маска» и «Фаина», отразивших чувство Блока в актрисе Наталье Волоховой, в образах лирического героя и героини воплощена идея любви – страсти, наполнившей их души, которая «никому и ничему не верна».
Обломов как человек и "обломовщина" как явление
До сих пор не утихают споры вокруг фигуры Ильи Ильича Обломова, начавшиеся вмомент появления произведения в 1859 году. Одни видели и видят в нем мудреца и созерцателя, человека с добрым “голубиным” сердцем.
Мотивы лирики М.Цветаевой
Автор: Цветаева М.И. Жизнь посылает некоторым поэтам такую судьбу, которая с первых же шагов сознательного бытия ставит их в самые благоприятные условия развития природного дара. Такой (яркой и трагической) была судьба Марины Цветаевой, крупного и значительного поэта первой половины XX века. Все в ее личности и творчестве резко выходило из общего круга традиционных представлений, господствующих литературных вкусов.
Сочинение по картине Саврасова Грачи прилетели
Автор: Сочинения на свободную тему Наступила весна. Снег еще не везде сошел, но в воздухе уже носится предчувствие тепла. Вчера мы ходили в Ботанический сад, наблюдали, как просыпается природа, какие птицы первыми прилетают ранней весной из южных стран. А сегодня на уроке нам задали написать сочинение по картине Саврасова “Грачи прилетели”.
Жизнь и деятельность Витторио Карпаччо
САМАРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НАЯНОВОЙ «ВИТТОРЕ КАРПАЧО» доклад по МХК студента 8 «Б-1» класса АЛЕКСЕЯ ТОПОЛЬСКОГО г.Самара, 2002г. Венеция всегда была самой независимой из всех итальянских городов. Ее исключительное географическое положение — на островах, в точке пересечения многих караванных путей — определило и своеобразие исторического развития города, и особенное политическое устройство, и экономическую свободу.
Российские меценаты
В истории отечественного меценатства немало ярких страниц. А лучшие традиции отечественного меценатства многие историки называют явлением, представляющим значимость и актуальность не только для России, но и всего мира.
Юверные изделия Казахов
Ювелирное искусство в Казахстане в XIX - начале XX века процветало. Изделия талантливых казахов демонстрировались на выставках России. Так, в 1896 году в Нижнем Новгороде экспонировались замечательные браслеты из Тургайской и Семипалатинской областей. В памяти казахского народа до сих пор живут имена таких мастеров-ювелиров, как Мукаш и Елеш.
Глиптика
Глиптика (греч.) - искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, известное с древнейших времен и достигшее своего расцвета в культуре античного мира.
Организация банкета-чая на 20 человек
Общая характеристика и правила проведения банкета-чая, требования к нему. Составление меню банкета, расчет необходимой площади помещения. Потребность в приборах, белье, посуде из расчетов меню и количества гостей. Организация обслуживания банкета.
Организация банкета-кофе на 24 человека
Понятие и общая характеристика банкета-кофе, его особенности и отличительные признаки. Порядок составления меню, обязательные блюда. Расчет необходимой площади на 24 приглашенных, посуды, приборов и численности персонала. Организация обслуживания.
Луис де Гонгора-и-Арготе. Полифем и Галатея
Прекрасен изобильный остров Сицилия, «рог Вакха, сад Помоны», золотятся его плодородные нивы, как снег белеет шерсть овец, пасущихся на горных склонах. Но есть на нем наводящее ужас место, «приют для жуткой ночи», где всегда царит тьма.
Крепостной театр Дурасова
в Люблино славился на всю Москву и наряду с шереметевским был широко известен в России. Здания театра и театральной школы располагались рядом с дворцом и частично сохранились до настоящего времени. В труппе и оркестре Дурасова было около сотни крепостных артистов, обученных в собственной театральной школе.
Династия промышленников Мальцевых
Исторические корни рода Мальцевых. Знакомство Грибоедова с Мальцевыми. И.С. Мальцев как дипломат и заводчик. Создатель "Америки в России" - взлет и крушение. Начало карьеры Юрия Степановича Мальцева. Ю.С. Нечаев-Мальцев как фабрикант и обер-гофмейстер.
Кварц и его разновидности
К обширной группе кварца относятся минералы, которые, как бы сильно не отличались друг от друга внешним видом или внутренним строением, имеют очень простой и постоянный химический состав, представляя собой соединение кремния с кислородом, иначе – окись кремния, или кремнезем.
Горный хрусталь
Горный хрусталь — минерал, чистая природная двуокись кремния, бесцветная, прозрачная разновидность кварца, одна из кристаллических модификаций кремнезёма (SiO2). Чистые бездефектные кристаллы горного хрусталя встречаются относительно редко и высоко ценятся. Практическое значение имеют кристаллы размером от 3—5 см.
Владимирская область
Код ОКАТО: 17 Цифровой автомобильный код: 33 Площадь, тыс. кв. км.: 29.1 Экономический регион: Центральный район Округ: Центральный федеральный округ
Пенза
Город Пенза является административным, промышленным и культурным центром Пензенской области, которая расположена на Восточно-Европейской равнине, занимает среднюю и западную часть Приволжской возвышенности.
Драгоценные камни: их свойства и символизм
Правильно подобранный камень приносит удачу и благополучие человеку. При выборе камня должно учитываться его значение. В этой статье содержатся исчерпывающие краткие характеристики всех наиболее известных драгоценных и полудрагоценных камней.