Магия -- одна из основных и древнейших форм первобытной религии. Она возникла на заре человеческой истории.
Древняя магия неотделима от образа могущественного мага, колдуна, способного воздействовать на явления природы и людей при помощи необычных, сверхъестественных сил. Считалось, что такие люди непосредственно соприкасаются с миром духов и способны защитить от враждебных сил, исцелить от болезни, вызвать дождь, обеспечить удачную охоту. В ведении магов находились общение с духами-предками, совершение магических ритуалов и обрядов, изготовление разного рода лекарств, ядов, противоядий и других «волшебных» зелий, забота о благосостоянии рода и многое другое.
Магические обряды, которые проводили древние колдуны, часто представляли собой настоящее театральное действо. Они сопровождались пением заклинаний, танцами или игрой на костяных и деревянных музыкальных инструментах. Одним из элементов такого звукового сопровождения часто служило красочное, производившее шум одеяние самого колдуна.
У многих народов маги, колдуны часто выступали в качестве общинных лидеров, а то и признанных племенных вождей. С ними связывалось представление об особой, как правило передаваемой по наследству, колдовской силе. Только обладатель такой силы и мог стать предводителем. Представления о волшебной силе вождей и их необыкновенной сопричастности миру духов всё ещё встречаются на островах Полинезии. Там верят в особую силу вождей, передающуюся по наследству, -- ма?ну. Считалось, что с помощью этой силы вожди одерживают военные победы и напрямую взаимодействуют с миром духов -- предков, своих покровителей. Для того чтобы не лишиться ма?ны, вождь соблюдал строгую систему запретов, табу.
Одними из самых древних являются магические обряды, обеспечивавшие удачную охоту. У многих первобытных народов члены общины под предводительством своего общинного мага обращались за помощью в охоте к тотемным духам. Часто обряд включал ритуальные танцы. Изображения таких танцев доносит до наших дней искусство каменного века Евразии. Судя по сохранившимся изображениям, в центре ритуала был колдун-заклинатель, одевавшийся в «личину» того или иного животного. В этот момент он как бы уподоблялся духам древнейших предков племени, полулюдям-полуживотным. В мир этих духов он и собирался вступить.
Часто таких духов-предков необходимо было расположить к себе. Следы ритуала «задабривания» обнаружены археологами на одной из карпатских гор. Там первобытные охотники на протяжении длительного времени складывали останки животных. Обряд, видимо, способствовал возвращению душ зверей, погибших от рук человека, в небесную обитель духов. А это, в свою очередь, могло убедить духов не гневаться на людей, истребляющих их «детей».
Важнейшим магическим подспорьем в охоте служила и наскальная живопись. Изображения удачной охоты на стенах древних пещер встречаются в разных уголках земного шара. По-видимому, они прежде всего служили залогом повторения хорошей охоты в будущем. До наших дней сохранились и выразительные следы обрядов, во время которых символическое изображение животного поражалось охотничьим оружием.
Другие обряды первобытной магии были направлены на обеспечение плодородия. С глубочайшей древности для этих обрядов использовались разнообразные изображения духов и божеств из камня, кости, рога, янтаря, дерева. Прежде всего это были статуэтки Великой Матери -- воплощения плодородия земли и живых существ. В древнейшую эпоху статуэтки после обряда разбивались, сжигались или выбрасывались. У многих народов считалось, что длительное сохранение изображения духа или божества приводит к его ненужному и опасному для людей «оживанию». Но постепенно такое «оживание» перестаёт считаться чем-то нежелательным. Уже в древнейшем палеолитическом поселении Мезин на Украине одна из подобных статуэток в так называемом доме колдуна закреплена в земляном полу. Вероятно, она служила объектом постоянных заклинательных обращений.
Обеспечению плодородия служили и широко распространённые у многих народов мира магические обряды вызывания дождя. Они до сих пор сохранились у некоторых народов. Например, у австралийских племён магический обряд вызывания дождя проходит так: два человека по очереди зачерпывают заколдованную воду из деревянного корытца и разбрызгивают в разные стороны, производя в то же время лёгкий шум пучками перьев в подражание звуку падающего дождя. В конечном счете, магия замыкает на себя весь миропорядок: если не совершать ритуалы, то может не взойти солнце, не придет весна, не вырастет хлеб и т. д. Всё, что попадало в поле зрения древнего человека, наполнялось магическим смыслом. И любое важное, значимое для рода (или племени) действие сопровождалось магическим ритуалом.
Ритуалы сопровождали и изготовление обычных, повседневных предметов, например глиняной посуды. Такой порядок прослеживается и у народов Океании и Америки, и у древних земледельцев Центральной Европы. А на островах Океании изготовление лодок превращалось в настоящее празднество, сопровождаемое магическими обрядами под предводительством вождя. В нем принимало участие всё взрослое мужское население общины, распевались заклинания и восхваления для долгой службы судна. Похожие, хотя и менее масштабные, обряды существовали у многих народов Евразии.
С течением времени многое менялось в жизни людей. Менялись и их преставления о мире духов и богов, а вместе с этим и сам характер обращения к ним. Появлялись и новые посредники между миром людей и миром божеств--жрецы, священнослужители. В устах жрецов древние заклинания постепенно превращались в молитвенные обращения к божествам, и сами магические обряды стали носить уже нетребовательный, а просительный характер. Но магия не исчезла. В каждой общине по-прежнему был свой чародей, умеющий влиять на людей и природу...
Обряды, заклинания и представления, восходящие к первобытной магии, пережили века. Они прочно вошли в культурное наследие многих народов мира. Магия продолжает существовать и ныне.
Надо подчеркнуть, что в магизме присутствует та духовная тенденция, которая коренится в первородном грехе человечества, а именно: поставить себя в центр мироздания и заставить служить себе его силы. Магизм убежден, что высшие силы можно подчинить, нужно лишь найти ключ, слово, действо.
Другие работы по теме:
Магические культы
Содержание Введение……………………………………………………………………..3-4 Виды магических культов……………………………………………….5-7 Магические культы как составляющая философского познания…...8-12
Бэкон и критика идеала знания магов, алхимиков и философов
Бэкон — человек своего времени: именно традицией навеяна мысль о том, что знание хотя и связано с опытом, тем не менее является знанием форм, т. е. сущностей, а не функций количествен- ных законов. Из философии Возрождения он впитал идеи, что все тела способны к восприятию; что между всем сущим есть универсальная связь, которая проявляется как сила притяжения и отталкивания; что силой воображения, например, можно остановить процесс ферментации пива.
Открытие гостиницы Магия
Открытие гостиницы В настоящее время отмечается значительное увеличение спроса на гостиничные услуги. Это связано, прежде всего, с развитием туристической отрасли в Крыму. В первую очередь пользуются спросом небольшие частные гостиницы, расположенные в экологически чистых районах вдали от городской суеты.
Воинские искусства - Бу-дзюцу
Японское слово "бу-дзюцу" образовано двумя иероглифами: "бу" - "воинский, военный, относящийся к военному делу", и "дзюцу" - "искусство, умение, способ, средство, уловка, магия".
Сексуальная магия
Сексуальную магию не следует путать с сексуальными ритуалами. Ниже приводится краткий обзор примеров использования сексуальной и любовной магии.
Магические ритуалы и обряды
Деревенские знахари и знахарки, колдуны и ворожеи. Русское жречество и его категории. Обереги и их значение. Жреческая система образования. Мифологическое осмысление мира. Ритуалы, их проведение и исполнители. Обряд - развернутое символическое действие.
Первобытные верования
Министерство образования Российской Федерации Белгородский Государственный Технологический Университет имени В. Г. Шухова кафедра истории и культурологи
Слово и молчание: аспекты взаимодействия
Проблема взаимоотношения молчания и слова не может не обсуждаться в контексте повседневной коммуникации, поскольку общение представляет собой постоянное взаимодействие речевых актов молчания и говорения в различных пропорциях.
Колдовство и магия Зигмунда Фрейда
Невозможно предположить, что люди из чисто спекулятивной любознательности дошли до создания своей первой мировой системы. Практическая необходимость овладеть миром должна была принимать участие в этих стараниях. Мы не удивляемся поэтому, когда узнаем, что рука об руку с анимистической системой идет еще что-то другое—указание, как поступать, чтобы получить власть над людьми, животными, предметами или их душами.
Разное -
Вы бросали в нас цветами Незнакомого искусства, Непонятными словами Опьяняя наши чувства. Н. Гумилев Колокол смолк вдалеке, Но ароматом вечерних цветов
Василий Васильевич Каменский
"Я незнаю другого поэта,-писал о Василии Васильевиче Каменском известный театральный деятель Н.Евреинов,-от которого так разило бы юностью с ее улыбками, прыжками, непосредственным подходом к труднейшим проблемам жизни, бесшабашностью, голубоглазием веры и песнями, песнями, песнями!
Есенин с. а. - Народно-песенная основа лирики с. есенина
М. Горький назвал С. Есенина великим национальным поэтом. Какой чистый и какой русский поэт так определил М. Горький самобытность С. Есенина. В лирике поэта нашли отражение образы родной природы черты национального характера.
Японская музыка
История развития японской музыки отчётливо делится на несколько этапов, соответствующих важным периодам экономического и культурного развития Японии. В ходе архелогических раскопок на Японских островах были обнаружены окарина и каменный свисток.
Человек в истекающем кровью мире
Человек и мир, человек и история, человек и общество. Подобные проблемы имели место как в произведениях писателей XIX века, так и в произведениях писателей XX века. Обратимся к произведениям двадцатого столетия, на которые в значительной степени повлияли мировая война, гражданская война, революция.
Традиции и новаторство в поэзии Владимира Маяковского
Маяковский впервые вошел в литературу с появлением манифеста "Пощечина общественному вкусу", в котором была изложена программа футуристов. Он не просто входит в литературу, а врывается, вносит в нее коренные изменения. В манифесте он называет футуристов "лицом нашего времени", излагает их предложение "сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих с парохода современности".
Роль лирических отступлений в поэмеМертвые души
Автор: Гоголь Н.В. К концу же поэмы лирическая стихия почти полностью захватывает произведение. Заключительная глава изобилует авторскими рассуждениями. Здесь-то и дается ключ к пониманию идейно-композиционных особенностей “Мертвых душ”. Лирическое отступление о человеческих страстях наводит на мысль о том, что Гоголь отождествляет каждую главу о помещике с какой-нибудь преодоленной страстью.
Магия в русской национальной культуре
Московский Государственный Социальный Университет Реферат по антропологии на тему: Магия в русской национальной культуре”. Студентки 2-го курса вечернего отделения
Первобытная магия
Реферат по дисциплине «Культурология» «Первобытная магия» Выполнила Студентка 1 курса 3медецинского факультета 4 группы Сбитнева К.М. План Причины возникновения ранних религиозных представлений
Предмет и методы культурологии
Оглавление 1.Предмет и методы культурологии. 2 2.Особенности первобытной духовной культуры: анимизм, фетишизм, магия. 4 Список литературы 10 Предмет и методы культурологии.
Абрикосов, Григорий Андреевич
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.2 Фильмография 3 Признание и награды Список литературы Введение Григо́рий Андре́евич Абрико́сов (1932—1993) — советский актёр театра и кино, Народный артист РСФСР.
Карус, Карл Густав
Введение 1 Жизнь и творчество 2 Избранные полотна 3 Публикации на русском языке Введение Карл Густав Карус (нем. Carl Gustav Carus; 3 января 1789, Лейпциг — 28 июля 1869, Дрезден) — немецкий врач (гинеколог, анатом, патолог, психолог), художник и учёный, крупный теоретик романтизма в искусстве.
Языковое манипулирование как средство политической борьбы
В последние годы осуществляется эффективное управление коммуникативным пространством между государством и общественностью. Так как российский обыватель часто ленив и не имеет собственного мнения и чёткой, устойчивой позиции, то СМИ, прорабатывая информацию и предоставляя её в выгодном свете, «навязывают» обществу определённое мнение, которое и перерастает затем в разряд общественного.
Ингуши
Ингуши - Гiалгiай (самоназвание), вместе с чеченцами общее самоназвание - Вайнахи. Верующие мусульмане - сунниты. Численность 320 тыс. человек.
Шакира
Она появилась на свет 2 февраля 1977 года в Колумбии в многодетной (кроме нее – еще 4 брата и 4 сестры) семье местной уроженки и ливийского араба. Поэтому и появилось такое необычное для Колумбии имя – Шакира.
Фидель Кастро
Фидель Алехандро Кастро Рус, «Команданте», родился в 13 апреля (это его счастливое число) 1926 года в семье богатого кубинского плантатора.