Введение
1 Термин
2 Зарождение
2.1 Франция
2.2 Англия
2.2.1 Переосмысление классики
2.2.2 Готика и интерес к Средневековью
3 Хронология
Список литературы
Введение
Предромантизм — в общепринятом в российском и советском литературоведении смысле, комплекс явлений в английской литературе второй половины XVIII века, включающий кладбищенскую поэзию, готический роман и оссианизм.
1. Термин
Есть существенная разница в употреблении этого термина во Франции (где он и зародился) и в Англии. Впервые, вероятно, его применил Даниэль Морнэ в журнальной статье 1909 года[1], затем, в 1912, Фортунат Стровски в «Хронологии французской литературы XIX века», и в 1924 году Поль Ван Тигем в своем влиятельном труде «Предромантизм» (Le prйromantisme). Французский термин означает преимущественно сентиментализм в духе Руссо, аббата Прево и Бернардена де Сен-Пьера. Именно в этом значении и во французской форме (преромантизм, Л. Галицкий) он появляется в «Литературной энциклопедии» (1935, со справедливо скептическим отношением).
Английский термин появляется в 1927 году в «Истории английской литературы» Эмиля Легуи и Луи Казамяна (книга IV называется «Период предромантизма (1770-98)»). Именно там вместе сгруппированы оссианизм и готический роман. В таком смысле (уже как «английский предромантизм») термин употребляется в статье Теодора Левита о кладбищенской поэзии в той же «Литературной энциклопедии» (1931).
2. Зарождение
Фридрих Мейнеке называет три основных причины зарождения предромантических настроений:
радость от простого общения со стариной
осознанное культивирование духа прирожденной аристократии, питавшегося воспоминаниями о Средневековье
интерес к ранним и средневековым временам европейских народов, в особенности северян
2.1. Франция
Строительство в готическом стиле продолжалось во Франции еще в строго классицистскую эпоху Людовика XIV, и высокообразованный коллекционер аббат Мишель де Мароль смог сформировать вкус, позволявший оценивать красоту готических сооружений.
В ту же пору возник интерес к поэзии трубадуров, поддерживавшийся на всем протяжении XVIII в. Жан-Батист де Ла Кюрн де Сент-Пале, собиравший поэзию трубадуров, предпринял широко задуманную акцию по спасению чести средневекового рыцарства и в ноябре 1746 г. прочитал перед членами Академии надписей и литературы первый из своих пяти «Мемуаров о древнем рыцарстве».
Книга молодого женевца Малле Introduction а l’Histoire de Dannemarc (1755) открыла для новой Европы чудесный огромный мир Эдд и старонордического героизма. Книга, вышедшая в Копенгагене, не имела значения для тогдашней Франции, но тем важнее она оказалась для Англии и Германии, где пробудила «манию Севера», вошедшую в моду, и воодушевила поэтов на обращение к северным сюжетам.
2.2. Англия
Переосмысление классики
Книги Томаса Блэкуэлла и Роберта Вуда о Гомере изображали его оригинальным гением, природно-грубым певцом первобытных нравов своего времени. В том же духе толковал «Песнь песней» Роберт Лоут в книге «De sacra poesi Hebraeorum». Лоут установил, что священная поэзия с ее гимнами и песнопениями повсюду является началом, наглядно представив чисто человеческое и историческое содержание Библии. Две книги, имеющие важнейшее значение для западной системы образования — Библия и Гомер — обрели благодаря Блэкуэллу, Лоуту и Вуду новый яркий смысл. Спор о первенстве Гомера или Вергилия начал, символизируя еще более масштабную баталию, оборачиваться в пользу Гомера.
Готика и интерес к Средневековью
Хорас Уолпол начал с 1750 г. перестраивать и достраивать в готическом вкусе свой сельский дом в Строберри Хилл около Виндзора, превращая его в странный, но живописный комплекс зданий. Этот стиль называли готикой эпохи рококо. Он воспринимался как в высшей степени эклектический и неподлинный. То же впечатление дикой эклектичности и ложной «средневековости» производил и знаменитый роман Уолпола «Замок Отранто» (1756).
Друг Томаса Грея Ричард Хёрд в своих «Письмах о рыцарстве и рыцарских романах» (важную службу ему сослужила работа Сент Пале) объявлял готические нравы и фантазии более пригодными для целей поэзии, нежели классические. Впрочем, Хёрд отмечал, что в нынешнюю эпоху разума поэту нельзя советовать работать с готическими вымыслами, так как они сохраняли силу лишь до тех пор, пока имели корни в народной вере. «Если архитектор проверяет готическое здание в соответствии с правилами греческого зодчества, то он не обнаружит в таком здании ничего, кроме бесформенности. Но у готического зодчества имеются собственные правила, в соответствии с которыми, если дойдет до такого рода проверки, его ценность проявится так же зримо, как и ценность греческого зодчества». «Письма» оказали сильное влияние на Гамана и Гердера.
Ещё до Херда в своих «Заметках о Королеве фей» выступил в защиту рыцарства Томас Уортон, который позже в своей большой работе «История английской поэзии» использовал идеи Хёрда и Малле.
В 1760-63 годах Макферсон опубликовал сборник песен Оссиана.
Не менее значима была публикация Томасом Перси сборника баллад «Остатки древней английской поэзии». Мощное воздействие этого сборника было неожиданным и для самого составителя. В соответствии с меняющимися вкусами публика искала в старых балладах «простоту» и «чувство».
3. Хронология
1735 — вышло «Исследование жизни и произведений Гомера» Томаса Блэкуэлла
1740 — Томас Грей и Хорас Уолпол путешествуют по Франции и Италии
1750 — Уолпол начинает перестраивать в готическом стиле Строберри-Хилл
1753 — вышел трактат Роберта Лоута «О священной поэзии евреев»
1754 — вышли «Заметки о „Королеве фей“» Томаса Уортона
1755 — вышло «Введение в историю Дании» Малле
1756 — вышел «Замок Отранто» Уолпола
1759 — вышли «Заметки об оригинальном творчестве» Эдварда Юнга
1760 — вышла 1-я часть оссианических фрагментов Джеймса Макферсона
1762 — вышли «Письма о рыцарстве и рыцарских романах» Ричарда Хёрда
1765 — вышел сборник древнеанглийских баллад, составленный Томасом Перси
1766 — вышел немецкий перевод книги Блэкуэлла о Гомере, сделанный Фоссом
1769 — вышел «Опыт о прирожденном гении и творениях Гомера» Роберта Вуда
1770 — Томас Перси сделал английский перевод книги Малле
1774 — вышел 1-й том «Истории английской поэзии» Томаса Уортона
Список литературы:
Mornet D., Un prйromantique (Loaisel de Trйogate), «Revue d’histoire littйraire de la France», 1909, juillet — septembre, p. 491—500.
Источник: ru./wiki/Предромантизм
Другие работы по теме:
Логика динамических систем
Оглавление: Введение 3 Глава 1. Структура и функции динамической системы 4 Глава 2. Общество как система социокультурных знаков 15 Глава 3. История как диахронический генезис статичной системы общества 22
Томас Грей
Томас Грей - один из ранних предшественников романтизма в английской поэзии. "Элегия" и другие произведения, их особенности и анализ.
Лекции по русской литературе 20 века в хронологическом порядке.
«предромантизм». «литература 1800-1810 годов -научная литература. По обществу «Арзамас» есть «Арзамас» в двух книгах, М: Худ. Лит. 1994г. Первые годы девятнадцатого века – утро новой русской литературы. В последний год 18 века Карамзин завершил издание своего «Московского журнала». Последние слова были такие: «Драма кончилась, и занавес опускается».
Жизньи творчество Шарля Бодлера
Содержание. Введение…………………………………… 2 стр. «Проклятые поэты»……………………… 3 стр. Символизм………………………………… 3 стр. Детство поэта……………………………… 4 стр. Лионский период…………………………. 5 стр.
Западноевропейский предромантизм
Образцы предромантизма как проявления разочарования в буржуазном миропорядке в Англии. Зарождение в Европе сентиментализма. Новоявленный теософ Эммануил Сведенборг, отражение его образа в Фаусте Гете. Предвестники эпохи романтизма, литература Франции.
Жуковский как первооткрыватель романтизма в русской поэзии
Путь Жуковского к романтизму. Отличие русского романтизма от западного. Созерцательность романтики творчества, эклектизм ранних произведений поэта. Философское начало в лирике поэта, жанровое своеобразие баллад, значение для русской литературы.
Традиции готического романа в творчестве Агаты Кристи
Готический роман в историческом аспекте. Готический стиль. Модификации готических элементов. Детективный жанр в историческом аспекте. Художественное своеобразие творчества Агаты Кристи. Жанровые особенности творчества Агаты Кристи.
Ренессанс в литературе XVII-XVIII вв.
Становление западноевропейской литературы в эпоху Ренессанса. Литературное наследие Эразма Роттердамского, Монтеня, Дидро, Вольтера, Гюго. Развитие математики, физики, биологии. Ренессансный реализм, классицизм и барокко. Литература Запада и Востока.
Фауст как вершина мировой литературы
Истоки, особенности и значение европейского Просвещения, особенности литературы этой эпохи. Анализ значения произведения "Фауст" в мировой литературе и попытка рассмотреть его как зеркало просветительской художественной мысли и вершину мировой литературы.
Развитие Западно-Европейской литературы в эпоху просвещения
Исторические аспекты эпохи просвещения в странах Западной Европы. Развитие литературы в эпоху просвещения. Литература Англии, Франции, Германии. В иной эмоциональной тональности снова зазвучали новеллы-притчи, романы-притчи, пьесы-притчи.
Естетика готики в новелах Едгара Аллана По
Виникнення та еволюція терміну "готичний" як естетичної та мистецької категорії. Виникнення та розвиток готичної літератури. Її естетичні категорії, художні особливості та просторова домінанта. Роль творчості Едгара По в розвитку готичної літератури.
Готическая литература.
Сущность готической литературы, ее особенности и отличительные черты, история зарождения и развития, современное состояние и популярность. Понятие готического романа, его связь с предромантикой. Представители английской готики и их вклад в ее развитие.
Ч.Диккенс в оценке западного литературоведения
Реалистический роман 19 в. Ч.Диккенс в оценке западного литературоведения. 1900-1910 гг. Диккенс в оценке Г.Джеймса, В.Вульф, мифокритиков. Исследования французских и немецких литературоведов. Основоположники реалистического романа. Джейн Остен.
Культурология (Шпоры - Экзамен. вопросы 4-курс)
20.Культура Древней Греции. Можно считать неоспоримо доказанным, что классовое общество и государство, а вместе с ним и цивилизация зарождались на греческой почве дважды с большим разрывом во времени: сначала в первой половине II тыс. до н.э. и вторично в первой половине I тыс. до н.э. Поэтому всю историю древней Греции сей час принято делить на две большие эпохи: 1) эпоху микенской, или крито-микенской, дворцовой цивилизации и 2) эпоху античной полисной цивилизации.
Своеобразие романтизма в России
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Художественная культура Германии 18 век
Своеобразие яркого вклада, которое внесло европейское искусство 18 века в историю мировой художественной культуры, определяется в основном тем, что этот период был последним историческим этапом длительной переходной от феодализма к капитализму эпохи. В 17 веке ранние буржуазные революции привели к победе только в двух странах.
Эпоха Просвещения и развитие научного знания
Содержание Введение……………………………………………………………………...........3 Эпоха Просвещения: понятие и развитие в разных странах ……………4 Эпоха Просвещения и развитие научного знания в России……………..9
История балета 20 века
Мировой балет ХХ века. Балет в эпоху Возрождения, барокко и классицизма. Наследие Жана Жоржа Новерра. Русский балет, появление режиссерского театра. Период романтизма как лучший во всей истории европейского балета. Балетная реформа П.И. Чайковского.
Культурология
Сферы духовной и материальной культуры. Национальные религии. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Первобытная культура и культура цивилизаций Древности. Мировая культура в эпоху Средневековья, Нового и Новейшего времени. Отечественная культура.
Культура XIX века
Социально экономическое развитие России в XIX веке. Территория и административное деление. Население и его сословная структура. Сельское хозяйство. Развитие капиталистического уклада в экономике. Культура. Образование. Литература. Живопись и скульптура.
Русское искусство второй половины XVIII века
Политическое положение и военные действия в России второй половины XVIII века. Особенности русского классицизма как господствующего стилевого явления России, отражение в них идей просветительства и место зодчества, яркие представители и их шедевры.
Готическая литература, истоки, традиции, развитие.
Развитие готического жанра - от истоков и традиций к появлению готических рассказов. Особенности жанра готики и основные формы добра и зла у Гораса Уолпола, Энн Радклифф, Мэттью Грегори Льюиса, Байрона. Организация пространства в готическом романе.
Искусство
Египет Древнее царство 30-23вв. (распад) Среднее 21-18 вв. (гиксосы) Новое 16-11вв. Позднее 10 в – 343г. до Р.Х. Изолированная цивилизация. Искусство завязано на заупокойном культе. Шакал Анос – проводник в загробное царство. Это нац.религия. Политеизм. Сначала – насколько номов со своими триадами богов, потом, оставались боги побеждающих номов.
Культура эпохи европейского просвещения
Социально-экономическими предпосылками культуры эпохи Просвещения являются кризис феодализма и начавшееся тремя веками ранее развитие капиталистических отношений в Западной Европе.
Европейская культура Нового времени
Основные базовые ориентиры возникновения новой культуры, ориентация на развитие человеческой индивидуальности. Массовое книгопечатание, великие географические открытия, развитие естествознания, промышленные открытия, становление светского искусства.
Поети Молодої музи
Чи не парадокс, що поетична назва літературноі групи, яка існувала у Львові на початку нашого століття , — ”Молода муза”, досі пов”язана у нашій уяві не з молодістю і поезією,а,навпаки, із занепадництвом і чимось антипоетичним і антиєстетичним ?На жаль ,це так . Єдиною втіхою може бути те, що взагалі чули про “Молоду музу” лише ті, хто вивчав украінську літературу у вузі, у школі ж про “Молоду музу” взагалі не згадували (не було у програмі), а твори учасників групи не друкували.