Красникова Е.А.
Уважительное отношение греков к умершим и сохранение памяти о них способствовало устройству больших некрополей вблизи городов. С самого раннего времени боспорцы также ставили над могилами различные памятники. Каждое надгробие независимо от его характера и формы, представляло собой своеобразный знак запрета разрушать или осквернять могилу. Надгробные и посвятительные надписи служат одним из главных источников о религиозных представлениях и обрядах древних греков. Они помогают исследовать этнический и социальный состав населения древнегреческих причерноморских, государств. Как правило, такие надписи составлены от имени частных лиц и свидетельствуют о культуре и быте населения. Значительное количество эпитафий найдено на Боспоре и в других районах Причерноморья. Некоторые имеют вид стихотворных эпитафий, что указывается на наличие местной поэтической традиции.
За последние годы в отечественной историографии уже появились работы, посвященные местной поэтической традиции на Боспоре. А имело ли здесь место такое общегреческое явление, как лирика?
Уже само слово «лирика» указывает на то, что греки не понимали под этим только один поэтический текст, но сопровождали этот текст определенным музыкальным инструментом, так называемой лирой, или кифарой. Однако известно, что в лирику входило также и танцевальное искусство; таким образом, под лирикой у греков понималось соединение слова, музыки и танца в самых разнообразных комбинациях [4, с. 74].
Анализ стихотворных эпитафий показывает, что боспорские поэты были хорошо знакомы с греческой лирической и эпической поэзией. О развитии поэзии на Боспоре косвенно свидетельствует встречающееся на некоторых монетах изображение Пегаса. В греческой мифологии это крылатый конь, родившийся из туловища убитой Персеем горгоны Медузы. От удара копытом Пегаса на горе Муз - Геликон - возник источник Гиппокрена, из которого черпали вдохновение поэты. Образ Пегаса стал символом поэтического вдохновения ("оседлать Пегаса"). Изображение крылатого коня можно проследить и в скульптуре. Так, стенки пантикапейского саркофага, найденного в 1900 г., декорированы дощечками с изображением быка, собаки, коня с собаками и в том числе Пегаса. Маловероятно, что боспорцы стали бы просто копировать и использовать чуждый им образ, а значит, есть основания утверждать, что поэзия получила широкое признание и широкое распространение.
Надписи составлены в обычных для эллинских эпитафий размерах, выдержаны основные каноны того времени. Памятники эпиграфики упоминают философов, учителей, гимнасиархов. Самых достойных граждан именовали «любителями слова» и «воспитанниками Муз» [1, № 118, 145]. Среди последних, кстати, большинство, так или иначе, связаны с театром [3, с. 44]. К античному театру отношение имели все девять Муз, и поэтому театр был площадкой не только для постановки спектаклей - в театре играли на музыкальных инструментах, танцевали, историки представляли на суд зрителей свои творения, читали свои стихотворные и эпические произведения поэты [6, с. 85]. Греческие представления, совмещающие в себе декламацию, пение, пляску и музыку, несколько напоминают современные оперные представления.
На Боспоре проходили соревнования поэтов. Об этом позволяет думать находка в Пантикапее чернолаковой солонки IV века до н.э. с надписью «Победа Гигента и Патайка в стихах» [5, с. 333]. Зачастую автор декламировал стихи в сопровождении музыкального аккомпанемента, которым ведал находившийся при корифее хора авлет («флейтист»). Все это дополнялось популярными танцевальными номерами. В напластованиях зольника раннеэллинистического времени на Мирмекии найден фрагмент статуэтки танцовщицы с флейтой, аналогичной фигурке, найденной в Оринфе - города в Македонии [6, с. 85].
Косвенно существование лирики указывает и то, что в Северном Причерноморье театр, игравший значительную роль в общественный и культурной жизни, сохранял связь с именем и культом Диониса и основные представления проходили в дни празднеств в честь этого Бога. А они, как известно, всегда сопровождались песнями, музыкой и танцами [2, с. 43].
Все это позволяет нам говорить не только о наличии местной поэтической традиции на Боспоре, но и проследить ее связь с другими видами искусства, так, поэтическое наследие является частью лирики, как соединения слова, музыки и танца.
В ходе исследования местной поэтической традиции и лирики в более широком смысле на Боспоре возникает закономерный вопрос времени наивысшего расцвета этих явлений.
В современной историографии закрепилось мнение, что расцвет боспорской поэзии приходится на I в. до н.э. В начале же нашей эры развитие поэтического творчества и литературы в целом получает иное направление:расцветаетискусство красноречия, проза становится главенствующей (Молев, 2003, с. 350). На наш взгляд, эта тенденция к поэзии на Боспоре никак не применима.
Для анализа были взяты 46 стихотворных эпитафий, найденных в разных городах Боспорского царства, и опубликованных в КБН. Проведенное нами исследование эпиграфическихнадписей,хронологически охватывающих V в. до н.э. - III в. н.э., показало, что границы периода представлены наиболее скудно: 3 эпитафии V в. до н.э., 1 - III в. н.э. 8 стел датируются IV-III вв. до н.э. Основная же часть - это 16 эпитафий II-I в. до н.э. и, что примечательно, 18 эпитафий I-II в. н.э. То есть, несмотря на усилившееся варварское влияние и на общеэллинские тенденции, на Боспоре, вероятно, первые века нашей эры - это период расцвета поэтической традиции и такого более широкого явления, как лирика, в том понимании, как его воспринимали сами греки.
Подобное явление может служить ярким свидетельством того, что не I в.до н.э. (эпоха Митридата Евпатора и его первых приемников), а римское время стало своеобразным возрождением классических ценностей греческой культуры на Боспоре.
Список литературы
Корпус боспорских надписей / Под ред. В.В. Струве. - М.-Л.: Наука, 1965. - 951 с.
Кузина Н.В. Особенности отправления культа Диониса в сакральных комплексах Северного Причерноморья // В сб.: Боспорский феномен: сакральный смысл региона, памятников, находок. Ч.1. - СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2007. - 300с.
Куликов А.В., Федосеев Н.Ф. Н.Ф. Глиняные куклы-марионетки античного Боспора // В сб.: Античность и драматургия / Под ред. Н.Ф. Федосеева. - Керчь, 2003. - 186 с.
Лосев А.Ф., Сонкина Г.А. Античная литература. - М.: Просвещение, 1980. - 494 с.
Молев Е.А. Эллины и варвары на северной окраине античного мира. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. - 399с.
Федосеев Н.Ф. Мельпомена в Пантикапее. Керчь театральная. - Керчь, 2001. - 130 с.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта unid.bsu.edu
Другие работы по теме:
Есенин с. а. - Россия глазами есенина
Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким “Русь”. С. Есенин Имя Сергея Александровича Есенина хорошо известно в нашей стране. Его лирика никого не оставляет равнодушным, Она проникнута горячей любовью к Родине, русской природе. Поэт признается: “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине.
Маяковский в. в. - Лирика маяковского
Как известно лирика передает переживания человека его мысли и чувства вызванные различными явлениями жизни. В лирике. Маяковского изображается строй мыслей и чувств нового человека строителя социалистического общества.
Лирика Пастернака
Когда-то Марина Цветаева в полемическом пылу воскликнула: «Где человек, до конца понявший Пастернака?» И сама же пояснила: «Пастернак — это «тайнопись», «иносказание», «шифр». «Пастернака долго читать невыносимо от напряжения (мозгового и глазного), когда смотришь в чрезмерно острые стекла, не по глазу (кому он по глазу?).
Вольнолюбивая лирика Пушкина 2
Вольнолюбивая лирика Пушкина Эпоха, в которую жил и творил А. С. Пушкин, была временем подавления всякой живой мысли, передовой идеи. Авангардная часть русского дворянства, недовольная политикой царя, объединялась в тайные общества для борьбы с самодержавием и крепостным правом. Молодой Пушкин всей душой поддерживал передовые идеи.
Природа учит нас понимать прекрасное По одному или нескольким произведениям русской литературы
Пейзажная лирика составляет основное богатство лирики А.А. Фета. Фет умеет увидеть и услышать в природе необычайно много, изобразить ее сокровенный мир, передать свое романтическое восхищение от встречи с природой, философские раздумья, рожденные при созерцании ее облика. Фету присуща удивительная тонкость живописца, многообразие переживаний, рожденных от общения с природой.
Человек и природа в поэзии Тютчева
С поэзией Федора Ивановича Тютчева у каждого поколения читателей связаны свои воспоминания. Но я не знаю человека, которому была бы не знакомая эта лирика. В детстве мы читаем стихотворение на детских праздниках:
Стихотворение Есенина Спит ковыль. Равнина дорогая
«Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины — основное моем творчестве». — говорил С. Есенин. Тема стихотворения С.А. Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая…» — любовь поэта к родине, что традиционно для его поэзии.
Стихотворение Блока О, я хочу безумно жить
Каждый поэт обращается в своем творчестве к различным темам: судьба родины, тема любви, образ природы, философские мотивы. Но творца волнует, безусловно, назначение и роль поэтического творчества. Роль поэта во все времена важна, но каждый по-своему понимает смысл лирики.
Стихотворение Фета Вечер
А. А. Фет заслуженно и широко известен как тонкий лирик, чуткий художник, создавший яркие, незабываемые картины природы, отразив сложнейшие переживания человеческой души. Фета-лирика не интересовали общественные и политические проблемы современности, за что его как представителя «чистого искусства», осуждали и высмеивали революционно- демократические литературные деятели.
Анализ стихотворения Пушкина Я вас любил любовь еще, быть может
Любовная лирика А. С. Пушкина составляет немалую часть всего поэтического наследия стихотворца. Есть в ней и строфы‑откровения, строфы – признания Пушкина в любви, и нежные послания, и четверостишия в альбом, и мимолетные зарисовки вспыхнувшего чувства, и поистине волшебные в изображении предмета пылкой страсти поэта сонеты.
Место лирики Тютчева в русской поэзии
Лирика Тютчева занимает особое место в русской поэзии. В свежих и волнующе притягательных стихах Тютчева красота поэтических образов сочетается с глубиною мысли и остротой философских обобщений. Его лирика — это маленькая частица большого целого, но это маленькое воспринимается не отдельно, а находящимся во взаимосвязи со всем миром и в то же время несущим в себе самостоятельную идею.
Мое любимое стихотворение в лирике Пушкина сочинение-миниатюра
Лирика великого русского поэта А. С. Пушкина разнообразна по своей тематике и проблематике, но мне больше всего нравится любовная лирика. Для Пушкина любовь — одно из самых сильных человеческих чувств и самое естественное проявление человеческих отношений» Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека, и все его внутренние силы приходят в движение.
Основные особенности лирики А.С.Пушкина
Автор: Пушкин А.С. Слово "лирика" в переводе с древнегреческого языка означает "музыкальный", "волнующий". В отличие от эпоса и драмы лирика не изображает события, взаимоотношения людей, их поступки. Поэтому в лирических произведениях, как правило, отсутствуют сюжеты, то есть последовательно развивающиеся события.
Анализ стихотворения А. А. Блока Ты в комнате один сидишь.
Автор: Блок А.А. Лирика Блока – явление уникальное. При всем многообразии ее проблематики и художественных решений, при всем отличии ранних стихотворений от последующих – она выступает как единое целое, как одно развернутое во времени произведение, как отражение пройденного поэтом «пути». Вся лирика Блока разделена на 3 книги и восемнадцать лирических циклов. «Возмездие» - один из циклов, который посвящен теме «страшного мира».
Слава тебе, безысходная боль 2
"Слава тебе, безысходная боль!" Автор: Ахматова А.А. Лирика Анны Ахматовой периода ее первых книг ("Вечер", "Четки", "Белая стая") — почти исключительно лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось первоначально именно в этой традиционно вечной, многократно и, казалось бы, до конца разыгранной теме.
Особенности поэзии А. В. Кольцова
Лирика Кольцова казалась современникам своего рода открытием: впервые героем произведения стал простой русский мужик. Пахари, жнецы и косари в его стихах напоминают сказочных богатырей.
Ранняя лирика Есенина
Главной темой лирики Есенина всегда была любовь к России. Причем не абстрактное восхищение красотами природы, свойственное городским жителям, а теплая, живая любовь к деревне, к сельской природе.
Лирика Маяковского
Основные темы лирики Маяковского - советский патриотизм, героика социалистического строительства, превосходство социалистического строя над капиталистическим.
Мелодичность поэзии А. А. Фета
Поэзия Фета — поэзия намеков, догадок, умолчаний; его стихи по большей части не имеют сюжета, — это лирические миниатюры, назначение которых передать читателю не столько мысли и чувства, сколько "летучее" настроение поэта.
Лирика Бориса Пастернака
Лирика Пастернака тоскует по эпосу. Она тоскует по обыденности, по прозаизмам. Пастернак словно ищет возможности в лирике открыться времени. Она словно пожар, словно восстание против устоявшихся жанров и разграничений.
Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы 3
«Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» Автор: Пушкин А.С. Александр Сергеевич Пушкин — величайший поэт русской литературы. Его лирика связана со свободой. Он был одним из декабристов. Многие декабристы были его лицейскими друзьями.
Любовная лирика А. С. Пушкина 2
Любовная лирика А. С. Пушкина Автор: Пушкин А.С. А. С. Пушкин — непревзойденный мастер лирических произведений, которые он писал на протяжении всей своей недолгой жизни. Мотивы лирики поэта, глубина мыслей и чувств в каждом стихотворении разнообразны. Это и патриотическая вольнолюбивая лирика, лирика дружбы и, наконец, лирика любви.
Я вас любил...
Стихотворение «» написано в период творческого расцвета Пушкина, в 1829 году. Напечатано в издании «Северные цветы» в 1830 году. Связано с чисто личными переживаниями поэта. Оно, как и вся лирика о любви, исполнено благородством, искренностью, бескорыстием чувств. Сразу подкупает то, как робко поэт надеется, что любовь, быть может, не совсем угасла, но все стихотворение – непререкаемое свидетельство любви неугасаемой, живой и сейчас.
Жанровое своеобразие романа Евгений Онегин
«Евгений Онегин» — роман в стихах. Впервые в литературе Пушкин изобрел новый жанр — роман в стихах. Роман — эпический жанр (объективность с разных точек зрения, соотношение между другими людьми, историческими событиями). В стихах — лирика (субъективная точка зрения на действительность). Автор делает себя одним из героев романа, дает лирическое отступление, оценку своим
Лирика А. А. Фета 2
Лирика А. А. Фета Автор: Фет А.А. Лирика А. А. Фета занимает особое место среди шедевров русской литературы. И это не удивительно - Афанасий Афанасьевич Фет был новатором своего времени в области стиха, обладал особым, неповторимым даром тончайшего лирика. Его поэтическая манера письма, “фетовский почерк”; придали его поэзии неповторимое очарование и прелесть.
Особенности эпических произведений
Автор: Разное В каждом из литературных родов (эпос, лирика, драма) различна природа художественного образа, каждый из них использует свои, именно ему свойственные средства создания образа. «От лирического образа, сосредоточенного на изображении лишь отдельного переживания, — отмечает проф. Л.
Греческие города на Кубани
Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия № 2 Кубановедение Греческие города на Кубани Выполнила: ученица 10 «Б» класса Мясоедова Ю. VI в. до н.э. на Таманском полуострове, где обитало одно из меотских племен - синды, были основаны греческие города-колонии. Каждый город имел свою сельскохозяйственную округу и был отдельным городом-государством.
Константинос Кавафис
Кавафис, Константинос (1863–1933), один из крупнейших поэтов, писавших на новогреческом языке.
Рубцов Н.М.
Вологодская "малая родина" дала ему главную тему будущего творчества - "старинную русскую самобытность", стала центром его жизни, "землей... священной", где он чувствовал себя "и живым, и смертным".