Анализ рассказа А.П. Чехова
«Крыжовник»
Рассказ «Крыжовник» был написан А.П.
Чеховым в 1898 году. Это были годы правления Николая II.
Придя к власти в 1894 году, новый император дал понять, что либералы могут не
надеяться на реформы, что он продолжит политический курс своего отца, который
был для него единственным авторитетом.
И в рассказе «Крыжовник» Чехов «правдиво
рисует жизнь» этой эпохи. Применяя прием рассказа в рассказе, автор повествует
о помещике Чимше-Гималайском. Служа в палате, Чимша-Гималайский мечтает о своем
имении, в котром он будет жить помещиком. Тем самым, он вступает в конфликт со
временем, так как к концу XIX века времена помещиков
уже прошли. Теперь уже не удачливые купцы стремятся получить дворянский титул,
а наоборот дворяне пытаются стать капиталистами.
Таким образом, Чимша-Гималайский вопреки
здравому смыслу изо всех сил пытается войти в умирающее сословие. Он выгодно
женится, забирает себе деньги жены, держит ее впроголодь, отчего она умирает.
Скопив деньги, чиновник покупает имение и становится помещиком. В имении он
высаживает крыжовник – свою давнюю мечту.
За время жизни в имении Чимша-Гималайский
«постарел, обрюзг» и стал “настоящим” помещиком. О себе он говорил как о
дворянине, хотя дворянство как сословие уже себя изжило. В разговоре с братом
Чимша-Гималайский говорит умные вещи, но говорит их только ради того, чтобы
показать свою осведомленность в актуальных вопросах времени.
Но в тот момент, когда ему подали первый
его собственный крыжовник, он забыл и о дворянстве, и о модных вещах времени и
всецело предался счастью есть этот крыжовник. Брат, видя счастье брата,
понимает, что не счастье есть самое «разумное и великое», а что- то другое. Он
думает и не понимает, что мешает видеть счастливому человеку несчастного.
Почему несчастный не возмущается? Помещик Чимша-Гималайский создал иллюзию
сладости крыжовника. Он обманывает сам себя ради своего же счастья. Также и
большая часть общества создала себе иллюзию, спрятавшись за умные слова от
действий. Все их рассуждения не побуждают к действиям. Они это мотивируют тем,
что еще не время. Но нельзя бесконечно все откладывать. Нужно и делать! Делать
добро. И не ради счастья, а ради самой жизни, ради деятельности.
Композиция этого рассказа построена на
приеме рассказа в рассказе. И кроме помещика Чимши-Гималайского в нем действуют
его брат – ветеринарный врач, учитель Буркин и помещик Алехин. Двое первых
заняты активной деятельностью по профессии. Помещик же, по описанию Чехова, не
похож на помещика. Он также трудится и его одежда вся в пыли и грязи. И врач
обращается к нему с призывом «не усыплять себя» и «делать добро».
В своем рассказе А.П. Чехов говорит, что
не в счастье цель жизни. Но, как писатель конца XIX –
начала XX века, он не отвечает конкретно на вопрос: в
чем цель жизни, предлагая ответить на него читателю.
Другие работы по теме:
Литературный герой ДУШЕЧКА
Душечка героиня рассказа А. П. Чехова Душечка Д. Оленька Ольга Семеновна Племянникова одна из самых популярных героинь прозы. Чехова вошедшая в активный лексикон целых поколений как имя нарицательное.
Крыжовник отклоненный (крыжовник обыкновенный)
Крыжовник в культуре возделывают с давних пор. В Западной Сибири он был известен в раннем средневековье, а в XVI в., когда о смородине только лишь упоминалось, крыжовник занимал почетное место в садах Англии, Польши и других стран.
Сюжет жизни А.П.Чехова
Автор: Чехов А.П. Общество ждет и надеется... В. Г. Короленко Жизнь Чехова в чем-то сродни его художественным созданиям. Не так-уж много в ней внешне драматических эпизодов. Не было у Чехова ни дуэлей с роковым исходом, как у Пушкина и Лермонтова, ни ссылки, как у Чернышевского, ни политической эмиграции, как у Герцена, ни гражданской казни, как у Достоевского, ни ухода из отчего дома, как у Льва Толстого.
Роль детали в рассказе Антона Чехова Хамелеон
Антон Павлович Чехов является мастером короткого рассказа, особенностью которого является то, что в маленький объем нужно вместить максимум содержания. В коротком рассказе невозможны пространные описания, длинные внутренние монологи, поэтому на первый план выступает художественная деталь. Она несет в произведениях Чехова огромную художественную нагрузку.
Внутренний мир героя в рассказе А. П. Чехова О любви
Рассказ А. П. Чехова «О любви» стоит в одном ряду с двумя другими его рассказами «Человек в футляре» и «Крыжовник», получившими название «маленькой трилогии». В этих произведениях писатель вершит суд над людьми с усеченными жизненными горизонтами, равнодушными к богатству и красоте мира Божия, ограничившими себя кругом мелких, обывательских интересов.
Смысл названия рассказа Чехова Хамелеон
Хамелеон — это ящерица, меняющая свой цвет, приспосабливаясь к окружающей среде. Конечно, в маленьком городке, где происходит действие чеховского рассказа, речь идет вовсе не о зоологических исследованиях. Тем более не о пресмыкающихся, а о самой обычной собаке неизвестного хозяина — о щенке, очутившемся в центре событий на площади, где, защищаясь, он укусил за палец грубого, очень шумного человека.
Ответственность человека за свою и чужую жизнь
(по рассказам А. П. Чехова «По делам службы») В 90-е годы XIX века в творчестве Чехова наступает перелом, связанный с изменением в общественной жизни. Тематика его произведений становится более серьезной.
Образы футлярных людей в рассказах Антона Чехова
В своих рассказах А. П. Чехов постоянно обращается к теме «маленького человека». Персонажи Чехова – духовные рабы общества, лишенного высших ценностей и смысла жизни. Томительная, будничная, серая действительность окружает этих людей. Они замкнулись в мирке, который сами себе создали.
Маленькая трилогияпо рассказам Человек в футляре, Крыжовник, О любви
Автор: Чехов А.П. В девяностые годы в жизни страны происходят важные перемены. Глухая реакция сменяется общественным оживлением и подъемом. В эти годы с особой настойчивостью, на разных индивидуальных судьбах, писатель решает проблему равнодушия, “футляра”. Его рассказы и повести — своего рода художественные исследования души современного ему человека.
Тема любви в рассказе А. П. Чехова О любви
Автор: Чехов А.П. А. П. Чехов — один из величайших мастеров короткого рассказа. Никто не мог так искусно, как он, продолжить тему “маленького человека”, его мелких проблем, быта, показать глобальную проблему человеческого бытия.
Рецензия на повесть А.П.Чехова "Степь"
А.П.Чехов признанный мастер маленького сатирического рассказа, и приступая к чтению повести "Степь", я ожидал насладиться мастерством Чехова, который посредством иронии, уничижительным юмором борется с пошлостью, нравственной низостью.
"Его врагом была пошлость…"
Антон Павлович Чехов - известный русский писатель, мастер короткого рассказа. Прекрасный, благородный человек, он мечтал о том, чтобы люди были красивы, счастливы и свободны.
Анализ рассказа А.П. Чехова "Тоска"
Рассказы А.П. Чехова ставят перед читателем серьезные проблемы, получают тщательную разработку в своем сюжетном строении, становятся жанром большой литературы.
Образы футлярных людей в маленькой трилогии А.П. Чехова
Образы "футлярных" людей в "маленькой трилогии" А.П. Чехова Автор: Чехов А.П. Многие современники А. П. Чехова сетовали на то, что главная черта чеховских рассказов - это неопределенность и незавершенность, неясность того, что будет дальше, и отсутствие анализа причин того, что произошло.
Юмор и сатира в произведениях Чехова
Автор: Чехов А.П. На рубеже XIX – XX веков русская литература подарила миру целую плеяду замечательных прозаиков, талантливых драматургов и выдающихся поэтов. Творчество некоторых из них, как например, Льва Николаевича Толстого и Антона Павловича Чехова, заслуженно считаются вершиной мировой литературы конца XIX – начала XX столетий.
Анализ рассказа А.П. Чехова Попрыгунья
Анализ рассказа А.П. Чехова "Попрыгунья" Автор: Чехов А.П. Сюжет рассказа «Попрыгунья» (1892) построен так, что вначале ничто не предвещает трагической развязки. Ольга Ивановна, вышедшая замуж за доктора Дымова, окружена талантливыми людьми: это актёр драматического театра, певец из оперы, литератор, музыкант, помещик, несколько художников, среди которых и молодой красавец Рябовский.
Анализ рассказа А.П. Чехова О любви
Анализ рассказа А.П. Чехова "О любви" Автор: Чехов А.П. Рассказ «О любви», написанный Антоном Павловичем Чеховым, был впервые опубликован в журнале "Русская мысль" в 1898 году. Ранее в том же году и в том же журнале было опубликовано еще два рассказа: «Человек в футляре» и «Крыжовник».
Роль художественных деталей в рассказах А. П. Чехова
Автор: Чехов А.П. В творчестве Антона Павловича Чехова рассказ занимает особое место. Он был одним из любимых жанров писателя. Характерной чертой рассказа как литературного жанра является его сравнительно небольшой объем, что делает весьма затруднительным применение пространных описаний. Поэтому для писателя, работающего в этом жанре, особенно важно уметь передать идею с помощью художественных деталей, не бросающихся сразу в глаза мелочей, несущих, однако, огромную смысловую нагрузку.
Почему доктор Старцев стал "Ионычем"
Цикл рассказов "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви". Дмитрий Ионыч Старцев, его молодость и постепенное физическое и моральное старение.
Мастер короткого рассказа
Антона Павловича Чехова по праву можно назвать величайшим мастером короткого рассказа. Рано началось у Антоши увлечение театром и литературой. Вместе с этим шли и первые литературные опыты. Гимназистом четвертого класса Антоша сотрудничал в рукописном журнале, выходившем под редакцией ученика старшего класса.
Одоротивные образы в прозе Чехова
Text Text Graphics Исследовательская работа Одоративные образы и их роль в художественной прозе Чехова Graphics Оглавление: Оглавление: Введение……………………………………………………….…
Отзыв о рассказе А.П. Чехова Студент
Отзыв о рассказе А.П. Чехова "Студент" Автор: Чехов А.П. Рассказ А.П. Чехова «Студент» был опубликован в 1894 г. «Студент» - один из самых коротких, но наиболее совершенных по форме рассказов Чехова.
Анализ рассказа А.П. Чехова "Палата №6"
А.П. Чехов написал рассказ "Палата № 6" в 1892 году. Это время правления императора Александра III . Его правление отличалось подавлением человека государством и обществом. Это подавление и является темой рассказа "Палата № 6".
Анализ рассказа А.П. Чехова "Душечка"
Во время форсированного развития капитализма большинство людей живут лишь для себя, не делая добра никому кроме себя. Идея Чехова в этом рассказе - это жизнь не для своего благополучия, а жизнь ради самой жизни.
Девятьяров, Александр Эдуардович
Введение 1 Театр 1.1 МХТ им. Чехова 1.2 РАМТ 2 Кино Введение Александр Эдуардович Девятьяров (12 марта 1985 года) — российский актёр. В 2006 году окончил Школу-студию МХАТ (курс С. И. Земцова и И. Я. Золотовицкого).
Артём, Александр Родионович
Александр Родионович Артём (наст. фам. — Артемьев; 1842—1914) — русский актёр. Биография Александр Артём сын крепостного крестьянина. После окончания московского Училища живописи, ваяния и зодчества (1878), работал учителем рисования и чистописания. С 1880-х гг. принимал участие в любительских постановках.
Закушняк, Александр Яковлевич
Александр Яковлевич Закушняк (1879—1930; псевдоним Самарский) — российский и советский артист театра и эстрады, чтец, основоположник реалистической школы литературного рассказывания, создатель жанра вечера рассказа[1]