Лиризм прозы
И.А.Бунина
(на примере
рассказа «Руся» из цикла
«Темные
аллеи»)
Ищу я в этом
мире сочетанья
Прекрасного и
вечного.
И.А.Бунин
И если я
раздам все имение мое и отдам тело мое на
сожжение, а
любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
(Из
первого послания апостола Павла к коринфянам)
Проза Бунина почти
магически воздействует на читателя. Понять причины этого можно лишь тогда,
когда прочтешь произведение не один раз, не торопясь. Одно слово не поймешь –
потеряешь смысл фразы.
Особенно это понимаешь,
читая рассказы из цикла «Темные аллеи». Как писал сам автор, это «рассказы о
любви, о ее «темных» и чаще всего мрачных и жестоких аллеях».
В полном составе эта
книга вышла в 1946 году в Париже, и исследователи называют ее единственной в
своем роде.
Открытием ХХ века стала
лирическая проза, которая словно размывает границы между эпосом и лирикой,
когда автор оказывается в кругу своих персонажей, разделяет их беды и тревоги.
Таковы и новеллы цикла «Темные аллеи». В рассказе, давшем название циклу, есть
такие строчки: «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена».
О любви и рассказ «Руся»[1].
Как и в других новеллах, здесь особый, философский способ видения и подачи
материала.
В эпическом произведении
тоже встречаются лирические отступления, но там все подчинено общему замыслу и
сюжетному единству. В лирической же прозе событийность уступает ведущую роль
отношению к происходящему.
В рассказе «Руся»
событийный ряд прост. В сумерках поезд «Москва – Севастополь» неожиданно делает
остановку. В вагоне первого класса к окну подошли господин и дама. Он
вспоминает события, которые произошли в дачной усадьбе давным-давно, вспоминает
Русю.
Особое место занимает
образ автора, проявляющего себя в эмоциональных оценках («На станции было темно
и печально»; «…мертвенно светила долгая летняя заря»), в характеристике героев,
определяет отношение к ним.
В основе рассказа –
противопоставление двух миров. Один – привычный, другой – яркий, романтический
мир воспоминаний. Описание обедневшей усадьбы подчеркнуто обыденно: («скучная
местность»). Интересно, как повтор, вводное слово «конечно» («дом, конечно, в
русском стиле»; «И, конечно, скучающая дачная девица, которую ты катал по этому
болоту»). С этого момента слышишь подтекстный мотив. Мир обыденный (болото)
преображается. Внешне безразличные реплики жены рассказчика скрывают тайный
интерес к сопернице. «Он» отгораживается шуткой, непонятной латынью (Amata nobis guantum amabitur nulla!).[2] Переход на латынь, где
каждый знак, каждое слово как бы стремится стать символом, – еще одно
подтверждение разделения мира надвое и несовпадения мира чувств с миром
привычных радостей и обид.
Новелла построена как
рассказ в рассказе. Монолог героя свидетельствует о незащищенности человека от
воспоминаний. Начиная рассказывать, герой и не подозревает, какую власть все
еще имеет над ним прошлое. Слова рассказчика: «Однажды я жил в этой местности»
– еще в мире обыденном. Авторское: «Он не спал… и мысленно смотрел в то лето…»
– это уже свершившееся преображение. У Бунина «звучащие» слова. Таинственная,
шуршащая тишина передается ритмикой фразы, почти в каждой мы слышим свистящие и
шипящие звуки («И стоял и не гас за чернотой низкого леса зеленоватый полусвет,
слабо отражавшийся в плоско белеющей воде вдали»; «И все где-то что-то шуршало,
ползало…»). Символическим становится слово «болото».Юношескую любовь
всколыхнуло болото усадебной жизни. В воспоминаниях герой как бы уходит от
болота однообразного существования, в которое погружен сам. Счастье любви и
воспоминаний возможно лишь вследствие остановки, выхода из размеренности
привычной жизни. Поезд, вагон первого класса: все заранее известно, но стоило
случиться заминке – и привычный мир отступил.
В лирической прозе
ощущается настойчивое стремление к идеалу. Поэтому отсутствует финал в обычном
значении. «Прощания с воспоминаниями» так и не получилось. Подтекстно читатель
понимает: что-то произошло в душе героя, процесс переоценки ценностей только
начался. Когда и чем он закончится, читателю предстоит решить самому.
Интересно, что в
новеллах «Руся» и «Чистый понедельник» есть нечто общее: перекличка ряда слов
со значением «странный» («странная любовь», «странный город» в «Чистом
понедельнике»; «странный полусвет» в «Русе»). Странной кажется не только
любовь, но и весь мир, Бунин писал, что жизнь уходит быстро, и мы начинаем
ценить ее лишь тогда, когда все остается позади.
Когда тебе девятнадцать,
это еще не совсем понятно, но то, что рассказы цикла «Темные аллеи» звучат
пронзительно, как натянутые струны, значимо. Трагическая неслиянность любящих
предстает у Бунина как закономерность человеческого бытия.
[1] Руся (Маруся) – имя
героини рассказа.
[2] Возлюбленная нами как
никакая другая возлюблена не будет.
Другие работы по теме:
Лиризм прозы и поэзии Бунина
Возможность автора раскрывать свой внутренний мир, эмоциональное состояние в зависимости от тех или других событий или явлений жизни, называют лиризмом. В этом понимании творчество И. О. Бунина на удивление лирическое. Это не удивительно, когда идет речь о поэзии. Лирика и возникла, и существуют по необходимости раскрыть свой внутренний мир.
Тема любви в рассказе Бунина Темные аллеи
Рассказ «Темные аллеи», написанный в 1938 году в предвоенной Франции, возвращает нас в Россию начала ХХ века, в то время, о котором у Бунина остались только печальные воспоминания. Но при этом писатель рассказывает историю, которая могла бы произойти в любое время и в любой стране. Ведь люди продолжают влюбляться и уходить от возлюбленных, ссылаясь на то, что так сложилась жизнь.
Идейно-художественное своеобразие книги Бунина Темные аллеи.
Автор: Бунин И.А. Книга «Темные аллеи» принадлежит к шедеврам мировой литературы, писатель работал над ней с 1937 по 1949 годы. Судьба книги была сложная, впервые она была опубликована в 1943 году в Нью-Йорке тиражом в 600 экземпляров (11 из 20 произведений вошли в нее). Лишь в 1946 году выходит парижское издание книги (38 произведений).
Тема любви в произведениях Бунина
Тема любви занимает едва ли не главное место в творчестве Бунина. Эта тема позволяет писателю соотнести то, что происходит в душе у человека, с явлениями внешней жизни, с требованиями общества, которое основывается на отношениях купли-продажи и в котором порой царят дикие и темные инстинкты. Бунин одним из первых в русской литературе заговорил не только о духовной, но и о телесной стороне любви, с необычайным тактом касаясь самых интимных, сокровенных сторон человеческих отношений.
Любовь, красота, память в рассказах И.А. Бунина
Автор: Бунин И.А. Любовь, красота, память в рассказах И.А. Бунина. («Холодная осень», «Солнечный удар», «Темные аллеи») В своем творчестве многие писатели нередко обращаются к вечным темам любви, красоты, памяти. Эта тема коснулась и И.А. Бунина, потому что любовь для него – это высшая ценность в этой тяжелой и непостоянной жизни.
Темные аллеи история написания
"Темные аллеи" (история написания) Автор: Бунин И.А. Книга рассказов "Темные аллеи" собиралась восемь лет, с 1937 по 1945 год. Семидесятилетний Бунин, убеленный сединами вечный юноша, знаменитый русский писатель, выписывает из "Войны и мира" Льва Толстого: "Любовь не понимает смерти.
Проблема любви в рассказе И.А. Бунина Темные аллеи
Проблема любви в рассказе И.А. Бунина "Темные аллеи" Автор: Бунин И.А. Любовь- это самое светлое чувство, но, к сожалению, оно часто приносит нам страдания. Безответная любовь, разлука влюбленных людей или преграды, мешающие быть вместе. Например, различие в социальном статусе. Именно эта проблема затрагивается в произведении Бунина И.А. «Темные аллеи».
Рецензия на рассказ И.А. Бунина Ворон
Рецензия на рассказ И.А. Бунина "Ворон" Автор: Бунин И.А. Энциклопедией любовных драм можно назвать “Темные аллеи” – книгу рассказов о любви, созданную в годы второй мировой войны (1937-1944).
Рецензия на рассказ И.А. Бунина Чистый понедельник
Глазунова Вероника РЕЦЕНЗИЯ НА РАССКАЗ «ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК» Внешние события рассказа "Чистый понедельник" не отличается большой сложностью и вполне вписывается в тематику цикла "Темные аллеи". Это повествование о прекрасной молодой любви двух безымянных людей – мужчины и женщины.
Билеты по литературе (2 курс 2 семестр, 2004г.)
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр Основные мотивы стихов о Прекрасной Даме Бальмонт и символизм Поэтика символического романа («Петербург») Общая характеристика литературных направлений и течений начала ХХ века
Хронограф по И.А. Бунину
И.А. Бунин (1870-1953) 1870 г. 10 октября в городе Воронеже родился Иван Алексеевич Бунин 1881-1886 гг. Годы учения в Елецкой гимназии. 1887 г. В газете "Родина" напечатаны первые стихотворения и рассказы Бунина.
Иван Бунин. "Темные аллеи". Рассказы
В школе по бунинским описаниям природы пишут диктанты, студенты филфака на примере его произведений разбирают особенности литературных приемов и композиции, а любовные рассказы давно стали классикой жанра.
Творчество И. А. Бунина
Для творчества Бунина характерен интерес к обыкновенной жизни, умение раскрыть трагизм жизни, насыщенность повествования деталями. Бунина принято считать продолжателем чеховского реализма.
Женские образы поздней бунинской прозы
Иван Алексеевич Бунин — тонкий лирик и знаток человеческой души. Он умел очень точно и полно передать сложнейшие переживания, переплетения человеческих судеб. Бунина можно назвать и знатоком женского характера.
Любовь, красота, память в рассказах И. А. Бунина
Поздние рассказы Ивана Алексеевича Бунина открывают еще одну грань этого самобытного и бесконечно разнообразного художника. Чем старше и мудрее становится писатель, тем звонче и ярче высвечивается в его рассказах-воспоминаниях юность, любовь.
Незабываемое в цикле рассказов И. А. Бунина "Темные аллеи"
Писательская судьба Ивана Алексеевича Бунина — судьба удивительная. При жизни он не был столь славен, как Горький, о нем не спорили, как о Л. Андрееве, не вызывал он столь разноречивых — где шумно-восторженных, а где безоговорочно осуждающих.
Гимн женской красоте в творчестве И. А. Бунина
Вряд ли кто-то будет спорить, что одни из лучших страниц бунинской прозы посвящены Женщине. Перед читателем предстают удивительные женские характеры, в свете которых меркнут мужские образы. Это особенно характерно для книги “Темные аллеи”.
Всякая любовь - великое счастье, даже если она не разделена мини-сочинение
Автор: Сочинения на свободную тему Любовь,в моем понимании,это великое, святое чувство, которое может испытывать человек, наивысшая награда, данная нам Богом. А в одном из предположений И.А. Бунина : любовь - это, когда хочется того, чего нет и не бывает, с чем я тоже абсолютно согласна.
Талант любви в творчестве И.А.Бунина и А.И. Куприна
Автор: Бунин И.А. Любовь – одно из самых светлых и прекрасных человеческих чувств. Мечта о счастье, о прекрасной любви – вечные темы в творчестве писателей, поэтов, художников, композиторов. Очень поэтично раскрывают эту тему в своих произведениях замечательные писатели Александр Иванович Куприн и Иван Алексеевич Бунин.
Тема любви в творчестве Бунина
Автор: Бунин И.А. В эмиграции, куда Бунин уехал после известных Октябрьских событий, за годы одиночества и медленного забвенья в его творчестве появляются произведения на темы любви, смерти и человеческой памяти. Творения этого цикла, отмеченные необыкновенной поэтизацией человеческого чувства, раскрыли чудесное дарование писателя, его способность проникать в самые глубины сердца с их неизведанными и непознанными законами.
Что волнует меня в рассказах о любви А. И. Куприна и И. А. Бунина
Автор: Бунин И.А. В творчестве двух русских писателей начала века — А. И. Куприна и И. А. Бунина — прослеживается одна общая тема — тема любви. Необычайная сила и искренность чувства свойственны героям их рассказов. Любовь захватывает все помыслы человека, все его силы. Но она почти всегда трагична. Чтобы любовь не выдохлась, необходимо расстаться, и при том навсегда, что происходит во всех рассказах И.
Что волнует меня в рассказах о любви Куприна и Бунина?
------------------------------------ В творчестве этих двух русских писателей прослеживается одна общая тема -тема любви.Необычайная сила и искренность чувства свойственны героям бунинских рассказов.Любовь захватывает все помыслы человека,все его силы. Чтобы любовь не выдохлась,необходимо расстаться и навсегда,что происходит во всех рассказах Бунина.Все его герои живут в ожидании любви,ищут её и чаще всего,опалённые ею,гибнут.Любовь у писателя долго не живёт-в семье,в браке,в буднях.Короткая,ослепительная вспышка,до дна озарившая души влюблённых,приводит их к трагическому концугибели,самоубийству,небутию.В творчестве Куприна в каждом из героев есть сходные черты:душевная чистота,мечтательность,пылкое воображение,соединён-
Анализ рассказа И.А. Бунина Господин из Сан-Франциско
Действие рассказа происходит на большом пассажирском корабле, совершающем путешествие из Америки в Европу. И во время этого путешествия главный герой повествования, пожилой господин из Сан-Франциско – умирает. Казалось бы – заурядное дело, ничего особенного. Что же привлекло в этой истории автора?
Любовь на страницах произведений И. А. Бунина
В первой половине двадцатых годов как никогда сильна в творчестве Бунина борьба двух начал: жизни и смерти. Противопоставление смерти писатель видит в любви. Эта тема становится главной для него.
Иван Алексеевич Бунин
Все рассказы, написанные с 1937 по 1944 год, Бунин объединил в книгу «Тёмные аллеи». Он пишет о лете, осени, дне и ночи, о горе, счастье, порой кратком миге радости или боли.
Любовь в произведениях И. А. Бунина
Иван Алексеевич Бунин — тонкий лирик, способный передать любые оттенки душевного состояния. Почти все произведения его посвящены любви. Цикл “Темные аллеи” является как бы альбомом, в котором собраны скорее не рассказы, а жизненные зарисовки.
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр 2004г
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр Основные мотивы стихов о Прекрасной Даме Бальмонт и символизм Поэтика символического романа («Петербург») Общая характеристика литературных направлений и течений начала ХХ века