Реферат: Не всегда правдой душу вылечишь… (по пьесе "На дне" М. Горького) - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Не всегда правдой душу вылечишь… (по пьесе "На дне" М. Горького)

Рефераты по зарубежной литературе » Не всегда правдой душу вылечишь… (по пьесе "На дне" М. Горького)

“Не всегда правдой душу вылечишь…” по пьесе “На дне” М. Горького

Пьеса “На дне” была написана Максимом Горьким в 1902 году, и 18 декабря того же года состоялась ее премьера во МХАТе.

     Этой пьесой Горький продолжает, переосмысливает и завершает тему босячества, но в то же время автор ищет ответы и на философские вопросы, главный из которых является вопрос: “Что лучше: сострадание или истина? Что нужнее?”. В пьесе сталкиваются различные идеи, взгляды, позиции; каждый из героев по-своему отвечает на эти вопросы.

      Действие пьесы происходит в подвале, лишенном света и воздуха, угрюмом, сыром, душном. Но именно здесь вынуждены жить самые разные люди. Они создают собирательный, многоликий образ “дна”.

     Герои ведут привычный образ жизни: ругаются, ссорятся, чья очередь убирать, и так далее. Но появление странника Луки нарушает сложившуюся обстановку.

   Прежде всего необходимо сказать, что этот маленький сгорбленный старичок совсем не похож на обитателей ночлежки.  Его напевно-плавная, мягкая речь резко контрастирует с рычанием Сатина, прерывистыми фразами Клеща, криками, свистом. Герои постоянно унижают друг друга, оскорбляют.  Такие обращения как “козел ты рыжий”, “старая собака”, “нечистый дух”, “дуреха”, “звери” вполне обычны и привычны здесь. А Лука называет ночлежников не иначе, как “народ честной”, “браток”, “голубка”, “матушка”, “милая”, “детынька”. Еще Лука привлекает нас тем, что для него все люди  одинаковы: “… По-моему, ни одна блоха –не плоха: все - черненькие, все - прыгают” - говорит он.

   Лука очень много всего рассказывает, и, именно благодаря этим рассказам, мы хоть что-то узнаем  о страннике. Из его поведения в некоторых эпизодах (разговор Луки с Бубновым, Пепла с Костылева) мы можем сделать вывод, что Лука – беглый каторжник. По-видимому, он, прекрасно понимая, что в суровых условиях Сибири ему не выжить, решился на побег. И, наверно, поэтому у Луки нет паспорта, и он так боится полиции, что исчезает в тот момент, когда  убивают Костылева.

    Почти все действующие лица лишены чего-то в жизни: Актер – возможности играть на сцене, Клещ – постоянной работы, Настя – любви. Они мучительно пытаются  изменить свое положение и находят  понимание и сочувствие именно у Луки. С его появлением  у ночлежников крепнет вера в лучшую жизнь, возникает надежда на выход со “дна”.  Он к  каждому человеку находит свой подход.

   Потерявшему все из-за тяги к алкоголю Актеру Лука дарит веру в излечение: “От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц… чтобы, значит, даром их лечить… Воздержись… возьми себя в руки и – терпи… А потом вылечишься…и начнешь жить снова… Ну, решай в два приема…” Актер легко верит Луке потому, что в душе уже несет эту мечту. По словам Ю. Юзовского, Актер дает “повязать на глаза повязку” возвышающего обмана”.

     Лука успокаивает и Анну, дарит ей утешение перед смертью, облегчает шаги в жизни; “Вот значит помрешь, и будет тебе спокойно… Ничего больше не надо будет, и бояться – нечего!… Смерть – она все успокаивает… она для нас ласковая… Ты верь! Ты – с радостью помирай, без тревоги…” Анна, которую всегда били и обижали, видит в Луке ласкового, похожего на отца человека и верит ему.

   Не так легко все получается у Луки с  вором и бандитом Васькой  Пеплом, трезво смотрящим на вещи. Но человечность, забота, внимание со стороны странника заставляют Пепла искренне поверить в “праведную землю” - в Сибирь, где можно начать новую, совершенно другую жизнь.

Лука также убеждает Наташу поверить Пеплу и уехать вместе с ними: “ И я скажу – иди за него,  девонька, иди. Он – парень ничего, хороший!”

   С Настей у Луки не возникает никаких проблем. Она живет мечтами, а Лука лишь подбадривает ее, говоря: “Твоя  правда, а не ихняя… Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она!”.

   Для Актера, Насти, Анны, Пепла и Наташи вера важнее правды. Именно они откликаются на реплику Луки: “Во что веришь, то и есть”.

   Но не со  всеми ночлежниками у Луки складываются замечательные отношения. Некоторые из них –Бубнов, Барон – не пытаются вырваться, они уже отчаялись и потеряли веру, надежду на спасение. И Лука  достаточно умен, чтобы понимать  ненужность и бесплодность попыток изменить их.

    Лука  приносит в мир страданий, унижений, несчастий очень важную идею –необходимо жалеть, понимать и уважать людей, сочувствовать им и сострадать: “Человека  приласкать –никогда не вредно… Надо… кому-нибудь и добрым быть… жалеть  людей надо!” Лука утешает, дарует обитателем ночлежки надежду.  Он говорит  нелицеприятные слова хозяевам, вступается за несправедливо обиженных. Например, он говирит Барону: “Ты , барин, зачем девку тревожишь? Она ведь для своего удовольствия слезы льет… чем тебе это вредно?”

    Однако в образе Луки не все так просто и однозначно, как кажется на первый взгляд. Главное в Луке –это ум, основанный на жизненном опыте. Его доброта идет от ума Лука не придумывает для каждого из ночлежников  мечты, а лишь поддерживает уже сформировавшуюся надежду. Для Луки “ нет объективных истин и ценностей, а есть столько истин, сколько людей” (Б.В. Михайловский). Он прежде всего умен и хитер.

    Особенно сложно в пьесе  взаимодействуют  Лука и Сатин. Сатин умен и понимает Луку. Он во многом  повторяет слова странника, но по-своему истолковывает их. Сатина и Луку объединяет желание помочь человеку, но Сатин считает, что человек должен быть сильным, свободным, не нуждающимся во лжи. Сатин убежден, что ложь нужна обществу, где есть рабы. Чтобы человеку стать свободным, ему важно знать правду: “Кто слаб душой…и кто живет чужими соками – тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие – прикрываются ею… А кто-сам себе хозяин…кто независим и не жрет чужого –зачем тому ложь? Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свобод – кого человека!” Сатин отказывает обитателям ночлежки в праве считать себе людьми.

   Он утверждает, что жалость – это унижение человека. Лука же во имя спасения и помощи готов лгать и делать это. Лука отдает предпочтение надежде и уверен, что “ не всегда правдой души вылечишь.” Он рассказывает ночлежникам историю о человеке, поверившем в “праведную землю”. Идейный смысл притчи заключается в том, что правда не нужна, она убивает людей. Недаром Актер во втором действии читает стихотворение П. Беранже “Безумцы”. Он проводит параллель между Лукой и безумцем, навевающим “человечеству сон золотой”.

На протяжении многих лет представление о драме сводилось к разоблачению утешительной лжи Луки Сатиным. Но Горький создает сложный, противоречивый, неоднозначный, многогранный образ. Да, Лука добр, отзывчив, снисходителен. Он интересуется жизнью, людьми, умеет внимательно слушать. Лука помогает босякам начать уважать себя. Он хорошо разбирается в людях и знает, что нужно каждому из ночлежников. У большинства крепнет вера в возможность жить лучше. Несколько смягчается даже Бубнов, лишь Барон остается в этой ситуации циником.

Лука искренне желает помочь ночлежникам. Он находит слова утешения, но его сострадание приводит к утаиванию правды. Утешительная ложь Луки на время вселяет в обитателей ночлежки уверенность и желание выбраться со “дна”. Но она в то же время приносит печальные последствия. Ни одному из героев не удается воплотить свою мечту в жизнь. Лука внезапно исчезает, после чего все чувствуют себя разочарованными и обманутыми. Возвращение к реальности тяжело переживается ими, особенно болезнено реагирует Актер. Он, вместо того чтобы отправиться в лечебницу, “на пустыре…удавился”. А Васька Пепел отправляется в Сибирь на каторгу. Недаром Клещ говорит: “Помагил их куда-то…а сам – дорогу не сказал..”

И.Ф. Анненский писал: “В результате приход Луки только на минуту ускоряет пульс замирающей жизни, но ни спасти, ни поднять он никого не может”. Во многом ответственность за самоубийство Актера ложится на Луку, однако мы не можем обвинять его во всех несчастьях ночлежников. Они оказываются слишком слабыми, чтобы противостоять обществу, и поэтому сами во многом виноваты.