“Не всегда правдой душу вылечишь…” по пьесе “На дне” М.
Горького
Пьеса “На дне” была написана Максимом Горьким в 1902 году, и
18 декабря того же года состоялась ее премьера во МХАТе.
Этой пьесой Горький продолжает, переосмысливает и
завершает тему босячества, но в то же время автор ищет ответы и на философские
вопросы, главный из которых является вопрос: “Что лучше: сострадание или
истина? Что нужнее?”. В пьесе сталкиваются различные идеи, взгляды, позиции;
каждый из героев по-своему отвечает на эти вопросы.
Действие пьесы происходит в подвале, лишенном света и
воздуха, угрюмом, сыром, душном. Но именно здесь вынуждены жить самые разные
люди. Они создают собирательный, многоликий образ “дна”.
Герои ведут привычный образ жизни: ругаются, ссорятся,
чья очередь убирать, и так далее. Но появление странника Луки нарушает
сложившуюся обстановку.
Прежде всего необходимо сказать, что этот маленький
сгорбленный старичок совсем не похож на обитателей ночлежки. Его
напевно-плавная, мягкая речь резко контрастирует с рычанием Сатина,
прерывистыми фразами Клеща, криками, свистом. Герои постоянно унижают друг
друга, оскорбляют. Такие обращения как “козел ты рыжий”, “старая собака”,
“нечистый дух”, “дуреха”, “звери” вполне обычны и привычны здесь. А Лука
называет ночлежников не иначе, как “народ честной”, “браток”, “голубка”,
“матушка”, “милая”, “детынька”. Еще Лука привлекает нас тем, что для него все
люди одинаковы: “… По-моему, ни одна блоха –не плоха: все - черненькие, все -
прыгают” - говорит он.
Лука очень много всего рассказывает, и, именно благодаря
этим рассказам, мы хоть что-то узнаем о страннике. Из его поведения в
некоторых эпизодах (разговор Луки с Бубновым, Пепла с Костылева) мы можем
сделать вывод, что Лука – беглый каторжник. По-видимому, он, прекрасно понимая,
что в суровых условиях Сибири ему не выжить, решился на побег. И, наверно, поэтому
у Луки нет паспорта, и он так боится полиции, что исчезает в тот момент, когда
убивают Костылева.
Почти все действующие лица лишены чего-то в жизни: Актер
– возможности играть на сцене, Клещ – постоянной работы, Настя – любви. Они
мучительно пытаются изменить свое положение и находят понимание и сочувствие
именно у Луки. С его появлением у ночлежников крепнет вера в лучшую жизнь,
возникает надежда на выход со “дна”. Он к каждому человеку находит свой
подход.
Потерявшему все из-за тяги к алкоголю Актеру Лука дарит
веру в излечение: “От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат…
такая уж лечебница устроена для пьяниц… чтобы, значит, даром их лечить…
Воздержись… возьми себя в руки и – терпи… А потом вылечишься…и начнешь жить
снова… Ну, решай в два приема…” Актер легко верит Луке потому, что в душе уже
несет эту мечту. По словам Ю. Юзовского, Актер дает “повязать на глаза повязку”
возвышающего обмана”.
Лука успокаивает и Анну, дарит ей утешение перед
смертью, облегчает шаги в жизни; “Вот значит помрешь, и будет тебе спокойно…
Ничего больше не надо будет, и бояться – нечего!… Смерть – она все успокаивает…
она для нас ласковая… Ты верь! Ты – с радостью помирай, без тревоги…” Анна,
которую всегда били и обижали, видит в Луке ласкового, похожего на отца
человека и верит ему.
Не так легко все получается у Луки с вором и бандитом
Васькой Пеплом, трезво смотрящим на вещи. Но человечность, забота, внимание со
стороны странника заставляют Пепла искренне поверить в “праведную землю” - в
Сибирь, где можно начать новую, совершенно другую жизнь.
Лука также убеждает Наташу поверить Пеплу и уехать вместе
с ними: “ И я скажу – иди за него, девонька, иди. Он – парень ничего,
хороший!”
С Настей у Луки не возникает никаких проблем. Она живет
мечтами, а Лука лишь подбадривает ее, говоря: “Твоя правда, а не ихняя… Коли
ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она!”.
Для Актера, Насти, Анны, Пепла и Наташи вера важнее
правды. Именно они откликаются на реплику Луки: “Во что веришь, то и есть”.
Но не со всеми ночлежниками у Луки складываются
замечательные отношения. Некоторые из них –Бубнов, Барон – не пытаются
вырваться, они уже отчаялись и потеряли веру, надежду на спасение. И Лука
достаточно умен, чтобы понимать ненужность и бесплодность попыток изменить их.
Лука приносит в мир страданий, унижений, несчастий
очень важную идею –необходимо жалеть, понимать и уважать людей, сочувствовать
им и сострадать: “Человека приласкать –никогда не вредно… Надо… кому-нибудь и
добрым быть… жалеть людей надо!” Лука утешает, дарует обитателем ночлежки
надежду. Он говорит нелицеприятные слова хозяевам, вступается за
несправедливо обиженных. Например, он говирит Барону: “Ты , барин, зачем девку
тревожишь? Она ведь для своего удовольствия слезы льет… чем тебе это вредно?”
Однако в образе Луки не все так просто и однозначно, как
кажется на первый взгляд. Главное в Луке –это ум, основанный на жизненном
опыте. Его доброта идет от ума Лука не придумывает для каждого из ночлежников
мечты, а лишь поддерживает уже сформировавшуюся надежду. Для Луки “ нет
объективных истин и ценностей, а есть столько истин, сколько людей” (Б.В.
Михайловский). Он прежде всего умен и хитер.
Особенно сложно в пьесе взаимодействуют Лука и Сатин.
Сатин умен и понимает Луку. Он во многом повторяет слова странника, но
по-своему истолковывает их. Сатина и Луку объединяет желание помочь человеку,
но Сатин считает, что человек должен быть сильным, свободным, не нуждающимся во
лжи. Сатин убежден, что ложь нужна обществу, где есть рабы. Чтобы человеку
стать свободным, ему важно знать правду: “Кто слаб душой…и кто живет чужими
соками – тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие – прикрываются ею… А
кто-сам себе хозяин…кто независим и не жрет чужого –зачем тому ложь? Ложь –
религия рабов и хозяев… Правда – бог свобод – кого человека!” Сатин отказывает
обитателям ночлежки в праве считать себе людьми.
Он утверждает, что жалость – это унижение человека. Лука
же во имя спасения и помощи готов лгать и делать это. Лука отдает предпочтение
надежде и уверен, что “ не всегда правдой души вылечишь.” Он рассказывает
ночлежникам историю о человеке, поверившем в “праведную землю”. Идейный смысл
притчи заключается в том, что правда не нужна, она убивает людей. Недаром Актер
во втором действии читает стихотворение П. Беранже “Безумцы”. Он проводит
параллель между Лукой и безумцем, навевающим “человечеству сон золотой”.
На протяжении многих лет представление о драме сводилось к
разоблачению утешительной лжи Луки Сатиным. Но Горький создает сложный,
противоречивый, неоднозначный, многогранный образ. Да, Лука добр, отзывчив,
снисходителен. Он интересуется жизнью, людьми, умеет внимательно слушать. Лука
помогает босякам начать уважать себя. Он хорошо разбирается в людях и знает, что
нужно каждому из ночлежников. У большинства крепнет вера в возможность жить
лучше. Несколько смягчается даже Бубнов, лишь Барон остается в этой ситуации
циником.
Лука искренне желает помочь ночлежникам. Он находит слова
утешения, но его сострадание приводит к утаиванию правды. Утешительная ложь
Луки на время вселяет в обитателей ночлежки уверенность и желание выбраться со
“дна”. Но она в то же время приносит печальные последствия. Ни одному из героев
не удается воплотить свою мечту в жизнь. Лука внезапно исчезает, после чего все
чувствуют себя разочарованными и обманутыми. Возвращение к реальности тяжело
переживается ими, особенно болезнено реагирует Актер. Он, вместо того чтобы
отправиться в лечебницу, “на пустыре…удавился”. А Васька Пепел отправляется в Сибирь
на каторгу. Недаром Клещ говорит: “Помагил их куда-то…а сам – дорогу не
сказал..”
И.Ф. Анненский писал: “В результате приход Луки только на
минуту ускоряет пульс замирающей жизни, но ни спасти, ни поднять он никого не
может”. Во многом ответственность за самоубийство Актера ложится на Луку,
однако мы не можем обвинять его во всех несчастьях ночлежников. Они оказываются
слишком слабыми, чтобы противостоять обществу, и поэтому сами во многом
виноваты.
Другие работы по теме:
Горький м. - Пьеса на дне как социально-философская драма
В 1902 году великий русский писатель М. Горький написал пьесу “На дне”. В ней автор поставил вопрос, который остается актуальным до сих пор - это вопрос о свободе и назначении человека. М. Горький был хорошо знаком с жизнью низших слоев общества, и вид страдания, несправедливости вызывал в нем чувство острого неприятия действительности.
Счастье и радость жизни 8230 в правде 8230 Чехов
Слово «правда» лейтмотивом проходит через всю пьесу Максима Горького «На дне». Но правда в этом произведении неоднозначна. С одной стороны, это правда вымышленная, та, которую люди хотели бы видеть. Уже в начале пьесы ставится вопрос: какая же правда нужнее человеку — истина или мир иллюзий?
Есть люди, а есть иные человеки по пьесе Горького На дне
Есть люди, а есть иные человеки 8230 по пьесе Горького На дне В пьесе Горького, написанной в 1902 году, зрители впервые увидели незнакомый им мир отверженных. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи мировая драматургия еще не знала. Конечно, тема униженных и оскорбленных не нова в русской литературе.
Проблема лжи и правды в пьесе Максима Горького На дне и в рассказе О. Генри Гнусный обманщик
Концепция пьесы М. Горького «На дне» основана на двух понятиях — лжи «утешительной, примиряющей» и истины «возвышающей». В новелле О. Генри «Гнусный обманщик» поборника правды мы не находим, хотя бы такого непоследовательного, как Сатин в пьесе Горького. Тем не менее проблема в этих двух произведениях одна — выбор между истиной и ложью, причем на таком уровне, что от этого зависит человеческая жизнь (и не одна!).
Не всегда правдой душу вылечишь по пьесе Горького На дне
Не всегда правдой душу вылечишь 8230 по пьесе Горького На дне Пьеса Горького "На дне" выявляет самые неприглядные стороны жизни низов общества. Во весь голос кричащие социальные проблемы у Горького тесно переплетены с проблемами совсем иного рода. Так сквозь всё действие проходит вопрос, можно ли вылечить душу правдой? Мне пьеса интересна, в первую очередь, именно как попытка решить этот нравственный и философский вопрос.
Автор и герои в пьесе М. Горького На дне
Автор: Горький М. В 1902-м году в Мюнхене была впервые напечатана пьеса М. Горького “На дне”. Эта драма возникла как результат жизненных наблюдений и философских исканий автора.
Автор и герои в пьесе М. Горького На дне 2
Автор и герои в пьесе М. Горького «На дне» Автор: Горький М. В тысяча девятьсот втором году состоялась премьера пьесы “На дне”. Эта гениальная драма сразу обратила на себя всеобщее внимание. О ней говорили, писали, ее обсуждали, критиковали. Это был поистине триумф писателя. Эти бурные дискуссии продолжаются и по сей день, с той лишь разницей, что теперь мы знаем отношение самого автора к ней.
Проблематика пьесы М. Горького На дне 2
Проблематика пьесы М. Горького «На дне» Автор: Горький М. В пьесе “На дне” Горький показывает людей, сломленных жизнью, обреченных на гибель. Проблематика произведения раскрывается не столько в действии (мир ночлежки как бы застыл, событий происходит не так уж много), сколько в разговорах персонажей.
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького На дне. 5
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне». Автор: Горький М. Пьеса М. Горького “На дне” была написана в 1902 году. Эта пьеса была разрешена для постановки только Художественному театру. Цензоры надеялись на ее провал, но спектакль имел громадный успех. М. Горький показал нам жизнь людей, которые опустились “на дно” и уже никогда не поднимутся к иной жизни.
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького На дне. 3
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне». Автор: Горький М. Крупнейшие писатели XIX века выступали как прозаики, драматурги. Творчеству М. Горького тоже была присуща многожанровость. В 1901 году он обратился к драме и со своими первыми пьесами “Мещане” и “На дне” вошел в историю литературы как драматург-новатор.
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького На дне. 2
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне». Автор: Горький М. Есть ложь, на которой люди, как на светлых крыльях, поднимаются к небу; есть истина, холодная, горькая, в которой... мирские ученые очень сведущи и точны, но которая приковывает человека к земле свинцовыми цепями.
Правда или сострадание По пьесе М.Горького На дне
Правда или сострадание? (По пьесе М.Горького "На дне") Автор: Горький М. Однозначного ответа на этот вопрос не возможно дать. Ведь для каждого есть своя правда. И очень сложно разобрать в пьесе что есть правда, а что есть ложь.
Без имени - нет человека. (По пьесе М.Горького На дне)
"Без имени - нет человека". (По пьесе М.Горького "На дне".) Драматическая пьеса «На дне» была написана в 1902 году. В своем произведении автор изображает социальные низы, униженных и оскорбленных, людей без имени, которые оказались на дне. Так уж судьба распорядилась, что жители ночлежки стали лишними людьми, не имеющими права с честью носить собственное имя.
"Правда святая иль сон золотой"
Человек так устроен, что порой правда бывает очень горькой для него. Мы подчас предпочитаем принять "приятную" ложь, нежели горькую правду. "А-а! Не терпишь правды!" - кричит Квашня на Клеща.
Сочинение по пьесе Максима Горького "На дне"
Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является основой многих всемирно известных литературных произведений.
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького На дне. 6
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне». Автор: Горький М. Произведения художественной литературы, которые затрагивают вечные вопросы, обычно имеют большую популярность и долгую жизнь, так как именно вечное всегда находит отклик в людских сердцах. Именно таким произведением является пьеса М.
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького На дне.
Автор: Горький М. Одним из лучших произведений Горького является пьеса “На дне”. Она социально-философского жанра и направлена к общечеловеческим ценностям. Горький впервые поднял вопрос о людях “дна”, как о прямом доказательстве преступления, совершаемого над человеком.
Социально-философский смысл драмы М. Горького На дне
Автор: Горький М. Из первой ремарки в пьесе “На дне” мы представляем, что на улице весна, все кругом расцветает и вдруг... ночлежка. Здесь живут люди, которым негде больше жить. Здесь плохо, а выхода из положения не видно. Кто-то еще пытается исправить ситуацию, - работает, кто-то уже отчаялся, а кто-то ничего и не может сделать.
Социально-философский смысл драмы М. Горького На дне 2
Социально-философский смысл драмы М. Горького «На дне» Автор: Горький М. Начало двадцатого века ознаменовалось появлением таких пьес, как “Вишневый сад” А. П. Чехова и “На дне” М. Горького. Эти два произведения были столь нетрадиционны по своему построению, поставленным вопросам, что их авторы по праву стали считаться основоположниками современной драматургии.
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького На дне. 4
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне». Автор: Горький М. Одним из наиболее принципиальных вопросов русской литературы является вопрос о человеке, его месте в мире и его подлинной ценности. Проблема гуманизма становится особенно актуальной в конце XIX — начале XX века. В это время история начинает развиваться таким образом, что настоящая ценность человека оказывается потерянной.
Правда и ложь в пьесе М. Горького На дне 2
Правда и ложь в пьесе М. Горького «На дне». Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является основой философской пьесы М. Горького “На дне”.
Две правды о человеке в пьесе М. Горького На дне
Автор: Горький М. На чем стоит этот мир? Почему в самые горькие, казалось бы, беспросветные моменты нашей жизни вдруг появляется человек, который воскрешает нас, даруя новую надежду и любовь? Но бывают такие случаи, когда чужая жалость, чужое сострадание унижают гордых, независимых людей. ,_)ти вопросы освещает М.
Три правды в пьесе На Дне
Три правды в пьесе "На Дне" Автор: Горький М. В пьесе «На дне» М. Горький стремится не только к тому, чтобы изображением страшной действительности привлечь внимание к участи обездоленных людей. Он создал по-настоящему новаторскую философско-публицистическую драму. Содержание на первый взгляд разрозненных эпизодов — трагическое столкновение трех правд, трех представлений о жизни.
Немного о пьесе Горького На дне
Немного о пьесе Горького "На дне" Автор: Горький М. Драма на дне. Миро восприятия героев в драме Горького. С 1901-1906 года Горький написал ряд пьес. В театре Горький видит тесную связь с массами, где можно затронуть злободевные вопросы жизни.