Решение проблемы выбора в романе М. Булгакова
"Мастер и Маргарита"
Все
проходит, как тень, но время
Остается,
как прежде, летящим,
И
былое, темное бремя
Продолжает
жить в настоящем.
Н.
Гумилев.
“Мой литературный портрет
закончен, и он же есть политический портрет. Я не могу сказать, какой глубины
криминал можно описать в нем, но я прошу об одном: за пределами его не искать
ничего. Он исполнен совершенно добросовестно”. Это строки одного из последнего
письма Михаила Булгакова. Писатель стремился выйти из затянувшегося жизненного,
но не творческого кризиса. Булгаков сделал свой выбор, исключающий возможность
добровольно сотрудничать с властью. Да и она, власть, не очень-то стремилась
признавать профессионального литератора.
Писатель был “горячим
поклонником” свободы слова, печати, отрицал внешне привлекательные перспективы
политического компромисса с коммунистической властью. Литератор,
кровносвязанный с русской интеллигенцией, считал ее “лучшим слоем в нашей
стране”. Именно на нее он возлагал особые надежды в решении проблем. Отсюда -
стремление встать, как художнику и мыслителю, над схваткой белых и красных,
найти некую “среднюю линию”, снимающую поляризованность русской культуры.
Все свои сокровенные мечты и
мысли Михаил Булгаков воплотил в последнем романе "Мастер и
Маргарита".
Каждый героя в этом
произведении стоит перед выбором и делает его. Когда-то сатана на равных
разговаривал с богом. Добро. Зло. А человеческие души – в борьбе между Добром и
Злом. В романе звучит иная тема: не восстание Зла, а предательство Добра.
Вот Понтий Пилат, который
является героем романа, написанного Мастером. Пилат был бесстрашным воином,
умел ценить мужество, отвагу, не знал страха. Но постепенно он овладел
искусством политической игры, научился маневрировать, хитрить, лицемерить. А
поскольку Пилат чаще всего имел дело с себе подобными, поверил в силу этого искусства
больше, чем в силу нормальных человеческих отношений, чувств, порывов.
Прокуратор боится не за свою жизнь: ей ничего не угрожает. Пилат боится за
карьеру. И тогда ему приходится решать, рискнуть ли карьерой, или отправить на
смерть человека, успевшего покорить прокуратора умом, удивительной силой своего
слова. Пилат предпочел последнее, потому что в его душе побеждает человека.
Пилат сделал свой выбор: он струсил и тем самым предал Добро.
Ад, как воплощение
справедливости, сочетается с возможностью искупления: Фрида, рыцарь и Пилат,
испив отмеренную им чашу мучений, получают прощение.
Булгакову наиболее близок
его герой – Мастер. Именно у него мы находим черты характера, идеалы и помысла
автора. Мастер разрешил для себя главный вопрос жизни, сделал выбор: “Злых
людей нет на свете”. Все добры от природы. И надо только высвободить энергию
доброты силою слова, убежденного, честного и откровенного. И не в коем случае
не силою власти, ибо “всякая власть является насилием над людьми… настанет
время, когда не будет власти ни кесарей, никакой-либо иной власти. Человек
перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая
власть…”
Закончив роман и покинув
свой тайный приют, Мастер вышел к людям. “И тогда жизнь моя кончилась”, - печально
констатирует он.
В чем же дело? Роман
оказался плох. Конечно, нет. Но реакцию он вызвал странную. Едва в газете
появился отрывок из него, как критики обрушили на голову Мастера целый поток
злобно-ругательных статей. При этом: “Что-то фальшивое и неуверенное
чувствовалось буквально в каждой строчке этих статей, несмотря на их грозный и
уверенный тон”.
Сначала Мастера душил смех –
так нелепы были предъявления ему претензии и обвинения. Потом пришло удивление
перед явной фальшью и неуверенностью этих обвинений. И в конце концов родился
страх, не перед статьями, громившими его роман, - перед миром, который вызвал
их к жизни. Мастер устает бороться и принимает предложение Воланда. Тем самым
Мастер выбирает покой.
И лишь для Мастера и
Маргариты Булгаков приберег по-своему счастливый финал: их ожидает вечный
покой. “Слушай беззвучие, - говорила Маргарита мастеру…- слушай и наслаждайся
тем, чего тебе не давали в жизни, - тишиной. Смотри, вон впереди твой вечный
дом, который тебе дали в награду… и память мастера, беспокойная, исколотая
иглами память, стала потухать. Кто-то отпускал на свободу мастера, как сам он
только что отпустил созданного им героя”. Есть в этих завершающих строчках
печаль смерти. Но есть и обещание бессмертия, как и в стихотворении Александра
Блока:
И всем
казалось, что радость будет,
Что в
тихой заводи все корабли,
Что на
чужбине усталые люди
Светлую
жизнь себе обрели.
Мастеру, несомненно, суждена
такая же долгая жизнь, как её творцу.
Другие работы по теме:
Булгаков м. а. - Добро и зло в романе м. булгакова мастер и маргарита
Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» - многомерное и многослойное произведение. В нем соединены, тесно переплетаясь, мистика и сатира, самая безудержная фантастика и беспощадный реализм, легкая ирония и напряженная философия. Одной из главных философских проблем романа является проблема взаимоотношения добра и зла.
Булгаков м. а. - Тема выбора в романе м. а. булгакова мастер и маргарита
Роман “Мастер и Маргарита” - вершинное произведение Михаила' Булгакова, над которым он работал до конца жизни. Это произведение поистине уникальное, оно поражает своей необычностью, цветовой и звуковой насыщенностью, тематическим разнообразием, богатством красок, гротескным изображением героев и фантастикой. “Мастер и Маргарита” привлекает еще и оригинальной композицией: в рамках единого произведения сложно взаимодействуют два романа - роман Мастера о Понтии Пилате и роман о судьбе Мастера.
Иешуа и Понтий Пилат
Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» — необыкновенное, завораживающее произведение, которое еще много раз нам захочется взять в руки и читать с тем же трепетом, интересом, как и в первый раз.
Гоголевские традиции в романе Михаила Булгакова Мастер и Маргарита
М. А. Булгаков — талантливый русский писатель, творивший в начале XX века. В его творчестве особо выделялась такая тенденция русской литературы, как «борьба с чертом». В этом смысле М. А. Булгаков является как бы продолжателем традиций Н. В. Гоголя в изображении черта и ада — места его обитания. Сам автор говорил о романе «Мастер и Маргарита»: «Пишу роман о дьяволе».
Добро и зло в романе Мастер и Маргарита
Автор: Булгаков М.А. Роман “Мастер и Маргарита” впервые вышел в свет зимой 1966-1967 года. Этот роман, реалистический, фантастический, гротескный, с такими неожиданными для той атеистической эпохи образами дьявола и Иешуа Га-Ноцри, сразу же вызвал огромный интерес.
Добро и зло в романе Мастер и Маргарита 3
Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» Автор: Булгаков М.А. Роман М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" – очень неоднозначное и необычное произведение. Автор посвятил ему последние двенадцать лет своей жизни. Писатель вложил в этот роман все: свой талант, свои мысли, свою душу. Это произведение настолько многопланово, что даже жанр его определить невозможно: и бытовой, и социальный, и любовный, и фантастический.
Кто любит, должен разделить участь того, кого он любит
Через весь роман Булгакова «Мастер и Маргарита» проходит лейтмотив милосердия Маргариты, милосердия, продиктованного великой любовью. Ее чувство всепоглощающе и беспредельно. Поэтому фраза, вынесенная в название моего сочинения, точно характеризует историю взаимоотношений Мастера и Маргариты.
Тема любви и прощения в романе М. Булгакова Мастер и Маргарита
Автор: Булгаков М.А. Любовь, прощение — понятия не столько христианские, сколько общечеловеческие. Именно они составляют основу всякой морали, всякой мировой религии. Для Михаила Булгакова они — смыслообразующие принципы, лежащие в фундаменте здания его романа. Писатель воплощает в прозе идеи, которыми на протяжении 50 лет грезила русская культура.
Размышления о романе М. А. Булгакова Мастер и Маргарита
Автор: Булгаков М.А. В начале 20-х годов Булгаковым был задуман роман “Инженер с копытом”, но с 1937 года он полу чает другое название — “Мастер и Маргарита”. Все, что пережил Булгаков на своем веку — и счастливого, и тяжелого, — все свои самые главные мысли и открытия, всю душу и весь талант отдавал он этому роману. “Мастер и Маргарита” — творение необыкновенное, невиданное даже в русской литературе.
М.А.Булгаков Добро и зло в романе Мастер и Маргарита
Сочинение Тема: М.А.Булгаков “Добро и зло в романе Мастер и Маргарита” На протяжении всей жизни человек сталкивался и будет сталкиваться с добром и злом. Поэтому вопрос, что есть добро и что есть зло будет волновать человечество всегда. Тема добра и зла в романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" -- одна из ключевых, автор показывает читателям эту вечную борьбу добра и зла.
Герой-интеллигент в прозе Булгакова
Образ героя-интеллигента типичен для произведений М.А. Булгакова. Профессор Преображенский в повести «Собачье сердце», Алексей Турбин в «Белой гвардии», Мастер в романе «Мастер и Маргарита» – все эти герои обладают, как правило, университетским образованием, широким кругозором и по своему мировоззрению принадлежат, скорее, к старому миру.
Тема добра и зла в романе М. Булгакова Мастер и Маргарита
Основой творчества Михаила Панасовича Булгакова был гуманизм. Писатель не воспринимал ту литературу, которая подносила страдание абстрактных, нереальных героев. Поэтому в своем последнем романе «Мастер и Маргарита» он завуалировано показал отдаленную надежду на то, что зло будет наказано, а добро победит.
Три мира в романе Булгакова Мастер и маргарита
Три мира в романе Булгакова "Мастер и маргарита" Автор: Булгаков М.А. Роман М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" принадлежит к тем произведениям, которые хочется и обязательно нужно перечитывать, чтобы глубже понять подтекст, увидеть новые детали, на которые с первого раза мы и не обратили внимания.
Писательская трагедия Мастера. 2
Писательская трагедия Мастера. Автор: Булгаков М.А. Роман “Мастер и Маргарита” — вершина творчества Булгакова. В романе автор затрагивает множество разных проблем. Одна из которых — писательская трагедия человека, жившего в ЗО-е годы. Для настоящего писателя самое страшное — не иметь возможности писать про то, о чем думаешь, свободно высказывать свои мысли.
Христианские мотивы в романе Булгакова Мастер и Маргарита
Христианские мотивы в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Автор: Булгаков М.А. Я живу в двадцать первом веке. Однако чем больше я наблюдаю за людьми и законами жизни, тем чаще я замечаю, что мир живет и изменяется по законам вечности. И как мне кажется, эти законы продиктованы библейскими заповедями.
Мастер в романе М.А. Булгакова Мастер и Маргарита
Мастер в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" Автор: Булгаков М.А. Михаил Афанасьевич Булгаков в своих произведениях, таких как неокон-ченный сатирический «Театральный роман» и роман «Жизнь господина де Мольера», обращался к теме взаимоотношений художника и общества. Но свое наиболее глубокое воплощение этот вопрос приобретает в главном произ-ведении писателя – «Мастер и Маргарита».