Александр Фомич Вельтман (1800-1870)
Русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1854)
Родился в семье обрусевшего шведского дворянина, гвардейского поручика. Чтению и письму с пяти лет мальчика обучала мать. На всю жизнь запомнил он денщика отца и своего дядьку Бориса - удивительного рассказчика сказок. В нескольких частных пансионах Александр основательно узнал французский и немецкий языки, научился хорошо играть на скрипке и гитаре.
В 1811 г. Вельтман поступил в Благородный пансион при Московском универстете. Там он начал писать стихи, подражая Ломоносову, Тредиаковскому, Державину, басням Дмитриева и Измайлова. События Отечественной войны 1812 г. - переезд в Кострому, возвращение в разоренную Москву - навсегда запали в память будущего писателя. В 1816 г. он поступил в школу колонновожатых, где готовили офицеров-топографов и штабистов, стал там одним из лучших учеников. По окончании учебы, в конце 1817 г. Вельтман был зачислен в армию. В это время он собрал и переписал все свои произведения и составил "Собрание первоначальных сочинений Александра Вельдмана" (так до середины 20-х годов он писал свою фамилию), однако попыток опубликовать эти юношеские опыты автор не делал.
Весной 1818 г. Вельтмана направили на военно-топографические съемки в Бессарабию. За 12 лет, проведенных там, он сделал успешную карьеру и вышел в отставку в чине подполковника в 1831 г.
В Бессарабии Вельтман познакомился и сблизился с революционно настроенными офицерами, членами Южного общества. Дружеские отношения сложились у него с В. Ф. Раевским и М. Ф. Орловым. Это сыграло большую роль в формировании взглядов писателя, в его произведениях начинают звучать мечты о светлом будущем, возмущение социальной несправедливостью.
В Кишиневе Вельтман встретился со ссыльным Пушкиным. Как позднее вспоминал их общий знакомый И. П. Липранди, Пушкин "умел среди всех отличить А. Ф. Вельтмана, любимого и уважаемого всеми оттенками. (...) он один из немногих, который мог доставлять пищу уму и любознательности Пушкина (...). Он, безусловно, не ахал каждому произнесенному стиху Пушкина, мог и делал свои замечания, входил с ним в разбор, и это не нравилось Александру Сергеевичу...".
В 1825 г. Вельтман был командирован на турецкую границу для организации усиления пограничной цепи, поэтому события декабря прошли мимо него. Во время службы в Бессарабии Вельтман не прерывал литературной работы. Под влиянием пушкинского "Руслана и Людмилы" он пишет романтическую поэму "Этеон и Лаида". Стихотворная повесть "Беглец" стала первым опубликованным произведением писателя (Сын Отечества. 1825. ¦ 18 и 19, полностью - в 1831 г.). Повесть в стихах "Муромские леса" (1831 г.) вскоре была инсценирована. Песня разбойников из постановки в Большом театре стала чрезвычайно популярной. С конца 1829 г. произведения писателя постоянно появляются в журналах.
Выйдя в отставку в 1831 г. Вельтман полностью отдается литературной и научной деятельности. Он увлекся археологией и историей, много сил отдал работе в Оружейной палате, где занимал должности помощника директора (с 1842 г.) и затем директора (с 1852 г.). Признанием его заслуг стало избрание членом-корреспондентом Академии наук в 1854 г.
Литературная деятельность Вельтмана многогранна и разнообразна. Он написал десятки рассказов и повестей, пятнадцать романов.
Современники высоко ценили дарование писателя. Пушкин замечал, что в его "Страннике" (1831 - 1832) "чувствуется настоящий талант". В. Г. Белинский писал, что "(...) характер его таланта, причудливый, своенравный, который то взгрустнет, то рассмеется, у которого грусть похожа на смех, смех на грусть, который отличается удивительной способностью соединять между собой самые несоединимые идеи, сближать самые разнородные образы".
Время показало, что сам Вельтман и его произведения оказались основательно забыты.
Оживившееся в последние десятилетия внимание не только к корифеям нашей литературы, но и к литературному фону пробудило интерес и к творчеству такого действительно оригинального автора, каким является Вельтман. Его интерес к личностям ставит его в ряд предшественников Ф. М. Достоевского.
Фантастическое начало встречается во многих произведениях Вельтмана. Так, писатель создал первый русский утопический роман "MMMCDXLVIII год. Рукопись Мартына Задека" (1833) - рассказ о жизни через полторы тысячи лет, в 3448 г. В этом произведении развивались социальные утопии XVIII века и отразились передовые идеи русской философии 1820-х годов.
В романе "Александр Филиппович Македонский. Предки Калимероса" (1836) впервые был использован прием путешествия во времени, ставший с легкой руки Г. Уэллса обычным для литературы XX века.
Но чаще фантастика у Вельтмана так тесно переплетается с реальностью, что читатель перестает различать грань между ними. Так, в рассказе "Не дом, а игрушечка!" (1850) рядом с литературными героями и двумя домовыми действуют реальные люди - П. В. Нащокин и А. С. Пушкин.
Рассказ "Иоланда" занимает особое место в творчестве писателя и фантастический элемент в ней особого рода. Это рассказ о событиях частной и общественной жизни во Франции XIV в. Эпизоды в мастерской церопластика Гюи Бертрана, в суде инквизиции, на аутодафе, у собора связаны сложной композицией. "Иоланда" ставит Вельтмана в ряд зачинателей детективного жанра в России и в чем-то роднит его с писавшим в то же время Эдгаром По.
Другие работы по теме:
Романы Бориса Акунина и классическая традиция
Строго говоря, остросюжетные «криминальные» романы Бориса Акунина дектективами не являются: информация, в них содержащаяся, часто совершенно недостаточна для обнаружения виновного или открытия тайны.
Стихотворение в прозе
Стихотворение в прозе — термин, которым обозначают небольшие прозаические произведения, напоминающие по своему характеру лирические стихотворения, но лишенные стихотворной организации речи.
Граничные объекты в образовании
Цифровая память не только встраивается во все объекты сетевой культуры, но и постепенно вбирает в себя материалы архивов, музеев, библиотек и исследовательских институтов.
Власть - интеллигенция - идеология в России
Проблема идеологии, ее создания и обновления, роли власти и интеллигенции в советском обществе. Анализ различных групп интеллигенции, их позиций и влияния на протекавшие в обществе процессы. Формирование особого типа научной критики – репрессий.
Литературный герой ГОЛЯДКИН
ГОЛЯДКИН - герой «петербургской поэмы» Ф.М.Достоевского «Двойник» (1846), титулярный советник средних лет, неказистой наружности, служащий в одном из петербургских ведомств. Душевное одиночество, полная зависимость от вышестоящих, страх перед жизнью - такова психологическая атмосфера бюрократического Петербурга, от которой страдает «маленький человек» раннего Достоевского.
Палаты на Берсеневской набережной
Есть в Москве замечательное место, где встретились исторические здания разных времен. Это памятник сталинской эпохи Дом на набережной, расположенные рядом палаты думного дьяка Аверкия Кириллова и церковь Николы в Берсенях.
Рынок информационно маркетинговых услуг
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МАРКЕТИНГ РЕФЕРАТ на тему : РЫНОК ИНФОРМАЦИОННО-МАРКЕТИНГОВЫХ УСЛУГ”
Философские проблемы фантастики
Борзов Андрей Николаевич. Группа А-513. Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию Новосибирский государственный технический университет
«Отечественные записки»
Под этим названием в 1818 и 1819 в Петербурге вышли два сборника, изданные П. П. Свиньиным и посвященные гл. образом русским «самородкам», выходцам из народа.
"Слово о полку Игореве"
Открытие и опубликование "Слова о полку Игореве". Судьба рукописи. Важнейшие этапы в изучении "Слова о полку Игореве".
Романы Б. Акунина и классическая традиция
Романы Бориса Акунина, оцениваемые в рамках оппозиции «высокой» и «массовой» словесности, выявляют свою парадоксальность. Они как бы одновременно принадлежат и «серьезному», и «массовому» искусству — для одного и того же читателя.
Реализм 20—30-х гг.
Преодоление романтической трактовки действительности раньше других начал Пушкин. Половина 20-х гг. отмечена в его творчестве ростом историзма, бурным стремлением осознать историческое прошлое.
Литература в России в XVI, XVII, XIX, XX веках
Русская литература в XVI веке. Русская литература в XVII веке (Симеон Полоцкий). Русская литература XIX века. Русская литература XX века. Достижения литературы XX века. Советская литература.
Романтизм
Общее понятие » Ростки романтизма в европейской литературе XVIII в. Эпоха Французской революции 1789. Эпоха второго тура буржуазных революций. Романтизм в России. Романтизм в советской литературе.
А. Вельтман. Странник
Литературное путешествие по своей природе двупланово: это и реальное путешествие, и путешествие воображения (воспоминания, рассуждения и т. п.). С одной стороны, материал романа — действительное путешествие офицера А. Вельтмана по Бессарабии.
Былинные певцы в современное время
Доклад на Историю России Культура древней Руси - это культура раннефеодального общества. В устном поэтическом творчестве отразился жизненный опыт народа, запечатленный в пословицах и поговорках, в обрядности сельскохозяйственных и семейных праздников, из которой культовое языческое начало постепенно исчезло, обряды же превратились в народные игры.
Бек-Назаров, Амбарцум Иванович
Введение 1 Биография 2 Память 3 Награды 4 Фильмография 4.1 Роли в кино 4.2 Режиссёрские работы 4.3 Киносценарии Список литературы Введение Александр Иванович Бек-Назаров (настоящая фамилия — Бекназарян[1][2]; арм. Համո Բեկնազարյան; 19 мая 1891, Ереван — 27 апреля 1965, Москва) — советский армянский кинорежиссёр, сценарист, актёр.
Рында оруженосец
Рында — оруженосец-телохранитель при великих князьях и царях России XVI-XVII веков. История Рынды сопровождали царя в походах и поездках. Во время дворцовых церемоний стояли в парадных одеждах по обе стороны трона с бердышами на плечах. Набирались из юношей знатного происхождения. Во время приема иностранных послов рынды стояли по обе стороны царского трона, с маленькими топориками; стоять по правую сторону считалось более почетным (отсюда местничество).
Большой наряд
План Введение 1 Наряды 2 Состав Большого наряда 3 Ношение нарядов Введение Большой наряд (Царский чин) — царские регалии. Большой наряд хранился на Казённом дворе, в Большой Казне. Поэтому также назывался нарядом Большой Казны.
Московское купечество
Купечество - социальный слой, занимавшийся торговлей, посредник между производством и рынком. История развития московского купечества XVIII-XIX вв., его характеристики и особенности. Обзор иностранной и отечественной литературы о московском купечестве.
Россия в археологическом отношении
Стремление к сохранению памяти о прошлом выражалось у наших предков в ведении летописей. Достойными памяти признавались, однако, только важнейшие в глазах народа события: войны, нашествия неприятелей, смена князей, построение церквей, глад, мор и т. п. Лишь в позднейшее время, когда стал нарождаться интерес к более широкому познанию истории, внимание было обращено и на бытовые памятники старины и те остатки древности, которые попадались иногда случайно, в земле, в кладах и отдельных находках.
Вельтман, Михаил Лазаревич
Михаил Лазаревич Вельтман (пс. Павлович Михаил Павлович , Волонтер, 13(25) марта 1871, Одесса — 19 июня 1927, Москва) — российский публицист, историк, революционер, социал-демократ.
Иконописные географические чертежи
А.Ф.Вельтман он сделал удивительное открытие и первым ввел в научный оборот целый пласт новых памятников древнерусской культуры – иконописные географические чертежи или карты-иконы [Вельтман, 1834].
Аудит и консалтинг: проблемы и перспективы
Значение консалтинга и аудита для развития международного и российского управления бизнесом. Экспертное, процессное и обучающее консультирование по вопросам антикризисного управления. Особенности и тенденции развития аудиторско-консалтинговых услуг.
Валериан Переверзев
Переверзев Валериан Федорович (1882—) — профессор-литературовед, историк русской литературы. Учился в Харьковском, университете.
Александр Вельтман
Вельтман Александр Фомич (1800—1870) — романист, поэт, археолог. Сын офицера — смотрителя Московской долговой тюрьмы, учился сначала в Благородном пансионе при Московском университете, затем в Петербургском пансионе братьев Терликовых.
Вельтман Александр Фомич
Романист и археолог, происходит из шведской семьи. Отец его служил в лейб-гвардии гренадерском полку.