И. Дюшен
Как и в других своих произведениях, Бальзак повествует в "Гобсеке" одновременно о многих очень не похожих друг на друга людях. На втором плане повести, как бы в тени, находятся дочь виконтессы де Гранлье — Камилла и обедневший аристократ Эрнест де Ресто. Их любви сочувствует адвокат Дервиль. Сидя в гостиной г-жи де Гранлье, Дервиль сообщает матери девушки неизвестные ей подробности о печальной истории семьи графа де Ресто и о той роли, которую в этой истории играл ростовщик Гобсек.
Отец Эрнеста, граф де Ресто, в свое время женился на дочери папаши Горио — Анастази. Женщина из буржуазной среды, красавица, обладавшая сильным характером, Анастази, выйдя замуж за аристократа в годы Реставрации (подробнее Бальзак рассказал об этом позже в романе "Отец Горио"), разорила мужа, пустив по ветру все его состояние ради светского щеголя и авантюриста Максима де Трай. Дервилю, в то же время лишь начинавшему свою адвокатскую практику, с трудом удалось сохранить часть имущества графа де Ресто для его сына.
Таков, казалось бы, сюжет повести. Но на самом деле ее сюжет этим не ограничивается. Главный герой Бальзака в данном произведении Гобсек — живое олицетворение власти золота над людьми.
Ростовщик, которому к тому времени, когда Дервиль с ним познакомился, было уже семьдесят шесть лет, снимал две бедно обставленные комнатки в одном из мрачных, сырых домов Парижа. Это был "человек-автомат", озабоченный только тем, чтобы вовремя взыскивать высокие проценты с векселей своих жертв, одолживших у него деньги, или, поскольку "дела" заканчивались именно так, присваивать себе их имущество и драгоценности.
Гобсек, проникнувшись доверием к Дервилю, делился с ним своими мыслями. У него была последовательная, но пугающая своей откровенностью, своим цинизмом система взглядов, в которой читатели без труда обнаружат житейскую философию всего буржуазного мира.
"Из всех земных благ, — говорил Гобсек, — есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это... золото". "Деньги — это товар, который можно со спокойной совестью продавать дорого или дешево, в зависимости от обстоятельств".
Гобсек не верил в нравственность людей, в их порядочность. "Человек везде одинаков: везде идет борьба между бедными и богатыми, везде. И она неизбежна. Так лучше уж самому давить, чем позволять, чтобы другие тебя давили".
Дервилю, в то время во многих вопросах наивному, слова Робсека казались кощунством. Он верил в человеческое благородство, сам он недавно полюбил девушку-белошвейку Фанни Мальво, кстати одну из случайных "клиенток" Гобсека. От Гобсека Дервиль узнал правду о жестокой борьбе интересов, которая определяет жизнь буржуазного общества, подобно тому, как узнает правду юный Растиньяк в романе "Отец Горио" от каторжника Вотрена. Тем более трагическими показались Дервилю сцены, связанные с разорением семьи Ресто, свидетелем которых он оказался.
Нравственное падение человека, корыстные интересы, хищные повадки — вот что узнал Дервиль, повстречав Анастази де Ресто, Максима де Трай и самого Гобсека. Наблюдая за Живоглотом (голландское имя "Гобсек" — по-французски "Живоглот") — с циничной откровенностью обирающим своих клиентов, Дервиль понял зловещую причину господства Гобсека над многими людьми, а также истинную причину их трагедий, которые всегда имели общую основу: один отнимал деньги у другого. "Да неужели все сводится к денькам!" — восклицает он.
Именно об этом хотел сказать Бальзак своим произведением. "Нерв жизни" своего времени, "духовную сущность всего нынешнего общества", одновременно Зло и Божество буржуазного мира Бальзак видел в денежных отношениях, господствовавших над всем. Новое божество, фетиш, кумир, они коверкали человеческие жизни, отнимали детей у родителей, жен у мужей. За отдельными эпизодами повести "Гобсек" стоят все эти проблемы. Анастази, столкнувшая тело умершего мужа с постели, чтобы найти его деловые бумаги, была для Бальзака живым воплощением разрушительных страстей, порожденных денежными интересами.
Но еще примечательнее в этом отношении финал повести: смерть Гобсека. Живоглот в своей маниакальной привязанности к деньгам, превратившейся "на пороге смерти Гобсека в какое-то сумасшествие", не хотел "расстаться с мельчайшей частицей своих богатств". Его дом стал складом гниющих продуктов... Старик все умел взвесить, учесть, никогда не поступался своей выгодой, но он "не учел" только одного, что накопительство не может быть целью разумной человеческой жизни.
Бальзак еще много раз будет возвращаться к этой важной проблеме и в романе "Евгения Гранде", и в "Истории величия и падения Цезаря Боррито", (1837), и в романе "Крестьяне" (1844). Вслед за Бальзаком писатели XX века будут развивать эту тему. Изображая финансиста, денежного воротилу, писатели США — Теодор Драйзер ("Финансист", "Титан", "Стоик") и Уильям Фолкнер ("Деревушка") повторят в своих романах многие коллизии "Гобсека", рассказывая о том, как, набивая карман, человек обирает свою душу, теряет истинных друзей, остается одиноким, способным лишь сидеть в своем банке и "жевать пустоту". Но примечательно, что Бальзак первым высказал приговор буржуазному обществу еще в пору его расцвета.
Внимательные читатели "Гобсека" отметят и другие особенности этого выдающегося произведения: разнообразие характеров, индивидуализацию речи у Бальзака и великолепную бальзаковскую живопись.
Когда Бальзак говорит, что по вечерам, довольный проведенным днем, Гобсек "потирал себе руки, а из глубоких морщин, бороздивших его лицо, как будто поднимался дымок веселости", он достигает такой живописной выразительности, которую можно сравнить лишь с картинами старых мастеров. То же можно сказать об описаниях спальни Анастази, о драматических сценах в "келье" Гобсека, рассматривающего драгоценности, прежде чем их за бесценок отнять у владельцев, и, наконец, о "растерзанной", "распотрошенной" женой комнате умершего графа де Ресто. Эти страницы запоминаются надолго, хотя они написаны, казалось бы, одним взмахом кисти художника.
Разнообразие, гуманистический пафос произведений Бальзака, глубокие обобщения, отчетливость и зримость изображения продолжают привлекать к себе внимание читателей, хотя эпоха, описанная Бальзаком, давно отошла в прошлое.
Историк и бытописатель своего времени, философ и художник, основоположник реалистической школы в литературе Франции, Бальзак и в наши дни способен волновать сердца, увлекая полетом своей мысли.
Другие работы по теме:
Шолохов м. а. - В чем трагедия героя романа м. шолохова
В произведении М. Шолохова "Тикий Дон" нравственным стержнем является Григорий Мелехов. Он занимает центральное место в эпопее . Понять трагичность жизненного пути героя можно, проследив всю его историю, начиная с истории рода Мелеховых.
Литературный герой КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ
Князь серебряный герой исторического романа А. К. Толстого Князь Серебряный Образ К. С. имеет легендарные корни. Его прообразом является князь. Никита Романович отважный заступник за правду герой часто встречающийся alignjustifyкнязь серебряный герой исторического романа.
Литературный герой КЛАЙД ГРИФФИТС
Клайд гриффитс англ. Clyde Griffiths герой романа. Американская трагедия Т. Драйзера в котором как и во всех крупнейших произведениях писателя поставлена проблема гибели развращенной американским обществом личности.
Трагедия любви в рассказе Бунина Кавказ
Теме любви посвящены многие рассказы И.А. Бунина. В его изображении любовь – это грозная сила, способная перевернуть всю жизнь человека и принести ему великое счастье или огромное горе. Такая история любви показана им в рассказе «Кавказ».
Трагедия Гете Фауст 2
Трагедия Гете Фауст В течение всей своей истории человечество пыталось понять окружающий мир, объяснить природные явления и сущность бытия. Достаточно вспомнить библейский сказ о Еве, который попробовал яблоки с дерева познания, труда алхимиков эпохи Возрождения, направленные на изобретение «философского камня», с помощью которого можно будет превратить металл в золото и получить «эликсир жизни», которая возвращает молодость и здоровье.
Трагедия личности, семьи, народа в поэме Ахматовой Реквием 2
Трагедия личности, семьи, народа в поэме Ахматовой Реквием Анне Андреевне Ахматовой суждено было прожить долгую жизнь, исполненную такого же трагизма, как и ее время. Ей пришлось пережить две мировые войны, революции, сталинские репрессии. Про Ахматову можно сказать, что она была свидетелем величайшей народной трагедии, но она никогда не была сторонним наблюдателем: трагедия народа воспринималась ею как личная трагедия.
Искусство театра
Автор: Сочинения на свободную тему В Древней Греции существовали два вида драматической поэзии: трагедия и комедия. Со времен Шекспира появился третий вид драматической поэзии, средний между трагедией и комедией, — драма в тесном значении этого слова. Таким образом, в настоящее время существуют три главных вида театрального искусства: трагедия, комедия и драма.
О чем заставляет задуматься трагедия Шекспира Ромео и Джульетта
О чем заставляет задуматься трагедия Шекспира "Ромео и Джульетта" Автор: Зарубежная литература Действие трагедии происходит в эпоху Возрождения, когда люди средствами искусства заговорили о красоте жизни, о прелестях любви. Художники в картинах представляли прекрасных женщин, их красоту.
Григорий Мелехов - целостный человек в трагически разорванном времени
Тема: «» Михаил Александрович Шолохов в своем романе «Тихий Дон» изображал судьбы людей в то не простое для страны время на примере казаков, земледельцев, тружеников и воинов, обитающих на хуторе Татарском, на высоком берегу Дона. В судьбах этих людей отразились социальные перемены, перемены в сознании, быту, психологии.
В чем трагедия Гобсека
Автор: Зарубежная литература Оноре де Бальзак – великий французский писатель. Его заслуга в развитии мировой литературы заключается, прежде всего, в том, что он поднял жанр романа до вершин художественного совершенства и социальной значимости. Стендаль был прав, называя Бальзака «королем романистов».
Трагедия Шекспира Ромео и Джульетта
Трагедия Шекспира "Ромео и Джульетта" Автор: Зарубежная литература Действие трагедии происходит в эпоху Возрождения – XIV-XVI века. В это время люди средствами искусства заговорили о красоте жизни и любви, художники в своих картинах изображали прекрасных женщин, воспевают их красоту, а в литературе появляются великолепные стихи о любви: Петрарки, Данте, Шекспире.
Темы Родины, поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова.
Автор: Лермонтов М.Ю. В стихотворении «Родина» Лермонтов заявляет о своей кровной связи с природой, с народом, с его радостями и горем. Он любит все родное, русское, национальное, но ненавидит «страну рабов, страну господ», т. е. Россию самодержавно-крепостническую.
Трагедия “Гамлет”
Шекспировский герой. Общественная мысль, литература, искусство эпохи Возрождения.
Как усиливается страх героя с приближением грозы по повести Л.Н. Толстого Детство
Как усиливается страх героя с приближением грозы? (по повести Л.Н. Толстого "Детство") Автор: Толстой Л.Н. Гроза в душе может быть разная. Она может представляться как маленький грибной дождик. Такая гроза бывает у детей 4-6 лет. (благо до этого "грозы" как таковой быть не может)Им кажется что этот грибной дождик (а для нас это грибной дождик)- настоящая буря.
В чём трагедия Ларисы Огудаловой по пьесе А.Н. Островского Бесприданница
В чём трагедия Ларисы Огудаловой? (по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница") Автор: Островский А.Н. Многие поэты и писатели посвящали свои строки женщинам-прекрасной половине человечества.В русской литературе с большой теплотой рисовался образ женщины,воспевались её лучшие черты:верность,искренность,красота,ум,благородство,нежность и бескорыстная любовь.
Писательская трагедия Мастера. 2
Писательская трагедия Мастера. Автор: Булгаков М.А. Роман “Мастер и Маргарита” — вершина творчества Булгакова. В романе автор затрагивает множество разных проблем. Одна из которых — писательская трагедия человека, жившего в ЗО-е годы. Для настоящего писателя самое страшное — не иметь возможности писать про то, о чем думаешь, свободно высказывать свои мысли.
Образы Гете
В своём произведении Гуно отказался от воплощения сложных философских проблем гётевской трагедии. "Єгмонт" - трагедия И. В. Гёте. Образ смелого, благородного героя, гибнувшего в борьбе за освобождение родины.
Греция Политика Искусство Наука
Политика Искусство Наука 492 год - Первый поход персов в Грецию по командованием Мардония. 494 год - На сцене Афинского театра поставлена трагедия Фриниха“Взятие Милета”
Карийская трагедия
Введение 1 Описание 1.1 Истоки трагедии 1.2 Массовое отравление Введение Карийская трагедия — попытка политических заключённых на Карийской каторге в ночь с 7 на 8 ноября 1889 года совершить массовое самоубийство в знак протеста против грубого обращения с заключёнными.
Армянская трагедия 1915 года книга
Введение 1 План Введение 2 Критика Список литературы Введение Армянская трагедия 1915 года — книга французского адвоката [1] , ревизиониста [2] Жоржа де Малевилля (George de Maleville), поддерживающая отрицание геноцида армян. На русском языке издана в 1990 г., в Баку.
Пожар в клубе Station
— трагедия, произошедшая в феврале 2003 года в городе Уэст-Уорик штата Род-Айленд. Пожар произошел поздно вечером в ночь с пятницы на субботу. Во время концерта в клубе «Station» рок-группа Great White использовала пиротехнику. Искры фейерверка, установленного на сцене, ударили в стены здания, отделанные звукоизолирующими панелями из пенопласта.
Эмилия Галотти
Введение 1 Действующие лица 2 Постановки 3 Переводы на русский язык Введение Эмилия Галотти — трагедия в пяти действиях Г. Э. Лессинга 1772 года. Место и время действия — городок Гвасталла на севере Италии в XVII веке.
Якутская трагедия
План Введение 1 Хроника событий 2 Реакция общественности 3 Список жертв Якутской трагедии 3.1 Убиты 3.2 Казнены Список литературы Введение Якутская трагедия (Монастырёвский бунт) — подавление выступления политических ссыльных в Якутске в 1889 году.
Греция: Политика. Искусство. Наука
Политика Исскуство Наука 492 год - Первый поход персов в Грецию по командованием Мардония. 494 год - На сцене Афинского театра поставлена трагедия Фриниха“Взятие Милета”
Форд Джон
Форд Джон (John Ford, 1586—1649) — один из крупнейших английских драматургов шекспировской плеяды. Юрист по профессии, он получил хорошее классическое образование в Оксфорде. Дебютировал как поэт, автор поэм, элегий и сонетов.