Реферат выполнил Удилов Алексей Николаевич
Когда
стихи сияют совершенством,
Они
дарят читателя блаженством.
(Джами)
В
60-80-е годы в советскую литературу вошли поэты, которые принесли с собой
немало нового и развили старые традиции. Многообразна тематика их творчества, а
поэзия глубоко лирична, интимна.
Но
и тема Родины никогда не сходила со страниц нашей литературы. Ее образы,
связанные то с природой родной деревни, то с местами, где воевал человек, можно
найти чуть ли не в каждом произведении. И у каждого автора свое восприятие о
ощущение Родины.
Проникновенные
строки о России находим мы у Николая Рубцова (1936-1971 гг.), который ощущает
себя словно наследником многовековой русской истории. Критики считают, что
творчество этого поэта соединило в себе традиции русской поэзии XIX-XX веков
- Тютчева, Фета, Блока, Есенина.
В
стихотворении “Видения на холме” Рубцов пишет:
Россия,
Русь - куда я ни взгляну...
За
все твои страдания и битвы
Люблю
твою, Россия, старину,
Твои
леса, погосты и молитвы,
Люблю
твои избушки и цветы,
И
небеса, горящие от зноя,
И
шепот ив у омутной воды
Люблю
навек, до вечного покоя...
Россия,
Русь! Храни себя, храни!...
С
вечными темами у наших современников неизменно ассоциируется и имя Расула
Гамзатова (1923 год).
Иногда
про него говорят, что его дальнейший путь трудно предсказать. Настолько
неожидан он в каждой своей книге: от крылатых шуток до трагических “Журавлей”,
от прозаической “энциклопедии” ”Мой Дагестан” до афоризмов “Надписи на
кинжалах”. Но все же нетрудно вычленить темы, на которых держится его поэзия.
Это-
преданность Родине, уважение к старшим, преклонение перед женщиной, матерью,
достойное продолжение дела отца.
Всему
я на свете люблю свою меру:
И
утру, и полдню, и сумеркам серым,
И
снам, и покою, и песням старинным,
И
даже траве в наших горных вершинах.
Но
только в одном не хочу я предела -
В
бурлящем кипенье любимого дела...
Вчитываясь
в стихи и Рубцова, и Гамзатова, и других, видишь огромный жизненный опыт
человека, который в своих стихах выражает то, что трудно выразить нам. И еще
видишь личную сопричастность с судьбами родной земли.
Тема
войны, казалось бы, давно минувшей, и сейчас, но, может быть, уже по-иному,
осмысленная, находит отражение в стихах современных поэтов. Многие из них сами
пережили войну. “В их строчках победная медь сплавилась с серебром тончайших
состояний духа. Их лирика нежна и жестковата, как колючее шинельное сукно”, -
образно подметил один из критиков. Все чаще в описании войны они отходят от
“романтики боя и риска”, рисуя картины бесчеловечности войн. Вот стихотворение
одного из замечательных поэтов Алексея Прасолова (1930-1972 гг.) “Тревога
военного лета...”.
...Спешат
санитары с разгрузкой,
По
белому красным - кресты.
Носилки
пугающе узки,
А
простыни смертно чисты ...
...Кладут
и кладут их рядами,
Сквозных
от бескровья людей.
Прими
этот облик страданья
Душой
присмирелой твоей.
Национальная
культура, ее неповторимый колорит и богатство... В современной поэзии народные
идеи и образы обогащаются, приобретают новые акценты. Сегодня литература не
может, не имеет права не быть национальной.
Интересен
в этом отношении калмыцкий поэт Давид Кугультинов (родился в 1922 году). По
мнению критиков, “Давид Кугультинов умеет своеобразное, неповторимое наследие
калмыцкой народной поэзии перевоплотить в образы, полные современного
содержания и значения”. Таковы его поэмы о витязе Эдене, о восторженной любви
певца Джалесу и прекрасной Кермен, поэмы “Сар-Герел”, “Корень”.
Когда
поймешь, что ты в себя вместил
Весь
шар земной, весь этот мир бескрайний, -
Ты
в этом лишь признайся втайне,
А
от других скрывай по мере сил,
Чтоб
не сочли признанье похвальбою,
Чтоб
не смеялись люди над тобою ...
Ведь
человека человеком числят,
Когда
весь мир вместит он и осмыслит.
Одна
из главных идей современной поэзии - гражданственность, главные раздумья -
совести и долге. К поэтам-общественникам, патриотам, гражданам принадлежит
Евгений Евтушенко (родился в 1933 году). Его творчество - размышления о своем
поколении, о доброте и злобе, о приспособленчестве, трусости, карьеризме и
подлости.
Мы
знали голода и холода,
Нас
корчил тиф, душила нас разруха.
Но
верю - ставить вещь превыше духа
Нам
не позволит совесть никогда...
...Вещи
текучи, как будто вода.
Вещи
- зловещи.
Мужество,
совесть, честь - это да! - Вещи!
Поэзию
последних десятилетий отличает огромное разнообразие тем, ей присущ очень
большой охват явлений, диапазон ее проблем исключительно широк. Это особенно
наглядно видно на примере творчества Владимира Высоцкого (1938-1980 гг.).
“Поющий нерв эпохи”, он писал обо всем, он был как бы лакмусовой бумажкой
нашего общества. Казалось, ничто плохое не может ускользнуть от его пера,
казалось, что он поставил себе цель - “до последней черты, до креста, спорить
до хрипоты, а за ней - немота, убеждать и доказывать с пеной у рта, что не то
это вовсе; не тот и не та ...”.
И
он спорил, боролся за справедливость, ненавидел мещанство, беспощадно бичевал
недостатки. “Он импровизировал, увлекался, преувеличивал, был дерзок и
насмешлив, дразнил и разоблачал, одобрял и поддерживал”, - говорил
Р.Рождественский.
Сегодня
бесчисленные проблемы, вставшие на пути общества, находят все более полное
отражение и в поэзии. Все чаще звучат со страниц журналов стихи о жертвах
репрессией, о возвращении народу исторических ценностей.
Историю
нисколько не щадя,
И
к прадедам без должного вниманья
Мы
улицам и древним площадям
Легко
вручаем новые названья.
...
Когда мы переступим эту спесь ?
Когда
оценим славное наследье,
Подумаем
сначала: кто мы есть,
И
чьи мы есть на этом белом свете ?
...
Представим же, как после, в свой черед,
Мир
потряся глобальными делами,
Потомок
наш в пылу перечеркнет
Рожденное
и названное нами.
(Игорь
Ляпин)
Все
больше задумывается наше общество над нравственными вопросами: почему не
хватает милосердия и так много жестокости ? Как восполнить недостаток чуткости,
ослабить равнодушие ?
Куда
отлетает душа палача ?
На
небо ? Но как повстречаться без страха
С
душою того, кто был послан на плаху,
Кому
разодрал ты на шее рубаху
И
место засек, чтоб ударить сплеча ?
(Сергей
Таск)
Возле
самого леса
два
горьких стоят интерната:
Детский
дом всеми окнами
в
дом престарелых глядит.
И,
бетонных оград их не трогая, мимо куда-то
Озорная
людская дорога летит.
(Нина
Шевцова)
Современная
поэзия богата философскими размышлениями о настоящем и будущем, о судьбах
планеты и нашей страны:
Летят
“афганцы” в гробах,
Крадется
СПИД в городах -
Неужто
страшная месть ?
Тысячелетье
Руси -
Тысячелетье
души.
Пришло
ей время воскресть.
(Андрей
Вознесенский)
Лирика
- душа поэзии, веер образов, вихрь идей. Это всегда мечты и, конечно, любовь -
самая древняя тема поэтов.
Все
влюбленные склонны к побегу
По
ковровой дорожке, по снегу,
По
камням, по волнам, по шоссе,
На
такси, на одном колесе,
Босиком,
в кандалах, в башмаках,
С
красной розою в слабых руках.
(Булат
Окуджава)
А
от этого стихотворения неизвестного мне доселе автора пахнуло чем-то
удивительно знакомым и в то же время новым, чем-то лермонтовским. Все
стихотворение - один образ, одна метафора.
Цветов
лиловых или белых
В
садах пустых и промертвелых
Не
держит над собой сирень.
Зато
как много листьев целых,
Не
сорванных, не пожелтелых,
Живых
сердечек, чистых, смелых,
Оставлено
на черный день.
(Валентин
Берестов)
В
этих нескольких строчках вся философия обновления жизни.
О
чем еще сказать ? О смехе и сатире, которыми разят недостатки ? Об обращении к
историкам русского народа ? “О молитвах” и призывах к миру ? Боюсь, что одно
перечисление тем займет много места. А сочинение превратится в “антологию”
современной поэзии.
Мне
кажется, что наша поэзия, как и все общество, возрождается к поиску нового,
светлого, вечного, что составляет основу человеческого духа !
Другие работы по теме:
Аполлон и музы
В роли бога поэзии и музыки Аполлон обитает на горе Парнас, в обществе девяти муз - богинь поэтического вдохновения и творческих искусств; отсюда другое его имя - Аполлон Мусагет. Он часто изображается в одеяниях, на нем лавровый венок, и он играет на своей лире или, особенно в живописи XV-XVI веков, на лире да браччо или другой современной разновидности виолы.
Маяковский в. в. - Маяковский
Маяковский о месте поэта в рабочем строю alignjustifyМаяковский о месте поэта в рабочем строю рубеже нового периода в жизни страны и в своём собственном творчестве у Маяковского возникает необходимость заново пересмотреть и до конца продумать свои взгляды на сущность литературы и на положение и задачи писателя в социалистическом обществе.
Есенин с. а. - Народно-песенная основа лирики с. есенина
М. Горький назвал С. Есенина великим национальным поэтом. Какой чистый и какой русский поэт так определил М. Горький самобытность С. Есенина. В лирике поэта нашли отражение образы родной природы черты национального характера.
Хуглары
В средние века хранителями и распространителями героического эпоса и народной поэзии в течение долгого времени были профессиональные певцы-исполнители. В Кастилии их называли хугларами.
Выражение трагедии холокоста в поэзии Фуга смерти Пауля Целана
Кровавые социальные трагедии ХХ века, ужасные события Второй мировой войны сформировали мировоззрение, которое называют «апокалипсическим». Один из главных тезисов Целанового творчества, который развивается в большинстве его поэтических произведений
Духовная и образная сила поэзии Рильке
Иногда становится трудно понять, казалось бы, простые слова, вроде бы их смысл достигает за пределы досягаемого. И не нужно даже напрягать свой мозг, пытаясь растолковать, какое значение они несут в себе или попробовать открыть для себя что-то новое из сказанного. В этом и заключается безграничная сила этих слов, потому что они навсегда будут оставаться вечными.
О назначении поэта и поэзии по творчеству Маяковского
В чем заключается сущность поэзии, ее «сокровенный смысл» и назначение? В каких отношениях находятся поэзия и действительность, поэт и его эпоха? Должна ли лира служить великой цели, к которой стремится народ, новые и новые поколения? Ответ на эти вопросы Владимир Владимирович Маяковский ищет всю жизнь, тема поэта и поэзии пульсирующим нервом проходит через все творчество поэта, — «горлана-главаря».
Образы помещиков в поэме Кому на Руси жить хорошо
Образы помещиков в поэме "Кому на Руси жить хорошо" Автор: Некрасов Н.А. В своей великой поэме Некрасов смотрит на помещиков глазами крестьян. Так изображен, например, Оболт-Оболдуев (чего стоит одна его фамилия!):
Стихотворение Пушкина Поэту
Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина раскрывается на материале многих стихотворений: «Осень», «Пророк», «Памятник», «Поэту», и другие… Вопрос о цели, назначении, смысле поэзии волновал Пушкина с первых шагов его творчества. Еще будучи лицеистом, начинающий поэт уже задумывался не только о своем предназначении, но и о загадке искусства как непостижимого и вечного таинства.
Любовная лирика Николая Гумилева
Николай Степанович Гумилев — прекрасный поэт нашего столетия. Он оставил нам интересное и значительное литературное наследие, оказал влияние на дальнейшее развитие нашей отечественной поэзии. Его трагическая гибель в августе 1921 года от рук большевиков — трагедия нашего народа. Всей своей жизнью — и реальной и поэтической — Н.
Философские мотивы в лирике Пушкина
Любой поэт, живописец, музыкант вправе считать себя в какой‑то мере и философом. Создавая свои произведения, творческая личность соприкасается с иными мирами, неподвластными разуму простого человека. За пределами земного бытия художник черпает идеи и образы для своих будущих творений. А.
Противопоставление действительности и идеала в поэзии Бодлера
Бодлер собирает поздние цветы романтизма. Бунтарский дух свойствен не только его поэзии, Бодлера можно считать романтиком жизни. Тогдашняя Франция казалась ему нудным пустым царством буржуа. Это понятие означало для поэта не классовую, а духовную категорию. Поэт не принимает такой мир, он стремится обновить его.
Образ Ленского в романе Евгений Онегин
Образ Ленского в романе "Евгений Онегин" Автор: Пушкин А.С. Другой путь, которым шла дворянская интеллигенция 20-х годов XIX века, раскрыт в образе Ленского. Это путь увлечения модными в то время философскими учениями и оторванной от жизни, мечтательной романтической поэзией:
Стихотворение А.А. Фета Поэтам, Восприятие, истолкование, оценка
Автор: Фет А.А. «Дарование Фета совершенно самобытное, особенное, до того особенное, что особенность переходит у него в причудливость, подчас самую странную неясность или в такого рода утонченность, которая кажется изысканностью». Так писал о творчестве А.А. Фета Аполлон Григорьев, который был советчиком в творческих делах поэта.
Анализ стихотворения Памятник
Анализ стихотворения "Памятник" Автор: Державин Г.Р. В 1795 году Державин Гаврил Романович написал стихотворение «Памятник», в котором высказывает свою точку зрения на поэта и поэзия. Свое творчество он уподобляет «чудесному , вечному» памятнику. В русской литературе Державин стал основоположником автобиографической поэзии и был первым русским автором, избравшим темой своих стихотворений собственную славу.
Серебряный век русской поэзии
То явление, которое мы окрестили "серебряным веком", возникло на рубеже девятнадцатого-двадцатого столетий. Оно охватывает сравнительно небольшой исторический период, примерно с 1870 по 1917 год.
Читая Слово о полку Игореве
Читая "Слово о полку Игореве". Единение только тогда благо для человека, когда это единение человечества во имя основы, общей всему человечеству, но не единение малых или больших частей человечества во имя ограниченных,
Маяковский "о месте поэта в рабочем строю"
На рубеже нового периода в жизни страны и в своём собственном творчестве у Маяковского возникает необходимость заново пересмотреть и до конца продумать свои взгляды на сущность литературы и на положение и задачи писателя в социалистическом обществе.
Пушкинская тема в творчестве А. А. Ахматовой
Судьба наградила Анну Ахматову счастливым даром. Её внешний облик "царский профиль" отчетливо и красиво выражал личность. Но Бог одарил Ахматову не только внешней красотой, а и душевной. Анна Ахматова великий поэт и лирик!
Разноликость поэзии С. Есенина
Поэзию Сергея Александровича Есенина нельзя назвать монотонной, она скорее разнолика. На различных этапах своей жизни Есенин выбирает абсолютно непохожие темы для своих стихотворений.
Основные мотивы и образы поэзии А. А. Фета
Афанасий Афанасьевич Фет – поэт, воспевающий прекрасное. В этом он видел задачу творца. В лирике Фета звучат возвышенные мотивы, он создает образы, завораживающие своей красотой и изяществом. Основные темы его поэзии – природа, любовь, творчество.
Тема любви в творчестве Фета и Тютчева
Тема любви в творчестве любого поэта так или иначе связана с личными переживаниями, иначе не смогли бы они раскрывать эту сложную проблематику. И понятно, что у каждого автора она представлена по-разному; поэзия А.А. Фета и Ф.И. Тютчева, при всей ее внешней схожести, безусловно, была различна и способом введения темы любви, и отношением к ней, и отдельными штрихами изображения.
Новаторство поэзии Уолта Уитмена
В 1855 году 36-летний Уолт Уитмен в бруклинской типографии сам набрал и сам напечатал небольшую книжку в девяносто пять страниц. Имела она название «Листья травы» и содержала 12 поэм и стихотворений. Ни сам автор, ни читатели, ни критика не знали, что судилось этому сборнику заложить фундаменты новой американской поэзии, которая выдержит испытание годами, что и в ХХ веке она будет иметь значительное влияние на творчество многих поэтов в разных странах.
Памятник Державина и Пушкина
Автор: Пушкин А.С. «Памятник» Пушкина и «Памятник» Державина очень схожи, потому что в этих стихотворениях общая тема, авторы уверены, что они не умрут, потому что от них останется большая часть, которая принесет им вечную славу.
Поэты «чистого искусства»
Нетрудно установить дворянское происхождение этой поэзии: симпатии к усадьбе, любование ее природой, безмятежным бытом ее владельца лейтмотивом проходят через все творчество любого из этих поэтов.
Лирика А. А. Фета 2
Лирика А. А. Фета Автор: Фет А.А. Лирика А. А. Фета занимает особое место среди шедевров русской литературы. И это не удивительно - Афанасий Афанасьевич Фет был новатором своего времени в области стиха, обладал особым, неповторимым даром тончайшего лирика. Его поэтическая манера письма, “фетовский почерк”; придали его поэзии неповторимое очарование и прелесть.
Воденников, Дмитрий Борисович
Дмитрий Борисович Воде́нников (род. 22 декабря 1968) — русский поэт, живёт в Москве. Биография Закончил филологический факультет Московского государственного педагогического института. Работает на «Радио России», автор передачи «Своя колокольня», посвящённой современной литературе, программы «Поэтический минимум».
Исикава Такубоку
Исикава родился в далекой северной префектуре Иватэ и рос в деревне Сибутами, где его отец был священником в буддийском храме. Поступив в школу Мориока, он вдохновился стихами поэта Ёсано Хироси и решил посвятить себя литературе.
Мерзляков А.Ф.
Мерзляков Алексей Федорович (1778 - 1830), поэт, критик. Родился 17 марта (28 н.с.) в городе Долматово Пермской губернии в семье торговца. Учился в Пермском народном училище.
Кожинов В.В.
Русский критик, литературовед, философ, историк. Основные работы посвящены вопросам теории литературы, русской литературе XIX века, современному литературному процессу (в первую очередь поэзии).
Евтушенко Евгений Александрович
Родился на станции Зима Иркутской области. Печататься начал в 1949 г. В 1951—1954 гг. учился в Литературном институте им. М. Горького. В 1952 г. вышел первый сборник стихов "Разведчики грядущего".