Мещанство и пошлость связаны, паразитируя на человеке, они «взаимно обогащаются», принимая различные виды и формы. О многоликости этих людских пороков писал А. П. Чехов, борясь с ними своими произведениями.
В рассказе «Палата № 6» выведен врач Андрей Ефимыч Ра-гин — неглупый и неплохой человек, но писатель раскрывает душу этого безразличного ко всему человека, остывшего к своему делу, разрешающего творить несправедливости и беззакония вокруг себя. А ведь когда-то он реально смотрел на вещи. Увидя больницу, «Андрей Ефимыч пришел к заключению, что это учреждение безнравственное и в высшей степени вредное для здоровья жителей. По его мнению, самое умное, что можно было сделать, это — выпустить больных на волю, а больницу закрыть». Но, поразмышляв, молодой доктор решил, что «если нечистоту прогнать с одного места, то она перейдет на другое; надо ждать, когда она сама выветрится».
Приняв больницу, Рагин выполнил лишь формальные меры к ее улучшению, не изменив ничего в корне. Может быть, он «умный и честный, но нет у него достаточного характера» завести все как положено. Вначале доктор усердно боролся с болезнями, но, так как их «нельзя было искоренить», Андрей Ефимыч опустил руки и стал ходить в больницу не каждый день». Он ушел от активной деятельности в «умственную работу», много читал, размышлял, но это была чисто теоретическая работа. Она никому не приносила пользы, а лишь отвлекала Рагина от неприятной и нелюбимой должности — главного врача больницы.
Он выработал довольно странную для доктора философию, основанную на религии. В ответ на жалобы больных отвечал: — Болеем, нужду терпим оттого, что господину милосердному плохо молимся. Да! Со временем Рагин сам оказался пациентом своей больницы, но долго не выдержал и умер. Читая рассказ, приходишь к выводу, что любое дело, которое выполняется без души, формально, может обратиться против самого человека, как вышло с Рагиным. Он лишь в палате для умалишенных, куда его поместили насильно, начал рассуждать здраво и справедливо: «Никуда, никуда нельзя. Слабы мы, дорогой... Был я равнодушен, бодро и здорово рассуждал, а стоило только жизни грубо прикоснуться ко мне, как я пал духом... прострация... Слабы мы, дрянные мы...»
Рагин хотел отгородиться от неинтересного и грубого мира, а, в сущности, он создал довольно пошлую и мещанскую «философию». Его не касались беды других людей, он не замечал беззакония, творящегося вокруг него, но над другими людьми. А только реальная жизнь затронула самого Андрея Ефимыча, как он «закричал» от боли и самоуправства невежд. Этот рассказ Чехова навевает страшные мысли, что несправедливость неистребима. Она лишь может касаться тебя или не затрагивать. Но нельзя прожить жизнь, порхая лишь по ее приятным сторонам. С такой «философией» непременно окажешься в положении доктора Рагина, не обязательно в сумасшедшем доме, нет, но жизнь окончится крахом. Ибо, посеявший ветер, пожнет бурю. Об этом не следует забывать. Чехов талантливо и ярко доказал это в своем произведении «Палата № 6».
Другие работы по теме:
Маяковский в. в. - Драматургия
Жанровое многообразие творчества. Владимира Владимировича Маяковского несомненное свидетельство его таланта. Он яркий поэт создал драматические произведения. Клоп и Баня Мистерия Буфф мечтал написать роман.
Каково отношение Чехова к формуле среда заела на примере рассказа Ионыч
А. П. Чехов, понимая трагизм мелочной действительности, своим творчеством не раз предупреждал: «Нет ничего тоскливее, оскорбительнее пошлости человеческого существования». Для него было невыносимо видеть духовную смерть человека, отрешившегося от идеалов и своего жизненного предназначения.
Как доктор Старцев превратился в Ионыча по рассказу Антона Чехова
Как доктор Старцев превратился в 8220 Ионыча 8221 по рассказу Антона Чехова (1 вариант) А.П. Чехов — мастер короткого рассказа. Одна из главных тем творчества этого писателя — разоблачение “пошлости пошлого человека”, а в особенности в быту и настроении интеллигенции. Чехов был непримиримым врагом пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, живущих в своем футлярном мирке, отгородившись от всего на свете.
Человек и среда в рассказе Чехова Ионыч
Чехов всей душой ненавидел обывательщину, которая засасывает человека, корежит его душу, убивает в нем все лучшее. «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», — говорит Чехов устами доктора Астрова в пьесе «Дядя Ваня». За этого прекрасного человека он боролся всем своим творчеством.
Образы футлярных людей в рассказах Чехова
В своих небольших рассказах Чехов ставил большие проблемы современности, глубоко исследовал жизненные явления, обнажая причины социального неустройства; Чехов с болью видел, что в условиях реакции русская интеллигенция открыто пошла на разрыв с идеалами прогресса и демократии.
Тема ответственности человека за свою судьбу в прозе Чехова
Антон Павлович Чехов — один из самих читаемых в мире прозаиков. Он прожил в двадцатом веке всего несколько лет, но искусство этого столетия неотделимо от его имени. Облик Чехова — человека и писателя — не тускнеет, он остается дорогим для людей всех стран и континентов. Его знают и любят миллионы, но к каждому он приходит как незаменимый, единственный в своем роде друг.
Как Старцев стал Ионычем по рассказу Антона Чехова Ионыч
Одна из главных тем творчества Чехова - разоблачение «пошлости пошлого человека», особенно в быту и настроениях интеллигенции. Тема «Ионыча» - изображение мертвенной силы обывательщины и пошлости. Чехов рассматривает историю образованного, дельного врача Дмитрия Ионыча Старцева, превратившегося в провинциальной глуши в нелюдима и черствого эгоиста.
Тема духовного перерождения человека в рассказах Антона Чехова
Чехов – мастер короткого рассказа, и предметом исследования в них чаще всего для писателя становится внутренний мир человека. Он был непримиримым врагом пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, их пустую и бесцельную жизнь, лишенную высоких стремлений и идеалов. Главный вопрос, которым задается А.
Ответственность человека за свою и чужую жизнь
(по рассказам А. П. Чехова «По делам службы») В 90-е годы XIX века в творчестве Чехова наступает перелом, связанный с изменением в общественной жизни. Тематика его произведений становится более серьезной.
Образы футлярных людей в рассказах Антона Чехова
В своих рассказах А. П. Чехов постоянно обращается к теме «маленького человека». Персонажи Чехова – духовные рабы общества, лишенного высших ценностей и смысла жизни. Томительная, будничная, серая действительность окружает этих людей. Они замкнулись в мирке, который сами себе создали.
Чехов обличитель мещанства
Всем своим творчеством Чехов хотел пробудить в людях желание «беречь в себе человека». Чехов вел читателя через самое понятное и близкое для него к большим обобщающим выводам о всей системе жизни, пробуждая общественное гражданское сознание. Громким протестом против душевной пошлости «небокоптителя» выступил писатель в цикле рассказов, где созданы «типичные образы существователей».
Чехов не просто описывал жизнь, но жаждал переделать ее, чтобы она стала умнее, человечней Чуковский
Писать о Чехове? Да разве это возможно? Чехов, Чехов… И нет тебя давно, и история давно вынесла приговор прежнему строю, и, может быть, свидетель Чехов своими беспристрастными показаниями помог людям «во многом разобраться». Что же мы находим в произведениях Чехова близкого, понятного, сегодняшнего? Чехов, как и прежде, с его вишневым, молодым, белым садом нужен нам, необходим.
Его врагом была пошлость По рассказам А. П. Чехова
Автор: Чехов А.П. Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней. А. М. Горький Восьмидесятые годы XIX века в истории России были не только годами безвременья. Русская передовая общественная мысль, русская наука и искусство многим обогатились в эти годы. На духовном развитии Чехова не могли не сказаться такие явления эпохи, как труды Менделеева, Тимирязева, гениальные создания русской живописи — картины Сурикова, Репина, бессмертные творения Чайковского и Римского-Корсакова.
Обличение мещанства и пошлости в рассказе А. П. Чехова Ионыч
Автор: Чехов А.П. В рассказе Чехова «Ионыч» писатель обращается к теме интеллигенции. Эта тема широко обсуждалась литературной общественностью. Критике подвергались пошлость, отсутствие общественных запросов, сосредоточенность па сфере быта, равнодушие к социальным проблемам. Эти пороки русской интеллигенции нашли свое художественное воплощение в заглавном персонаже чеховского рассказа.
Драматургия
Автор: Чехов А.П. Как стилист Чехов недосягаем. В. Трофимов Краткость — сестра таланта. А. Чехов Антон Павлович Чехов всю жизнь тяготел к театру. Пьесы для любительских спектаклей были его первыми юношескими произведениями. Рассказы Чехова настолько насыщены диалогами, с помощью которых автор стремится выразить основные мысли персонажей, что они прямо-таки просятся на сцену.
Роман-символ «Портрет Дориана Грея»
Оскар Уайльд создал свою философию спасения человека и общества. Писатель утверждал, что только искусство способно увести людей из мира пошлости, мещанства.
Человек и среда в "Ионыче" Чехова
Чехов является общепризнанным мастером короткого (и не очень) рассказа. Основной его творческий прием — максимальная концентрация информации на относительно малом объеме текста, отсюда такое внимание к деталям.
Осуждение пошлости и душевной черствости в рассказах Антона Чехова
Годы молодости, которые Некрасов когда-то назвал «праздником жизни», сравнительно редко привлекают внимание Чехова-художника, но во всяком случае реже, чем, например, русских писателей первой половины XIX века. «Теперь нельзя брать героя моложе 30-35 лет», - говорил Чехов, противопоставляя своих героев 20-летним Печорину и Онегину.
Сатира и юмор в рассказе Антона Чехова Хамелеон
Антон Павлович Чехов пришел в русскую литературу в 80‑е гг. XIX в. В своих рассказах автор изучает проблемы современности, исследует жизненные явления, обнажает причины социального неустройства. Он показывает, что в обществе господствуют бездуховность, пессимизм, измена идеалам добра. В своих произведениях Чехов беспощадно обличает пошлость, активно защищает здоровые и деятельные начала жизни.
Нравственные качества человека в рассказе Чехова Ионыч
Автор: Чехов А.П. Антон Павлович Чехов жил и творил более века назад. Но, несмотря на это, вопросы, затрагиваемые Чеховым в его творчестве, до сих пор актуальны, так как они главные во все времена – в чем смысл жизни, каким должен быть человек? Рассмотрим этот вопрос на примере произведения «Ионыч».
Особенности рассказов Чехова
Автор: Чехов А.П. Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть А П Чехов Духовный и нравственный выбор героя, ответственность человека за свою судьбу, обличение пошлости русской жизни составляют основное в творчестве Антона Павловича Чехова. Пошлость и обывательщина были ему ненавистны прежде всего своим равнодушием к вопросам, волнующим все человечество, своим паразитизмом и застойностью.
Сочинение по рассказу А.П. Чехова Ионыч.
Автор: Чехов А.П. Антон Павлович Чехов является, пожалуй, самым «легким» автором для чтения. Его «конек» - небольшие, но очень емкие рассказы. Чехов презирает всякого рода убожества, пошлость, ограниченность людей.
Чем мне близок Антон Павлович Чехов 2
Чем мне близок Антон Павлович Чехов? Автор: Чехов А.П. Почти у каждого из нас есть писатель, который нам дороже, ближе всех остальных, у которого мы привыкли искать ответы на вопросы, так часто возникающие в нашей жизни. Таким писателем стал для меня Антон Павлович Чехов.
Чем мне близок Антон Павлович Чехов
Автор: Чехов А.П. Впервые я познакомилась с творчеством Антона Павловича Чехова, когда была еще совсем маленькой. Рассказы «Детвора», «Каштанка», «Ванька» были первыми книгами, которые я прочитала сама. Они оставили глубокий след в моей памяти и в моей душе. Нельзя без волнения читать о судьбе маленького Ваньки, не переживать за потерявшую хозяина Каштанку.
Почему доктор Старцев стал "Ионычем"
Цикл рассказов "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви". Дмитрий Ионыч Старцев, его молодость и постепенное физическое и моральное старение.
Мастер короткого рассказа
Антона Павловича Чехова по праву можно назвать величайшим мастером короткого рассказа. Рано началось у Антоши увлечение театром и литературой. Вместе с этим шли и первые литературные опыты. Гимназистом четвертого класса Антоша сотрудничал в рукописном журнале, выходившем под редакцией ученика старшего класса.
Образ доктора Старцева в повести Чехова Ионыч
Одна из главных тем творчества Чехова — разоблачение «пошлости пошлого человека», особенно в быту и настроениях интеллигенции. Тема «Ионыча» — изображение мертвенной силы обывательщины и пошлости. Чехов рассматривает историю образованного, дельного врача Дмитрия Ионыча Старцева, превратившегося в провинциальной глуши в нелюдима и черствого эгоиста.
Идейное и художественно свообразие пьесы Вишнёвый сад
Идейное и художественно свообразие пьесы "Вишнёвый сад" Автор: Чехов А.П. Значительные в жизни каждого человека события обнаруживаются в скромных будничных обыденных проявлениях.Чехов искуственно привлекает наше внимание к ним.Поэтому наше внимание из текста уходит в подтекст.
Чехов и Чайковский
Великих художников России, великих современников — Чайковского и Чехова связывали теплые дружественные отношения. «Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич, — до такой степени я уважаю его».