«Москва и москвичи» М. Н. Загоскина
А вот как отзывается о Москве М. Н. Загоскин(1789 – 1852), изучавший Москву в течение 30 лет: «… она не город, не столица, а целый мир- разумеется русский мир…Как тысячи солнечных лучей соединяются в одну точку, проходя через увеличительное стекло, так точно в Москве сливаются в один национальный облик все отдельные черты нашей русской отдельной физиономии…» - писал он в своём произведении « Москва и москвичи ».
Больше того, автор считает что все русские – по сути не что иное как москвичи: «…как от Рима получила своё название вся Римская империя, - так и в старину иностранцы называли Россию по имени её главного города МОСКОВИЕЮ, а русских звали МОСКОВИТЯНАМИ…».
Именно поэтому Наполеон стремился прежде всего захватить Москву. Он понимал, что с уничтожением души погибнет и тело ( Россия ). Вид разоренного города вселяет в сердце писателя ( и читателя ) чувство горечи, её развалины – это могила близкого человека, матери: « …А Москва? О! Москва показалась мне свежей, ещё не засыпанной могилою!…». Москве, прежде всего свойственно возрождаться всякий раз в новой, ещё большей красоте.
«Благодаря Бога Москва стала краше прежнего, а слава и честь осталась при ней.»
Как Москва есть центр России, так и у самой Москвы есть свой священный центр – Кремль. «Если Москва может называться сердцем России, то и Кремль заслуживает этого названия относительной самой Москвы». Вид ночного Кремля вызывает у рассказчика восторг: «Как прекрасен, как великолепен наш Кремль в тихую летнюю ночь, когда вечерняя заря тухнет на Западе и ночная красавица, полная луна, выплывая из облаков, обливает своим кротким светом небеса и всю землю!…Здесь вы окружены древнею Русскою святынею, вы беседуете с нею о небесной вашей Родине. Как прилипший прах душа Ваша стрясает с себя все земные помыслы. Мысль о бесконечном даёт ей крылья, и она возноситься туда, где не станут уже делить людей на поколения и народы, где не будет уже ни веков, ни времени, ни плача, ни страданий…». Москва предстаёт на страницах книги Загоскина подлинно как священный город. Эта святость происходит не только от того, что в ней есть Кремль, но ещё и потому, что в самой Москве много храмов, монастырей, церквей, соборов. Одна из героинь книги с умилением говорит: «А коли придёт Богу помолиться, так наша матушка Москва и на это хороша. Святой город, батюшка!». Не говорят ли они нам о благочестивом обычае наших предков, которые не оставили нам ни развалин феодальных замков, ни древних дворцов, ни других общественных зданий, но зато всегда в память великих событий воздвигали храмы Божии, строили монастыри… Здесь, вероятно, и скрывается ответ на вопрос: почему Москва – один из самых неприметных городков, стала почти неожиданно для всех столицей огромного государства. Митрополит Иоанн объяснял это чудо: «Именно превращение Москвы в центр русского православия определило его судьбу, до того ничем не отличавшуюся от судьбы других русских городов». Эту же мысль разделял 150 лет назад и Загоскин. Кроме этого Загоскин рассматривает вопрос о соперничестве между Москвой и Петербургом.
В аллегорической загадке «Брат и сестра» Загоскин олицетворяет Москву в образе старшей сестры, а Петербург младшего брата. Загадка вся строится на сравнении двух характеров: «… он малый молодой, она пожилая барыня, у него нет ни одной морщины на лице, а у неё , бедняжки, как она ни белится, ни румянится, как ни красит волосы, а всё седые локоны из-под модной шляпки выглядывают».
Загоскин, конечно, пристрастен своих оценках, когда сравнивает их: « Сестра большая хлебосолка; конечно, она не всегда хорошо накормит, вино у неё подчас бывает с грехом пополам; но зато брат даст обед, да тотчас и ворота на запор: как ни звони в колокольчик, а всё дома нет да нет; а к сестре каждый день милости проси! У неё двери без колокольчика и ворота всегда настежь. Сестра, конечно, имеет свои недостатки, но зато такая радушная, гостеприимная и добросердечная женщина, что, несмотря на все её странности и причуды, её нельзя не полюбить. Я знаю это по себе: стоит только раз с ней познакомиться, а там уж ни за что не захочешь расстаться».
При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта studentu
Другие работы по теме:
Пушкин а. с. - Москва в творчестве а. с. пушкина
Конечно А. С. Пушкин скорее петербургский писатель но родился он в Москве и на всю жизнь сохранил любовь к этому городу. И это неудивительно. Петербург традиционно воспринимается русскими писателями как город возникший неестественным путем из тьмы ле Москва.
Восстановление Москвы после пожара 1812 года
План: 1. Изменение в облике города. 2. Восстановление промышленности и торговли. 1)Большую роль в восстановлении Москвы после пожара 1812 года сыграл из-вестный русский архитектор, участник войны Бове. Вернувшись из народного ополче-ния, он возглавил созданную тогда специальную комиссию для строений Москвы.
Набатная башня Московского Кремля
Глухая Набатная башня была возведена в 1495 году в северо-западной стене Московского Кремля между двумя другими — Царской и Константино-Еленинской башнями.
Москва в 50-80-е годы
План: 1. Москва в годы оттепели. 2. Москва при Брежневе. 1)В годы хрущёвской оттепели началось массовое жилищное строительство. Егосимволом стал московский район Черёмушки. Построенные там типовые дома, в основ-ном блочные и панельные пятиэтажки, по современным стандартам малоудобны, но онипозволили расселить из бараков и подвалов миллионы людей.
Шпаргалка по Москвоведению
Во 2 половине 1 тысячелетия наш. эры пришли славяне (ВЯТИЧИ). К северо-западу от современной Москвы жили КРИВИЧИ. В 11-12 веках их земли входили в Смоленское княжество, а ближайшими
Дядя Гиляй - поэт московского быта
"Даже поэзия Пушкина приобретает свой полный блеск лишь для тех, кто знает быт пушкинской эпохи...» - так писал Константин Паустовский в предисловии к знаменитой книге Владимира Гиляровского «Москва и москвичи».
Русская Фантастика XIX века. М. Н. Загоскин
Первой пьесой Загоскина увидевшей сцену была "Комедия против комедии, или Урок волокитам". Эта пьеса не имела у публики большого успеха. Но уже следующая комедия - "Г-н Богатонов, или Провинциал в столице", была принята петербургской публикой на "ура".
Господин Загоскин и его сочинения
Загоскин первым же своим прозаическим произведением положил начало жанру исторического романа в русской литературе, где ничего подобного до того момента не существовало.
Загоскин М.Н.
Известный русский беллетрист, по праву считающийся основателем русского исторического романа.
Историзм в Капитанской дочке Александра Пушкина
Роман "Капитанская дочка" – "прощальное" произведение А.С. Пушкина, он вырастал из его трудов по истории России. Работая над историческим романом, писатель опирался на опыт английского романиста Вальтера Скотта и первых русских исторических романистов (М.Н. Загоскина, И.И.
Булгаковская Москва. 2
Булгаковская Москва. Автор: Булгаков М.А. Тонкий психолог — Булгаков, переплетая в своем произведении “Мастер и Маргарита” реалистическое и фантастическое, добился возможности сатирически изобразить Москву 30-х годов.
Москва в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"
В конце зимы 1824 г. по Москве распространился слух, будто появилась пьеса, в которой высмеяно московское высшее общество, изображенное зло и карикатурно. Автором этой пьесы был Александр Сергеевич Грибоедов.
Москва в романе Льва Толстого Война и мир
Москва для Толстого — не просто город, в котором он часто бывал и подолгу жил. Москва стала героем его произведений, она связана с важнейшими этапами его жизни. Отношение писателя к древней столице менялось на протяжении жизни, детское восхищение величием древнего города сменялось неприятием светской пустоты.
Образ, бережно хранимый... 3
Образ, бережно хранимый... Автор: Пушкин А.С. 200 лет со дня рождения великого русского поэта. Юбилей, торжественные речи, восторженные фразы и пышная пустота. Хочется говорить о Пушкине, но не ради красного словца, хочется представить поэта, но не по заученным фразам из учебника, хочется почувствовать пушкинскую эпоху, на мгновение стать современницей поэта.
Гиляровский, Владимир Алексеевич
Введение 1 Год рождения 2 Биография 3 Память 4 Основные работы о Гиляровском Список литературы Введение Влади́мир Алексе́евич Гиляро́вский (8 декабря (26 ноября) 1855, имение в Вологодской губернии — 1 октября 1935, Москва) — писатель, журналист, бытописатель Москвы.
Памятники Москвы
ДОКЛАД по москвоведению на тему: Памятники Москвы работа ученика 10 «Б» класса школы № 655 Семёнова Павла. г. Москва, 1999г. «...За что ж? Ответствуйте: за то ли,
Щепкин, Михаил Семёнович
План Введение 1 Биография 2 Роли в театре 2.1 Домашний театр 2.2 Театр братьев Барсовых 2.3 Полтавский театр 2.4 Малый театр 3 Увековечение имени 4 Интересные факты
Шемаев, Василий Антонович
План Введение 1 Биография 2 Партнеры Список литературы Введение Шемаев Василий Антонович (1802(1802) — 12 или 13 декабря 1853, Санкт-Петербург) — актёр, оперный, а затем драматический артист.
Чебышев-Дмитриев, Александр Павлович
Александр Павлович Чебышев-Дмитриев (18 апреля 1834, Москва — 9 января 1877, Санкт-Петербург) — правовед, профессор, издатель, публицист. Биография
Москва в период смуты
План: 1. Москва в годы правления Бориса Годунова. 2. Лжедмитрий I. 3. Москва в годы польско-литовской интервенции. 1)В 1601 году в Москве начался страшный голод. Правительство Бориса Годуновапыталось организовать раздачу хлеба и денег из казны, привлекало голодных людейна общественные работы. Но всё это на дало сколько-нибудь существенных результа-тов.
Вернинский мятеж 1920
Вернинский мятеж (1920) - вооруженной выступление против советской власти, гарнизона города Верный, (ок. 5 тыс. чел.), 12-19 июня 1920 года. Значительная часть гарнизона состояло из местных семиреченских крестьян. Причиной выступления стал приказ командования Туркестанским фронтом выступить из города и отправиться в Фергану для борьбы с басмачами.
Москва в произведениях русской литературы
Реферат по литературе ученицы класса 11-1 лицея 1502 Волковой Любови Главным летописцем быта и нравов Москвы был Владимир Алексеевич Гиляровский или дядюшка Гиляй, как его любовно называли москвичи.
Адамович Г.В.
Поэт, критик, переводчик. Учился во второй московской, затем в первой петербургской гимназиях, в 1910-1917 - на историко-философском факультете Петербургского университета.