Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест.
А.П.Чехов "Вишневый сад".
План.
I. "Вишневый сад" – последняя законченная пьеса А.П.Чехова.
II. Бывшие хозяева вишневого сада.
1) Раневская и Гаев – взрослые дети.
2) Симеонов-Пищик – приспособившийся помещик.
III. Лопахин – хозяин вишневогосада.
IV. Будущие хозяева вишневого сада.
1) Петя Трофимов – вечный студент.
2) Аня Раневская – человек нового поколения.
"Вишневый сад" – последняя законченная пьеса А.П.Чехова. Замысел автора заключается в том, чтобы высмеять "недотепистость" основных действующих лиц. Чехов обрушивает целую лавину едких насмешек почти на каждого из них. Однако нам все равно становится по-человечески жаль многих персонажей. После первого прочтения "Вишневого сада" ни у кого, по-моему, не возникает антипатии к Фирсу, "лакею, старику восьмидесяти семи лет", который, несмотря на свой преклонный возраст, заботится о помещике Гаеве, как о малом ребенке. Но, трезво осмыслив прочитанное, мы понимаем, что он холоп "до мозга костей", что такой тип людей – пережиток прошлого. На мой взгляд, это мнение немного надуманное, неестественное, и я не берусь судить, какое из них вернее. Даже современниками писателя "Вишневый сад" воспринимался по-разному. Знаменитый драматург Станиславский, вместо создания "комедии, местами даже фарса", представил пьесу как "тяжелую драму" русской жизни, что сильно противоречило замыслам автора. Чехов говорил: "Я же комедию написал! Что же вы сделали слезливую драму".
Чехов беспощадно высмеивает ограниченность и глупость главных действующих лиц – Гаева и Раневской. Гаев "прожил все свое состояние на леденцах". Его любимое выражение – "Желтого в угол! Дуплет в середину!" – проскальзывает через слово. Раневская сорит деньгами направо и налево, в то время как сама увязла в долгах. Они представители "вымирающего дворянства", часть прошлого, люди, которые не смогли или не захотели приспособиться к действительности нового мира. Взрослые дети, они смогли сохранить в себе некоторые черты людей уходящего мира: доброту, отзывчивость, честность, прямоту. Они способны на высокие чувства, на страдания. Но этот мир прошлого стал для них футляром, в который они пытаются погружаться, сталкиваясь с проблемами реальной жизни. Ни Гаев, ни Раневская совершенно не умеют вести хозяйство, и их имение собираются продать за долги. Они тяжело переживают возможную потерю имения: "… я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и если уж нужно продавать, то продавайте и меня вместе с ним". Им предлагают "вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи". Однако и Гаев, и Раневская совершенно единодушны в этом вопросе, они считают предложение совершенно неприемлемым и отказываются от него, хотя это, несомненно, принесло бы огромную прибыль и помогло бы расплатиться с долгами. Мало того, они обеспечили бы себе "двадцать пять тысяч годового дохода". Может быть, они поступают правильно. Во-первых, морально-этические принципы, которые они сумели в себе сохранить, не позволяют им вырубать вишневый сад, символ красоты Русской земли. А во-вторых, для чего им будет нужен этот новый сад, если они любили его только как напоминание о прошлом? Смена формации становится трагедией для обоих. Они не могут приспособиться к новой жизни, но Чехов отказывает им в сочувствии, он считает Гаева и Раневскую не достойными владеть вишневым садом, символическим образом всей России.
В отличие от Гаева и Раневской, Симеонов-Пищик, тоже помещик, смог приспособиться к реалиям новой жизни. Он получил прибыль с железной дороги, которая прошла по его территории, затем сдал часть своего имения в аренду на двадцать четыре года. Фактически, для Пищика предложение англичан об аренде земли означает то же, что предложение вырубить вишневый сад и построить на его месте дачи для Гаева и Раневской. Но Симеонов-Пищик поступается своими принципами и отдает участок в аренду. Финансовые трудности, опасения за судьбу дочери, огромные долги сломили его волю и характер. "Голодная собака ворует только в мясо", так и он теперь "может только про деньги".
Если Симеонов-Пищик сумел приспособиться к новой жизни, то Лопахин научился управлять ею. У него есть врожденное чутье предпринимателя, которое становится незаменимым качеством в новом мире. Лопахин – человек с сильным характером. Характер помог ему из крестьянства выбиться в буржуазию. Он умеет трезво оценивать сложную ситуацию и находить из нее наилучший выход. Именно он является инициатором предложения Гаеву и Раневской: отдать вишневый сад под дачи. На мой взгляд, Лопахин – самый противоречивый персонаж в пьесе. "Битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал", воспитанный в имении, где "дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню", впитал часть той, уходящей культуры дворянской усадьбы, которая и сформировала его "тонкую, нежную душу". Однако духовная жизнь не может не противоречить практичной натуре купца. В этом противоборстве побеждает обычно купец, "хищный зверь". Именно ему Чехов отдает роль хозяина вишневого сада в настоящем.
Однако будущее вишневого сада он связывает с представителями нового поколения – Аней Раневской и Петей Трофимовым. В монологах Пети Трофимова зачастую выражается мнение самого Чехова. Но, как и многие другие персонажи комедии, Петя – человек фразы. Он не совершает и, по-видимому, не совершит ни одного поступка
.Он как бы застыл в развитии, и даже его прозвище, "вечный
студент", подтверждает это. Петя оказывается еще одним Тургеневским Рудиным.
Как и Рудин, он способен влиять на других людей, в особенности на Аню, которая, как губка, впитывает все его мысли, дающие впоследствии богатый урожай стремлений и надежд в ее душе. Среди основных действующих лиц Аню выделяет малое количество реплик: она человек действия. В самом начале пьесы Аня привозит из Парижа свою мать, прожившую там пять лет, в то время как ее имение уже собирались пустить с молотка. Ни в одной сцене Аня не показана в сатирическом свете. Она смотрит в будущее с оптимизмом: "Мы насадим новый сад, роскошнее этого…". Она представитель нового поколения людей, идущих на смену и Гаевым, и Раненевским, и Лопахиным, людей которые смогут создать новую Россию!
Другие работы по теме:
Литературный герой РАНЕВСКАЯ
РАНЕВСКАЯ - героиня комедии А.П.Чехова «Вишневый сад» (1903). Образ Р., неуловимый в своей прелести, вобрал в себя родовые черты русской дворянской культуры, нашедшие свое литературное выражение в Лариных и Ростовых, Кирсановых и Лаврецких, Обломовых и Левиных. Поэзия образа Р. - в ее неразрывной связи с 337 усадьбой, старинным домом, вишневым садом.
Чехов а. п. - Время и память в пьесе вишневый сад
Пьеса “Вишневый сад” написана в 1903 году, незадолго до смерти А. П. Чехова. Как и всякая пьеса, она населена различными действующими лицами: среди них главные, второстепенные, эпизодические. Все они говорят, страдают, радуются. У каждого героя свое лицо, одежда, привычки, возраст, социальное положение.
Ахматова а. - Судьба поколения в лирике а. ахматовой
Уникальность лирики великой русской поэтессы. Анны Андреевны Ахматовой заключается в том что по словам. Осипа Мандельштама она вобрала в себя всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века.
Дворянство в пьесе Чехова Вишневый сад
Пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад» была создана в 1903— 1904 годах. Относительно ее жанра — что это — драма или комедия? — спор продолжается и поныне. Сам автор настаивал на том, что это не драма, а комедия, местами даже фарс. Спор Чехова с постановщиком пьесы Станиславским имел принципиальное значение. Один из критиков писал, что «Вишневый сад» — это «памятник над могилой симпатичных белоручек».
Символическая связь образов пьесы Антона Чехова Вишневый сад с разными временными слоями
«Вишневый сад» была последней и, можно сказать, итоговой пьесой Антона Чехова. Он написал ее незадолго до смерти, в 1904 году, на стыке эпох, когда предчувствие изменений в обществе было особенно заметным. Накануне социального взрыва он как творческий человек, не мог не ощущать общего расположения духа, неуверенность момента почти невольно вызвала потребность осмыслить современную ему действительность из позиций прошлого и будущего.
Лопахин нежная душа , спаситель или хищный зверь
«Вишневый сад» А. П. Чехова — пьеса о разорившемся дворянском гнезде. Хозяева вишневого сада, Любовь Андреевна Раневская и Леонид Андреевич Гаев, обанкротившиеся помещики, они вынуждены продать имение, чтобы рассчитаться с долгами. Воспоминания о прошлом, сегодняшняя жизнь и беспокойство о будущем неизбежно связываются героями с судьбой вишневого сада.
Прошлое, настоящее и будущее России в пьесе Антона Чехова Вишневый сад
Эпоха наибольшего обострения социальных отношений, бурного общественного движения, подготовки первой русской революции нашла отчетливое отражение в последнем крупном произведении писателя - пьесе «Вишневый сад». Чехов видел рост революционного сознания народа, его недовольство самодержавным режимом.
Мильон терзаний хозяев вишневого сада по пьесе Антона Чехова
Почему до сих пор эта пьеса идет во многих театрах России и за рубежом? В комедии Чехова "Вишневый сад" мы видим сочетание драматического и комического, что связано с проблематикой произведения. В пьесе показан бег времени: прошлое, настоящее и будущее. Центральные герои — Раневская и Гаев.
Анализ пьесы А.П. Чехова Вишневый сад
Автор: Чехов А.П. Пьеса «Вишневый сад» - последнее драматическое произведение Чехова, печальная элегия об уходящем времени «дворянских гнезд». В письме к Н.А. Лейкину Чехов признавался: «Ужасно я люблю все то, что в России называется имением. Это слово еще не потеряло своего поэтического оттенка».
Старые и новые хозяева вишневого сада По пьесе А. П. Чехова Вишневый сад
Автор: Чехов А.П. Распалась связь времен… В. Шекспир В одной из книг, посвященных творчеству А. П. Чехова, я прочитала о том, что образ Гамлета помогал ему многое понять в облике его современников. Литературоведы много внимания уделили этому вопросу, я же отмечу то, что поразило меня в пьесе “Вишневый сад”, этой “лебединой песне” великого драматурга: подобно принцу датскому, герои Чехова ощущают свою затерянность в мире, горькое одиночество.
Символика вишневого сада в одноименной пьесе А. Чехова
Автор: Чехов А.П. Конец жизни Чехова пришелся на начало нового века, новой эпохи, новых настроений, устремлений и идей. Таков уж неумолимый закон жизни: то, что когда-то было молодым и полным сил, становится старым и дряхлым, уступая дорогу новой — юной и сильной — жизни... За смертью и умиранием следует рождение нового, разочарованность в жизни сменяется надеждами, ожиданием перемен.
Три поколения в пьесе Чехова Вишневый сад
Автор: Чехов А.П. Название пьесы символично. “Вся Россия — наш сад”,— сказано у Чехова. Эта последняя пьеса была написана Чеховым ценой огромного напряжения физических сил, и простое переписывание пьесы было актом величайшей трудности. Чехов закончил “Вишневый сад” накануне первой русской революции, в год своей ранней смерти (1904).
Новый хозяин вишневого сада
Автор: Чехов А.П. Одной из последних пьес, которые написал А.П.Чехов, является “Вишневый сад”. Хоть это произведение по всем признакам и подходит под драму, но все же автор назвал его комедией. Все события в пьесе связаны с продажей имения Л.А.Раневской за долги. Ситуация постепенно накаляется, а в конце произведения новым хозяином вишневого сада становится предприимчивый купец Лопахин.
Комедия А. П. Чехова «Вишневый сад»
Комедия Антона Павловича Чехова «Вишневый сад» является величайшим произведением XX века. Нет, пожалуй, артиста и режиссера, который бы не хотел сыграть и поставить эту пьесу. Чем же так привлекательно это произведение?
Символ вишневого сада в пьесе Чехова
Конец жизни Чехова пришелся на начало нового века, новой эпохи, новых настроений, устремлений и идей. Таков уж неумолимый закон жизни: то, что когда-то было молодым и полным сил, становится старым и дряхлым, уступая дорогу новой - юной и сильной жизни.
Лопахин и Варя в пьесе Чехова Вишневый сад
Чтобы лучше понять непростые взаимоотношения Вари и Лопахина, необходимо хорошо понять, что представляет собой каждый из этих персонажей. Лопахин — один из центральных образов пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад».
Тема русского дворянства в драматургии А. П. Чехова
Автор: Чехов А.П. А. П. Чехов принадлежит к числу тех русских писателей, которых всегда интересовали проблемы исторического развития общества, проблема героя времени. А потому в своих произведениях он исследует проблему дворянства, причем писателя интересует не только общественная роль дворян в новых исторических условиях, но и состояние их внутреннего мира.
Великан-эгоист
Автор: Уайльд Оскар. Каждый день после школы дети играли в чудесно-красивом саду. Но однажды вернулся великан — хозяин этого сада. Он выгнал всех детей и запретил им возвращаться. Он был большим эгоистом. Когда настало время весны, она не пришла в сад великана. Там по-прежнему царили Зима, Снег, Мороз и Северный Ветер и Град.
Нежная душа или хищный зверь
Автор: Чехов А.П. (Образ Лопахина в пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад” ) Ведь это не купец в пошлом смысле этого слова. Надо сие понимать. А. П. Чехов При создании пьесы “Вишневый сад” А. П. Чехов большое внимание уделял образу Лопахина как одному из центральных образов комедии. В раскрытии авторского замысла, в решении основного конфликта именно Лопахину принадлежит очень важная роль.
Чем мне близок Антон Павлович Чехов
Автор: Чехов А.П. Впервые я познакомилась с творчеством Антона Павловича Чехова, когда была еще совсем маленькой. Рассказы «Детвора», «Каштанка», «Ванька» были первыми книгами, которые я прочитала сама. Они оставили глубокий след в моей памяти и в моей душе. Нельзя без волнения читать о судьбе маленького Ваньки, не переживать за потерявшую хозяина Каштанку.
Настоящее, прошлое, будущее в пьесе Вишневый сад
Автор: Чехов А.П. Конец девятнадцатого — начало двадцатого — время изменений. На рубеже веков люди живут накануне. Накануне же чего, мало кто понимает. Уже появляются люди нового поколения, тогда как продолжают существовать люди прошлого. Возникает конфликт поколений. Подобное уже изобразил Тургенев в романе “Отцы и дети”.
Прошлое, настоящее и будущее Вишневого сада.
Автор: Чехов А.П. Антон Павлович Чехов вошел в русскую литературу рассказами, пьесами, повестями. Чехов создал множество рассказов, огромную коллекцию произведений, посвященных одной теме — теме России.
Вся Россия - наш сад в чем заключается оптимизм пьесы А.П. Чехова Вишневый сад
Автор: Чехов А.П. «Вишневый сад» — одна из наиболее многозначных пьес Чехова. Здесь стоит подзаголовок «комедия», но во время представления зрители почти не смеются. И рецензенты после первой постановки «Вишневого сада» в Московском Художественном театре отмечали, что в пьесе поставлен «памятник над могилой симпатичных белоручек, орхидей, отцветших за чужим гробом...
Идейное содержание пьесы А. Чехова Вишневый сад 2
Идейное содержание пьесы А. Чехова «Вишневый сад» Автор: Чехов А.П. Главный конфликт пьесы — конфликт уходящего дворянства с пришедшей ему на смену буржуазией. Другая сюжетная линия — социально-романтическая. “Вся Россия — наш сад”, — говорит устами своих героев сам Чехов. Но мечта Ани и Пети Трофимова разбивается о практицизм Лопахи-а, по воле которого вырубается вишневый сад.
Тема русского дворянства в драматургии А.П.Чехова Вишневый сад
Тема русского дворянства в драматургии А.П.Чехова ("Вишневый сад") Автор: Чехов А.П. Последнюю свою пьесу, "Вишневый сад", Чехов завершил на пороге первой русской революции, в год своей ранней смерти. Писателю казалось, что он пишет комедию, легкий водевиль, "местами даже фарс", но невольно из-под его пера выходило сложное, многоплановое произведение, доводившее до конца все прежние мотивы его произведений и в этом смысле итоговое.
Реформа П. А. Столыпина
Краткая биография П. А. Столыпина. Столыпин и Государственная дума. Аграрная реформа П. А. Столыпина. Кончина Столыпина и высказывания о нем многими великими личностями.