Критика российской действительности в пьесе А.М.Горького “На дне”
Хорошо, когда прочитанная книга оставляет след в душе. И если он яркий, мы вдруг задумываемся над тем,
какое значение имеет для нас это произведение, что оно дало нам.
Со времени создания пьес Горького прошло много лет, но и теперь они читаются и идут в театрах. Видимо,
им предопределена долгая жизнь. Можно сказать, что это - энциклопедия предреволюционной России, история,
запечатленная мастерски и жизненно, но нельзя забывать, что в них много общечеловеческого, подходящего не
только к прошлой, но и к нынешней жизни.
“Человек - это великолепно! Это звучит... гордо!” Эти слова, сказанные на заре ХХ века, определяли твор-
ческую линию писателя. Он любил людей, поэтому его воображение, пронизанное прекрасной мечтой о вели-ком призвании человека, рождало такие изумительные образы, как Данко.
Но он же выступал и со страстным, горячим протестом против всего, что принижало человека, против всех
“свинцовых мерзостей жизни”.
В пьесе “На дне” с большой силой и непревзойденным художественным мастерством показаны те ужасные
условия жизни, которые толкают на “дно” ее, в “яму”. И тогда человек перестает быть человеком. Да разве ж
это люди обитают в омерзительной ночлежке Костылева ? Они утратили все человеческое, потеряли даже об-лик человека, превратились в жалких, никому не нужных существователей.
Конечно, во многом они сами виноваты в том, что с ними случилось: у них не хватило твердости или уме-ния бороться с судьбой, желания трудиться, преодолевать трудности. Но виноваты и социальные условия. Это
была эпоха быстрого обогащения одних и обнищания других, эпоха, когда рушились остатки вековых устоев. В
каждой загубленной судьбе мы видим сплав общественных и личных проблем.
Но даже и здесь, “на дне” жизни, действуют свои неумолимые волчьи законы. Здесь свои “короли” и под-
властные, эксплуататоры и эксплуатируемые, хозяева и работники. Законы общества преследуют человека от
рождения до смерти, от царских чертогов до вонючей ночлежки. Только в последних все гораздо обнаженнее, а
отношения более дикие. И в этом обвинение строю и обществу! Жизнь здесь для нормального человека хуже
каторги. Она толкает людей на преступления, черствость, бесчестность. Ворует Васька Пепел, умирает в страш-
ных муках Анна, идет на самое ужасное в жизни Настя, окончательно спивается Актер. Они уже не поднимутся.
А ведь это люди, которые знали когда-то и другую жизнь. И поэтому полна страстных мечтаний о будущем
Наташа, думает о светлых чувствах Настя, верит в свою мечту больной и опустившийся Актер. У них только и
осталось в жизни, что вера. “У нас нет имени! Даже собаки имеют клички, а мы нет!” - с горьким чувством вос-
клицает Актер. И в этом возгласе нестерпимая обида человека, выброшенного за борт жизни. У них отняли все, у этих забытых людей, но не смогли отнять веры в лучшее. Этим качеством с избытком обладал сам Горький,
наделял он им и своих героев.
Странник Лука, появляющийся в пьесе, сумел заронить и зажечь в сердце каждого искру надежды и мечты. Но после его ухода еще тяжелее стала жизнь ночлежников. Люди эти так изломаны, что им уж нечего ждать. И надежда, оброненная Лукой, лишь разбередила их раны. Поманил странник, а дороги не показал.
Как ореховая скорлупа, раздавлены мечты Клеща о лучшем времени, и в результате мы видим его падшим
крайне низко: “Никогда уже он не выберется отсюда”. И читателю становится не по себе от этих слов.
Пьеса утверждает: так больше жить невозможно !
Многие свои мысли вкладывает автор в уста Сатина. Порой странно слышать такие высокие слова от ка-
торжника и шулера. Мы понимаем, что в Сатине погибли недюжинная натура, сильный, ясный ум. Гордые сло-
ва о человеке стали крылатыми, они заставляют верить, что люди достойны лучшей участи.
Пьеса “На дне” проникнута горячим и страстным призывом любить человека, сделать так, чтобы имя это
действительно звучало гордо. Пьеса имела огромный политический резонанс, звала к переустройству общества,
выбрасывающего людей “на дно”. Нет и не может быть счастья, пока человек несвободен, пока несправедли-
вость господствует на каждом шагу. Человек достоин счастья и свободы потому уже, что он Человек !
Сейчас, в эпоху, когда мы вновь заговорили о гуманизме и милосердии, когда призываем “милость к пад-
шим”, пьеса Горького обретает иное значение. Это не только исторический документ, не просто выдающееся
творение человеческого ума, это и произведение, которое вновь и вновь будет обращать взоры людей к вечным
проблемам добра, милосердия, социальной справедливости.
Другие работы по теме:
Горький м. - Критика российской действительности в пьесе а. м. горького
Хорошо когда прочитанная книга оставляет след в душе. И если он яркий мы вдруг задумывается над тем какое значение имеет для нас это произведение что оно дает вам. Конечно во многом они сами виноваты в том что с ними случилось у них не хватило твердости или умения бороться с судьбой желания трудиться преодолевать трудности.
Есть люди, а есть иные человеки по пьесе Горького На дне
Есть люди, а есть иные человеки 8230 по пьесе Горького На дне В пьесе Горького, написанной в 1902 году, зрители впервые увидели незнакомый им мир отверженных. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи мировая драматургия еще не знала. Конечно, тема униженных и оскорбленных не нова в русской литературе.
Проблема лжи и правды в пьесе Максима Горького На дне и в рассказе О. Генри Гнусный обманщик
Концепция пьесы М. Горького «На дне» основана на двух понятиях — лжи «утешительной, примиряющей» и истины «возвышающей». В новелле О. Генри «Гнусный обманщик» поборника правды мы не находим, хотя бы такого непоследовательного, как Сатин в пьесе Горького. Тем не менее проблема в этих двух произведениях одна — выбор между истиной и ложью, причем на таком уровне, что от этого зависит человеческая жизнь (и не одна!).
Не всегда правдой душу вылечишь по пьесе Горького На дне
Не всегда правдой душу вылечишь 8230 по пьесе Горького На дне Пьеса Горького "На дне" выявляет самые неприглядные стороны жизни низов общества. Во весь голос кричащие социальные проблемы у Горького тесно переплетены с проблемами совсем иного рода. Так сквозь всё действие проходит вопрос, можно ли вылечить душу правдой? Мне пьеса интересна, в первую очередь, именно как попытка решить этот нравственный и философский вопрос.
Проблематика пьесы М. Горького На дне 2
Проблематика пьесы М. Горького «На дне» Автор: Горький М. В пьесе “На дне” Горький показывает людей, сломленных жизнью, обреченных на гибель. Проблематика произведения раскрывается не столько в действии (мир ночлежки как бы застыл, событий происходит не так уж много), сколько в разговорах персонажей.
Во что веришь, то и есть. Роль Луки в пьесе На дне
"Во что веришь, то и есть". Роль Луки в пьесе "На дне" Автор: Горький М. Одним из наиболее влиятельных и интересных персонажей в пьесе является Лука. Роль его в произведении обсуждается уже долгое время разными критиками.
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького На дне. 5
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне». Автор: Горький М. Пьеса М. Горького “На дне” была написана в 1902 году. Эта пьеса была разрешена для постановки только Художественному театру. Цензоры надеялись на ее провал, но спектакль имел громадный успех. М. Горький показал нам жизнь людей, которые опустились “на дно” и уже никогда не поднимутся к иной жизни.
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького На дне. 3
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне». Автор: Горький М. Крупнейшие писатели XIX века выступали как прозаики, драматурги. Творчеству М. Горького тоже была присуща многожанровость. В 1901 году он обратился к драме и со своими первыми пьесами “Мещане” и “На дне” вошел в историю литературы как драматург-новатор.
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького На дне. 2
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне». Автор: Горький М. Есть ложь, на которой люди, как на светлых крыльях, поднимаются к небу; есть истина, холодная, горькая, в которой... мирские ученые очень сведущи и точны, но которая приковывает человека к земле свинцовыми цепями.
Правда или сострадание По пьесе М.Горького На дне
Правда или сострадание? (По пьесе М.Горького "На дне") Автор: Горький М. Однозначного ответа на этот вопрос не возможно дать. Ведь для каждого есть своя правда. И очень сложно разобрать в пьесе что есть правда, а что есть ложь.
Жизненно важные вопросы в пьесе Недорсль
Жизненно важные вопросы в пьесе "Недорсль" Автор: Фонвизин Д.И. Я думаю,что в пьесе Фонвизина затронута жизненоважная проблема дворян в Петровскую эпоху.Во время правления Петра1 усилился контроль за образованием.Петрй говорил о необходимости просвещения дворянства.Дворян надо было воспитывать,делать из них не бессердечных невежд,а опору государству.Петр1 проводил реформы связанные с образованием.Так же в своей комедии Дмитрий Иванович затрагивает проблему высших и низших слоев населения,обращение дворян к крестьянам.Крестьяне пытаются угодить своим хозяевам,усердно работая на них за гроши.В пьесе затрагивается проблема так же проблема воспитания детей.Простакова является тираном для всех,кроме своего сына Митрофана.Она потакает ему во всем,делая все для него,а Митрофан не так уж прост и наивен как кажется.Он использует ее любовь и подыгрывает ей.Прежде всего Митрофан
Без имени - нет человека. (По пьесе М.Горького На дне)
"Без имени - нет человека". (По пьесе М.Горького "На дне".) Драматическая пьеса «На дне» была написана в 1902 году. В своем произведении автор изображает социальные низы, униженных и оскорбленных, людей без имени, которые оказались на дне. Так уж судьба распорядилась, что жители ночлежки стали лишними людьми, не имеющими права с честью носить собственное имя.
Жанровое своеобразие драмы М. Горького «На дне»
Многогранный талант М. Горького ярко проявился и в драматургии. В пьесе «На дне» Алексей Максимович открыл читателям и зрителям доныне неизвестный пласт русской жизни: чаяния, страдания, радости и надежды «бывший людей», обитателей ночлежки.
Лука и Сатин в драме Горького "На дне"
В пьесе "На дне" Горький показывает людей, сломленных жизнью, обреченных на гибель. Герои, их внутренний мир раскрывается не из поступков, а из разговоров. Каждый герой несет свою философию, свою идею.
Театр Горького
Горький со всей силой неколебимой веры и убежденности выразил гуманистический смысл “единой темы” своего творчества—“темы воинственной, революционной”, полной исторического оптимизма, с ней он пришел в театр.
Спор о человеке в пьесе М. Горького На дне
Автор: Горький М. Пьеса М. Горького “На дне” написана в 1902 году. Она имела колоссальный успех и была поставлена на сценах не только российских, но и европейских театров. Интерес к ней объясняется в первую очередь тем, что писатель достоверно и подробно изобразил жизнь людей “дна”. Прежде на страницах русской классики рассуждали о жизни и смерти, о добре и зле в основном люди, принадлежавшие к высшему обществу.
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького На дне. 6
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне». Автор: Горький М. Произведения художественной литературы, которые затрагивают вечные вопросы, обычно имеют большую популярность и долгую жизнь, так как именно вечное всегда находит отклик в людских сердцах. Именно таким произведением является пьеса М.
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького На дне.
Автор: Горький М. Одним из лучших произведений Горького является пьеса “На дне”. Она социально-философского жанра и направлена к общечеловеческим ценностям. Горький впервые поднял вопрос о людях “дна”, как о прямом доказательстве преступления, совершаемого над человеком.
Социально-философский смысл драмы М. Горького На дне
Автор: Горький М. Из первой ремарки в пьесе “На дне” мы представляем, что на улице весна, все кругом расцветает и вдруг... ночлежка. Здесь живут люди, которым негде больше жить. Здесь плохо, а выхода из положения не видно. Кто-то еще пытается исправить ситуацию, - работает, кто-то уже отчаялся, а кто-то ничего и не может сделать.
Социально-философский смысл драмы М. Горького На дне 2
Социально-философский смысл драмы М. Горького «На дне» Автор: Горький М. Начало двадцатого века ознаменовалось появлением таких пьес, как “Вишневый сад” А. П. Чехова и “На дне” М. Горького. Эти два произведения были столь нетрадиционны по своему построению, поставленным вопросам, что их авторы по праву стали считаться основоположниками современной драматургии.
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького На дне. 4
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне». Автор: Горький М. Одним из наиболее принципиальных вопросов русской литературы является вопрос о человеке, его месте в мире и его подлинной ценности. Проблема гуманизма становится особенно актуальной в конце XIX — начале XX века. В это время история начинает развиваться таким образом, что настоящая ценность человека оказывается потерянной.
Проблема гуманизма в пьесе М. Горького На дне 3
Проблема гуманизма в пьесе М. Горького «На дне» Автор: Горький М. Пьеса М. Горького “На дне” была написана в 1902 году, в переломный момент для России. Горький вводит в русскую литературу нового героя — люмпена, босяка. И рассказывает о нем по-новому. Тема людей дна не нова для русской литературы: Гоголь, Достоевский, Гиляровский обращались к этой теме.
Что нового о человеке сказал Горький Человек глазами Горького
Автор: Горький М. В конце XIX века в русской литературе появляется новый герой — пропащий человек, изгой, который отвергнут обществом, и судьба которого никого не интересует. Такой герой изображается в реалистических рассказах М. Горького. Художник рисует образ, так сказать, босяка неоднозначно, он пытается выявить причину, по которой герой опустился «на дно» общества.
Правда и ложь в пьесе М. Горького На дне 2
Правда и ложь в пьесе М. Горького «На дне». Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является основой философской пьесы М. Горького “На дне”.
Немного о пьесе Горького На дне
Немного о пьесе Горького "На дне" Автор: Горький М. Драма на дне. Миро восприятия героев в драме Горького. С 1901-1906 года Горький написал ряд пьес. В театре Горький видит тесную связь с массами, где можно затронуть злободевные вопросы жизни.
Гусев, Владимир Евгеньевич
Введение 1 Биография 2 Роли в Ярославском камерном театре 3 Фильмография Список литературы Введение Влади́мир Евге́ньевич Гу́сев (род. 9 июля 1958) — российский актёр театра и кино, заслуженный артист России (2010)[1].
Агеев, Виктор Иванович актёр
План Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.1.1 Оренбургский областной драматический театр имени М. Горького Список литературы