Андрей Репин
Первое
впечатление, которое производит на читателя герой романа И.Гончарова «Обломов»,
— это впечатление лени, неподвижности, скуки. Тем разительнее перемена тона в
начале девятой главы романа «Сон Обломова»: “Где мы? В какой благословенный
уголок земли перенёс нас сон Обломова? Что за чудный край!” До девятой главы
«Обломов» казался сатирой на “лишнего человека” — и вдруг в девятой главе —
взлёт к высокому, эпически размашистому слогу. Где ещё мы можем найти подобные
стилистические перепады, с резким переходом от сатиры к эпической
торжественности? Прежде всего в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души», в финале
первого тома, когда сатирический смех вдруг переходит в таинственно-патетическое
вопрошание: “Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа”. И в «Мёртвых
душах», и в «Обломове» происходит своего рода чудо. В «Мёртвых душах»
“прозаическая” бричка Чичикова стремительно и неожиданно превращается в
волшебную “птицу-тройку”. В «Обломове» столь же неожиданно выясняется: место
рождения “скучного” героя — волшебная страна.
Вместе
с тем что-то в этой волшебной стране напоминает нам о страхах, что сеют в
обывателях города Калинова Феклуша и Кабаниха из «Грозы» А.Н.Островского.
Жителей Калинова пугают “некто лицом чёрен” и “люди с пёсьими головами”.
Примерно такие же представления о мире передаются из поколения в поколение
обитателями Обломовки: “За Питером живут французы или немцы, а далее уже
начинался для них, как для древних, тёмный мир, неизвестные страны, населённые
чудовищами, людьми о двух головах, великанами; там следовал мрак — и, наконец,
всё оканчивалось той рыбой, которая держит на себе землю”. И для калиновцев, и
для обломовцев за пределами их тесного мирка начинается страшный мир, полный
тёмного, угрожающего волшебства.
Что
же роднит «Мёртвые души», «Грозу» и «Сон Обломова»? Мир сказки — с его светлой
и тёмной сторонами. Светлое чудо (превращение чичиковской брички в
“птицу-тройку”) и тёмное колдовство (превращение в сознании обитателей Калинова
поезда в змея) — и то, и другое отсылает к сказке.
Вот
и во «Сне Обломова» за околицей деревни начинаются чудеса — светлые чудеса
народного воображения и тёмные чудеса мертвящего суеверия. Одно незаметно
переходит в другое — так, что трудно провести грань между добром и худом. Вот
стоит избушка Онисима, а попасть в неё можно, только если “упросить её стать к
лесу задом, к нему передом”. Это добрая сказка, но тут же, за ближайшей
канавой, начинается страшная сказка. Маленький Обломов только хочет добраться
до березняка “не кругом, а прямо, через канаву, как испугается: там, говорят, и
леший, и разбойники, и страшные звери”. По этой канавке проходит граница между
светом и тенью: поближе к дому маленького Обломова — радостное чудо, подальше —
сказочная жуть.
Обитатели
Обломовки воспринимают мир без счёта и мер. Для них есть только свой дом, а
далее воображение обломовца сразу перепрыгивает в небывалую даль — ту, что “за
тридевять земель”. Там, “в некотором царстве-государстве”, грезится всё та же
Обломовка, но только преображённая. Реальная Обломовка — это только первое
приближение к обломовской сказке; долгими вечерами няня рассказывает маленькому
Илюше “о неведомой стране”, где нет ни ночей, ни холода, где всё совершаются
чудеса, где текут реки мёду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а
день-деньской только и знают, что гуляют всё добрые молодцы, такие как Илья
Ильич, да красавицы, что ни в сказке сказать, ни пером описать”.
Прелесть
обломовской сказки в том, что она проникнута любовью. В Обломовке — всё любовь,
всё поэзия: “Небо там, кажется, напротив, ближе жмётся к земле, но не с тем,
чтоб метать сильнее стрелы, а разве только, чтоб обнять её покрепче, с
любовью”. В гармонии с любящей матерью-природой — образ “маменьки”. Как “мать
сыра земля” заботится о тех, кого она приютила, так печётся и “маменька” о
своём сыне: “Мать осыпала его страстными поцелуями, потом осмотрела его
жадными, заботливыми глазами…” Сын же отвечает ей горячей взаимностью — и тот
взрослый Обломов, который спит и видит сон, и тот маленький Обломов, который
снится ему: “Обломов, увидев давно умершую мать, и во сне затрепетал от
радости, от жаркой любви к ней: у него, у сонного, медленно выплыли из-под
ресниц и стали неподвижно две тёплые слезы”.
Но
вместе с тем в обломовской сказке есть сковывающий страх, боязнь всего нового,
незнакомого. Есть также тупая неподвижность и всё то, что соответствует
русскому “авось”. Обломовка напоминает заколдованное царство, где всё
погрузилось в сон. Напряжённая, полная исканий жизнь человечества не касается
её. Еда и сон — только этим и ограничивается тамошняя жизнь. Человек там во
власти вековой скуки и лени.
И
эту высокую любовь, и эту лень находим в русских сказках. По словам философа
Е.Н.Трубецкого, есть в них влечение “к неумирающему добру, к вечной красоте, к
той светлой запредельной полосе, где не заходит солнце”. В них русский человек
находит “ту чудесную силу, те могучие крылья, которые уносят его прочь от
житейской низменности, ту магию, которая превращает его из жалкого дурака в
сказочного красавца”. Такова возвышающая сила сказок.
Но,
с другой стороны, в русских сказках, по мнению Трубецкого, преобладает
пассивное начало: “В ней сказывается настроение человека, который ждёт всех
благ жизни свыше и при этом совершенно забывает о своей, личной
ответственности… Это прелестная поэтическая грёза, в которой русский человек
ищет по преимуществу успокоения и отдохновения; сказка окрыляет его мечту и в
то же время усыпляет”.
Получается,
что в «Сне Обломова» дан ключ к русской сказке, а значит, и к русской душе. В
нём открываются коренные, исконные черты русского характера. Значит, Обломов —
не просто сатирический тип, это образ, символизирующий глубочайшие противоречия
русского человека — его величие и его постыдную слабость.
На
это ключевое значение «Сна Обломова» указывали многие современники
И.А.Гончарова. Так, Дружинин писал, что до девятой главы герой Гончарова
кажется “засаленным, нескладным куском мяса”, после же девятой главы читатель
узнаёт “сердцу милого Обломова”. Критик заключает: “«Сон Обломова» не только
осветил, уяснил и разумно опоэтизировал всё лицо героя, но ещё тысячью
невидимых скреп связал его с сердцем русского читателя”.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта lit.1september/
Другие работы по теме:
Гончаров и. а. - Идеальный женский характер в представлении и. гончарова
И. А. Гончаров в своем романе исследует человеческую натуру, и если в образах Обломова и Штольца мы найдем как бы две крайности (сердечность, но пассивность и активность в ущерб душе), то в образе Ольги Ильинской, с моей точки зрения, воплотились не только лучшие черты русской женщины, но и все лучшее, что видел писатель в русском человеке.
Размышления над страницами романа Обломов
Осенний вечер. Дома никого нет, и я читаю роман Гончарова. Странный все-таки герой — Илья Ильич Обломов. Он терпеливо сносит все удары судьбы, смиряется с постоянными недородами в деревне и ленью Захара, с тем, что его постоянно обманывают, обкрадывают, злоупотребляют присущей ему добротой. Он не стремится добиться богатства, славы, положения в обществе.
Встреча Обломова со Штольцем
Главной задачей своего романа «Обломов» Гончаров считал поиск подлинно человеческой «нормы» бытия, утраченной в современном мире, и героя, отвечающего этой «норме». Но особенностью воплощения этого авторского замысла стало то, что «артистический идеал» личности оказывается недостижим. Он как бы распадается на две части, два основных образа — Обломова и Штольца, которые изображаются на основе принципа антитезы.
Андрей Штольц как человек действия
В романе «Обломов» И.А. Гончаров отразил часть современной ему действительности, показал характерные для того времени типы, образы, исследовал истоки и суть противоречий в русском обществе середины XIX века.
Любовь для Обломова по роману Ивана Гончарова Обломов
Личность Обломова далеко не ординарна, хотя другие персонажи и относятся к нему с легким неуважением. По какой‑то причине они читают его едва ли не ущербным по сравнению с ними. Именно это и составляло задачу Ольги Ильинской – разбудить Обломова, заставить его проявить себя как человека деятельного.
Ольга Ильинская, и ее роль в жизни Обломова по роману Гончарова Обломов
Образ Обломова в русской литературе замыкает ряд «лишних» людей. Бездеятельный созерцатель, не способный на активные действия, на первый взгляд действительно кажется не способным на большое и светлое чувство, но так ли это на самом деле? В жизни Ильи Ильича Обломова нет места глобальным и кардинальным переменам.
Два типа любви в романе И. Гончарова Обломов
Автор: Гончаров И.А. «Обломов» - социальный роман, как и во всех произведениях подобного жанра в нём есть место любви. Любовь Обломова имеет ключевое значение в жизни героя. Это лучшее из чувств, которое когда-либо охватывало И. И. Обломова. Лишь любовь помогает мечтателю полностью раскрыться, воплотить все свои фантазии в жизнь.
Потрет как средство создания образа в романе Обломов
Автор: Гончаров И.А. Гончаров в чем-то продолжил гоголевские традиции. И этим «чем-то» являются описания. Автор романа тщательно вырисовывает словом, как художник кистью, пейзажи, детали и портреты. Именно о портрете мне бы хотелось порассуждать подробнее.
Мини-сочинение Обломов и его окружение
Мини-сочинение "Обломов и его окружение" Автор: Гончаров И.А. Обломов – это отсталость, мешающая историческому прогрессу. Обломов – чистосердечен, мягок, у него не потеряна совесть; субъективно он не способен сотворить зло. Сюжетная линия рисует духовное запустение героя, в нем есть барство и рабство – он раб своего дивана, лени.
Любовь в жизни Обломова. Обломов и Агафья Пшеницына
Автор: Гончаров И.А. Отношения между Обломовым и Агафьей Пшеницыной были дружеские. Обломов видел, что хозяйка участвует в его делах, и предложил ей заняться всеми заботами о его продовольствии, тем самым избавляя барина от хлопот. Агафья согласилась, она была даже рада, что Обломов сделал ей такое предложение.
Почему ни любовь, ни дружба не могут спасти Обломова
Автор: Гончаров И.А. В романе Гончарова предстает перед читателем добряк-помещик Илья Ильич Обломов, ленивый и апатичный ко всему человек, которого ничто не способно пробудить к жизни. Целыми днями лежит он на диване, редко беспокоится о чем-либо, пребывая в постоянных мечтах и придуманных самим собой сказках.
Обломов 2
Образ Обломова - это величайшее создание И. А. Гончарова. Этот тип героя, в общем-то, не нов для русской литературы. С ним мы встречаемся и в комедии "Лентяй" Фонвизина, и в гоголевской "Женитьбе". Но наиболее полным и многогранным его воплощением стал образ Обломова из одноименного романа Гончарова.
Сон Обломова. Своеобразие эпизода и его роль в романе
«Сон Обломова» - это особая глава романа. «Сон Обломова» повествует о детстве Ильи Ильича, о его влиянии на характер Обломова. Во «Сне Обломова» показана его родная деревня Обломовка, его семья, уклад по которому жили в обломовском имении. Обломовка – это название двух деревень, которыми владеют Обломовы.
Анализ письма Обломова
Причины, побудившие Обломова написать письмо Ольге. Каким предстает Обломов перед читателями в своем письме.
Тема рабства в романе "Обломов"
Роман "Обломов" был создан накануне крестьянской реформы, в 1859 году. Главная идея заключается в том, чтобы показать пагубное влияние крепостничества на жизнь крестьян и помещиков. Это самое влияние мы видим на примере одного помещика Обломова.
Любовь Обломова. Ольга Ильинская и Агафья Пшеничная
А было ли у Обломова хоть раз прояснение в жизни? Да и не однократно. К жизни его возродила любовь. Любовь двух женщин - одной: утончённой, нежной, изящной,и другой: хозяйственной, простодушной, искренней. Кто может понять Илью Обломова?
Можно ли считать образ Обломова негативным
Случилось чудо: родился человечек. Кем он будет? Принесет ли он пользу обществу? Будет ли счастлив? Пока этого еще никто не знает… Случилось чудо: вырастили из человечка Человека. То, что было заложено от природы: золотое сердце, способность испытывать сильные чувства, доброта, но вместе с тем и лень — осталось.
Каковы жизненные идеалы Штольца по роману И.А. Гончарова Обломов
Каковы жизненные идеалы Штольца? (по роману И.А. Гончарова "Обломов") Автор: Гончаров И.А. В романе И.А.Гончарова «Обломов» Андрей Штольц является антиподом Обломова. Каждая черта Штольца - вопиющий протест против качеств Обломова. Первый любит активную и интересную жизнь, второй часто впадает в апатию, он, словно улитка, которая боится вылезти из панциря.
Идеал любви и семьи в понимании И. А. Гончарова
Автор: Гончаров И.А. Трудно сказать, каков идеал счастья и любви у писателя Гончарова, не имевшего свою собственную семью. Однако свои мечты, задумки, идеи автор, как правило, воплощает в главном герое. Они духовно сцеплены и неразлучны. Именно он и позволит мне создать представление об авторском идеале.
Анализ эпизода Прощальная встреча Обломова и Ольги
Анализ эпизода "Прощальная встреча Обломова и Ольги" Автор: Гончаров И.А. Этот эпизод является кульминацией романа, т.к. после него действие идет на спад – герои расстаются. Эта глава знаменует поворот в жизни героев и раскрывает их внутреннее состояние. Характер эпизода смешанный и условно его можно разделить на три части: 1) Обломов приходит к Ольге; 2) Обломов один; 3) последний разговор Обломова и Ольги.
В чем состоит трагедия жизни Обломова по роману И.А. Гончарова Обломов
В чем состоит трагедия жизни Обломова? (по роману И.А. Гончарова "Обломов") Автор: Гончаров И.А. В чем состоит трагедия жизни Обломова? Вершиной творчества Ивана Александровича Гончарова является роман «Обломов», написанный в 1859 году. Роман необыкновенно богат по содержанию. В нем передана жизнь России середины 19 века.
Сюжетные антитезы в романе Обломов
Сюжетные антитезы в романе "Обломов" Автор: Гончаров И.А. 1. Обломов – Штольц. 2. Обломов – Ольга Ильинская Штольц – не положительный герой романа, его деятельность иногда напоминает деятельность Судьбинского из презираемого Штольца Петербургского окружения Обломова: работать, работать, еще раз работать, как машина, без отдыха, развлечений и увлечений.
Сравнительная характеристика Обломова и Штольца
Автор: Гончаров И.А. Ленивые всегда собираются сделать что-нибудь. Люк де Клапье Вовенарг. Роман «Обломов» был написан И.А. Гончаровым в 1859 году. Когда произведение было опубликовано, оно захватило всё внимание общества. Критики и писатели назвали роман «знамением времени» (Н.А.Добролюбов), «капитальнейшей вещью, которой давно не было» (Л.Н.
Андрей Штольц как антипод Обломова
Обломову противопоставлен в романе Андрей Штольц. Первоначально он мыслился Гончаровым как положительный герой, достойный антипод Обломову. Автор мечтал, что со временем много "Штольцев явится под русскими именами".
Нужно ли перевоспитывать Обломова?
Сочинение на тему - следует ли перевоспитывать Обломова и Штольца – главных героев романа Гончарова "Обломов". Автор приходит к выводу, что образ жизни – его сугубо личное дело и перевоспитывать Обломова и Штольца не только бесполезно, но и негуманно.