.
В «Грозе» как в драматическом произведении основу сюжета составляет развитие конфликта. Драма состоит из пяти действий, каждое из которых изображает определенный этап борьбы.
1 действие – социально-бытовой фон конфликта, неизбежность (предчувствие) конфликта;
2 действие – непримиримость противоречий и острота конфликта Катерины с «темным царством»
3 действие – свобода, обретенная Катериной, - шаг к трагической гибели героини;
4 действие – душевное смятение Катерины – следствие свободы, обретенной ею;
5 действие – самоубийство Катерины как вызов самодурству.
Каждое действие распадается на отдельные сцены, т.е. на такие отрезки текста, в которых изображается развитие конфликта в каком-либо одном ракурсе, видится глазами какого либо одного персонажа. Конфликт в «Грозе» развивается быстро и напряженно, что достигается особым расположением сцен: с каждой новой сценой, начиная от завязки конфликта, растет напряженность (драматический накал) борьбы.
Д.1, явл. 1-4: «хозяева жизни» – Дикой и Кабаниха - в общественном мнении города. Дикой и Кабаниха представлены глазами Кулигина. Первая сцена дает ясное представление о времени и месте действия, о характере действующих лиц и жизненной позиции, которую каждый из них занимает.
Дикого еще нет на сцене, но мы уже получаем об этом герое ясное представление по тому, что о нем говорят Кудряш, Шапкин, Кулигин. Затем появляется Дикой, он грубо ругает Бориса Григорьевича, ругает просто так, ни за что, только потому, что тот попался ему на глаза. Из того, что говорят о Диком, и из его реплик, обращенных к Борису Григорьевичу, мы заключаем, что Дикой – грубый, жестокий, деспотичный человек, самодур и что Борис Григорьевич находится в экономической зависимости от него.
Появление Дикого означает завязку социального конфликта: в экономической зависимости от него находятся очень многие люди. Какую роль сыграет этот социальный конфликт еще неясно в личной драме героев, пока еще неясно.
Д.1, явл. 5-9: семейные отношения Кабановых. С первого появления Кабанихи нам ясен ее характер. Нас пугают ее представления об отношениях между родителями и детьми. Она тиранит своих детей ежечасно, требует, чтобы они боялись ее, подчинялись ей во всем беспрекословно, чтобы без ее дозволения шагу не осмеливались ступить. Она упрекает сына, называет его дураком только за то, что Тихон, как ей кажется, жену любит больше матери, за то, что он не понимает, почему жена должна бояться мужа. Мы еще не знаем, как будет развиваться личная драма героев, но ясно видим, что столкновение неизбежно, раз Катерина оказалась рядом с такой натурой, как Кабаниха.
Катерина в этом действии кажется пассивной. Но ее молчание настораживает, у нас возникает предчувствие беды. Первое представление о Катерине мы получаем раньше, чем она появляется на сцене: Борис Григорьевич признается Кулигину в любви к Катерине. Далее мы видим Катерину рядом с Кабанихой, Тихоном и Варварой: ее молчаливая реакция на «урок» Кабанихи детям говорит о полной психологической несовместимости ее со свекровью и мужем. Ясно, что она не может любить мужа: в ее молчании во время наставлений Кабанихи Тихону мы вместе с не переживаем досаду за Тихона и жалость к нему. Мы чувствуем: быть беде, если Катерина ответит на любовь Бориса Григорьевича.
Но уже в этой сцене Катерина на прямое обращение к ней Кабанихи ответила репликой, в которой содержится «зародыш протеста»: «Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь…..». Видя забитость Тихона, его полную зависимость от матери, его неумение постоять за себя (где уж ему постоять за жену!), мы понимаем, что в борьбе с Кабанихой Катерина будет одна.
Д.3, явл.1: нравственно-бытовая атмосфера дома Кабановых как толчок к возникновению конфликта. Наставления-приказы, лампадки перед иконами, рассказы странниц, которые по немощи своей далеко не ходили, но многое слыхали… Узость, ограниченность взглядов на мир, невежество, косность…Вот та атмосфера, в которую попала Катерина из родительского приволья.
Д.2, явл. 2: душевное смятение Катерины, признавшейся Варваре в любви к Борису. Из сцены объяснения Катерины и Варвары нам становится ясно, что Катерина в доме Кабановых одинока (потому-то она так обрадовалась сочувствию к ней Варвары) и что в борьбе против Кабанихи она бессильна. Чтобы устоять в борьбе с Кабанихой, надо бороться с ней ее же средствами, а у Катерины – только горячее сердце.
Пока драматургом даны только условия для столкновения, а прямого повода к нему нет, т.е. мы не видим пока события, которое обострило бы отношения между героями и дало бы новое направление течению жизни в доме Кабановых.
Д.2, явл.3-7: отъезд Тихона. Центральным моментом этой сцены является прощание Катерины с мужем перед его отъездом. Тихон отказывается взять Катерину с собой, обрушивает на нее, жаждущую любви и сочувствия, все свои обиды и недовольство жизнью. Это норма его отношения к жене.
Когда Катерина на упрек Кабанихи, что она не воет после отъезда мужа, заявляет: «Не к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить!»,- мы воспринимаем это как начало протеста.
Д.2, явл. 8-10: душевное смятение Катерины после отъезда мужа. Отъезд Тихона и сцена с ключом – завязка конфликта. Суть конфликта в том, что напряжение душевных сил Катерины, обреченной в доме Кабановых на полное одиночество, на унизительное положение человека, достоинство которого грубо попирается, достигло предела. Кончилось ее терпенье, она жить так не может: «Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!…» Почему стремление Катерины быть человеком, остаться самим собой нашло выражение в любовном порыве, понять нетрудно. Вспомним, как она самой себе боится признаться в любви к Борису, как она хочет любить мужа, как ищет в Тихоне поддержки в борьбе с чувством, охватившим ее. Любить или не любить – это единственное, в чем женщина, замкнутая в кругу семейных, домашних обязанностей, могла проявить свою свободу. Других форм проявления независимости у женщины из мещанско-купеческой среды не было.
Д.3, явл. 1-4: Дикой и Кабаниха глазами Кулигина. Центральное место- монолог Кулигина «Вот какой, сударь, у нас городишко!», как бы подытоживающий диалог Кабанихи с Диким, где в самохарактеристике Дикого с предельной глубиной раскрывается его самодурство, произвол. Сцена эта представляет собой социально-бытовой фон, на котором происходит свидание Катерины и Бориса.
Д.3, явл. 1-5: любовное свидание Катерины и Бориса. Сцена дана в восприятии Кудряша, предупреждающего Бориса о возможности беды.
Д.4, явл. 1-2: Дикой и Кабаниха в общественном мнении города. Сцена углубляет наше представление о «хозяевах жизни» как о людях невежественных, не знающих предела в самодурстве и произволе.
Д.4, явл. 3: душевное смятение Катерины после приезда мужа. Сцена дана глазами Варвары. Варвара напугана, не знает, что делать с Катериной.
Д.4, явл. 4 и 5: душевное смятение Катерины; собственная оценка Катериной своего поступка как «преступления» – причина, побудившая ее к признанию. В те дни, когда Тихон был в отъезде, Катерина жила без оглядки, не боясь никакого суда: ни Божьего, ни людского. С приездом Тихона внешне ничего не изменилось в ее положении: на замок ее не заперли, как она боялась, возможность повидаться с Борисом осталась. Но она теперь не ищет этих встреч, боится их. Катерина переживает «сильное смятение», оценив свой поступок как «преступление».
Гроза, пророчество сумасшедшей барыни, картина страшного суда, которую она видит на стенах галереи, - все это доводит ее до исступления. И в таком состоянии она всенародно признается мужу в своем «грехе». Катерина не раскаивается в том, что она совершила, а только хочет признанием искупить свою вину.
Д.1, явл.1: «преступление» Катерины в понимании Тихона. Эта сцена возвращает нас к объяснению Катерины с Тихоном перед его отъездом и еще раз убеждает в том, что Тихон не имеет права ни на любовь, ни на уважение.
Д.5, явл. 2-4: душевное смятение Катерины после признания. Центральное место – монолог Катерины. Для нее остаться жить – значит позволить растоптать себя, значит перестать быть человеком.
В сцене прощания с Борисом Катерина предстает как бы просветленной и умиротворенной. Это последняя степень отчаяния, когда уже и слез нет, все выплаканы.
Борис уехал. Все кончено. Не смерть желанна, а жизнь невыносима. Для нее жить – это значит быть самой собой. Не быть самой собой – это значит для нее не жить.
Д.5, явл. 5-7: самоубийство Катерины как вызов самодурной силе. Центральное место – явление 7.
Другие работы по теме:
Островский а. н. - Душевная драма катерины.
Драма Гроза опубликованная в г явилась своеобразным итогом творческих достижений. Островского. В ней более отчетливо раскрылась и его сатирическая мощь и его способность к утверждению возникающих в жизни прогрессивных тенденций.
Островский а. н. - Смысл названия драмы гроза
Название драмы. Островского Гроза играет большую роль в понимании этой пьесы. Образ грозы в драме. Островского необычайно сложен и многозначен. С одной стороны гроза непосредственный участник действия пьесы с другой стороны символ идеи этого пр Но гроза в пьесе имеет и переносное значение.
Протест Катерины в драме Островского Гроза
Александр Николаевич Островский — великий русский драматург, автор множества пьес, описывающих русскую жизнь. «Гроза» является, без сомнения, вершиной его творчества, где он поставил актуальнейший вопрос своей эпохи — освобождение женщины от семейного рабства, ее раскрепощение. Создание «Грозы» издавна связывали с впечатлениями Островского от пребывания в Костроме, где в ноябре 1859 года разыгрались трагические события, которые во многом совпадают с сюжетом драмы.
Рецензия по произведению А.И. Солженицын Гроза в горах
«Гроза в горах» - это произведение, которое я выбрал для анализа, считая что оно идеально передает взаимоотношения между человеком и природой. Произведение написано в период 1958 - 1966, когда Солженицын был в расцвете сил. «Гроза в горах» - имеет художественное направление. В нем раскрывается проблема взаимоотношения человека и природы.
Смысл названия драмы Гроза Островского
Творчество А. Островского — русского Мольера и русского Шекспира, как его иногда называют, сегодня, в эпоху становления специфической формы «дикого капитализма», требует новых подходов и более внимательного прочтения, ибо вновь поднимает проблемы, которые волновали общество как в середине XIX, так и в конце XX — начале XXI века.
Проблема народного характера в драме Гроза Островского
Драма "Гроза" является одной из вершин творчества А.Н. Островского. В этом произведении драматургу удалось осветить неторопливую жизнь провинциального городка, раскрыть зрителю его тайны. Как и во многих других произведениях Островского, в "Гроза" присутствует очень широкая тематика и проблематика, автор проникает в самую суть противоречий и конфликтов.
Последнее свидание Катерины с Борисом
Драма «Гроза», написанная А.Н. Островским в 1859 году, по своему жанру — социально-психологическая драма, но она близка к трагедии. Это доказывает не только трагический финал — самоубийство героини, но и сильнейший накал страстей, классическое противоречие между чувством и долгом в душе Катерины.
Монологи Катерины и их роль в раскрытии характера героини по драме Островского Гроза
Драма «Гроза» —одно из прекрасных произведений Александра Николаевича Островского. В пьесе Островский показал извечную борьбу «темного царства» с людьми «горячего сердца», среди которых и глазная героиня драмы — Катерина Кабанова. Именно в конфликтах между людьми взгляды и убеждения которых расходятся, четко показана вся власть царства диких и кабановых над людьми, которые не могут смириться с жизнью в рабстве.
Анализ стихотворения Тютчева Ф.И. Весенние гроза
Анализ стихотворения Тютчева Ф.И. "Весенние гроза" Автор: Тютчев Ф.И. «Люблю грозу в начале мая…»- так начинается стихотворение Тютчева «Весенняя гроза», написанное им за границей в начале 1850-х годов. В его названии прилагательное «весенняя» привносит определённый смысл: весна для Тютчева – символ обновления природы и человеческой души.
Искусство театра
Автор: Сочинения на свободную тему В Древней Греции существовали два вида драматической поэзии: трагедия и комедия. Со времен Шекспира появился третий вид драматической поэзии, средний между трагедией и комедией, — драма в тесном значении этого слова. Таким образом, в настоящее время существуют три главных вида театрального искусства: трагедия, комедия и драма.
Символика заглавия пьесы А. Островского Гроза.
Автор: Островский А.Н. Пьесу “Гроза” Островский написал в 1859 году — в период, когда в России назрела смена общественных устоев, канун крестьянской реформы. Поэтому произведение восприняли как выражение стихийных революционных настроений народных масс. Заглавие символично. Гроза происходит не только как природное явление (действие разворачивается под звуки грома), но и как внутреннее — герои характеризуются через отношение к грозе.
Почему Островский назвал драму Гроза
Автор: Островский А.Н. А.Н.Островский написал много пьес, которые можно увидеть и в настоящее время по телевизору или в театре. Но одной из самых известных является драма “Гроза”. Она была написана в 1860 году – накануне отмены крепостного права. Поэтому многие современники Островского видели в ней призыв к обновлению жизни, к свободе.
Почему Катерина - Луч света в темном царстве
Почему Катерина - "Луч света в темном царстве"? Автор: Островский А.Н. Катерина – главная героиня драмы А.Н. Островского «Гроза». Н.А. Добролюбов определил ее как воплощение «сильного русского характера», назвал ее «лучом света в темном царстве». Но не смотря на ее душевную силу и твердый характер Катерина погибает.
Мини-сочинение В городе Калинове по пьесе А.Н. Островского Гроза
Мини-сочинение "В городе Калинове" (по пьесе А.Н. Островского "Гроза") Автор: Островский А.Н. Город Калинов - провинция, далеко отстающая в плане развития. Здесь, кажется, всё застыло, и никогда уже не тронется с места - так и останется под слоем пыли и паутины невежества.
Идея обреченности «темного царства» в драме «Гроза»
Наивысшим художественным достижением А. Н. Островского в предреформенные годы стала драма “Гроза”. Автор переносит нас в провинциальный купеческий городок Калинов, жители которого упорно держатся за веками сложившийся образ жизни.
Авторская позиция и средства ее выражения в пьесе «Гроза»
В пьесе Островского “Гроза” поднимается проблема перелома общественной жизни, произошедшего в 50-х годах XIX века, смены общественных устоев. Драматург не может быть абсолютно беспристрастным, но выразить свою позицию ему очень трудно.
Смысл названия драмы "Гроза"
После выхода из печати и постановки драмы Островского "Гроза" современники видели в ней призыв к обновлению жизни, к свободе, ведь написана она была в 1860 году, когда все ждали отмены в стране рабства, крепостного права.
Образ Катерины 2
Драма Гроза Особое внимание стоит обратить на образ Катерины. Он стал для меня воплощением противоречивости. В первое и второе действие «Грозы» Островский включает диалог Катерины и Варвары. В основном, именно с их помощью у меня складывается представление о характере Катерины. В первом диалоге я отмечаю ее простое, почти детское отношение к жизни: «… Знаешь, мне иногда кажется, что я птица.
Как усиливается страх героя с приближением грозы по повести Л.Н. Толстого Детство
Как усиливается страх героя с приближением грозы? (по повести Л.Н. Толстого "Детство") Автор: Толстой Л.Н. Гроза в душе может быть разная. Она может представляться как маленький грибной дождик. Такая гроза бывает у детей 4-6 лет. (благо до этого "грозы" как таковой быть не может)Им кажется что этот грибной дождик (а для нас это грибной дождик)- настоящая буря.
Луч света в темном царстве
Автор: Островский А.Н. Драма А. Н. Островского “Гроза” была опубликована в 1860 году, накануне революционной ситуации в России. В произведении отразились впечатления от путешествия писателя по Волге летом 1856 года. Но не какой-то определенный волжский город и не какие-то конкретные лица изображены в “Грозе”.
Был ли выход у Катерины Кабановой?
Драма “Гроза”, написанная в 1859 году, в пору общественного подъема накануне крестьянской реформы, как бы венчала первый этап творческой деятельности Островского, цикл его пьес о “темном царстве”. Эта пьеса была необыкновенно популярна.
"Темное царство" в драме "Гроза": Дикой и Кабаниха
Драма Александра Николаевича Островского «Гроза» на долгие годы стала хрестоматийным произведением, изобразившим «темное царство», которое подавляет лучшие человеческие чувства и стремления, пытается всех заставить жить по своим грубым законам.
Смысл названия пьесы А.Н. Островского "Гроза"
Островский в своем произведении сумел показать изменения, происходившие в русском обществе во второй половине XIX века. В природе после грозы воздух становится чище, то в жизни после "грозы" вряд ли что изменится, скорее всего, все останется на своих мест
Бороздина, Варвара Васильевна
Варвара Васильевна Бороздина (она же Бороздина 1-я; 3 декабря 1828, Москва — 17 октября 1866, Москва) — драматическая актриса Малого театра. Cестра актрисы Евгении Бороздиной (Бороздиной 2-й; 1830—1869).