Фольклорная основа поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Автор: Некрасов Н.А.
Поэма Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” создавалась на протяжении 16 лет (с 1863 по 1877 гг.). Н. А. Некрасов, так же как и Н. В. Гоголь, хотел “объять всю Русь”, показать все социальные слои послереформенной России — от крестьянина до царя. Но грандиозный замысел поэта был осуществлен лишь частично, была создана “эпопея современной крестьянской жизни”. Н. А. Некрасов говорил, что в эту книгу он хотел вложить весь опыт изучения народа, “все сведения о нем, накопленные по словечку в течение двадцати лет”. За это время автор собрал богатейший фольклорный материал, который и лег в основу его поэмы. Живой разговорный язык, сказочные мотивы, песни, поговорки, обряды являются яркими особенностями этого художественного произведения, рассматриваемого критиками как синтез всего творчества поэта. Некрасов, как жемчугом, пересыпает свое повествование фольклорными элементами, показывая тем самым реальность, опоэтизированную глазами самого народа.
Первая, вступительная часть поэмы “Пролог” начинается удачными и поэтому никогда не изменявшимися стихами, написанными в стиле сказочного зачина: “В некотором царстве, в некотором государстве”. Так же как и сказочный зачин, начальные стихи (“В каком году- рассчитывай, в какой земле - угадывай, на столбовой дороженьке сошлись семь мужиков...”) способствуют показу повседневной реальности, а число “семь” вызывает из памяти “Сказку о мертвой царевне и семи богатырях”. Сам сюжет поисков счастливого соотносится с сюжетом сказки “О правде и кривде”. Подарок говорящей пеночки, скатерть-самобранка, усиливает сказочное впечатление от всего дальнейшего повествования. Но не только сама тема поисков счастливого, образы скатерти-самобранки, говорящей пеночки придают поэме сказочный колорит. Некрасов дополняет свое повествование и другими сказочными образами. Например, в качестве сказочных мотивов можно назвать одушевление зверей и птиц, упоминание лешего, заморочившего мужикам голову. А постоянные рефрены: “мы мужики степенные...”, “кому живется весело, вольготно на Руси” — выполняют роль присказки.
Чтобы показать мир глазами народа, Некрасов использует не только сказочные мотивы. Поэт широко применяет и народную мудрость, выразившуюся в приметах, обрядах, обычаях. Например, уже в самом начале произведения, как бы между прочим, звучат следующие строки:
Кукуй, кукуй, кукушечка!
Заколосится хлеб,
Подавишься ты колосом -
Не будешь куковать!
А ведь это не что иное, как народная примета, так умело вставленная поэтом в повествование. В старину говорили, что кукушка перестает куковать, когда заколосится хлеб (“подавишься ты колосом”).
Кроме того, в поэме “Кому на Руси жить хорошо” мы видим зарисовки из крестьянского быта: обычаи, обряды, трудовые песни:
В день Симеона батюшка
Сажал меня на бурушку...
Спасибо жаркой баенке,
Березовому веничку,
Студеному ключу, —
Опять бела, свежехонька.
За прялицей с подружками
До полночи поешь!
В поэме есть также и песни-плачи, относящиеся к народно-поэтическому жанру:
Как рыбка в море синее
Юркнешь ты! Как соловушко
Из гнездышка порхнешь!
Чужая-то сторонушка
Не сахаром посыпана,
Не медом полита.
Там холодно, там голодно,
Там холеную доченьку
Обвеют ветры буйные,
Обыграют черны вороны,
Облают псы косматые,
И люди засмеют!
Так плачет мать Матрены Тимофеевны, выдавая дочь замуж за “чужого” человека, Филиппа Корчагина. Отец Матрены вышел к сватам и пообещал дочь в жены. Как ни плакала она, но все-таки пришлось идти замуж. Рассказ о своей судьбе Матрена Тимофеевна прерывает песней “Ты скажи, за что...”, в которой чувствуется вся глубина переживаний русской девушки. В сцене сватовства мы встречаемся с еще одним обрядом:
И волюшка скатилася
С девичьей головы...
Дело в том, что издавна на Руси во время последней вечеринки с невесты снимали волю, то есть ленту, которую носят девушки до замужества.
Глава “Песни” буквально соткана из народных песен, переплетенных с плачами, пословицами и загадками, умело обработанными Некрасовым. В примечаниях к этой главе можно найти информацию о том, что эти песни, наряду с другим фольклорным материалом, были собраны Рыбниковым, Шейном, Барсовым.
Есть в поэме Некрасова и былина. Это глава о Савелии, богатыре святорусском. Есть и легенда “О двух великих грешниках”, которая была действительно сложена в Соловецком монастыре. Поэт лишь расширил и дополнил ее. Есть и притча: “Бабья притча”, которую рассказывают странницы Матрене Тимофеевне.
Но самым главным, на мой взгляд, проявлением фольклорной основы поэмы является ее основная тема - поиски счастливого. Этот мотив характерен для всего устного народного творчества: он встречается и в былинах, и в сказках. Поиски счастливого в народной среде заставляют мужиков-правдоискателей выслушивать множество рассказов. Эти рассказы разнообразны по объему, содержанию и форме. В самом упрощенном виде читатель слышит их в главе “Счастливые”. Сложнее по составу и больше по объему рассказы крестьянки Матрены Тимофеевны, старосты Власа, крестьянина Федосея. Однако при всем своем разнообразии рассказы персонажей образуют единое целое, единое эпическое полотно. Эпический элемент такого видения мира усиливается еще и тем, что все эти рассказы слушаются в большинстве случаев всенародно; их миром проверяют и миром дополняют. Но героя, рассказывающие свои истории, не обезличиваются, а, наоборот, ярко выделяются. Автор подчеркивает их индивидуальность, особенные черты, видит в них личности. Например, Яким Нагой из деревни Босово выделяется из массы крестьян, присутствующих на празднике-ярмарке в селе Кузьминском, не фамилией, не названием его деревни, а проницательностью ума и талантом народного трибуна. Речь Якима о сущности крестьянства русского служит созданию коллективного образа народа. Речь Якима и рассказы односельчан о нем слушает вся многоголосая площадь, а вместе с ней и семь мужиков-правдоискателей. Поэт описывает этого крестьянина глазами таких же, как он, пахарей, глазами этнографа Павлуши Веретенникова:
Грудь впалая, как вдавленный
Живот; у глаз, у рта
Излучины, как трещины
На высохшей земле;
И сам на землю-матушку
Похож он...
Портрет крестьянина нарисован красками, заимствованными у матери-земли, земли-кормилицы. От земли и сила Якима Нагого. Этим невзрачный с виду мудрый пахарь похож на легендарных, мифических богатырей.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что поэма Н. А. -Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” является уникальным сборником народной мудрости, поэтичности. Весь этот материал был кропотливо, по словечку, собран многими исследователями и собирателями фольклора. Заслуга поэта Некрасова в том, что он сумел воспользоваться этим богатством, создав на его основе народную поэму.
Другие работы по теме:
Связь поэзии Некрасова с народной поэзией
Стихи и поэмы Н. А. Некрасова представляют собой подлинную энциклопедию русской жизни 50—70-х годов XIX века. В них встают яркие картины деревенского и городского быта. Наиболее значительными поэмами Некрасова являются те, в которых он воспевает народную жизнь. Многие его стихотворения стали народными песнями.
Тема дороги, пути в поэмах Мертвые души Н. В. Гоголя и Кому на Руси жить хорошо Н. А. Некрасова 2
Тема дороги, пути в поэмах «Мертвые души» Н. В. Гоголя и «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова Автор: Некрасов Н.А. Поиски. Глубины. Дороги... Вечная тема пути. Две поэмы-эпопеи: “Мертвые души” Н. В. Гоголя и “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасова. Словно тонкой ниточкой пронизывает эта тема оба произведения, ведь только через странствующего, путешествующего героя можно показать такую необъятную страну, как Россия, решить глобальные проблемы.
Мой ответ на вопрос некрасовских странников. 8
Мой ответ на вопрос некрасовских странников. Автор: Некрасов Н.А. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” — одно из лучших произведений Н.А. Некрасова. Это доказывает многообразие образов, интересный сюжет, яркая и полная речь. В своем произведении Некрасов ищет ответ на вопрос: “Счастлив ли народ?”.
Мой ответ на вопрос некрасовских странников. 6
Мой ответ на вопрос некрасовских странников. Автор: Некрасов Н.А. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” — вершина творчества Н.А. Некрасова. Это произведение о народе, его жизни, труде и борьбе. Оно создавалось четырнадцать лет, но Некрасов так и не завершил его.
Мой ответ на вопрос некрасовских странников. 5
Мой ответ на вопрос некрасовских странников. Автор: Некрасов Н.А. Николай Алексеевич Некрасов — великий русский поэт XIX века. Огромную славу ему принесла поэма-эпопея “Кому на Руси жить хорошо”. Это произведение писалось в течение 20 лет. Поэма широко охватывает народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои: от крестьянина до царя.
Мой ответ на вопрос некрасовских странников. 4
Мой ответ на вопрос некрасовских странников. Автор: Некрасов Н.А. “Кому на Руси жить хорошо” является поэмой-эпопеей, итоговым произведением Некрасова. Судьба народа, судьба Родины — над этими вопросами размышлял поэт. Поэма широко охватывает народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои: от крестьянина до царя.
Мой ответ на вопрос некрасовских странников.
Автор: Некрасов Н.А. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — вершина творчества Н.А. Некрасова. Это произведение о народе, его жизни, труде и борьбе. Оно создавалось четырнадцать лет, но Некрасов так и не завершил его. Крестьянская тема занимает одно из важнейших мест в поэме. В ней Некрасов по¬казывает страдания простых людей, их бесправие, беспомощность, неспособность постоять за себя.
Мой ответ на вопрос некрасовских странников. 3
Мой ответ на вопрос некрасовских странников. Автор: Некрасов Н.А. Венцом творчества великого русского поэта Некрасова является его поэма “Кому на Руси жить хорошо”. Поэт описал жизнь крестьян после отмены крепостного прав. Любовь к родному краю всегда томила, мучила и жгла Некрасова. Поэт понимает, что в жизни надо бороться за то, что тебе дорого, и никогда не сдаваться.
Образ Гриши Добросклонова
Автор: Некрасов Н.А. Гриша Добросклонов – ключевая фигура в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Давайте я немножко расскажу вам о нем. Гриша родился в семье бедного дьяка, человека ленивого и бездарного. Мать же являла собой тип того самого женского образа, нарисованного автором в главе “Крестьянка”.
Художественное своеобразие поэмы Кому на Руси жить хорошо
Автор: Некрасов Н.А. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” занимает центральное место в творчестве Некрасова. Она стала своеобразным художественным итогом более чем тридцатилетней работы автора. Все мотивы лирики Некрасова развиты в поэме, заново осмыслены все волновавшие его проблемы, использованы высшие его художественные достижения.
Народность поэмы Н. А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо 2
Народность поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Автор: Некрасов Н.А. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” задумывалась Некрасовым как народная эпопея. В ней отражены думы и чувства, жизнь простого народа в пореформенной России. Вместе с тем из рассказов крестьян мы узнаем об их жизни до 1861 года.
Образ Матрены Тимофеевны в поэме Кому на Руси жить хорошо Н.А.Некрасова
Образ Матрены Тимофеевны в поэме "Кому на Руси жить хорошо" Н.А.Некрасова Автор: Некрасов Н.А. «Крестьянка» подхватывает и продолжает тему дворянского оскудения. Странники попадают в разоряющуюся усадьбу: «помещик за границею, а управитель при смерти». Толпа отпущенных на волю, но совершенно не приспособленных к труду дворовых растаскивает потихоньку господское добро.
Старая Русь в поэме Н.А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо Оболт-Оболдуев и князь Утятин.
Старая Русь в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо": Оболт-Оболдуев и князь Утятин. Автор: Некрасов Н.А. Позднейший народный эпос Некрасова — написанная крайне оригинальным размером огромная поэма "Кому на Руси жить хорошо". В ней много балагурства, немало антихудожественного преувеличения и сгущения красок, но есть и множество поразительной силы и меткости выражений.
Сердце народное в поэме Некрасова Кому на Руси жить хорошо
Автор: Некрасов Н.А. Во всех своих произведениях Николай Алексеевич Некрасов обращается к народу. И поэма “Кому на Руси жить хорошо” не исключение. Некрасов сблизил поэзию с народом, он писал о народе и для народа. Единственный судья для поэта — народ. Он и прославляет, и осуждает его за то, что он забитый, непросвещенный, за то, что он позволяет относиться к себе как к вещи.
Сердце народное в поэме Н.А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо. 2
Сердце народное в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Автор: Некрасов Н.А. “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов задумал как “народную жизнь”. Пристально изучая крестьянскую жизнь, он готовился к написанию этой поэмы. В ней он прославляет русский народ, его великодушие, героизм, его огромные духовные силы.
Смысл счастья в поэме Н.А.Некрасова Кому на Руси жить хорошо
Смысл счастья в поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" Автор: Некрасов Н.А. Что такое счастье? На этот вопрос пытались ответить многие философы древних и современных лет. Позже счастье пыталась объяснить психология и искусство. Так и Н.А.Некрасов в своей поэме "Кому на Руси жить хорошо" попытался раскрыть нам этот загадочный термин.
Поэма Некрасова Кому на Руси жить хорошо
Л.А. РОЗАНОВА ПОЭМА Н.А. НЕКРАОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО» В своей работе о поэме «Кому на Руси жить хорошо» Людмила Анатольевна Розанова стремится дать целостное впечатление о поэтическом мире Некрасова, анализирует свойства его творческой манеры, показывает поэта нового типа. Также здесь рассмотрены вопросы новаторства Некрасова, открытость художника миру, устремленность к труду, свободные проявления таланта, чувство ответственности за судьбу родины.
Анализ отрывка из поэмы Н. А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо
Автор: Некрасов Н.А. Этот лирический текст – отрывок из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова. В нем рассказчик раскрывает тему ненастной и пасмурной весны. Эта ситуация является огромной бедой для крестьянина, ведь не будет хорошей погоды – не будет и урожая. Земля для него все, она и кормилица, и поилица.
Так кому же на Руси жить хорошо по поэме Николая Некрасова
Поэма “Кому на Руси жить хорошо” создавалась в середине 70-х годов, в период нового демократического подъема, когда Россия оказалась на пороге революции. Народника, проповедовавшие революционные идеи, возлагали все надежды на крестьянство. Но крестьянские массы остались равнодушными к революционной проповеди народников.
Люди холопского звания
"" (по поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"). Поэма "Кому на Руси жить хорошо" - вершина творчества Некрасова. Это произведение грандиозное по широте замысла, правдивости, яркости и многообразию типов. Сюжет поэмы близок к народному сказу о поисках счаcтья и правды. Но двинувшиеся в путь крестьяне- не странники-богомольцы.