Автор: Грибоедов А.С.
Комедия Грибоедова “Горе от ума”, бесспорно, лучшее произведение великого драматурга. Можно даже сказать, что для потомства Грибоедов навеки остался автором одного про- изведения. Комедия стоит “каким-то особняком”, по словам Гончарова, среди ранних произведений Грибоедова, да и в целом среди комедий, составлявших тогдашний репертуар театров. Своеобразие комедии Грибоедова в том, что эта “гениальнейшая русская драма” (Блок) явилась особым, рубежным произведением на стыке “века нынешнего” и “века минувшего”, века просветительского классицизма и нового, реалистического искусства. В этом состоит литературное своеобразие комедии. Но вместе с тем произведение Грибоедова — это новое слово не только в драматургии, но и воплощение нового мышления, нового понимания отношений личности и общества.
В чем же идейное и стилевое своеобразие комедии? Обратимся прежде всего к конфликту. На фоне традиционных классических драм, водевилей, колких комедий Шаховского конфликт комедии Грибоедова отличается психологической и философской новизной и глубиной. Несостоятельны упреки современников в том, что в “Горе от ума” был использован сюжет и конфликт пьесы Мольера “Мизантроп”. Главного героя “Мизантропа” Альцеста называли литературным прототипом Чацкого. Но Чацкий если какими-то чертами и напоминает Альцеста, то является все-таки живым, полноправным персонажем, реалистическим характером, а вовсе не мизантропом. “Я... не имею таланта Мольера”, — говорит Грибоедов в знаменитом письме к Катенину. Чацкий — портрет живого человека. “Портреты и только портреты входят в состав комедии и трагедии”, — считает Грибоедов. Своеобразие конфликта диктует и своеобразие жанра. Бытовая комедия, комедия нравов, сатира — всех этих определений явно недостаточно для определения жанра “Горя от ума”. При желании в комедии можно найти фарсовые элементы, которые в общем-то не являлись в те времена новшеством. (Например, реплики Скалозуба, княгини, явление Репетилова.) В пьесе Грибоедова все это своеобразно сочетается с романтической возвышенностью Чацкого. Но это не трагедия и не романтическая драма для чтения. Чацкий не просто объект сочувствия автора и не просто герой-резонер, выражающий идеи Грибоедова. Чацкий тоже смешон, смешна и Софья, и все фамусовское общество. Значит, это особая комедия, обличающая (устами Чацкого) нравы фамусовского общества, и в то же время комедия, в которой зрители смеются над своим обличителем. “Ум с сердцем не в ладу”, — восклицает Чацкий в одну из редких минут прозрения. Чуткости и непосредственности живой жизни Чацкому явно не хватает. Недоверие к жизни мстит за себя, и развитие и личной, и общественной интриг приводит умнейшего Чацкого к катастрофе и разочарованию в жизни. Таким образом, мы можем назвать произведение Грибоедова философской драмой, главным конфликтом которой является конфликт между живой жизнью и нашими отвлеченными понятиями о ней.
Рассматривая жанровое своеобразие пьесы, нельзя не обратиться к ее стилевым особенностям. В новаторской пьесе Грибоедова сочетаются черты классицизма и реализма. Создавая пьесу, Грибоедов вырабатывал особую, новую поэтику. “Я как живу, так и пишу, свободно и свободно”, — говорит Грибоедов в письме к Катенину. Даже черты классицистического стиля нашли свое своеобразное преломление. Пресловутые числовые характеристики традиционной драмы (пять актов, три единства) вроде бы выдерживаются, монологи классицистических резонеров остаются таковыми, амплуа, принятые в драматургии того времени, присутствуют. Но все это насыщено каким-то новым, живым, реальным смыслом. Например, “субретка” Лиза — это реалистически изображенная крепостная девушка, счастливая и бойкая, полная лукавства и проницательности. Новаторство Грибоедова дало, например, Пушкину повод сформулировать нечто вроде закона о праве драматургического писателя самому избирать правила для своего творчества. Пушкин отстаивал, подобно Грибоедову, свободу писателя от канонов классицизма. Особо хочется отметить реалистические характеры в пьесе Грибоедова. Это не карикатуры (“карикатуры ненавижу” — письмо к Катенину), это живая картина нравов. А ведь в характеристике реалистического героя имеется и типичное, обобщенное, и конкретное, индивидуализированное. Это было настоящим открытием гениального драматурга. Возьмем, например, совершенно новые речевые характеристики героев. Язык, на котором общаются герои комедии, способствует их индивидуализации и в то же время типизации. “Смесь французского с нижегородским”, насыщенность разговорными элементами языка, на котором общается фамусовское общество, ярко показывает нам, с кем мы имеем дело. Почти книжная речь Чацкого, насыщенная остротами, резко выделяет его среди всех героев комедии. Почти звукоподражательное изображение речи... светских барышень (например: “тюрлюрлю атласный” Натальи Дмитриевны), четкая сухая речь Скалозуба, меткие, хлесткие слова Хлестовой, афористическое высказывание Чацкого — все это позволяет нам согласиться со словами Пушкина: “...о стихах я не говорю: половина войдет в пословицы”. Стиху сообщается разговорный характер, непредсказуемость живой жизни выражена в вольности ямба, переходе реплики. Ярким примером может служить сон Софьи, который она придумывает на ходу.
Позвольте... видите ль... сначала
Цветистый луг, и я искала
Траву
Какую-то, не вспомню наяву.
Итак, мы рассмотрели жанровое и стилевое своеобразие пьесы в связи с ее глубоким идейным своеобразием. Однако полемика вокруг “Горя от ума” в 20-е годы прошлого века, неоднозначная оценка современниками пьесы говорят о том, насколько новаторским был замысел Грибоедова. Не только злободневное содержание комедии волновало современников. Лучшие умы того времени догадывались о несвоевременной философской глубине ее конфликта. Комедия “переживет много эпох” и останется своеобразным, неповторимым произведением и для потомков.
Другие работы по теме:
Литературный герой ВАЗИР-МУХТАР
ВАЗИР-МУХТАР - герой исторического романа Ю.Н.Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара» (1927). Героем романа является реальное историческое лицо - Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829), создатель комедии «Горе от ума», талантливый дипломат, полномочный представитель (на перс. яз.- вазир-мухтар) Российской империи, трагически погибший в Персии.
Век нынешний и Век минувший
"Век нынешний" и "Век минувший" Автор: Грибоедов А.С. Комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума" была завершена в 1824 году. Она создавалась во время смены одного мировоззрения другим. Ярким завершением этого процесса стало восстание декабристов в 1825 году. Основной проблемой произведения является противостояние двух эпох, проблема двух мировоззрений: "века минувшего", защищающего старые устои, и "века нынешнего", выступающего за решительные перемены.
Чацкий и Репетилов герой и пародия
(по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума») Первоначальное название комедии было «Горе уму». На языке Грибоедова, Пушкина, декабристов «ум — это свободомыслие, независимость суждения, вольнодумство».
Грибоедов Александр Сергеевич Горе от ума
Graphics Graphics «Горе от ума» — комедия в стихах А. С. Грибоедова — произведение, сделавшее своего создателя классиком русской литературы. Она сочетает в себе элементы классицизма и новых для начала XIX века романтизма и реализма.
Внесценические персонажи в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума 2
Внесценические персонажи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Автор: Грибоедов А.С. Написав первую реалистическую комедию “Горе от ума”, А. С. Грибоедов явился новатором в этом жанре. До него писатели не ставили специальной задачи высмеять Москву и ее обитателей. В пьесе же Грибоедова московское, или, по-другому, фамусовское общество играет главенствующую роль.
Традиции и новаторство комедии А. С. Грибоедова Горе от ума 2
Традиции и новаторство комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Автор: Грибоедов А.С. Комедия Грибоедова “Горе от ума”, несомненно, лучшее его творение. Можно даже сказать, что для потомков писатель навсегда остался автором одного произведения. Комедия стоит, по словам Гончарова, “каким-то особняком” среди произведений, составляющих репертуар русских театров.
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. 6
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Автор: Грибоедов А.С. С комедией А.С. Грибоедова “Горе от ума” я ознакомилась на летних каникулах. В этой комедии автор затронул болезненную тему того времени. Ум и честь — это главные достоинства человека. Наш главный герой обладает именно такими качествами, но попадает не в то общество, среди которого ему хотелось бы находиться.
Роль образа Софьи в комедии Грибоедова Горе от ума
Роль образа Софьи в комедии Грибоедова "Горе от ума" Автор: Грибоедов А.С. Одним из величайших произведений первой половины XIX века является комедия Грибоедова "Горе от ума". В ней писатель поставил ряд важнейших проблем своего времени - столкновение двух эпох, двух миров - старого "закостеневшего" и нового "прогрессивного".
Чацкий и фамусовское общество. 10
Чацкий и фамусовское общество. Автор: Грибоедов А.С. Я прочитал великолепную комедию А.С. Грибоедова “Горе от ума”. Она создавалась автором в течение восьми лет. “Горе от ума” — это комедия о том, как толпа глупцов не понимает одного здравомыслящего человека. События комедии развиваются в одном московском аристократическом доме в течение одного дня.
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. 3
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Автор: Грибоедов А.С. Грибоедов вошел в русскую литературу как автор известной комедии “Горе от ума”. В ней затрагиваются очень важные вопросы: о воспитании, образовании, о преклонении перед всем иностранным, о крепостном праве.
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. 7
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Автор: Грибоедов А.С. “Горе от ума” является комедией высокого общественного содержания. Грибоедов затрагивает важнейшие вопросы: о воспитании и образовании, о службе отечеству и гражданском долге, о крепостном праве и о поклонении всему иностранному.
Смысл названия комедии Горе от ума
Автор: Грибоедов А.С. Среди огромных богатств русской классической литературы комедия “Горе от ума” А.С. Грибоедова занимает особое место. Основной конфликт комедии — борьба “Века минувшего” с “веком нынешним”.
Смысл названия комедии Горе от ума 2
Смысл названия комедии «Горе от ума» Автор: Грибоедов А.С. Прочитав комедию А. Грибоедова “Горе от ума”, мы столкнулись с общечеловеческими проблемами, актуальными и в наше время. Основной конфликт — столкновение прогрессивно настроенного Александра Чацкого с царским дворянством. Главный герой выступает против чинопочитания, угодничества и двуличия в лице Фамусова, Молчалина, Скалозуба и им подобных.
Сравнительная характеристика Молчалина и Чацкого
Автор: Грибоедов А.С. Чацкий и Молчалин герои комедии Грибоедова “ Горе от ума. Они абсолютно разные и по характеру, и по мировоззрению, и по положению в обществе. Молчалин – типичный представитель фамусовской эпохи, олицетворение чинопочитания, лжи, лести, эгоизма, самоунижения в корыстных целях.
Софья и Лиза в комедии Грибоедова “Горе от ума”
Женские образы в комедии Грибоедова “Горе от ума” играют немаловажную роль в реализации актуальности и художественного своеобразия комедии. Софья и Лиза являются типичными амплуа классицистической комедии.
Идеи декабризма в комедии А. Грибоедова Горе от ума. Чацкий и декабристы
Автор: Грибоедов А.С. “Горе от ума” — социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В комедии поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе, крепостном праве, просвещении, воспитании, б рабском подражании дворян всему иностранному и презрении ко всему национальному, народному.
Черты реализма в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума
Черты реализма в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" Автор: Грибоедов А.С. По содержанию "Горе от ума" строго реалистическая комедия. Грибоедов раскрывает типические черты барских нравов и бесправие крепостного человека. Так, образ Лизы в комедии достаточно выразительно свидетельствует о крепостнических порядках, царящих в мире Фамусовых.
Чацкий как выразитель идей декабристов по комедии А. С. Грибоедова Горе от ума
Чацкий как выразитель идей декабристов (по комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума") Автор: Грибоедов А.С. Время создания комедии «Горе от ума» пришлось на переломный момент в истории нашей страны. После победы России в Отечественной войне 1812 года молодое поколение дворян, участвовавшее в этой войне, увидело, что побеждённые народы Европы находятся в лучшем положении, чем русский народ.
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. 5
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Автор: Грибоедов А.С. “Безумным вы меня прославили всем хором...” И все-таки сложная штука жизнь. Иногда она бывает легкой, иногда тяжкой; для кого-то счастливой, для кого-то несчастной. Комедия Грибоедова — о человеческих отношениях, без которых этой жизни не было бы.
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. 4
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Автор: Грибоедов А.С. В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека. И иногда человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше других.
Традиции и новаторство в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума
Автор: Грибоедов А.С. Комедия А. С. Грибоедова принесла своему создателю огромную славу. Запрещенная цензурой, она переписывалась тайком и передавалась из дома в дом. Произведения такого рода еще не появлялись в русской литературе, поэтому эта комедия была своеобразным “лучом света”, озарившим мир читателя.
Женские образы в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума 3
Женские образы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Автор: Грибоедов А.С. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” явилась выдающимся явлением в русской литературе 20-х годов XIX века. Значение этого произведения сразу же оценили современники, хотя после написания комедия была запрещена к печати цензорами, усмотревшими в грибоедовских стихах критику московского дворянства, его устоев и нравов.
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. 2
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Автор: Грибоедов А.С. И.А. Гончаров в своей статье “Мильон терзаний” так писал о главном герое бессмертной комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”: “Роль Чацкого — главная роль, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов”.
Проблема ума в комедии А.Грибоедова Горе от ума
Автор: Грибоедов А.С. В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» проблема ума является одной из ключевых. Об этом, собственно, свидетельствует название. Поэтому эту проблему стоит рассматривать, пожалуй, самой первой, говоря о комедии, её тематике и образной системе.
Идеи декабризма в комедии Грибоедова "Горе от ума"
"Горе от ума" - социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В комедии поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе.
Глуп или умен Чацкий?
Название в любом произведении играет огромную роль и, подчас, является не только увертюрой к последующему , но и тезисом главной мысли, идеи. итак, "Горе от ума". Почему же Грибоедов изменяет первоначальное название "Горе уму", вставляя предлог "от"?
Новаторство комедии "Горе от ума"
Гениальный драматург, талантливый поэт и выдающийся дипломат Александр Сергеевич Грибоедов своей комедией "Горе от ума" положил начало расцвету русской реалистической драматургии.
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума.
Автор: Грибоедов А.С. А.С. Грибоедов вошел в русскую литературу как автор произведения “Горе от ума”. В своей пьесе Грибоедов сумел показать, что люди одного и того же происхождения — дворянского — имеют разные интересы и мнения. И что самое интересное и удивительное, так это то, что борьба ведется между ними с большой разницей в возрасте.
Идеи декабризма в комедии Грибоедова Горе от ума
"Горе от ума" - социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В комедии поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе, крепостном праве, просвещении, воспитании, о рабском подражании дворян всему иностранному и презрении ко всему национальному, народному.