Сравнительная характеристика Фамусова и Чацкого (по комедии А.С Грибоедова "Горе от ума")
Автор: Грибоедов А.С.
Он (Чацкий) вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу "один в поле не воин".Нет, воин, если он Чацкий...
И.А.Гончаров.
А.С.Грибоедов-автор бессмертной комедии "Горе от ума", оказавшей огромное влияние на всю русскую литературу и занявшей в ней особое место.Комедия “Горе от ума” стала первой в истории русской литературы реалистической комедией.В образах комедии Грибоедов с точностью воспроизвел "великосветское общество" того времени, показал конфликт между двумя противоположными сторонами-Чацким и Фамусовым, представителями "века нынешнего" и "века минувшего".
Павел Афанасьевич Фамусов-яркий представитель "века минувшего", недалекий управляющий в казенном месте, жестокий крепостник.Фамусову ничего не стоит унизить достоинство своего слуги или пригрозить сослать своих крепостных неизвестно за что "на поселенье".Помещики не считают своих крепостных людьми.Например, старуха Хлестова ставит свою служанку наравне с собакой:
От скуки я взяла с собой
Арапку-девку да собачку.
Особую ненависть у людей фамусовского круга вызывает просвещение, наука, движение к прогрессу.Фамусов дает дочери воспитание, при котором заранее исключается возможность истинного просвещения:
Чтоб наших дочерей учить всему —
И танцам!и пенью!и нежностям!и вздохам!
И сам Фамусов не отличается образованностью и говорит, что в чтении нет проку, а его “соратник”, в “ученый комитет который поселился”, с криком требует присяг, чтоб “грамоте никто не знал и не учился", да и учителей для своих детей. Фамусов так говорит о свободе мысли:
Ученье — вот чума, ученость — вот причина.
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей и дел, и мнений
И его окончательное слово о просвещении и образовании в России-"забрать все книги бы, да сжечь".
Представители "фамусовщины" думают только о чинах, богатсве и выгодных связях.К службе они относятся формально, они видят в ней только средство сделать карьеру. "Мне только бы досталось в генералы",-говорит полковник Скалозуб, органиченный и грубый человек.Фамусов тоже не скрывает своего отношения к службе:
А у меня, что дело, что не дело.
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
Фамусов служит не делу, а лицам.Он не хочет служить родной стране, его не волнует будущее родины и своего народа, служба для него-источник чинов, наград и доходов.Идеалом для Фамусова является Максим Петрович, который, выслуживаясь, "сгибался вперегиб", "отважно жертвовал затылком", зато был уважаемым человеком, "пред всеми знал почет".
Фамусовскому обществу чужда родная культура, русские обычаи, традиции, даже язык.Чацкий с иронией говорит,что в свете "господствует смешенье языков: французского с нижегородским". Иностранцы и все иностранное-вот тот идеал, на который равняются представители фамусовского общества. Сам Фамусов-"Английского клуба почтенный член до гроба"-говорит, что "дверь отперта для званых и незваных, особенно для иностраных". Но не только иностранцы желанные гости в доме Фамусова.Каждый мужчина, посещающий его дом, рассматривается хозяином как потенциальный жених для Софьи. Для Фамусова брак по расчету-единственный верный способ выдать дочь замуж.К "кандидату в женихи" предъявляются определенные материальные требования:
Будь плохенький, да если наберется
Душ тысячки две родовых,-
Тот и жених.
Конечно, у возлюбленного Софьи Молчалина, безденежного и безродного секретаря Фамусова нет шансов, ведь отец строго наказывает дочери:"кто беден, тот тебе не пара".А вот полковник Скалозуб-"и золотой мешок, и метит в генералы". Чины, мундиры, деньги - это идеалы, которым поклоняется “век минувший”. Женщины “к мундирам так и льнут”, “а потому что патриотки”,-говорит Фамусов.
Главный представитель "века нынешнего"-Александр Андреевич Чацкий-молодой, хорошо образованный, умный, благородный, честный и смелый человек.Чацкий совершенно по-другому относится "к звездам и чинам".Он потому и ушел со службы, что "служить бы рад, прислуживаться тошно".Он ненавидит карьеризм и подхалимство:
Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;
Как не в войне, а в мире брали лбом,
Стучали об пол не жалея!...
Но между тем кого охота заберет,
Хоть в раболепстве самом пылком,
Теперь, чтобы смешить народ,
Отважно жертвовать затылком...
Чацкий выступает за истинное просвещение, а не за внешний лоск, осуждает стремление "набрать учителей полки, числом поболе, ценою подешевле":
Теперь, пускай из нас один,
Из молодых людей найдется-враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний.
Наиболее остро Чацкий обличает пороки крепостного права. Он с негодованием осуждает "Нестора недодяев знатных", который променял своих преданных слуг на борзых собак, и бессердечного помещика, который
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!
Сам погружен умом в Зефирах и Амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы поодиночке!!!
Чацкий выступает также за развитие народной культуры, он осуждает слепое подчинение иностранной моде:
Воскреснем ли когда от чужевластья мод,
Чтоб умный добрый наш народ
Хотя по языку нас за немцев.
Чацкий привлекает к себе глубоким и острым умом, независимостью суждений, силой воли, мужеством,благородным желанием помочь родине и изменить мир к лучшему.Мне кажется, Чацкий одновременно и победитель, и побежденный, он "проиграл битву, но выиграл войну".Конечно, Чацкий не смог бы за один день изменить фамусовское общество.Гончаров писал:"Чацкий сломлен количеством силы, нанеся ею в свою очередь качеством свежей силы".Фамусовское общество понимает, что не сможет всю жизнь зажимать уши и разбегаться в стороны, спасаясь от правдивых речей героя.Но, тем не менее, он сумел нарушить покой размеренной жизни обитателей Москвы, а это значит, что Чацкий уже победил.
Другие работы по теме:
Чацкий и Репетилов герой и пародия
(по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума») Первоначальное название комедии было «Горе уму». На языке Грибоедова, Пушкина, декабристов «ум — это свободомыслие, независимость суждения, вольнодумство».
Объяснение Чацкого с Софьей
Единственный персонаж, задуманный и исполненный в комедии «Горе от ума» как близкий Чацкому, — это Софья Павловна Фамусова. Грибоедов писал о ней: «Девушка сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку…».
Роль внесценических персонажей в комедии Грибоедова Горе от ума
Основу конфликта комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», написанной «накануне возмущения на Исаакиевской площади», составляет борьба «века нынешнего» с «веком минувшим». При этом под «веком нынешним» понимается та часть русского общества первой четверти Х1Х века, которую составляли прогрессивно мыслящие дворяне, связанные с движением декабристов.
Чацкий и Молчалин в комедии Грибоедова Горе от ума
«Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов…» — так охарактериховал пьесу И.Гончаров. Основу конфликта комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» составляет конфликт «века нынешнего» и «века минувшего».
Своеобразие конфликта в Горе от ума А. С. Грибоедова
Автор: Грибоедов А.С. Своеобразие конфликта в комедии “Горе от ума” состоит в том, что в произведении происходит взаимодействие социального и любовного планов. Конфликт как бы обретает двойственность. И. А. Гончаров в статье “Мильон терзаний” писал: “Две комедии как будто вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчаливым и Лизой — это интрига любви, вседневный мотив всех комедий.
Чацкий и молчалин. Сравнительная характеристика героев.
Автор: Грибоедов А.С. «…Кто так чувствителен, и весел, и остер, Как Александр Андреич Чацкий!» А.С. Грибоедов В комедии А. Грибоедова «Горе от ума» представлены два противоположных героя: Александр Чацкий и Алексей Молчалин.
Чацкий и фамусовское общество. 6
Чацкий и фамусовское общество. Автор: Грибоедов А.С. Я прочитала замечательную комедию А.С. Грибоедова “Горе от ума”. Эта комедия высмеивает глупое, тупое и подлое общество. Она была написана в 1824 году. В комедии автор изображает правдивую картину из жизни московского дворянства, нуждавшегося в обновлении.
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. 6
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Автор: Грибоедов А.С. С комедией А.С. Грибоедова “Горе от ума” я ознакомилась на летних каникулах. В этой комедии автор затронул болезненную тему того времени. Ум и честь — это главные достоинства человека. Наш главный герой обладает именно такими качествами, но попадает не в то общество, среди которого ему хотелось бы находиться.
Роль Софьи в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума
Роль Софьи в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" Автор: Грибоедов А.С. «Грибоедов – человек одной книги, - заметил В.Ф. Ходасевич. – Если бы не «Горе от ума», Грибоедов не имел бы в литературе русской совсем никакого места».
Фамусов по пьесе А.С. Грибоедова Горе от ума
Фамусов (по пьесе А.С. Грибоедова "Горе от ума") Автор: Грибоедов А.С. Наиболее яркой и типичной фигурой в группе московского дворянства, изображенного в комедии, является Павел Афанасьевич Фамусов.
Чацкий и фамусовское общество. 10
Чацкий и фамусовское общество. Автор: Грибоедов А.С. Я прочитал великолепную комедию А.С. Грибоедова “Горе от ума”. Она создавалась автором в течение восьми лет. “Горе от ума” — это комедия о том, как толпа глупцов не понимает одного здравомыслящего человека. События комедии развиваются в одном московском аристократическом доме в течение одного дня.
Чацкий и фамусовское общество. 8
Чацкий и фамусовское общество. Автор: Грибоедов А.С. В комедии “Горе от ума” все действующие лица делятся на положительных — Чацкого — и отрицательных — Фамусов и фамусовское общество. Грибоедов называл Чацкого передовым человеком, то есть человеком, образ которого будет жить вечно, а фамусовское общество — лицом всех дворян того века (“века минувшего”).
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. 3
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Автор: Грибоедов А.С. Грибоедов вошел в русскую литературу как автор известной комедии “Горе от ума”. В ней затрагиваются очень важные вопросы: о воспитании, образовании, о преклонении перед всем иностранным, о крепостном праве.
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. 7
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Автор: Грибоедов А.С. “Горе от ума” является комедией высокого общественного содержания. Грибоедов затрагивает важнейшие вопросы: о воспитании и образовании, о службе отечеству и гражданском долге, о крепостном праве и о поклонении всему иностранному.
Смысл названия комедии Горе от ума 2
Смысл названия комедии «Горе от ума» Автор: Грибоедов А.С. Прочитав комедию А. Грибоедова “Горе от ума”, мы столкнулись с общечеловеческими проблемами, актуальными и в наше время. Основной конфликт — столкновение прогрессивно настроенного Александра Чацкого с царским дворянством. Главный герой выступает против чинопочитания, угодничества и двуличия в лице Фамусова, Молчалина, Скалозуба и им подобных.
Сравнительная характеристика Молчалина и Чацкого
Автор: Грибоедов А.С. Чацкий и Молчалин герои комедии Грибоедова “ Горе от ума. Они абсолютно разные и по характеру, и по мировоззрению, и по положению в обществе. Молчалин – типичный представитель фамусовской эпохи, олицетворение чинопочитания, лжи, лести, эгоизма, самоунижения в корыстных целях.
Фамусов и его окружение. 2
Фамусов и его окружение. Автор: Грибоедов А.С. В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего. АС. Грибоедов В комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума” (1824 год) представлена Москва, ее нравы начала XIX века.
Чацкий и фамусовское общество. 2
Чацкий и фамусовское общество. Автор: Грибоедов А.С. “Горе от ума” — реалистическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни. В комедии поставлены злободневные общественные проблемы тех времен: о просвещении, презрении ко всему народному, поклонении иностранному, воспитании, службе, невежестве общества.
Как отразился в комедии Грибоедова Горе от ума исторический конфликт эпох
Автор: Грибоедов А.С. В комедии «Горе от ума» Грибоедов повествует о жизни дворянской Москвы XIX века. Это время, когда меняются порядки старой, екатерининской эпохи на новую, в которой человек не желает мириться с отсталостью страны, хочет служить своей родине не требуя чинов и наград. Таким человеком и является Чацкий, а его отношения с фамусовским обществом - основным конфликтом в комедии.
Черты реализма в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума
Черты реализма в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" Автор: Грибоедов А.С. По содержанию "Горе от ума" строго реалистическая комедия. Грибоедов раскрывает типические черты барских нравов и бесправие крепостного человека. Так, образ Лизы в комедии достаточно выразительно свидетельствует о крепостнических порядках, царящих в мире Фамусовых.
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. 5
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Автор: Грибоедов А.С. “Безумным вы меня прославили всем хором...” И все-таки сложная штука жизнь. Иногда она бывает легкой, иногда тяжкой; для кого-то счастливой, для кого-то несчастной. Комедия Грибоедова — о человеческих отношениях, без которых этой жизни не было бы.
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. 4
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Автор: Грибоедов А.С. В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека. И иногда человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше других.
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. 2
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Автор: Грибоедов А.С. И.А. Гончаров в своей статье “Мильон терзаний” так писал о главном герое бессмертной комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”: “Роль Чацкого — главная роль, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов”.
Проблема безумия и ума в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума
Автор: Грибоедов А.С. В комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” показано противостояние Чацкого русскому дворянству. Всех персонажей можно считать безумными. Каждая сторона считает другую сторону сумасшедшей. Во всех действиях герои А. С. Грибоедова сплетничают и порочат друг друга. Причем делают это не в открытую, а за спиной.
Проблема ума в комедии А.Грибоедова Горе от ума
Автор: Грибоедов А.С. В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» проблема ума является одной из ключевых. Об этом, собственно, свидетельствует название. Поэтому эту проблему стоит рассматривать, пожалуй, самой первой, говоря о комедии, её тематике и образной системе.
Глуп или умен Чацкий?
Название в любом произведении играет огромную роль и, подчас, является не только увертюрой к последующему , но и тезисом главной мысли, идеи. итак, "Горе от ума". Почему же Грибоедов изменяет первоначальное название "Горе уму", вставляя предлог "от"?
Век нынешний и век минувший в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума 3
«Век нынешний» и «век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Автор: Грибоедов А.С. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” была завершена в 1824 году. Она создавалась в период смены одного мировоззрения другим, и вольнодумство в те времена уже имело место. Ярким завершением этого процесса стало восстание декабристов в 1825 году.