К. В. Пигарев, Г. М. Фридлендер
Антиох Дмитриевич Кантемир (1708-1744), сын молдавского господаря, был человеком широко и разносторонне образованным, крупным политическим деятелем, одним из наиболее даровитых русских дипломатов той эпохи. Его пребывание на посту русского посланника в Лондоне (1732-1738) и Париже (1738-1744) было заметной вехой в развитии отношений передовой мысли России и Запада эпохи Просвещения. В Париже Кантемир близко познакомился с философом-просветителем Б. Фонтенелем, трактат которого «О множестве миров» перевел на русский язык до отъезда за границу (перевод этот, имевший большое просветительное значение и направленный против догматов церкви, опубликован в 1740 г.; спустя шестнадцать лет был запрещен Синодом). Дружба связывала Кантемира с Ш. Монтескье (сделанный Кантемиром перевод «Персидских писем» не сохранился), драматургом Нивелем де Лашоссе, математиком Мопертюи. Переписывался Кантемир и с Вольтером.
Начало литературной деятельности Кантемира относится ко второй половине 20-х годов: в это время он сочиняет не дошедшие до нас любовные песни. Позднее Кантемир с осуждением отзывался о своих ранних опытах, считая, что его призвание - писать не любовные, а сатирические стихи. Свое литературное творчество зрелый Кантемир подчинил воспитательным задачам. «Все, что я пишу, пишу по должности гражданина, отбивая все, что согражданам моим вредно быть может», - заявлял он. Осознание писательского дела как дела высокого, гражданско-патриотического стало, начиная с Кантемира, в России традицией, подготовленной историей предшествующей древнерусской культуры и письменности.
Сатиры писать Кантемир начал на рубеже 20-30-х годов. До отъезда в Англию им было создано пять сатир. За границей сатирик упорно работал над ними, добавил четыре новых. В результате переработки в первых пяти сатирах конкретизируется и углубляется критика социальных зол русской действительности, ослабляется абстрактно-моралистическое начало: сатирические образы приобретают силу ярких и емких типических обобщений, а язык - необычайную меткость, силу и выразительность.
Признавая связь своего творчества с античной и западноевропейской традицией, Кантемир писал, что «наипаче Горацию и Боалу, французу, последовал, от которых много занял, к нашим обычаям присвоив». Ту же мысль он выразил в стихотворном афоризме: «Что взял по-галльски, заплатил по-русски». Кантемир не ошибся в своей самооценке. Заимствование отнюдь не носило в его сатирах характера следования готовым образцам, а было самобытной, творческой их переплавкой. Опираясь на опыт предшественников, Кантемир отзывался на те мотивы древнеримской и французской стихотворной сатиры XVII в., которые были созвучны его времени и отвечали публицистическим и воспитательным задачам его творчества. Так, например, в сатире второй - «На зависть и гордость дворян злонравных» (1730) - Кантемир доказывает, что не «порода», а собственные заслуги дают человеку право считаться «благородным». И хотя тема этой сатиры - тема личного благородства, противопоставленного знатности рода и доблести предков - не была открытием Кантемира (к ней обращались и Ювенал, и Буало), в России она приобрела особое значение после недавно введенной Петром «Табели о рангах» (1722). Родовитое дворянство восприняло этот акт петровского законодательства как посягательство на свои былые привилегии. Но значение сатиры Кантемира было шире: провозглашенная им идея, созвучная идеалам Просвещения, на протяжении всего XVIII в. требовала постоянного о себе напоминания. Ее вслед за Кантемиром будут повторять в России Сумароков, Новиков, Фонвизин, Державин, Радищев, Карамзин, молодой Крылов, в творчестве которых она служит то целям воспитания дворянства в духе гуманности и уважения к человеку, а то и утверждению идеала внесословной ценности человеческой личности - от дворянина до крепостного «раба».
Сатира Кантемира стоит у истоков многих тем, мотивов и образов, прошедших через всю русскую литературу XVIII в. Так, нарисованный в уже названной второй сатире щеголь был первым в ряду образов многочисленных французоманов и «петиметров», которые под разными именами возродились на страницах сатирических журналов екатерининской эпохи, выводились на сцену в комедиях того времени, высмеивались в лубочных картинках. В сатире седьмой («О воспитании», 1738) впервые широко поставлена тема, которая станет одной из центральных тем литературы периода русского Просвещения, - об ответственности родителей за умственное и нравственное воспитание детей, тема, к которой будут обращаться самые выдающиеся русские писатели XVIII в. «...в них все страсти всякого чина людей самым острым сатирическим жалом проницаются», - писал о сатирах Кантемира Ломоносов.
Бичуя каждый из наблюдаемых им пороков русской общественной жизни своего времени, Кантемир имел перед глазами его конкретного социального носителя. Но в соответствии с эстетикой классицизма «подлинник» служил ему материалом не для портретного или памфлетного изображения, а для создания типического обобщения, где индивидуальные и национальные черты обогащали уже сложившуюся и устоявшуюся сатирическую традицию. Благодаря этому, несмотря на обобщенность и условные имена сатирических персонажей, современники узнавали в них реальные прототипы. Вот почему сатиры Кантемира впервые были изданы в России только спустя два десятилетия после смерти писателя, в 1762 г. Первые пять сатир, написанные до отъезда за границу, охотно переписывались и распространялись уже современниками в рукописи. Посмертно были изданы и переводы Кантемира из Горация и Анакреонта.
Отражая вступление русской литературы на путь творческого соревнования с литературами передовых европейских стран, сатиры Кантемира сохранили тесную, органическую связь с отечественными литературными источниками - антиклерикальной рукописной демократической сатирой XVII в., проповедями Феофана Прокоповича, а порою и с «грубыми и почти деревенскими шутками» народных «игрищ» (несмотря на пренебрежительные отзывы о них самого сатирика). И язык сатир Кантемира свидетельствует о внимании и близости автора к языку простого народа, хотя синтаксис, изобилующий инверсиями по образцу латинских классиков, и делает сатиры Кантемира часто трудными для восприятия человека нашего времени. Эти трудности связаны с тем, что стих Кантемира-сатирика - силлабический тринадцатисложник: ему суждено было уже вскоре стать вчерашним днем в истории русского стиха.
В «Письме Харитона Макентина к приятелю о сложении стихов русских» (1743) Кантемир защищал свою позицию силлабика в споре с Тредиаковским и остался ей верен до конца. Все же введение Кантемиром в последних сатирах (как и в переработанных редакциях первых пяти сатир) дополнительного ударения в силлабическом стихе - на пятом или седьмом слоге - было первым шагом на пути к реформе русского стихосложения.
Острота, меткость, новизна содержания сатир Кантемира обусловили уже при жизни сатирика интерес к его творчеству за рубежом. В 1749 и 1750 гг. был издан французский перевод его сатир, сделанный другом Кантемира - аббатом Гуаско; ближайшее участие в подготовке этого издания принимал Монтескье. С французского был выполнен немецкий перевод (1752). Оба они вышли в годы, когда в России сатиры Кантемира оставались еще неизданными.
Другие работы по теме:
Стиховедение
Стиховедение — раздел поэтики, изучающий свойства стихотворной речи и принципы ее анализа.
Шайдрово
Деревня Шайдрово располагалась в районе современных улиц Кошкина, Кантемировской, Медиков,Кавказского бульвара, на правом берегу речки Чертановки,напротив Беляево.
Царицынские мельницы XVIII века
История появления мельниц на каскаде Царицынских прудов уходит во времена правления Бориса Годунова. По местному преданию, для затеянного им строительства в Московском кремле открытым способом добывался белый камень (мергалит) в бассейне речки Городни.
Орехово
Деревня Орехово в письменных источниках впервые упоминается лишь с конца XVI в. В январе 1633 г. эти земли по именному указу царя Михаила Федоровича были проданы в вотчину окольничему Лукьяну Степановичу Стрешневу.
По Китай-городу
Китай-город издавна является деловым центром Москвы. Улица Ильинка в Китай-городе – одна из красивейших в Москве. На ней один к другому примыкают великолепной архитектуры дома, и это делает ее гармоничной и завершенной.
Царицино - природа и история
На юго-востоке Москвы расположен один из интереснейших природно-исторических памятников - дворцово-парковый ансамбль Царицино.
Жанр послания в лирике Александра Пушкина
Послание — один из наиболее древних литературных жанров. Впервые он появился в творчестве античных поэтов: Горация, Овидия, Катулла. Время расцвета жанра послания — эпоха классицизма XVII—XVIII веков. Во Франции классические образцы послания создали Буало, Вольтер; в Германии послания писали Шиллер, Гете; в России — Кантемир, Ломоносов, Сумароков, Фонвизин.
Кантемир А.Д.
Князь, русский поэт-просветитель, переводчик, дипломат, знаменитый русский сатирик и родоначальник современной нашей изящной словесности.
Сатира Антиоха Кантемира К уму своему
Антиох Дмитриевич Кантемир родился в семье молдавского господаря, или правителя, в 1708 году. Отец писателя Дмитрий Константинович заключил союз с Петром I, стремясь освободить свою страну от турецкого ига. Но Прутский поход 1711 года был неудачным, вследствие чего семья навсегда оставила солнечную Молдавию и переехала в Россию.
Специфика русского стихосложения
В основе стихотворной речи лежит, прежде всего, определенный ритмический принцип. Поэтому характеристика конкретного стихосложения состоит, прежде всего, в определении принципов его ритмической организации.
Литература в XVIII веке
Основным направлением в литературе XVIII в. стал классицизм (от лат. classicus — образцовый). Этот стиль развился в результате творческого освоения форм, композиций и образцов искусства античного мира и эпохи Возрождения.
Литературно-теоретическое исследование литературы VIII века
Русская литература XVIII века. Освобождение русской литературы от религиозной идеологии. Феофан Прокопович, Антиох Кантемир. Классицизм в русской литературе. В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А. Сумароков. Нравственные изыскания писателей XVIII века.
Русская литература XVIII века (сентиментализм и классицизм)
Феофан Прокопович, церковный деятель и писатель. Его проповеди по велению Петра I: талантливое изложение официальной точки зрения. Творчество писателей-классицистов (Кантемира, Сумарокова). Постановка перед русской литературой задачи воспитания словом.
Развитие классицизма в русской литературе XVII-XIX вв.
Классицизм как стиль, направление, обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Особенности развития этого направления в рамках литературы. Период классицизма в России, его сторонники, задачи и жанры литературного направления.
В эпоху Русского Просвещения
Восемнадцатый век - это не только время блистательных побед русского оружия, строительства роскошных дворцов и парков, создания русского театра, расцвета литературы и искусства. Именно в это время во всю широту ставятся задачи просвещения отечества.
1711 год
— невисокосный год, начинающийся в четверг по григорианскому календарю. События Создание компании Южных морей в Англии. 1711—1740 — Император Священной Римской империи, король Чехии и Венгрии Карл VI.
Кантемир, Мария Дмитриевна
Введение 1 Биография 1.1 С Петром 1.2 После Петра 2 Источники 3 В литературе Список литературы Введение Княжна Мария Дмитриевна Кантемир (Марья Кантемирова, 1700—1754) — дочь молдавского господаря, князя Дмитрия Константиновича и Кассандры Кантакузен, бежавших в Россию, сестра известного русского поэта Антиоха Кантемира, любовница императора Петра Великого.
Прутский поход 1711
Введение 1 Предыстория 2 Союзники Петра в Прутском походе 3 Поход 4 Сражение с турками. Окружение 4.1 19 июля 1711 4.2 20 июля 1711 4.3 21 июля 1711 5 Заключение Прутского мирного договора
Летописи Молдавского княжества
Начало молдавского летописания относится ко второй половине XV века. Первые молдавские летописи написаны кириллицей на славянском языке, содержали краткие сведения о времени правления предыдущих господарей и о важнейших исторических событиях.
Легенда об основании Молдавского княжества
— предание из молдавско-польской хроники о том, что «по воле Бога воевода Драгош пришёл из Венгрии, из места Марамуреш возле реки Марамуреш, охотясь на зубра, которого он убил возле реки Молдова. Он отпраздновал это вместе со своими боярами, страна понравилась ему и он остался, и населил страну своими молдаванами из Венгрии, и был их князем в течение двух лет».
1710 год
— невисокосный год, начинающийся в среду по григорианскому календарю. События Завершёно строительство Версальского дворца Русские войска взяли Ригу, Дюнамюнде, Пернов, Аренсбург, Ревель, Выборг, Кексгольм и Эльблонг (Пруссия).
Луцкий договор
— секретный договор между господарём Молдавии Дмитрием Кантемиром и Петром I, согласно которому Молдавия, сохраняя автономию, переходила в русское подданство. Заключён 13 апреля 1711 года в Луцке.
Достижение в российской науке в 19 начале 20 века 2
Денис Ива́нович Фонви́зин (3 (14) апреля 1745, Москва — 1 (12) декабря 1792, Санкт-Петербург) — русский литератор екатерининской эпохи, создатель русской бытовой комедии. Фамилия Фон Визен (нем. von Wiesen) писалась в XVIII веке в два слова или через дефис; это же правописание сохранялось до половины XIX века; окончательно установлено правописание в одно слово Тихонравовым, хотя уже Пушкин находил это начертание правильным, как придающее более русский характер фамилии писателя, который был, по выражению Пушкина, «из перерусских русской».
Господарь
Введение 1 Этимология 2 История 3 Русские княжеские роды, происходящие от господарей 4 Интересные факты Введение Господа́рь (hospodar, или gospodar) — титул правителей Молдавского княжества и Валахии в XIV—XIX вв., неофициальный титул великих князей литовских.
Шарль Луи де Монтескьё
Введение 1 Биография 2 Значение 3 Политическое учение 4 Краткий обзор произведения «О духе законов» 4.1 О законах 4.2 О войне 4.3 О духе народа 4.4 О четырёх различных образах правления
Имперский князь
Введение 1 Право голоса в рейхстаге 2 Голосующие 3 Прочие 5 Источник Введение Имперский князь (нем. Reichsfьrst) — фюрст (лицо, княжеское достоинство которого было утверждено императором Священной Римской империи, будь то ландграф, герцог или епископ) при условии, что он владеет феодом в составе Священной Римской империи и занимает место в рейхстаге.
Константин Ипсиланти
Константи́н Ипсила́нти (рум. Constantin Ipsilanti, греч. Κωνσταντινος Υψιλαντης; 1760, Стамбул — 24 июня 1816, Киев) — великий драгоман Порты в 1796—1799 гг., господарь Молдовы в 1799—1802 и Валахии в 1802—1806.
Голицын, Михаил Михайлович
План Введение 1 Биография 2 Браки и дети 3 Награды Введение Михаи́л Миха́йлович Голи́цын, Михаил Михайлович Старший (1 ноября 1675(16751101), Москва — 10 декабря 1730), князь, русский полководец, генерал-фельдмаршал (1725), соратник царя Петра I. Прославился в Северной войне 1700—1721 годов.
Кантемир Антиох Дмитриевич
Князь, русский сатирик XVIII в., сын молдавского господаря, переселившегося в Россию из Турции. Получил блестящее по своему времени образование, принимал живое участие в политической борьбе, отстаивая интересы служилого дворянства.
Анна Иоанновна
Императрица; средняя дочь царя Иоанна Алексеевича и Прасковьи Феодоровны Салтыковой.
Николя Буало
Буало Николя, собств. Буало-Депрео (Nicolas Boileau-Despreaux, 1636–1711) — французский поэт, критик, теоретик классицизма . Р. в старой буржуазно-чиновной семье, от богословия перешел к праву, был адвокатом, никогда, однако, не выступавшим.