"В
"Ревизоре" я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я
тогда знал, все несправедливости и за одним разом посмеяться над всем" -
такова основная цель, которую ставил перед собой Гоголь. Находясь в
преемственной связи с драматургией Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, комедия
"Ревизор" отличалась масштабностью своего художественного обобщения и
объемностью проблематики. При помощи смеха, "который весь излетает из
светлой природы человека", писатель с высоты творческого гения отразил
"зло своего времени".
Гоголь не раз
предупреждал: Хлестаков - самый трудный образ в пьесе. Помотрим, что же
представляет из себя этот герой. Хлестаков - мелкий чиновник, человек
ничтожный, всеми поре-каемый. Его презирает даже собственный слуга Осип, его
может оттаскать за вихры отец. Он беден и не способен работать так, чтобы
обеспечить себе
хотя бы сносное существование. Он глубоко недоволен своей жизнью, даже
подсознательно презирает себя. Но пустота и глупость не позволяют ему осмыслить
свои беды, попытаться изменить жизнь. Ему кажется, что представься лишь случай,
и все изменится, он перенесется "из грязи в князи". Это и позволяет
Хлестакову так легко и непринужденно чувствовать себя лицом значительным.
Мир, в котором
живет Хлестаков, непонятен ему самому. Он не в силах постичь связь вещей,
представить себе, чем в действительности заняты министры, как ведет себя и что
пишет его "друг" Пушкин. Для него Пушкин - тот же Хлестаков, но
счастливее, удачливее. Интересно то, что и городничий, и его приближенные,
которых нельзя не признать людьми сметливыми, знающими жизнь, по-своему
неглупыми, ничуть не смущены враньем Хлестакова. Им тоже кажется, что все дело
в случае: повезло - и ты директор департамента. Никаких личных заслуг, труда,
ума и души не требуется. Надо лишь помочь случаю, кого-то подсидеть. Разница
между ними и Хлестаковым лишь в том, что последний уж откровенно глуп и лишен
даже практической сметки. Будь же он поумнее, пойми сразу заблуждение городской
верхушки, он начал бы сознательно подыгрывать. И несомненно бы провалился.
Хитрость, продуманная ложь не обманули бы внимательного городничего. Он бы нашел слабое место в заранее созданной
выдумке, недаром горди! тся Антон Антонович: "Тридцать лет живу на службе;
...мошенников над мошенниками обманывал. Трех губернаторов обманул!"
Городничий не мог предположить в Хлестакове лишь одного - чистосердечия,
неспособности к сознательной, продуманной лжи.
А между тем это
одна из основных черт Хлестакова, делающая его героем "миражной* интриги.
Внутренняя пустота делает его поведение совершенно непредсказуемым: в каждый
данный момент он ведет себя так, как "получается". Его морили голодом
в гостинице, над ним висела угроза ареста - и он льстиво молил слугу принести
хоть что-нибудь поесть. Несут обед - и он прыгает на стуле от восторга и
нетерпения. При виде тарелки супа Хлестаков забывает о том, как минуту назад
униженно клянчил еду. Он уже вошел в роль важного господина. "Ну, хозяин,
хозяин... Я плевать на твоего хозяина!" Совершенно справедливо
комментирует суть этого образа Манн, исследователь творчества Гоголя: "Он,
как вода, принимает форму любого сосуда. У Хлестакова необыкновенная
приспособляемость: весь строй его чувств, психики легко и непроизвольно
перестраивается под влиянием места и времени".
Хлестаков
соткан из противоречий. Безумное, алогичное вранье Хлестакова по сути глубоко
соответствует времени принципиального алогизма. Хлестаков - фигура
общечеловеческая, но этот тип достиг апогея в николаевскую эпоху, достойно и
полно иллюстрирует ее, раскрывая глубинные пороки этого времени. Чиновники
прекрасно видят, что он глуп, но высота чина затмевает любые человеческие
качества.
В каждом из
персонажей пьесы немало хлестаковщины. Таков авторский замысел. Потому
Хлестаков и главный герой, что его черты присущи каждому человеку в той или
иной степени. Они комичны, лишь собранные воедино и выставленные на сцене.
Самой яркой иллюстрацией служат мечты городничего о будущей жизни в качестве
тестя великого человека. И он, и Анна Андреевна представляют себе не просто
роскошь, но такую роскошь, которую унижает их теперешняя жизнь, их теперешние
знакомства. Антон Антонович рисует картину: "...Поедешь куда-нибудь -
фельдъегеря и адъютанты поскачут везде... Хе, хе, хе, вот что, канальство,
заманчиво!" Таким образом, мы видим, что представления Хлестакова и
Сквозник-Дмухановского о шикарной жизни в основном совпадают. Ведь
хлестаковские "тридцать пять тысяч одних курьеров" ничем не
отличаются от фельдъегерей и адъютантов, которые в мечтах городничего
"поскачут везде". И главное, Сквозник-Дмухановский так же рад
выдвинуться над мелкой сошкой и городничим, представив себя генералом.
Итак, образ Хлестакова
явился гениальным художественным обобщением Гоголя. Объективный смысл и
значение этого образа состоят в том, что он представляет собой нерасторжимое
единство "значительности" и ничтожества, грандиозных претензий и
внутренней пустоты. Хлестаков представляет собой концентрацию черт эпохи в
одном человеке. Вот почему жизнь эпохи отразилась в "Ревизоре" с
огромной силой, а образы гоголевской комедии стали теми художественными типами,
которые позволяют яснее понять социальные явления того времени.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта bobych.spb/
Другие работы по теме:
Гоголь н. в. - Город в комедии н. в. гоголя ревизор
По выражению В. Я. Брюсова в своем творчестве Н. В. Гоголь стремился к вечному и бесконечному. Художественная мысль Н. В. Гоголя всегда стремилась к широкому обобщению его цель во многих произведениях заключалась в том чтобы нарисовать наиболее полную.
Гоголь н. в. - смех - Единственное честное лицо в комедии гоголя
Тридцатые годы прошлого столетия - время наиболее плодотворного и интенсивного творческого расцвета Гоголя. Вслед за "Вечерами", "Миргородом", "Арабесками" он обращается к драматургии и создает одно из самых замечательных произведений мировой литературы - бессмертного “Ревизора”. В этой комедии выставлены на позор чиноеничье-бюрократическая Россия, полицейско-самодержавный строй, основанный на чинопочитании, взяточничестве, злоупотреблениях и угнетении.
Гоголь н. в. - Город темной стороны в произведении н. в. гоголя
Некоторые современники Гоголя считали, что драматург - по цензурным соображениям - написал аллегорию, что под видом уездного города им изображена столица русской империи - Петербург. Едва ли это так: Гоголю, по складу его творческой манеры, была чужда аллегория. Сила пьесы - не в иносказательных намеках, а в особом принципе отбора жизненных явлений.
Автор как антигерой
В статье соотносятся такие понятия, как автор и антигерой. На примере литературной группировки «проклятых поэтов» исследуется эстетическая проблема сосуществования добра и зла в одном человеке — автора как творца и автора как падшего ангела.
Уездное чиновничество в комедии Гоголя Ревизор
Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» принадлежит к совершеннейшим творениям мировой драматургии. Сюжет «Ревизора» был подарен Гоголю Александром Сергеевичем Пушкиным. Великий сатирик давно мечтал написать комедию о России и высмеять в ней недостатки бюрократической системы. Сюжет Пушкина о мнимом ревизоре очень понравился Гоголю.
Образ дороги у Пушкина и Гоголя
В литературных произведениях жанра путешествия, авантюрного романа, исторического романа и некоторых других образ дороги является одним из ключевых. Ведь описывая путешествия, похождения героя, общественный уклад государства, автор сталкивается с необходимостью введения некоего обобщающего, глобального образа, который бы символизировал не просто Российское государство, но всю необъятную родину, ее боли и радости, ее народ.
Жизнь уездного городка в комедии Н. В. Гоголя Ревизор
Эпоха, отраженная Н. В. Гоголем в комедии «Ревизор» ? это 30 е гг. XIX в., время царствования Николая I. Писатель вспоминал впоследствии: «В „Ревизоре“ я решился собрать в одну меру все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».
Образы чиновников в комедии Н. В. Гоголя Ревизор
Н. В. Гоголь писал о замысле своей комедии: «В „Ревизоре“ я решился собрать в одну меру все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Это определило жанр произведения ? социально политическая комедия.
Средства создания комического эффекта в комедии Ревизор Гоголя
В 1836 г. комедия Н.В. Гоголя "Ревизор" впервые появилась на сцене Александринского театра. Русское общество пришло в замешательство, на лице каждого зрителя после просмотра пьесы отражалось недоумение: все нашли "Ревизор" чем-то неожиданным, не известным ранее.
О времена, о нравы По комедии Гоголя Ревизор
Тема комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» — изображение быта и нравов чиновничье-бюрократической России 30-х годов XIX века. В комедии на примере маленького города показано то, что характерно для всей огромной России того времени: казнокрадство, взяточничество, беззаконие, попирание человеческого достоинства, помещичий произвол.
Кто такой Хлестаков по комедии Гоголя Ревизор
Несомненно комедия “Ревизор” является одним из самых ярких произведений не только Гоголя, но и всего XIX века, причём основной смысл данной комедии актуален и в нынешнее время. В “Ревизоре” чётко можно проследить насколько власть бывает грешна, коррумпирована и, самое главное, насколько она пытается по возможности “замять” эти грехи, не удивительно, что городничий и всё его окружение так боялись приезда ревизора, который бы мог зачеркнуть всю их прошлую жизнь.
Город темной стороны в произведении Н.В.Гоголя Ревизор
Город темной стороны в произведении Н.В.Гоголя "Ревизор" Автор: Гоголь Н.В. Некоторые современники Гоголя считали, что драматург — по цензурным соображениям — написал аллегорию, что под видом уездного города им изображена столица русской империи — Петербург. Едва ли это так: Гоголю, по складу его творческой манеры, была чужда аллегория.
Почему чиновники боялись приезда ревизора
Автор: Гоголь Н.В. В пьесе Гоголя “Ревизор” лучшая социальная комедия своего времени. “Ревизор” сыграл немаловажную роль в развитии общественного самосознания. Высокий реализм тесно слился в “Ревизоре” с сатирой, сатира — с воплощением социальных идей. Писатель ставил перед собой цель — “смеяться сильно” над тем, что “достойно осмеяния всеобщего”, в смехе Гоголь видел могучее средство воздействия на общество.
Живые и мертвые души в творчестве Н. Гоголя
Автор: Гоголь Н.В. При издании “Мертвых душ” Н. В. Гоголь пожелал сам оформить титульный лист. На нем была изображена коляска Чичикова, символизирующая путь России, а вокруг — множество человеческих черепов. Именно этот титульный лист был очень важен для Гоголя, так же как и то, чтобы его книга вышла в свет одновременно с картиной А.
Сборный город всей темной стороны
Николаевская Россия не была бедной или политически слабой страной, однако комедия "Ревизор" изображает именно Россию эпохи царствования Николая I. Один из мемуаристов дал этому времени определение "глухие годы".
Тема города в комедии Ревизор и поэме Мертвые души Н.В.Гоголя
Тема города в комедии "Ревизор" и поэме "Мертвые души" Н.В.Гоголя. Гоголь всегда старался задеть сердце читателя плодами своего таланта. Его целью всегда было выдать что-нибудь оригинальное, удивить. Его произведения всегда относились и будут относиться к сокровищнице русской литературы.
Сатира Гоголя
Сатирически изображая дворянство, никчемность их существования, паразитизм, эксплуатацию народа, Гоголь бесконечно любит родную страну и ее народ.
"Ревизор" - сатира на крепостническую Русь
В "Ревизоре" Гоголь задумал посмеяться на тем, что "действительно достойно осмеяния всеобщего". Гоголь признавался, что в "Ревизоре" он решил "собрать в одну кучу все дурное в России, все несправедливости".
Комедия Н. В. Гоголя "Ревизор"
В критике комедию Гоголя "Ревизор" принято называть лучшей социальной комедией своего времени. Созданная на основе проникновения в сущность общественных явлений, комедия "Ревизор" сыграла немаловажную роль в развитии общественного самосознания.
Вечное и «вещное» в изображении Бунина
Иван Алексеевич Бунин — признанный классик, один из ярчайших мастеров слова. Тонко чувствующий образ, автор создает замечательную прозу, самобытную и своеобразную, существующую как бы вне времени и пространства.
Смех благородное лицо в комедии Гоголя Ревизор
Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» – сатирическое произведение. Поэтому в нем ярко выражено критическое отношение автора к современному обществу, его социальным проблемам, а также нравственные проблемы, раскрывающиеся на примере характеров героев.
Исповедь антигероя в архитектонике “Игрока” Достоевского
В архитектонике “Игрока” можно наблюдать эстетически существенные “следы” только что созданного Достоевским в “Записках из подполья” субжанра исповеди антигероя. Но жанровый костяк здесь не проявлен, а ощутим лишь как тенденция.
Самарин, Иван Васильевич
Введение 1 Биография 1.1 Адреса в Москве 2 Творчество 2.1 Роли в театре Список литературы Введение Иван Васильевич Самарин (1817, Петербург — 1885, Москва) — актёр театра, драматург и педагог.
Зубров, Пётр Иванович
Пётр Иванович Зубров (1822, Санкт-Петербург — 9 декабря 1873, Санкт-Петербург) — артист Императорских Санкт-Петербургских театров. Биография Пётр Зубров родился в семье известного петербургского ювелира.
Две России в поэме Гоголя Мертвые души Мертвые и Живые души в поэме Гоголя
На мой взгляд, Гоголь отразил в своей поэме не две, а три России: Россию "мертвых душ" - помещиков и чиновников, Россию крестьян, и в конце поэмы проявляется прекрасный художественный образ Руси-тройки, птицы-тройки. Сделано это настолько искусно и полно, что "Мертвые души" можно назвать исследованием русской жизни второй четверти прошлого века.