0.doc Стр. 11 из 11
13.02.2002
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ РЕКЛАМОВЕДЕНИЯ1 1.1. Сегментирование и структура рынкаСегментирование – маркетинговая деятельность компании:
направленная на наиболее точный выбор целевой аудитории рынка –
сегмента рынка, способного обеспечить необходимый объем продаж;
реализуемая через деление рынка на однородные группы с выделением целевой аудитории – группы покупателей, которые могут быть каким-либо образом описаны.
Основа сегментирования – разнообразие потребностей.
Основа дифференцирования рынка – разнообразие товаров; «товары дифференцируемы, если потребитель думает, что они различны».
Переменные сегментирования:географические:
районы;
города;
и т. д.
демографические;
психографические;
поведенческие;
нужды потребителей:
имеют бульшую важность с практических позиций.
Структура рынка:сегменты:
большие группы покупателей, выделенные по некоторому принципу,
например, по ориентации на:
цены;
самообслуживание;
моду.
ниши:
более узкие группы покупателей;
регионы:
группы покупателей определенного географического региона;
индивиды:
рассмотрение отдельного покупателя.
Позиционирование – термин введен в 1979 г. – определение наиболее эффективного образа товара или услуги в конкурентном ряду в умах потребителей через использование их системы стереотипов относительно товара, что позволяет делать товар понятным и отличным от других.
Суть позиционирования:нахождение точного образа товара или услуги в сознании потребителя;
четкий анализ целевой аудитории товара или услуги.
Аспекты позиционирования:мотивы;
преимущества;
символическая ценность.
Основы позиционирования:отличительные качества товара;
выгоды от товара;
решение проблем с помощью товара;
особый способ использования товара;
принадлежность товара к определенной категории пользователей;
отношение к конкурентам;
разрыв с определенным товаром...
1.3. БрэндингБрэндинг – процесс создания долгосрочного покупательского предпочтения к данной рекламной марке.
Брэндинг зародился в США в 1930 г.
27.02.2002
2. МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИКоммуникация – необходимый и многообразный, но непростой элемент бизнеса.
2.1. Состав комплекса деловых коммуникацийреклама:
любая форма неличного представления и продвижения идей, товаров или услуг, оплачиваемая точно установленным заказчиком или спонсором (Ф. Котлер);
public relations (PR):
цель – формирование управляемого имиджа;
стимулирование сбыта:
краткосрочные стимулы увеличения или поддержания уровня закупок или продаж товаров или услуг:
распродажи;
скидки;
специальные предложения;
и т. д.
персональные продажи:
устное представление товара или услуги в ходе беседы с одним или несколькими покупателями для дальнейшей продажи;
выставки-продажи/ярмарки;
презентации/демонстрации;
конкурсы;
подарки;
и т. д.
2.2. Структура процесса передачи рекламной информацииотправитель: рекламодатель;
кодирование информации: рекламное агентство;
на этом этапе существует проблема действия помех разного рода;
средства распространения: СМИ;
расшифровка информации: потребление информации;
на этом этапе существует проблема действия помех разного рода;
получатель: потенциальный потребитель;
ответная реакция;
обратная связь с отправителем.
3. РЕКЛАМА 3.1. Понятие и функции рекламы Определение рекламы:узкий подход:
любое платное однонаправленное опосредованное неличное обращение, агитирующее в пользу данного товара или услуги;
широкий подход:
любое обращение производителя/продавца к потенциальному покупателю.
Объекты рекламы:идеи;
товары;
услуги.
Назначение и функции рекламы:информационная:
передача информации;
побуждающая:
воздействие на мыслительные и эмоциональные процессы у человека, формирование его желаний, т. к. человек мыслит образами;
стабилизирующая:
ответственность за сохранение числа клиентов, в т. ч. и постоянных и объема продаж.
время:
XIX в.2 (по некоторым данным);
причины:
развитие массового производства из-за
роста производственных мощностей, что повлекло
необходимость массового сбыта, что привело к
возникновению массового рынка и
необходимости информировать этот рынок.
повышение общего уровня грамотности населения;
возросшее число газет:
британская «Daily Mail» первая начала получать доходы от размещения рекламы;
профессиональное становление самих рекламистов.
этапы развития:
эстетизация рекламы:
способ выделить в сознании потребителя конкретный товар или услугу среди равных по качеству и внешним признакам при их массовом производстве;
возникновение принципа уникального торгового предложения (УТП).
История рекламных носителей:одно из первых рекламных сообщений:
египетский папирус с объявлением о продаже рабов;
рекламист:
долгое время соединял в себе функции:
производителя товара или услуги;
популяризатора произведенного товара или услуги.
1631 г., Франция:
появление первой газеты с рекламными объявлениями – «Gazette de France»;
1725 г., Северная Америка:
появление первой наполовину рекламной газеты;
1743 г., Англия:
появление некоторых рекламных материалов в газетах;
1787 г., США:
появление первой полностью рекламной газеты.
История российской рекламы:до 1917 г.:
коробейники:
достигли мастерства в исполнении рекламы;
ярмарки с привлечением деятелей массовой культуры:
традиционно играли большую роль в продажах, принося хорошие результаты, что способствовало их распространению по всей стране;
Х – XI вв.:
применение купцами некоторых способов привлечения клиентов в свои лавки, в т. ч. с использованием зазывал;
XIX в.:
стартовала практика проведения «дешевых распродаж»;
начало применения наглядной рекламы на:
транспорте;
столбах;
и т. д.
использование глашатаев;
выпуск календарей с ценами;
выпуск рекламных газет;
появление первых рекламные бюро.
после 1917 г.:
монополизация рекламы декретом Советского правительства
(одним из первых декретов);
Маяковский:
добился больших достижений в рекламном деле.
13.03.2002
3.3. Классификация рекламыпо направленности на аудиторию:
потребительских товаров;
бизнес-реклама:
оборудование;
услуги в сфере производства;
услуги для оптовиков или профессионалов.
по широте охвата аудитории:
международная: иностранные рынки;
национальная: ограничена потребительским рынком одной страны;
региональная: нацелена на определенный регион;
местная: нацелена на конкретный город или район.
по каналам распределения:
печатная:
листовки;
буклеты;
плакаты;
каталоги;
и т. д.
газетно-журнальная;
радиореклама;
телевизионная;
кинореклама;
наружная;
на транспорте;
прямая почтовая;
электронная.
по видам:
способствующая улучшению сбыта;
реклама идей;
коммерческая:
направленность на получение прибыли в будущем;
некоммерческая;
реклама действия:
побуждение подписать контракт и т. д.;
реклама образа:
направленность на создание определенного образа.
по целям и задачам:
стадия выведения продукта на рынок:
информативная – рассказ об особенностях данного продукта;
стадия роста: увещевательная;
стадия зрелости: напоминающая;
сравнительная: при наличии уникальных особенностей.
4. ПРОИЗВОДСТВО РЕКЛАМЫ 4.1. Планирование рекламного процесса Цели рекламы – формирование:определенного уровня знаний о продукте;
образа фирмы или продукта;
потребности в товаре;
отношения к фирме, ее имиджа;
побуждения обратиться;
стремления сделать клиента постоянным;
образа надежного партнера.
Основная задача рекламы – сделать сообщение о продукте не только понятным, но и приятным.
Элементы рекламного процесса:рекламодатель;
рекламное агентство;
средства распространения рекламы;
потенциальный клиент;
рекламодатель.
Структура рекламных агентств с полным циклом обслуживания:творческий отдел;
медиа-отдел;
аналитический отдел;
бизнес-отдел.
10.04.2002
4.2. Подготовка эффективного рекламного текстаПривлечение внимания – одна из целей рекламы; при этом важно даже не то, чту сказано, но кбк это сделано.
Основа рекламного текста – оригинальная идея.
Элементы композиции рекламного сообщения:слоган:
краткий рекламный лозунг;
завязка:
графическая информация или текст, предшествующий основной идее рекламы;
информационный блок:
основной текст, содержащий главные аргументы;
дополнительные данные:
справочная информация – контактные данные.
Особое действие имеет тандем:необычно придуманный заголовок;
иллюстрация (для печатной рекламы).
4.3. СлоганСлоган – от галл. «клич» – краткий рекламный лозунг, «океан информации, умещенный в одну каплю».
Характеристики слогана:сочетание:
смысловой нагрузки;
эмоциональной насыщенности;
торговой идеи.
неспособность замаскировать низкое качество товара или услуги;
бульшая привлекательность по сравнению с другими частями рекламного объявления: слоганы читаются в 5 раз чаще, чем сами рекламные тексты.
Вместе с тем, значение слогана не стоит переоценивать.
Требования к слогану:краткость;
легкость:
при чтении;
при запоминании;
при произнесении.
любопытность;
обещание выгоды, вознаграждения;
понятность;
содержание уникального торгового предложения (УТП).
В случае разработки удачных, отвечающих требованиям слоганов и других символов фирмы (логотипов, шрифтов и т. д.) их необходимо использовать во всех рекламных сообщениях.
Slogan’s hot words: бесплатный, быстро, восхитительно, выгода, истина, легко, натуральный, новый, последний шанс, прибыль, сенсация, улучшение, экономия, эффективный.
Группы слоганов основываются на:обещании:
добра;
дружественности.
использовании:
цифр, символов, заглавных букв;
форм будущего времени;
предлогов «от» и «до»;
побудительных и императивных конструкций;
слов «больше», «лучше», «самый».
повторении:
букв и слов в предложениях или их частях;
слов, использовании парных слов.
подчеркивании:
качества;
стильности.
стремлении к простоте и лаконичности;
противопоставлении;
решительном обобщении;
юморе, иронии, остроумии;
создании чувства близости к покупателю.
17.04.2002
5. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ 5.1. Механизм воздействия рекламыПонятность для выбранной аудитории – основное качество рекламы.
Участники процесса восприятия графических и текстовых образов:(составляют оптическую систему восприятия человека)
глаза;
глазные мышцы;
зрительные нервы;
определенные участки коры головного мозга.
Восприятие зависит от особенностей человека и его психики.
Уровни фиксации рекламы:событийный:
запоминание мозгом самого факта увиденного;
эмоциональный (более важный):
описан в механизме восприятия рекламы.
Механизмы воздействия и принципы восприятия печатной рекламы:запечатлевание однажды увиденного образа;
запоминание однажды увиденного образа.
Принципы построения рекламы:использование образного мышления человека;
запечатление определенного образа,
который для этого желательно сделать привлекательным и уютным.
5.2. Характеристика графических образов Восприятие основных геометрических параметров:вертикаль:
бесконечность;
легкость;
несоизмеримость;
устремленность в высь.
При утолщении вертикали в нижней части или помещении на горизонталь:
стабильность;
устойчивость.
горизонталь:
надежность;
движение;
развитие.
диагональ: динамика.
5.3. Цветовое воздействиеЦвет обладает физиологическим и психическим воздействием, из-за чего цветовое влияние на человека в целом неоднозначно.
Потенциал цветового воздействия:стимулирование:
переживаний;
эмоций;
«душевных вибраций»: более глубокое, психическое воздействие цвета.
притяжение:
лучше достигается светлыми красками, чем темными;
отталкивание.
Характеристика цветов:зеленый: успокаивающий, гипнотический;
оранжевый: стимулирующий;
желтый: _;
красный: _;
фиолетовый: увеличивающий выносливость.
Цветовое воздействие в зависимости от пола:мужчины: зеленый, синий, красный, белый, желтый;
женщины: синий, зеленый, белый, красный, черный.
Бинарные сочетания цветов:(в порядке убывания силы воздействия)
синее на белом;
черное на желтом;
зеленое на белом;
черное на белом;
оранжевое на черном;
черное на пурпурном;
оранжевое на белом;
красное на зеленом;
зеленое на красном;
красное на желтом;
красное на белом.
15.05.2002
6. ДЕЙСТВИЕ РЕКЛАМЫ 6.1. Последовательность воздействия рекламы Последовательность воздействия рекламы на реципиента:полный вариант схемы:
привлечение внимания;
пробуждение интереса;
способствование желанию приобрести товар или услугу;
создание убежденности в необходимости покупки;
побуждение покупателя к конкретным действиям.
сокращенный вариант схемы:
AIDA: внимание → интерес → желание → действие.
6.2. Образ в рекламеВыстраивание определенного образа решает задачу адекватного выражения знания о товаре или услуге в понятной для потребителя форме.
Образ:устойчивый целостный комплекс ощущений;
обусловленный спецификой мышления;
выражающий:
восприятие явлений действительности;
оценку явлений действительности.
Сфера обитания образов – сознание человека.
Функции образа в рекламе:эстетическое наслаждения потребителя;
выражение значения товара или услуги.
Специфика образа:заставляет подразумевать бесконечно много смыслов;
никакой из смыслов образа не является окончательным и определенным.
Таким образом, образ – это сочетание:
эмоционального и рационального;
смыслового и интуитивного.
6.3. Главные правила рекламыпростота высказываний:
упрощение и оттачивание мысли, для чего используются короткие фразы без технических терминов;
интересность высказывания:
стремление вызвать любопытство, например, через обещание пользы;
прямота высказывания:
высказывание по сути, без лишних слов, особенно прилагательных;
доступность:
понятность человеку со средними умственными способностями;
осторожность и умеренность:
в изложении фактов, избегание злоупотребления фактами;
краткость:
небольшие участки текста легче воспринимаются;
оригинальность:
непохожесть на других;
приобщение потенциального потребителя к стильности, модности через применение соответствующих выражений;
отказ от лживых и непродуманных обещаний;
повторение наиболее важных коммерческих аргументов;
стремление привлечь и удержать внимание;
непривычность, увлекательность фраз;
указание потребителю, что надо делать;
избегание прямых сравнений с конкурентами;
учет национальных особенностей целевой аудитории;
апробация средств рекламы перед большим заказом и последующая максимально точная оценка их эффективности.
1 Реклама требуется каждому товару, в т. ч. и товару хорошего качества.
2 Время появления первых рекламных агентств.
Преподаватель: Коротковская Е. В. ompilation: т@одубов @. @.