Юрий Пелевин
Андреев, Николай Андреевич. 1904–1909
В 1909 году по народной подписке был установлен на Пречистенском (ныне Гоголевском) бульваре памятник Гоголю в граните и бронзе.
Н.А. Андрееву удалось соединить конструктивную ясность форм с изломанными линиями и заостренным силуэтом общей композиции. Это обусловило яркую характерность и необычность монументального образа.
Скульптор изобразил Гоголя в последний, трагический период жизни, когда писатель окончательно утратил веру в себя и в свое творчество. Памятник проникнут осознанием внутреннего надлома и драматизма творческих исканий писателя. Подойдя вплотную, можно увидеть его сумрачное, болезненное лицо, на котором едва заметна грустно-извиняющаяся улыбка. Андреевский образ Гоголя был воспринят интеллигенцией как воплощение трагедии творческой личности, он был созвучен душевным настроениям многих мастеров русской культуры на переломе двух веков.
Памятник Гоголю – произведение большого таланта, и одно из лучших творений в истории отечественной монументальной скульптуры.
Однако появление в Москве нового памятника отнюдь не вызвало всеобщего восторга. В правой, промонархической печати в адрес скульптора раздавались многочисленные упреки в его непатриотичности, в том, что он исказил образ великого писателя, который столь дорог истинно русским людям. Раздражение было чрезвычайно велико: раздавались возгласы, что работу Андреева «нужно взорвать, уничтожить… тогда, по крайней мере, когда-нибудь, кто-нибудь воздвигнет достойное и Гоголя и Москвы». Мнение многих недовольных выразил, как это ни странно, Василий Розанов, парадоксалист, мыслитель на свою особь и противник тривиальных суждений. В статье «Отчего не удался памятник Гоголю» его собеседник заявляет: «Памятник не годится … он поставлен не великому человеку, а какому-то больному существу, до которого нам нет дела». Розанов развивает эту мысль: «Памятник ставится «всему» в человеке, ставится «целому» человека и творца. Это — непременно. <…> Но тут идея памятника столкнулась с фактом в человеке: «конец» Гоголя есть сожжение 2-го тома «Мертвых душ», безумие и смерть. Андреев волей-неволей взялся за это, и его Гоголь с упреком, недоумением и негодованием смотрит на толпу у своего подножия,— готовый бросить в печь свои творения...
— Это — болезнь, этого конца не надо было изображать» (Розанов В.В. Отчего не удался памятник Гоголю // Розанов В.В. Сочинения. – М.: «Советская Россия», 1990. С. 347.).
Андреевский «Гоголь», действительно, не вписывается в общепринятые представления о том, каким должен быть памятник великому человеку, памятник действительно, во многом нетрадиционен. И это касалось не только необычных пластических форм, но, главного, общего концептуального замысла.
Национальные герои на городских площадях предстоят во всем своем торжествующем величии, вызывая у зрителей гордость и воодушевление, или, во всяком случае, чувство сопричастности, близости к своим кумирам. А на Пречистенском бульваре сидел отчужденный, надломленный и глубоко несчастный человек, замкнутый в себе.
В сущности, и царские, и советские власти только терпели памятник Гоголю и то лишь до поры до времени. В 1952 году, когда по всей стране вознеслись триумфальные монументы «Великому вождю», болезненный Гоголь выглядел явным диссонансом. И его убрали… в монастырь. А на его месте ведущий мастер соцреализма Н.В. Томским воздвиг «от советского правительства» официозный памятник Николаю Васильевичу – величественному и улыбчивому. Трагедия творчества отменялась.
На скамейках сидят влюбленные, любители пива и тусовок. Играют дети. Я помню, как и меня дедушка катал на саночках вокруг памятника. И я часто его просил: «Пойдем гулять к генералу».
Однако андреевский «Гоголь» в Донском монастыре (филиале Музея архитектуры) пробыл недолго. В хрущевскую «оттепель» о нем вспомнили и нашли тихое место, недалеко от прежнего. В 1956 году его перенесли во двор дома № 7 по Никитскому бульвару. Новое место выбрано очень удачно: писатель прожил в этом доме последние годы и умер в нем. Здесь за несколько дней до смерти он сжег черновики второго тома «Мертвых душ».
Теперь в Москве (небывалый случай для любого города) на расстоянии нескольких сот метров находятся два памятника одном и тому же лицу. Но памятники совершенно разные. Настолько разные, что, кажется, поставлены двум людям, которые даже не были знакомы друг с другом. Один общепризнанный гений, доброжелательный к соплеменникам, а другой – несостоявшийся писатель, подававший надежды, но неудачник, осознавший в конце концов свое творческое бессилие.
В этих двух монументальных произведениях (и дело даже не в Гоголе и в понимании его творчества) воплощены две разные концепции городской скульптуры. Что она должна воплощать? Общепринятое значение выдающейся личности, вознесенной на пьедестал? Или это еще одна творческая попытка осмыслить его внутренний мир, его деяния и жизнь?
К Гоголю, теперь сидящему в маленьком скверике, лучше всего приходить в осенние сумерки, когда в воздухе висит серая морось. Тогда скорбное звучание скульптуры сливается с пасмурной мелодией города и грустным настроем человека.
Другие работы по теме:
Политическая информация по России
Политинформация по России. Убийство болельщика «Спартака» и связанные с ним беспорядки. Резонансное убийство 28-летнего болельщика московского «Спартака» Егора Свиридова, совершенное в Москве на Кронштадтском бульваре в ночь с 5.12 на 6.12, еще раз напомнило о необходимости скорейшей разработки и принятия «Кодекса москвича» - свода правил для приезжих, который поможет им адаптироваться в городе и избежать ситуаций, которые могут привести к трагедии.
В кольце бульваров
Когда-то бульвар назывался Пречистенским и был разбит на западном конце стены Белого города, на крутой горе, которую пришлось срыть, поэтому внешняя сторона Гоголевского бульвара значительно ниже внутренней.
Два памятника Н.В. Гоголю
Москва. Такая, знаете, русская баба. Из бояр, то есть, главным образом, по торговой части. Большая, мощная, с тяжелой рукой: если приложит, век не разогнешься. Внешне суровая, но в глубине души – добрая и щедрая.
Цветной бульвар
(до 1851 года - Трубный бульвар), между Бульварным и Садовым кольцом, на севере центра Москвы. Возник в 1830 - х годах, после заключения р. Неглинной в подземный коллектор.
Уездное чиновничество в комедии Гоголя Ревизор
Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» принадлежит к совершеннейшим творениям мировой драматургии. Сюжет «Ревизора» был подарен Гоголю Александром Сергеевичем Пушкиным. Великий сатирик давно мечтал написать комедию о России и высмеять в ней недостатки бюрократической системы. Сюжет Пушкина о мнимом ревизоре очень понравился Гоголю.
Стихотворение Державина Памятник
Г.Р. Державин считал, что искусство и литература должны содействовать распространению просвещения, любви к прекрасному, уничтожать пороки, проповедовать истину и справедливость. С позиции этих принципов Державин пытается оценить свое творчество в стихотворении «Памятник».
Памятник искусства Капля нефти
Памятник искусства "Капля нефти" Автор: Сочинения на свободную тему В мире есть много памятников, все они имеют огромное культурное значение для человечества. Например, в столице России, Москве, есть замечательный храм Василия Блаженного, это строение является хранителем нашей истории.
Анализ стихотворения А.С. Пушкина Памятник
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Памятник" Автор: Пушкин А.С. За год до своей смерти, как бы подведя итог своей поэтической деятельности, А.С.Пушкин пишет "Памятник". По своей теме и построению оно близко к одноименному стихотворению Державина, который в свою очередь взял в качестве образца оду древнегреческого поэта Горация.
Анализ стихотворения Памятник
Анализ стихотворения "Памятник" Автор: Державин Г.Р. В 1795 году Державин Гаврил Романович написал стихотворение «Памятник», в котором высказывает свою точку зрения на поэта и поэзия. Свое творчество он уподобляет «чудесному , вечному» памятнику. В русской литературе Державин стал основоположником автобиографической поэзии и был первым русским автором, избравшим темой своих стихотворений собственную славу.
Памятник
Автор: Державин Г.Р. Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид; Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полет его не сокрушит. Так! — весь я не умру, но часть меня большая, От тлена убежав, по смерти станет жить, И слава возрастет моя, не увядая, Доколь славянов род вселенна будет чтить.
Памятник Державина и Пушкина
Автор: Пушкин А.С. «Памятник» Пушкина и «Памятник» Державина очень схожи, потому что в этих стихотворениях общая тема, авторы уверены, что они не умрут, потому что от них останется большая часть, которая принесет им вечную славу.
Анализ стихотворения Пушкина Памятник
Автор: Пушкин А.С. За год до своей смерти, как бы подводя итог своей поэтической деятельности, Пушкин написал стихотворение «Памятник». По своей теме и построению оно близко к одноимённому стихотворению Державина, который в свою очередь взял в качестве формального образца оду древнеримского поэта Горация «Памятник».
Американский Стоунхендж
Введение Список литературы Введение Не следует путать с Скрижали в Джорджии. Некоторые из камней Американского Стоунхенджа (G) (O) Американский Стоунхендж, англ. America’s Stonehenge — археологический памятник, состоящий из группы крупных валунов и каменных сооружений, разбросанных на площади около 120 кв. м. на территории города Салем в штате Нью-Гэмпшир на северо-востоке США.
Кинишба
Кинишба — руины огромного, 600-комнатного посёлка-пуэбло на востоке штата Аризона, существовавшего в 13-14 вв. н. э. Памятник интересен тем, что сочетает черты культур Могольон и Анасази, являющихся предками современных народов хопи и зуни. [1] Часть помещений доступна для посещения туристами, часть закрыта из-за аварийного состояния.
Московские памятники
Московские памятники имеют давнюю историю. На Руси издревле значительные исторические события увековечивались строительством церквей, соборов, часовен, основанием монастырей.
О ленинском плане монументальной пропаганды
Идея плана монументальной пропаганды принадлежала лично Ленину, заимствовавшему ее из утопии Т. Кампанеллы "Город Солнца". Основные задачи плана были сформулированы в декрете Совнаркома "О памятниках республики".
Гуачимонтонес
Деталь круглой пирамиды и другие руины Разрешение на публикацию любезно предоставила Nancy Гуачимонтонес Уачимонтонес исп. Guachimontones, Huachimontones — археологический памятник доколумбовых времён около мексиканского города Теучитлан, штат Халиско. Памятник относится к так называемой Теучитланской традиции[1] — общества или комплекса обществ, существовавшего в период 300—900 гг. н. э.
Именник болгарских ханов
— самый древний известный источник истории первых двух столетий Болгарского государства. После того как этот памятник стал известен науке, уже полтора века он является предметом углублённых исследований учёных. «Именник Болгарских Ханов» был обнаружен в XIX веке русским историком А. Н. Поповым в 1861 году и опубликован им в труде «Обзор хронографов русской редакции», в Москве, в 1866 году.
Памятник Александру Невскому Харьков
Введение 1 История сооружения 2 Композиция Список литературы Введение Памятник Александру Невскому в Харькове — памятник князю новгородскому (1236—1240, 1241—1252 и 1257—1259), великому князю киевскому (1249—1263), великому князю владимирскому (1252—1263), святому благоверному Александру Невскому в Харькове.
Судрабкалниньш
Судрабкалниньш (латыш. Sudrabkalniņš) — памятник воинам 6-го Рижского пехотного полка, расположенный на небольшой возвышенности Судрабкалниньш (Серебряная горка) в рижском микрорайоне Иманта, между улицей Слокас и проспектом Курземес.
Памятник Владимиру Великому Киев
Памятник Владимиру Великому — старейший скульптурный памятник Киева, сооружённый в 1853 году. Общепризнанный символ города. Расположен в парке «Владимирская горка».
Карнавал на Кубе
Карнавал на Кубе — пантомима, посвящённая революционной Кубе. Поставлена в Московском цирке на Цветном бульваре в октябре 1962 года.[1] Пантомима поставлена по сценарию Льва Кулиджанова, Юрия Никулина, Марка Местечкина. Режиссёром постановки был Марк Местечкин, художником Л. Окунь, балетмейстером П.
Ничевоки
План Введение 1 История 2 Члены группы «Ничевоки» 3 Издания «Ничевоков» Список литературы Введение Ничевоки — российская литературная группа, сложившаяся в Москве в начале 1920 года и окончательно оформившаяся в августе 1920 года при Союзе поэтов в Ростове-на-Дону [1].
Обуховский сквер
Ташкент. Обуховский сквер. Монумент на братской могиле воинов Обуховский сквер — сквер в Ташкенте на Кашгарке , расположенный на перекрёстке улиц Лахути (ранее улица Обуха) и улицы Демьяна Бедного.
Посольство Дании в Москве
План Введение 1 Особняк Морозовой 2 Отделы посольства Список литературы Введение Посольство Дании в Российской Федерации — дипломатическая миссия Дании в России, расположена в Москве в Хамовниках в Пречистенском переулке. Королевское Посольство Дании в Москве было одной из первых постоянных дипломатических миссий, основанных Данией в конце XV века [1] .
Щербаков, Пётр Петрович
Пётр Петрович Щербаков (7 апреля 1887(18870407)—октябрь 1917) — член президиума профсоюза текстильщиков, участник октябрьского вооружённого восстания в Москве.
Пуэбло-Гранде
Руины и ирригационные приспособления Пуэбло-Гранде — археологический памятник культуры Хохокам на территории штата Аризона. В 1964 г. причислен к Национальным историческим достопримечательностям (en:National Historic Landmark).[1][2]
Палатки Аризона
Памятник национального наследия Палатки , англ. Palatki Heritage Site расположен в Национальном лесу Коконино, Седона, штат Аризона (примерно 34 55' 3.58"N, 111 53' 58.85"W). Здесь обнаружены руины вырубленных в утёсах из красного камня жилищ индейцев синагуа (одна из субкультур древних пуэбло).
Памятники собакам
Благодарное человечество издавна ставит памятники своему самому верному и бескорыстному другу - собаке. Известны множество таких памятников, точное количество никто еще не подсчитал. Самыми известными считаются следующие.
Андреев Николай Андреевич
Скульптуры этого знаменитого русского художника — украшение Москвы. Н. А. Андреев — талантливый ученик известного скульптора С. М. Волнухина, творчество которого было близко к передвижникам.