(1903—78)
Cоветский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель. Народный артист СССР (1954). Академик АН Армянской ССР (1963). Доктор искусствоведения (1965). Герой Соц. Труда (1973). Член КПСС с 1943. В 1929 окончил Музыкальный техникум им. Гнесиных (занимался по композиции у М. Ф. Гнесина), в 1934 — Московскую консерваторию у Н. Я. Мясковского (композиция), Р. М. Глиэра, С. Н. Василенко (инструментовка). В 1939—48 заместитель председателя Оргкомитета, с 1957 секретарь Союза Композиторов СССР. С 1950 преподавал в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных, с 1951 (одновременно) — в Московской консерватории (с 1951 профессор). Среди учеников: Р. Г. Бойко, Н. К. Габуния, А. Виеру (Румыния), Э. С. Оганесян, М. Л. Таривердиев, Э. А. Хагагортян, А. Я. Эшпай. С 1950 выступал в концертах как дирижёр в СССР и за рубежом с исполнением собственных сочинений. Ленинская премия (1959), Государственная премия СССР (1941, 1943, 1946, 1950, 1971), Государственная премия Армянской ССР (1965).
В творчестве Xачатуряна самобытно претворены традиции мирового и национального музыкального искусства. Его музыка обогатила современную композиторскую школу новыми образами, стилевыми элементами, средствами музыкальной выразительности. Xачатурян достиг органического синтеза тональной системы европейской музыки с ладовыми структурами восточной музыкальной культуры, главным образом армянской. Основное внимание уделял симфонии и камерно-инструментальным жанрам. Произведениям свойственны открытая экспрессивность, мелодическая щедрость, интонационная доступность. Важную роль играет ритм, выполняющий драматургическую функцию. Xачатурян — мастер оркестрового колорита. Мировую известность композитору принесли концерты с оркестром — для фортепьяно ( 1936) , для скрипки ( 1940) и для виолончели (1946), балеты «Гаянэ» - первое национальное музыкально-сценическое произведение в этом жанре, а также «Спартак» — одна из вершин советского балета. Крупным достижением стала 2-я симфония (1943), посвященная событиям Великой Отечественной войны 1941—45. Xачатурян плодотворно работал в области музыки для театра и кино (музыка к спектаклям «Маскарад» Лермонтова, «Валенсианская вдова» Лопе де Беги, где использованы испанские мелодии и ритмы, к фильмам «Пэпо», «Зангезур» и др.). Автор музыки Государственного гимна Армянской ССР (1944). Написал статьи для журналов, посвященной творческой деятельности ряда музыкантов. Творчество Xачатуряна получило широкое общественное признание. Имя Xачатуряна присвоено Большому залу филармонии Еревана (1978). В 1984 в Ереване открыт Дом-музей Xачатуряна.
Сочинения:
балеты-
Счастье (1939, Армянский театр оперы и балета), Гаянэ (использована музыка балета "Счастье", 1942; Ленинградский театр оперы и балета, Пермь, Государственная премия СССР, 1943; 2-я редакция 1952; 3-я редакция 1957), Спартак (1950-54, поставлен 1956, Ленинградский театр оперы и балета, Ленинская премия, 1959, за музыку к балету; 1968, Большой театр, Ленинская премия, 1970, за спектакль);
для солистов, хора и оркестра-
Поэма о Сталине (слова ашуга М. Байрамова, 1938), 3 арии - Поэма, Легенда, Дифирамб (слова народные, О. Т. Туманяна, М. Пешикташляна, 1944-46), Ода радости (слова С. В. Смирнова, 1956), Баллада о Родине (слова А. Г. Гарнаркерьяна, 1961); музыка Государственного гимна Армянской ССР (1944);
для оркестра-
3 симфонии (1934; 1943, Государственная премия СССР, 1946; Симфония-поэма, 1947), сюиты -- Танцевальная (1933), Валенсианская вдова (из музыки к спектаклю, 1940), Гаянэ (3 сюиты из балета, 1943), Маскарад (из музыки к спектаклю, 1944), Сталинградская битва (из музыки к фильму, 1949), Спартак (3 сюиты из балета, 1955; симфонические картины из балета, 1955), Лермонтов (из музыки к спектаклю, 1959), Русская фантазия (1944), Ода памяти В. И. Ленина (1948), Торжественная поэма (1950), Приветственная увертюра (1958); для инструментов с оркестром-
концерты
- для фортепьяно (1936), для скрипки (1940, Государственная премия СССР, 1941), для виолончели (1946), концерты-рапсодии - для скрипки (1961), виолончели (1963, Государственная премия Армянской ССР, 1965), фортепьно (1968; Государственная премия СССР за триаду концертов-рапсодий, 1971);
для духового оркестра-
2 походных марша (1929-30), Плясовая (1932), марш № 3 (1932), Танец (1932), марш Героям Отечественной войны (1942), марш Московской Краснознаменной милиции (1973), Праздничные фанфары (для труб и барабанов, 1975);
камерно-инструментальные ансамбли-
соната (1932), Танец (1926) и Песня-поэма (1929) для скрипки и фортепьяно, трио для кларнета, скрипки и фортепьно (1932), двойная фуга для струнного квартета (1931);
для фортепьяно-
соната (1961), сонатина (1959), Поэма (1926), 7 речитативов и фуг (1928-66), сюита (Токката, Вальс-каприз, Танец, 1932), 3 пьесы (Остинато, Романс, фантастический вальс, 1945), Детский альбом (1-я тетрадь, 1926-47; 2-я тетрадь, 1965);
для скрипки соло -
соната (1975);
для альта соло -
соната (1976);
для виолончели соло -
соната (1974);
для голоса и фортепьяно-
песни: На бульваре Гоголя (слова С. В. Михалкова, 1935),В бой, комарадос (слова Л. Смоляна, 1936), Романс Нины (из музыки к спектаклю "Маскарад", 1941), Капитан Гастелло (слова А. Лугина, 1941), Море Балтийское (слова Я. Родионова, 1941), Могучий Урал, Уральцы бьются здорово (слова А. Л. Барто, 1942), Уралочка, Я жду тебя (обе - на слова Г. Славина, 1943), Слава нашей Отчизне (слова В. И. Лебедева-Кумача, 1943), Песня о Красной Армии (совместно с Д. Д. Шостаковичем, слова М. Голодного, 1943), Песня о Ереване, Армянская застольная, Ковер счастья, Песня о девушке, Песня (все - на слова А. Граши, 1948-52), Песня сердца (слова Михалкова, 1949), Моя Родина (слова И. И. Садофьева, 1950), Присяга миру (слова Г. Рублева, 1950), Песня защитниц мира (слова С. Г. Острового, 1951), Весенний карнавал (слова П. М. Градова, 1956), Нам сегодня весело (слова С. А. Васильева, 1963), Вам, арабские друзья (слова Г. Г. Регистана, 1964);
для хора и фортепьяно-
Комсомольская-шахтерская (слова В. Снитковского, 1931), 3 пионерские песни (для детского хора, слова Н. Владимирского, Михалкова, 1933), О чем мечтают дети (для детского хора, слова В. В. Винникова, 1949), Вальс дружбы (слова Г. Рублёва, 1951);
для мужского хора а саррellа-
Походная песня (из фильма "Адмирал Ушаков", cлова А. А. Суркова, 1953), Песня русских матросов (из фильма "Корабли штурмуют бастионы", слова Суркова, 1953);
обработки народных песен-
5 армянских (1931), туркменская (1931), 2 венгерских (слова А. Гидаша), турецкая Джавуз идим (1931), узбекская (слова Т. С. Сикорской, 1935), 2 таджикские (слова А. А. Лахути, 1939);
музыка и спектаклям драматического театров -
"Багдасар ахпар" ("Дядюшка Багдасар", 1927, 2-я армянская драматическая студия при Московском доме культуры Армении), "Восточный дантист" Пароняна (1928, там же), "Хатабала" Сундукяна(1928,там же), "Долг чести" Микитенко (совместно с Н. Н. Рахмановым, 1931, МХАТ 2-й), "Макбет" Шекспира (1933, Театр имени Сундукяна, Ереван), "Разорённый очаг" Сундукяна (1935, 2-я армянская драматическая студия при Московском доме культуры Армении), "Большой день" Киршона (1937, Центральный театр Красной Армии, Москва), "Баку" Никитина (совместно с А. Я. Пейсиным, 1937, Ленинградский театр-студия под руководством С. Э. Радлова), "Валенсианская вдова" Лопе де Вега (1940, Театр имени Ленинского комсомола, Москва), "Маскарад" Лермонтова (1941, Театр имени Вахтангова, Москва), "Кремлёвские куранты" Погодина (1942, МХАТ), "Глубокая разведка" Крона (1943, там же), "Последний день" Шкваркина (1945, Театр имени Вахтангова), "Южный узел" Первенцева (1947, Центр, театр Советской Армии, Москва), "Сказка о правде" Алигер (1947, там же), "Илья Головин" Михалкова (1949, МХАТ), "Весенний поток" Чепурина (совместно с Н. В. Макаровой, 1953, Центральный театр Советской Армии в Москве), "Ангел-хранитель из Небраски" Якобсона (1953, МХАТ), "Лермонтов" Лавренева (1954, там же), "Макбет" Шекспира (1955, Малый театр, Москва), "Король Лир" Шекспира (1958, Театр имени Моссовета, Москва);
музыка к кинофильмам-
"Пэпо" (1935), "Зангезур" (1938), "Сад" (1939), "Салават Юлаев" (1941), "Человек № 217" (1945), "Русский вопрос" (1948), "В. И. Ленин" (1948), "Сталинградская битва" (1949, Государственная премия СССР, 1950), "У них есть Родина"(1950), "Секретная миссия" (1950), "Адмирал Ушаков" (1953), "Корабли штурмуют бастионы" (1953), "Салтанат" (1955), "Отелло" (1955), "Костёр бессмертия" (1956), "Поединок" (1957), "Набат мира" (1962).
Другие работы по теме:
Арам Хачатурян
С молодых лет он в звучавшей вокруг него музыке выделял фольклорные основы. Впоследствии эта любовь прослеживалась во всем его творчестве. Достаточно послушать его какую-либо фортепианную пьесу, музыку к балетам «Гаянэ» и знаменитому «Спартаку».
Жизненный и творческий путь А.И. Хачатуряна
Арам Ильич Хачатурян – выдающийся советский композитор. Биографические факты его жизненного пути, путь к славе выдающегося композитора. Первые сочинения молодого композитора. Основные сочинения Хачатуряна. Концерт для скрипки с оркестром, балет "Гаянэ".
Арам Хачатурян
АРАМ ИЛЬИЧ ХАЧАТУРЯН (1903-1978) Арам Ильич Хачатурян – художник яркой, своеобразной индивидуальности. Темпераментная, жизнерадостная, привлекающая свежестью гармонии и оркестровых красок музыка его пронизана интонациями и ритмами народных песен и танцев Востока. Именно народное искусство явилось источником глубоко своеобразного творчества этого выдающегося композитора.
Обломов и Штольц 2
Обломов и Штольц Главным героем романа Гончарова является Илья Ильич Обломов, весьма своеобразный человек по своей натуре. Из первой части произведения мы узнаем о быте и порядках в его доме. Большую часть времени Обломов проводит в постели, постоянно мечтает, «парит в облаках», не желая возвращаться на грешную землю, строит планы на будущее, не задумываясь о настоящем.
Размышления над страницами романа Обломов
Осенний вечер. Дома никого нет, и я читаю роман Гончарова. Странный все-таки герой — Илья Ильич Обломов. Он терпеливо сносит все удары судьбы, смиряется с постоянными недородами в деревне и ленью Захара, с тем, что его постоянно обманывают, обкрадывают, злоупотребляют присущей ему добротой. Он не стремится добиться богатства, славы, положения в обществе.
Жизнь скучна без нравственной цели По роману Гончарова Обломов
Человек не должен быть эгоистом, заботиться только о себе. Он обязан постоянно к чему-то стремиться, совершенствоваться. Иначе жизнь его становится бледной, тусклой. Он должен действовать, если даже понимает, что погибнет, если знает, что обречен. В этом его величие.
Обломов и Штольц. Сопоставительная характеристика образов
Автор: Гончаров И.А. Несмотря на то, что Обломов и Штольц такие разные люди, их что-то объединяло. Все свое детство они провели вместе: вместе учились в школе, вместе делали уроки – хотя, чаще всего, Андрей давал списывать Илье, делал за него переводы. Они были ровесники, казалось, что один дополняет другого, так как они были очень разными людьми.
О том, как Ленин перехитрил жандармов
Автор: Зощенко М.М. О том, как Ленин перехитрил жандармов Когда Ленину было двадцать шесть лет, он уже был всем известный революционер, и царское правительство боялось его как огня.
Поэма Хорошо
Автор: Маяковский В.В. Это было с бойцами, или страной, или в сердце было в моем. В.Маяковский Владимир Владимирович Маяковский в автобиографии писал: “Хорошо!” считаю программной вещью, вроде “Облако в штанах” для того времени”. К этому произведению о революции, Родине, о людях и их будущем поэт шел целое десятилетие.
Баллада о двадцати шести
Автор: Есенин С.А. С любовью - прекрасному художнику Г.Якулову Пой песню, поэт, Пой. Ситец неба такой Голубой. Море тоже рокочет Песнь. Их было 26 их было,
Обломов и Захар в романе И.А. Гончарова "Обломов"
В 1858 году И.А. Гончаров завершил свою работу над романом “Обломов” и опубликовал его в первых четырех номерах журнала “Отечественные записки”. Я бы хотела рассказать о главном герое этого романа Обломове и его слуге Захаре.
Покушение на Ленина
Автор: Зощенко М.М. У Ленина было много врагов. У него было много врагов потому, что он хотел заново переделать всю жизнь. Он хотел, чтобы все люди, которые работают, жили бы очень хорошо. И он не любил тех, кто не работает. Он про них сказал: пусть они вообще ничего не кушают, если не хотят работать.
Смерть Ивана Ильича
Автор: Толстой Лев Николаевич. В перерыве заседания члены Судебной палаты узнают из газеты о смерти Ивана Ильича Головина, последовавшей 4 февраля 1882 г. после нескольких недель неизлечимой болезни. Сотоварищи покойного, любившие его, невольно рассчитывают возможные теперь перемещения по службе, и каждый думает: «Каково, умер; а я вот нет».
В чем состоит трагедия жизни Обломова по роману И.А. Гончарова Обломов
В чем состоит трагедия жизни Обломова? (по роману И.А. Гончарова "Обломов") Автор: Гончаров И.А. В чем состоит трагедия жизни Обломова? Вершиной творчества Ивана Александровича Гончарова является роман «Обломов», написанный в 1859 году. Роман необыкновенно богат по содержанию. В нем передана жизнь России середины 19 века.
И. Левитан. Золотая осень сочинение по картине
И. Левитан. "Золотая осень" (сочинение по картине) Автор: Сочинения на свободную тему В историю русской живописи Исаак Ильич Левитан вошел прежде всего как пейзажист. Левитан — создатель так называемого "пейзажа настроения". Художник умел очень тонко передать разнообразие состояния природы, дать почувствовать всю прелесть окружающего мира.
Становление Обломова.
Автор: Гончаров И.А. Слово “обломовщина” стало нарицательным, это, если так можно выразиться, диагноз определенной болезни — болезни “ничегонеделания”, ленивой души.
Чехов и Чайковский
Великих художников России, великих современников — Чайковского и Чехова связывали теплые дружественные отношения. «Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич, — до такой степени я уважаю его».
Левитан Исаак Ильич
Сообщение Выполнил: ученик 8 класса средней школы №130 Смирнов Артур Проверил: учитель истории и обществознания Татьяна Петровна г. Уссурийск 2002 год
Бушнов, Михаил Ильич
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.1.1 Ростовский академический театр драмы им. М. Горького 3.2 Фильмография Список литературы
Зеленые дворянство
Зеленые — русский дворянский род, восходящий к концу XV века. Семён Зеленый подписал грамоту об избрании на престол царя Михаила Федоровича, а потом был дьяком. Генерал-адъютант Александр Алексеевич был министром государственных имуществ. Род Зеленых внесен во II часть родословной книги Псковской губернии.
Днепропетровский областной комитет КП Украины
- орган управления Днепропетровской областной партийной организацией КП Украины (1932-1991 годы). Днепропетровская область образована 27 февраля 1932 года из Днепропетровского округа УССР, созданного в 1925 году на территории бывшей Екатеринославской губернии. 17 июля 1932 года из состава Днепропетровской и Харьковской областей была выделена Донецкая область. 10 января 1939 года из состава Днепропетровской области выделена Запорожская область, границы области приобрели современные очертания.
Операция Немезис
Содержание 1 Организация операции 2 Основные акты, совершенные в ходе операции 3 Участники операции 4 Убийства армян, обвиняемых в предательстве 5 Несостоявшиеся покушения
Винницкий областной комитет КП Украины
— орган управления Винницкой областной партийной организацией КП Украины (1932—1991 годы). Винницкая область образована 27 февраля 1932 года из Винницкого округа УССР, созданного в 1925 г. на части территорий бывших Подольской и Киевской губерний. В 1937 г. из области выделена Каменец-Подольская область.
Каспианы
каспии (греч. Κάσπιοι Kaspioi, арам.: kspy, перс. کاسپین ) - греческий этноним, упоминавшийся Геродотом, для обозначения сатрапов Дария [1] и упомянутый позже Страбоном [2] для обозначения населения, обитавшего на южном и юго-западном побережье Каспийского моря.
Администрация Западной Армении
План Введение 1 1915 год 2 1915—1916. Возвращение в Ван 3 Планы России 4 1917 год 5 1918 год 6 Попытки добиться международного признания Введение Администрация Западной Армении — временное армянское правительство, действовавшее в 1915—1918 годах на занятой русскими войсками во время Первой мировой войны территории Османской империи.
Петр Ильич Чайковский 2
Петр Ильич Чайковский. Петр Ильич родился 7 мая 1840 году в Воткинске Вятской губ. ум. 6 ноября 1893 в Петербурге. Он русский композитор, дирижер, педагог, музыкантный деятель. Окончил Училище правоведения (1850-1859) в Петербурге, с 1859 по 1861 служил чиновником Министерства юстиции, В годы пребывания в училище пел в хоре, брал уроки фортепиано у Р.
Геноцид ассирийцев
Введение 1 История 2 Признание странами 3 Память Введение Геноцид ассирийцев (арам. ܩܛܠ ܥܡܐ ܡܫܝܚܝܐ, тур. Sьryani Katliamı — «сирийская резня») — планомерное массовое уничтожение ассирийцев властями Османской империи во время Первой мировой войны[1][2][3].
Геккер, Анатолий Ильич
Введение 1 Биография 2 Награды Геккер, Анатолий Ильич Введение Анатолий Ильич Геккер (25 августа 1888 — 1 июля 1938) — советский военный деятель, комкор.
Пышницкий, Дмитрий Ильич
Дмитрий Ильич Пышницкий (1764 – 1844) — российский командир эпохи наполеоновских войн, генерал-лейтенант. Биография Из дворян Смоленской губернии. На военной службе с 7 февраля 1776 сержантом в Апшеронском пехотном полку. В 1779-1781 гг. воевал в Польше, где был ранен в локоть правой руки пулей. 11 мая 1784 был назначен адъютантом чина прапорщичьего, 1 января 1786 произведён в поручики.
Music and Ballet
Белгородское медицинское училище ЮВЖД Реферат по английскому языку. Тема «Music and ballet». Выполнила студентка 24-й группы Селикова Т. г. Белгород
Собельман Владимир Ильич
Собельман Владимир Ильич - крупный специалист, ученый и педагог в области программирования. Владимир Ильич пренадлежит плеяде талантливых математиков, связавших свою жизнь с вычислительной техникой и программированием.