1839-1881
Один из замечательных новаторов. Член “могучей кучки”. Один из величайших музыкальных психологов, который глубоко проник в психологию, как отдельной личности, так и народных масс. Передаёт неповторимые характеры. Он был последователем Даргомыжского, но пошёл гораздо дальше него: это путь раскрытия психологии, переживания, русской речевой интонации. Даргомыжского он считал своим учителем музыкальной правды, но пошёл гораздо дальше своего учителя. Мусоргский создавал музыкальные портреты, в которых не только переживается характер личности, но и чувствуется социальная обстановка, манера поведения. Поэтому ясно, что музыке близки жанры, связанные со словом: оперы, романсы. Из симфоний – “Ночь на Лысой Горе” и “Интермеццо”. Пять опер: “Саламбо” (не закончил), “Сорочинская ярмарка”. Создал народные, музыкальные драмы: “Борис Годунов” и “Хованщина”. Перед “Борисом Годуновым” он писал “Женитьбу” по Гоголю, в которой есть речевая интонация. (Не закончил.)
Мусоргский написал новаторский фортепианный цикл - “Картинки с выставки”. И огромное значение имеют романсы и песни. Мусоргский обновил все средства музыкальной выразительности: мелодию, гармонию, музыкальную форму. В своей мелодике он опирался на речевую интонацию и крестьянскую песню. Гармония очень необычна: нет привычных функциональных связей. Это соответствовало новым чувствам, поворотам. Совершенно новые формы, неожиданные повороты, которые диктуются развитием настроения, переживания.
Борис Годунов
Первая редакция – 1869 год, вторая – 1872, а в 1874 году оперу, наконец, поставили. Народная музыкальная драма по трагедии Пушкина. В первой редакции было семь картин, заканчивалась смертью Бориса, а во второй редакции Мусоргский сочинил две польские картины, появилась Марина Мнишек, сцена народного бунта под Кромами. Также переработал второе действие.
Опера новаторская, в которой есть различные драматические планы. Есть и личная и народная драмы. Соединил разные стилевые концы: и комические и трагические черты. Такое смешение разных линий напоминает Шекспировские произведения.
Камерно-вокальное творчество
Он написал 67 романсов и песен. Это очень значительная часть его творчества, поскольку связана со словом. Раскрываются очень яркие характеры. Глубоко проникает в психологию разных личностей: крестьянка, юродивый, ребёнок.
Писал песни на стихи Пушкина, Плещеева. Значительная часть написана на свои стихи. В конце творчества пишет романсы на Голенищева-Кутузова. Баллада “Забытый” по картине Верещагина. Вокальный цикл “Без солнца”, вокальный цикл “Песни и пляски смерти”.
В вокальном творчестве Мусоргского много новаторства: опора на речевую интонацию, а также на крестьянскую песню в мелодии, кварто-квинтовое созвучие (“Трепак”). Каждый раз форма новая: строится в соответствии с текстом. В каждой строфе музыка обновляется.
Конец 50 – начало 60-х гг.
Первый ранний период – первые 17 произведений – сборник “Юные годы”. В ранних песнях использует стихи Островского, Некрасова, Шевченко. Лирический романс “Ночь” по Пушкину.
Среди них выделяется “Калистрат”, жанр колыбельной (по Некрасову). Колыбельная в трагическом стиле, слова: “Надо мной певала матушка…” fis-moll. Варьированные куплеты.
“Спи, усни, крестьянский сын”. (По А. Островскому.) “Баю, баю, мил внучоночек!”. B-dur.
“Колыбельная Ерёмушки.” Дорийский лад: “Ниже тоненькой былиночки…”.
Песня на собственные слова – это картинки из собственной жизни. Их много: “Озорник”, “Козёл”, “Светик Савишна”, “Семинарист”, “Сиротка”, вокальный цикл “Детская”. Позже написал вокальную сюиту “Раёк”.
“Светик Савишна”. Речевая интонация. Юродивый умоляет женщину полюбить его, приголубить: “Свет мой, Савишна, сокол ясненький…”. C-dur.
“Семинарист”. Речевая интонация. Зубрёжка латыни. Появляется интонация церковной музыки f-moll: “Ах ты горе моё горе…”.
Баллада “Забытый”. (По Голенищеву-Кутузову.) es-moll: “Он смерть нашёл в краю чужом…”
“Песни и пляски смерти”. (Четвёртая песня.) 1.) “Колыбельная”, 2.) “Серенада”, 3.) “Трепак”, 4.) “Полководец”. (В каждой песни действующее лицо – смерть.)
“Трепак”: “Лес да поляны, безлюдье кругом.”.
“Блоха” из Гёте: “Жил-был король когда-то…”. h-moll.
У Мусоргског в вокальном творчестве очень важна фортепианная партия, тогда как у Даргомыжского фортепианная партия подавляется вокальной, скромна.
“Картинки с выставки”
1874год. Мусоргский был превосходным пианистом и создал новаторский фортепианный цикл, отличающийся яркой конкретностью, характеристичностью. Это сюита из контрастных пьес написана пол впечатлением посмертной выставки друга-художника Гартмана. У Гартмана – это были рисунки и акварели прикладного характера. (Не настоящие: “Избушка на курьих ножках” – часы, “Гном” – щипцы, “Балет невылупившихся птенцов” - это балетные костюмы, “Богатырские ворота” - макет декорации к спектаклю. У Мусоргского всё принимает другой образ, характер: “Гном – яркиё портрет, “Богатырские ворота” – мощная, монументальная пьеса эпического плана.
Цикл вызывает ассоциацию с “Карнавалом” Шумана. 10 пьес их связывает “Прогулка”, звучит полностью в начале, после 6 пьесы почти полностью (в b-dur). Часто возникает между пьесами, варьированно. Это, какбы бы личность автора, отражаются его впечатления. В “Богатырских воротах” тема “Прогулки” возникает в перезвоне колоколов в конце. А также изменённо, в h-moll, проходит в пьесе “С мертвыми на мёртвом языке”. Сама тема “Богатырских ворот” похожа на прогулку в увеличении.
Пьесы разнохарактерны. Скерцозные, с элементом юмора: “Тюильрийский сад”, “Балет невылупившихся птенцов”, “Лиможский рынок”. Яркие характеры: “Гном”, “Избушка на курьих ножках”. Средневековые образы: “Старый замок”. Сценки: “Два еврея: богатый и бедный”. (Семуэль Гольденберг и Шмуйле.) Музыкальный язык ярко национальный, претворяются элементы русской песенности. “Прогулка звучит как русская песня. Мусоргский воспроизводит звучание голосов: в “Прогулке” начинает запевало, потом подхватывает хор. “Богатырские ворота” - звучание церковного хорового пение. Воспроизводит речевую интонацию: “Два еврея: богатый и бедный”. Многие пьесы поражают оркестровостью звучания: есть переложения для оркестра. (Самое лучшее сделал М. Равель в 1922 году.)
Построение цикла очень стройно, с чертами симметрии. (“Богатырские ворота” и “Прогулка”, “Гном” и “Избушка на курьих ножках”.)
“Прогулка”. (Без номера.)
“Гном” -
“Прогулка”
“Старый замок”
“Прогулка”
“Тюильрийский сад”
“Прогулка”
“Быдло”
“Прогулка”
“Балет невылупившихся птенцов”
“Прогулка”
“Два еврея: богатый и бедный”
“Прогулка”.
“Лиможский рынок”
“Прогулка”
“Катакомбы”
“С мёртвыми на мёртвом языке”.
“Избушка на курьих ножках” (Баба-Яга)
В средней части речевая интонация Непосредственно переходит в
“Богатырские ворота“.
Другие работы по теме:
Победоносцев Константин Петрович
Победоносцев Константин Петрович - правовед, политический деятель, идеолог самодержавия. Обер-прокурор Синода /1880-1905/. Использовал идеи славянофилов, Карлейля, Ле Пле для защиты самодержавия.
Гиляров-Платонов Никита Петрович
Гиляров-Платонов Никита Петрович- философ, публицист. Профессор Московской Духовной Академии. Пытался проанализировать диалектику Гегеля с позиций формальной логики. Близок славянофилам.
Музыка XIX века
Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Graphics Музыка XIX века Graphics
Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы. По роману Тургенева Отцы и дети
В центре романа Тургенева «Отцы и дети», написанном накануне реформы 1861 года, находится проблема взаимоотношения поколений. Она рассматривается как с точки зрения общественно-исторического конфликта поколений «отцов»-либералов и «детей»-нигилистов, так и извечного конфликта отцов и детей внутри семьи.
Любовь в романе Отцы и дети
Text Text Graphics Павел Петрович и княгиня Р. – любовь-наваждение. Аркадий и Катя – земная любовь. Николай Петрович и Фенечка – любовь-семья (естественность и простота). Graphics
Базаров и старшие Кирсановы
Автор: Тургенев И.С. Отношения между Павлом Петровичем и Аркадием хорошие, Аркадий уважает своего дядю, и каждый раз, когда Базаров осуждает Павла Петровича, он идет в защиту своего родственника, считая, что он достоин уважения и почтения к себе, так как на вежливость и доброжелательность ответит тем же.
История первой награды
Автор: Сочинения на свободную тему В жизни... всегда есть место подвигам. М. Горький. Это воскресное июньское утро Василий Петрович и его сын Александр решили провести на окраине города, на берегу небольшой речушки с удочками. Возвращались с рыбалки вдоль берега реки в хорошем настроении, несмотря на небольшой улов.
Анна на шее
Автор: Чехов Антон. «После венчания не было даже лёгкой закуски». 18-летняя девушка Аня вышла замуж за 52-летнего чиновника Модеста Алексеича. После свадьбы они едут в монастырь, на богомолье.
Неизвестный друг Опальные рассказы
Автор: Зощенко М.М. Жил такой человек, Петр Петрович, с супругой своей, Катериной Васильевной. Жил он на Малой Охте. И жил хорошо. Богато. Хозяйство и гардероб, и сундуки полные добра... Было у него даже два самовара. А утюгов -- и не счесть -- штук пятнадцать.
Встреча
Автор: Гаршин Всеволод. Василий Петрович стоит на пристани — он назначен учителем в местную гимназию. Он весь исполнен мыслями об учительстве и невесте Лизе, которая ждет его с 1000 рублей для «первоначального обзаведения». Случайно Василию Петровичу встречается студенческий приятель Николай.
Сравнительная характеристика Николая Петровича и Павла Петровича Кирсановых
Автор: Тургенев И.С. Когда И.С. Тургенев писал произведение "Отцы и дети", он говорил, что его смущал следующий факт: "Ни в одном произведении нашей литературы я даже намёка не встретил на то, что мне чудилось повсюду". Заслуга писателя состоит в том, что он первый в России поднял эту тему в литературе и впервые попытался создать образ " нового человека", представителя разночинцев.
Образы отцов в романе И. С. Тургенева Отцы и дети 2
Образы «отцов» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Автор: Тургенев И.С. В своем романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев отобразил общественные процессы в России 59-60-х годы XIX столетия. В это время главным вопросом был вопрос о будущем России, о том, какими должны быть преобразования, чтобы улучшить жизнь народа, ибо все приходили к пониманию необходимости изменить существующие и изживающие себя порядки.
Чук и гек по одноименному рассказу А. Гайдара
Автор: Гайдар А.П. Аркадий Петрович Гайдар очень любил ребят, поэтому он придумывал весёлые, интересные рассказы о ребячьей жизни. Один из них мне понравился. Он называется «Чук и Гек».
Обренович, Милош
Введение 1 Первое сербское восстание 2 Правление Список литературы Введение Ми́лош Обре́нович (Милош Теодорович) (серб. Милош Обреновић) — князь Сербии в 1815—1839 и 1858—1860 основатель династии Обреновичей.
Вильбоа, Никита Петрович
Франц Вильбоа Никита Петрович Вильбоа ) (фр. Franзois Guillemot de Villebois; 1681(1681) — 1760, Дерпт) — русский вице-адмирал французского происхождения.
Вороницын, Иван Петрович
Иван Петрович Вороницын (28 января 1885(18850128), Нарва — 1938 или 1939) — российский революционер и публицист. Сын подполковника П. И. Вороницына. Вырос в Житомире, в 17 лет ушёл из дома на почве революционных убеждений. Осенью 1902 г. в Харькове вступил в РСДРП. За распространение нелегальной литературы в 1903 г. выслан в Холмогоры, в июне 1904 г. бежал из ссылки и через Берлин и Женеву нелегально вернулся в Россию.
Сазонов, Георгий Петрович
Введение 1 Биография 2 Труды 3 Семья 4 Источники Список литературы Введение Георгий Петрович Сазонов (около 1851—???) — российский статистик и публицист, отставной коллежский секретарь.
Озеров, Семён Петрович
Озеров, Семён Петрович Семён Петрович Озеров (1725—?) — русский генерал, герой русско-турецкой войны 1768—1774 гг. Родился в 1725 году; по окончании домашнего образования поступил на военную службу, и к 1755 году, то есть к началу своей боевой деятельности, был произведён в капитаны. В 1757 г. он принял участие в битве при Гросс-Егерсдорфе, в следующем году — под городом Кюстрином и при Цорндорфе.
Баталов, Владимир Петрович
План Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Театральные постановки 2.2 Фильмография 2.2.1 Актёрские работы 2.2.2 Режиссёр Введение Владимир Петрович Бата́лов (6 (19) сентября 1902 — 14 марта 1964) — советский режиссёр и актёр.
Ланг, Моисей Петрович
Ланг, Моисей Петрович Моисей Петрович Ланг (?—1788) — генерал-майор, герой войны против польских конфедератов. В военную службу вступил в 1764 году в армейскую кавалерию, служил в Каргопольском карабинерном полку. В 1768—1776 годах принимал участие в военных действиях против польских конфедератов и 7 апреля 1771 года, будучи в чине подполковника, был награждён орденом св.
Щербаков, Пётр Петрович
Пётр Петрович Щербаков (7 апреля 1887(18870407)—октябрь 1917) — член президиума профсоюза текстильщиков, участник октябрьского вооружённого восстания в Москве.
Пекарский, Георгий Петрович
План Введение 1 Биография 2 Награды Список литературы Пекарский, Георгий Петрович Введение Георгий (Юрий) Петрович Пекарский (23 мая 1866(18660523) — 1 марта 1917) — капитан 1-го ранга (6.12.1909) русского флота.
Горбунов, Сергей Петрович
Сергей Петрович Горбунов (1902, село Журавна, Зарайский уезд, Рязанская губерния[1] — 5 сентября 1933, южнее Подольска, ок. ст. Лопасня) — один из организаторов советской авиационной промышленности.
Павел I
Павел Петрович – российский император, сын Петра III и Екатерины II Великой; родился 20 сентября (1 октября) 1754 в Санкт-Петербурге.
Творчество Модеста Петровича Мусоргского
Graphics Модест Петрович Мусоргский 1839 г- 1881 г Graphics История жизни Родился Модест Мусоргский 21 марта 1839 года в селе Карево Торопецкого уезда, в имении своего отца, небогатого помещика Петра Алексеевича. Детство он провел на Псковщине, в глуши, среди лесов и озер. Он был самым младшим, четвертым сыном в семье.
Юшневский, Алексей Петрович
Алексей Петрович Юшневский (12 [23] марта 1786 г. Петербург — 10 [22] января 1844 г.) — декабрист. Биография Родился в Подолии (по другим сведениям в Петербурге) в семье польского дворянина Петра Христофоровича Юшневского и Наталии Ивановны Матвеевой. Учился в Московском университете (курса не окончил).
Модест Петрович Мусоргский
Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) - талантливый русский композитор. Родился в Торопецком уезде Псковской губернии, окончил курс в бывшей школе гвардейских подпрапорщиков, недолго служил в преображенском полку.
Василий Петрович Боткин
Семья Боткиных дала России выдающихся людей, прославившихся на самых разнообразных поприщах. Некоторые представители этого рода до революции оставались промышленниками и торговцами, многие же целиком ушли в науку, искусство, дипломатию.
Гайдар Аркадий Петрович
Аркадий Петрович Голиков, которого вы знаете как писателя Гайдара, родился в городе Льгове, недалеко от Курска. Ему пришлось утаить свой истинный возраст, когда он, не по годам рослый, пошел добровольцем в Красную Армию.
Мусоргский. Творческий портрет и биография
Мусоргский Модест Петрович (1839- 81)- русский композитор. В раннем детстве обучался игре на фортепьяно под руководством матери, к тому же времени относятся первые опыты музыкальной импровизации. С 1849 постоянно жил в Петербурге.
Крапивин В.П.
Владислав Петрович Крапивин - писатель фантаст. Родился в городе Тюмени, 14 октября 1938 года, в семье педагогов Петра Федоровича и Ольги Петровны Крапивиных.