Сапаров К.С.
ЕГЛУ им. В.Я.Брюсова
Кафедра Литературоведения
Элективный курс:
Турецкая тема русской политической лирики XIX - начала XXвв.
(Описание курса)
1.Краткая общая характеристика лирики как рода литературы; выделение из общего понятия "лирика" политической лирики и ее характеристика: связь политической лирики с внешнеполитическими событиями в истории страны; различие и толкование понятий текст, контекст, подтекст; введение текста политического стихотворения в контекст политических событий, выявление прямых связей между текстом и контекстом (погружение текста в контекст); подтекст: Османская империя в системе политических взглядов автора.
2. Общая характеристика политической проблемы, известной в XVIII - XIXвв., вплоть до начала XXв. (до русско-турецкого договора 16 марта 1921г.) как Восточный вопрос; содержание топонимов Константинополь – Царьград – Стамбул в политической лирики русских поэтов; отношение русских поэтов к национально-освободительным движениям народов, бывших под турецким игом; турецкая тема в период обострения русско-турецких отношений (русско-турецких воин XIX начала XXвв.).
3. Русско-турецкая война 1828-29гг; участие Пушкина в походе русской армии и в войне; ("Путешествии в Арзрум"); освобождение русскими войсками Карса и Эрзерума, разгром турок в Болгарии, русская армия у стен Константинополя; Адрианопольский русско-турецкий мирный договор (1829г.). Анализ стихотворения Пушкина "Олегов щит" (1830г.); история и современность - связь двух частей стихотворения; стихотворение "Стамбул гяуры нынче славят…" (1830г.): анализ текста; редакция стихотворения, включенного в "Путешествие в Арзрум"; мистификация Пушкина: янычар Амин-Оглу автор стихотворения.
4. Османская империя в системе политических взглядов Тютчева; тезис Тютчева: турки "находятся на временной стоянке в Европе" (Статья Россия и Революция). Стихотворение Тютчева "Олегов щит": параллели и различия с одноименным пушкинским стихотворением; политическая судьба России и православия: стихотворение "Русская география". Ожидание Тютчевым конца Османской империи: стихотворение "Рассвет" ("Не в первый раз кричит петух…") – 1849г.; семантический и политический анализ текста; подтекст стихотворения. Активизация политики Николая I на Востоке: стихотворение "Пророчество" ("Не гул молвы прошел в народе…") – 1850г.; стихотворение в контексте приближающейся 400-летней годовщиной падения Константинополя (1453г.). Крымская война и поражение России; эпиграмма-эпитафия Николаю I.
5. "Критский (антитурецкий) цикл" стихотворений; восстание греков на о.Крит (1866 – 67гг.). Стихотворение "Восход солнца" ("Молчит сомнительно Восток…") (1865г.) – как пролог к "Критскому циклу" и как развернутая политическая метафора; контекст и подтекст стихотворения: события на Крите и вокруг него. Тема разработана. Доклад на тему: "Политическая лирика Ф.И.Тютчева: тема с двумя вариациями (Стихотворения "Рассвет" и "Восход солнца")" прочитан на Международной научно-практической конференции. 10-12 ноября 2008г. Тезисы сданы в печать в РАУ.
5.1.Стихотворение "Ты долго ль будешь за туманом…" (20 декабря 1866г). Тема разработана: см. публикацию в: II Международная конференция "Русская литература в меняющемся мире". 30 – 31 октября 2006 года. Сборник статей. Ереван. Изд. РАУ. 2006. С. 221 – 229).
5.2. Стихотворение "Хотя б она сошла с лица земного…" (31 декабря 1866г.), Тема разработана, в тезисном изложении представлена в: Международная конференция "Русская литература в меняющемся мире". Тезисы докладов. 19 – 21 октября 2005г. Ереван. Изд. РАУ. 2005.
5.3. Стихотворение "Не в первый раз волнуется Восток…" (Датируется в литературе приблизительно: декабрь 1866; лето 1867. Тема разработана. Доклад на указанную тему прочитан: III Международная научная конференция "Русская литература в меняющемся мире" (18-19 октября). Рукопись.
5.4. Эпиграмма Тютчева "Lorsqu’un noble prince, en ces jours de dйmence..." Тема разработана, в тезисном изложении представлена в: Международная конференция "Русская литература в меняющемся мире". Тезисы докладов. 19 – 21 октября 2005г. Ереван. Изд. РАУ. 2005.
6. Концепция Тютчева "Восток – Запад"; армянская церковь в системе взглядов Тютчева в контексте вышеназванной концепции; встреча Тютчева с католикосом всех армян Геворгом IV; стихотворение "Современное". Тема разработана, в тезисном изложении представлена в: Международная научная конференция, посвященная 200-летию со дня рождения Ф.И.Тютчева (22 – 23 октября). Ереван. Изд. "Лингва" 2003. См. в этой связи: Ф.И.Тютчев. Лирика. Составление, переводы, примечания, библиография Рафаела Папаяна. Ереван. РАУ. 2006. Комментарии. С. 413 – 414. №№ 121, 122.
7. Турция в системе политических взглядов и произведениях В.Я.Брюсова.
В системе политических взглядов Брюсова Турция занимала значительное место в период с 1903 по 1918гг. Имеющиеся на сегодня материалы позволяют утверждать: Брюсов по прямой линии наследовал тему русской политической лирики, восходящую в XIX веке к Пушкину, развитую Тютчевым и завершенную, в силу исторических перипетий, Брюсовым.
8 Политические статьи Брюсова начала XX века, вызванные восстанием в турецкой провинции Македония "В эту минуту истории" (обе статьи 1903г.), статья 1913г. – "Новая эпоха во всемирной истории", написанная тотчас после окончания Первой Балканеской войны, неизданная при жизни статья "Будущее Балканского полуострова" (датируется также 1913г.), "Летопись исторических судеб армянского народа" (1918г.) в совокупности содержат богатейший материал, характеризующий отношение Брюсова к Турции.
9. Антитурецкий цикл стихотворений Брюсова. Стихотворения написаны Брюсовым в период Первой Мировой войны, в декабре – марте 1914-15гг. Политические события – бомбардировка англичанами Дарданелл, попытка их прорваться к Стамбулу позволяют понять и точно прокомментировать текст этих стихотворений.
9.1 Стихотворение "Царьград" (Декабрь 1914г.). Сложная стилистика этого стихотворения раскрывается при условии погружения текста в политический контекст: Брюсов, находясь в Варшаве в качестве корреспондента газеты "Русские ведомости", следил за происходящим по сообщениям телеграфных агентств. Обращение в к именам Языкова, Тютчева, Хомякова в первой строфе сразу же политически окрашивает стихотворение. Заглавие – "Царьград" связывает произведение с традицией, существовавшей в русской политической лирике со времени Пушкина.
9.2. Стихотворение "Отрывок". (датируется автором 6 марта 1915г.). В этот период победа союзного флота представлялась близкой и неизбежной, чем и обусловлена изобразительная система стихотворения. Текст стихотворения позволяет утверждать, что Брюсов верил в это время в союзные отношения между странами Антанты. Брюсов не мог предположить, что англичане действовали в одиночку именно с той целью, чтобы не допустить своих союзников – Россию к вожделенным проливам.
9.3 Стихотворение "Туркам" (Датируется автором 21 – 22 марта 1915г.). В 20-х числах марта, когда писалось стихотворение, положение турок по-прежнему казалось безнадежным. Это обстоятельство обусловило высокий стиль, переходящий в пафос.
10. Турецкая тема – значительная тема русской политической лирики, проходя через весь XIX век, обрывается в начале XX века после захвата власти большевиками.
2
Другие работы по теме:
Бунин и. а. - Поэтическое слово и. а. бунина
Поэзия Ивана Алексеевича Бунина, одного из наиболее выдающихся мастеров литературы XX века, является примером движения русской лирики к освоению новых художественных стилей. Для творчества Ивана Бунина характерно то, что он никогда не порывал внутренних связей с Россией, жил и творил с любовью к ней.
Лермонтов м. ю. - Тема родины в лирике м. лермонтова
Творчество Лермонтова необычайно своеобразно. Грань разделяющая. Пушкина и Лермонтова это декабря года. Лермонтов вошел в литературу когда революционные надежды были развеяны. Отсюда и своеобразие его лирики безотрадность одиночест.
Ахматова а. - Судьба поколения в лирике а. ахматовой
Уникальность лирики великой русской поэтессы. Анны Андреевны Ахматовой заключается в том что по словам. Осипа Мандельштама она вобрала в себя всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века.
Стихотворение Тютчева Эти бедные селенья
8230 Стихотворение «Эти бедные селенья…» написано по дороге из Москвы в родовое имение Тютчева — Овстуг и представляет собой смесь описательной и повествовательной лирики.
Природа учит нас понимать прекрасное По одному или нескольким произведениям русской литературы
Пейзажная лирика составляет основное богатство лирики А.А. Фета. Фет умеет увидеть и услышать в природе необычайно много, изобразить ее сокровенный мир, передать свое романтическое восхищение от встречи с природой, философские раздумья, рожденные при созерцании ее облика. Фету присуща удивительная тонкость живописца, многообразие переживаний, рожденных от общения с природой.
Чисто русская песня об авторской песне
Я раньше не задумывался, что авторская лирическая песня — явление чисто русское, понятное только русской душе. Наверное, дело в том, что наш народ глубоко лиричен, ведь говорят, что поэт в России больше, чем поэт. И даже, когда у нас появился свой рок, он оставался очень глубоко поэтичным. А авторская песня долгие годы служила окном правды, лирики и романтики в наших сердцах.
Новое литературное течение и его особенности в творчестве Анны Ахматовой
Имя А.А. Ахматовой стоит в одном ряду с такими поэтами, как М. Кузмин, О. Мандельштам, Н. Гумилев, когда речь заходит об акмеизме. Для начала стоит разобраться, что же такое акмеизм. Этим термином называют течение в русской поэзии 1910-х гг., последователи которого отошли от символистских стремлений к идеальному, от текучих и многозначных образов и обратились к материальному, предметному миру, естественности и точному значению слова.
Стихотворение Тютчева Есть в осени первоначальной
Одной из главных тем лирики Ф.И. Тютчева является тема природы, в которой поэт пытался найти образец гармонии мира. Природа в его стихах одушевлена, ее состояние тождественно состоянию души человека.
Стихотворение Бунина Последний шмель
И.А. Бунин — величайший лирик 20 века. Основное настроение его лирики — элегичность, созерцательность, грусть как привычное душевное состояние. Это же настроение отражено и в стихотворении «Последний шмель».
Основные мотивы лирики Пушкина 2
Основные мотивы лирики Пушкина Гений Пушкина намного опередил свое время. В лирических произведениях поэта отражаются самые существенные проблемы современной ему жизни, очерчиваются темы, которые найдут продолжение в литературе его последователей. Поэзия Пушкина — это целый мир, в котором каждый читатель может найти то, которое касается его лично.
Место лирики Тютчева в русской поэзии
Лирика Тютчева занимает особое место в русской поэзии. В свежих и волнующе притягательных стихах Тютчева красота поэтических образов сочетается с глубиною мысли и остротой философских обобщений. Его лирика — это маленькая частица большого целого, но это маленькое воспринимается не отдельно, а находящимся во взаимосвязи со всем миром и в то же время несущим в себе самостоятельную идею.
Родина анализ стихотворения Михаила Лермонтова
Одно из значительнейших произведений в русской лирики XIX в. «Родина» Лермонтова – это лирическое раздумье поэта о своем отношении к отчизне. Уже первые строки: «Люблю отчизну я, но странною любовью Не победит ее рассудок мой» – задают стихотворению интонацию эмоционально глубокого личного изъяснения и в то же время как бы вопроса к самому себе.
Поэт и революция в лирике Маяковского 2
Поэт и революция в лирике Маяковского Владимир Владимирович Маяковский был создателем нового типа лирики, необычайно раздвинувшей свои границы, вышедшей на широкий простор политической и социальной действительности. Подобные «прорывы» совершались, конечно, лирикой и в прежние времена, но никогда — в таком масштабе.
Великая земная любовь в лирике Анны Ахматовой
Ахматова — самая характерная героиня своего времени, явленная в бесконечном разнообразии женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери, изменявшей и брошенной. По выражению А. Коллонтай, Ахматова дала "целую книгу женской души". Ахматова "вылила в искусстве" сложную историю женского характера переломной эпохи, его истоков, ломки, нового становления.
Значение Лермонтова в истории русской литературы
Автор: Лермонтов М.Ю. Значение Лермонтова в истории русской литературы определяется прежде всего тем, что его поэзия, по выражению Белинского,— «совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Творчество Лермонтова с наибольшей полнотой и с предельной художественной силой выразило идейные течения и настроения, характерные для 30-х годов XIX века.
Основные особенности лирики А.С.Пушкина
Автор: Пушкин А.С. Слово "лирика" в переводе с древнегреческого языка означает "музыкальный", "волнующий". В отличие от эпоса и драмы лирика не изображает события, взаимоотношения людей, их поступки. Поэтому в лирических произведениях, как правило, отсутствуют сюжеты, то есть последовательно развивающиеся события.
Гражданская лирика А. С. Пушкина
Автор: Пушкин А.С. Пушкин начал писать стихи очень рано вскоре после поступления, в 1811 году, в Царскосельский лицей. Здесь под влиянием «лицейского духа» атмосферы вольномыслия и оппозиционности формировалось политическое мировоззрение юного поэта. Пушкин, несомненно, был в первых рядах лицейских вольнодумцев.
Анализ стихотворения С.А. Есенина Синий туман. Снеговое раздолье
Автор: Есенин С.А. Из всей русской лирики ХХ в. более ярко выделяется поэзия С.А. Есенина. Его произведения красочные, чистые, лёгкие и наивные. Со временем Есенин стал писать стихотворения более серьёзные, наполненные размышлениями о жизни, о прожитых годах, и о том, чего он добился в жизни. Но самое главное то, что поздние стихотворения остались такими же восприимчивыми, как и ранние.
Анализ стихотворения С.А. Есенина Не жалею, не зову, не плачу
Автор: Есенин С.А. Из всей русской лирики ХХ века более ярко выделяется поэзия С.А. Есенина. Его произведения красочнее, чистые, легкие, наивные. В некоторых стихотворениях поэта так переполняет чувство любви к родине, что он «перепивает» сам себя, используя множество эпитетов, метафор, сравнений и так далее.
Стихотворение А.А. Фета Еще майская ночь... Восприятие, истолкование, оценка
Автор: Фет А.А. А.А. Фет заслуженно и широко известен как тонкий лирик, чуткий художник, создавший яркие, незабываемые картины природы, отразив сложнейшие переживания человеческой души. Фета-лирика не интересовали общественные и политические проблемы современности, за что его как представителя «чистого искусства» осуждали и высмеивали революционно-демократические литературные деятели.
Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова 3
Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова Автор: Лермонтов М.Ю. Поэзия Лермонтова — это исповедь, напряженный монолог, отражающий его идейные искания и душевные тревоги. С именем поэта в русской литературе открывается новая страница. “Поэт уже совсем другой эпохи”, по словам В.Г.Белинского, Лермонтов творил в мрачное и тяжелое для России время — время “мундиров голубых” и жестокой реакции.
Ранняя лирика Есенина
Главной темой лирики Есенина всегда была любовь к России. Причем не абстрактное восхищение красотами природы, свойственное городским жителям, а теплая, живая любовь к деревне, к сельской природе.
Бальмонт: общая характеристика лирики
В историю русской литературы поэт вошел как один из виднейших представителей первого символистского поколения - так называемого "старшего символизма".
Идеал общественного деятеля в стихотворении Некрасова Памяти Добролюбова
Идеал общественного деятеля в стихотворении «Памяти Добролюбова». Николай Алексеевич Некрасов (1821-1878) занимает особое место в русской литературе. Парод его называет своим поэтом, певцом человеческих страданий. Его творчество стало новой ступенью в развитии русской лирики. Он отразил самые важные особенности своего времени и оказал значительное внимание на общественную атмосферу эпохи.
К Чаадаеву
Анализ стихотворения А. С. Пушкина «». К Чаадаеву. Это стихотворение относится к 1818 году, а опубликовано в 1829 без ведома Пушкина, хотя до этого получило известность в рукописных списках. Посвящено Петру Яковлевичу Чаадаеву, одному из друзей Пушкина.
Поэтическое слово И. А. Бунина
Поэзия Ивана Алексеевича Бунина, одного из наиболее выдающихся мастеров литературы XX века, является примером движения русской лирики к освоению новых художественных стилей.
Народ и Родина в лирике Некрасова
Демократическое движение в России в середине XIX века породило и «третьего», после Пушкина и Лермонтова, великого русского поэта Н. А. Некрасова, который существенно обновил содержание и форму русской лирики и поэмы.
Анализ стихотворения Пушкина "Сожженное письмо"
Стихотворение А.С. Пушкина "Сожженное письмо" - это настоящий шедевр русской любовной лирики: наполненный великими переживаниями, но вместе с этим необычайно лаконичный где каждый образ, каждая деталь является приемом выражения всего богатства чувств.
Философские проблемы лирики А.С. Пушкина
А.С. Пушкин - "солнце русской поэзии", её великое начало и совершенное выражение. Философское осмысление ведущих и общезначимых для всего человечества проблем в лирике двадцатых годов и в стихах Пушкина более позднего периода, анализ произведений.
Тютчев Ф.И.
Ф.И. Тютчев - известный русский поэт-филосов, дипломат. Родился 23 ноября 1803 г. в родовитой дворянской семье в селе Овстуг Орловской губернии (ныне Брянской области).