...Борьба есть условие жизни... В. Белинский
Поэма - один из самых интересных и трудных жанров литературы. Уже само положение поэмы в системе родов литературы указывает на своеобразие этого жанра. С одной стороны, поэма может принадлежать к эпосу - таковы “Полтава” А. С. Пушкина, “Хорошо!” В. В. Маяковского, с другой - к лирике, куда можно отнести “Руслана и Людмилу” и “Цыган” А. С. Пушкина, “Орину, мать солдатскую” Н. А. Некрасова, “Соловьиный сад” А. А. Блока. “Анна Онегина” С. А. Есенина и “Двенадцать” А. А. Блока имеют признаки обоих родов литературы и называются лиро-эпическими. А Н. В. Гоголь вообще эпические “Мертвые души” назвал поэмой, имея на то полное основание, исходя из жанровой многозначности этого художественного произведения.
Есть еще одна любопытная подробность, подмеченная при знакомстве с творчеством многих русских поэтов: начиная, как правило, с лирической поэмы, многие авторы затем переходят к эпическим или лиро-эпическим. Именно таким путем шли А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов (эпический характер поэмы “Кому на Руси жить хорошо” неоспорим), А. А. Блок, С. А. Есенин, В. В. Маяковский (лиризм поэм “Облако в штанах”, “Человек” стал осознаваться лишь в наше время) и многие другие.
Жанр поэмы - один из любимейших в творчестве Лермонтова. За свою короткую жизнь он создал более десяти поэм, законченных и незаконченных, большинство из которых не были опубликованы при жизни поэта, потому что именно этот жанр у Лермонтова стал его творческой лабораторией. Печатая почти все, что создавал в лирике и прозе, он продолжал экспериментировать в своем любимом жанре.
Мне кажется, что Лермонтову удалось создать произведения, ставшие классикой жанра романтической поэмы: “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”, “Мцыри”, “Демон”.
Для романтической поэмы характерны такие черты, как острые конфликты, лежащие в основе сюжетов, ведущее положение героя, личности исключительной, на голову выше окружающих его людей, находящейся в полной гармонии с миром природы.
Образцом, своеобразным учебным пособием по русскому романтизму совершенно справедливо считается поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри”. Ее проблематика связана с центральными мотивами творчества великого поэта: мотивами свободы и воли, одиночества и изгнания, слияния героя с миром, тема Земли и Неба.
В основе сюжета “Мцыри” лежит традиционная романтическая ситуация - бегство из неволи. Эта тема пронизывает все творчество поэта: и лирический герой большинства его стихов, и герои многих драматических произведений несут на себе печать беглеца. Таковы образы беглого монаха (“Исповедь”), пленника монастырской тюрьмы (“Боярин Орша”).
Монастырь как тюрьма всегда привлекал мысль и чувства поэта, причем Лермонтов не ставил знак равенства между монастырем и верой. Бегство Мцыри из монашеской кельи не означает безверия: это яростный протест героя против оков, наложенных на него.
Нет Бога вне свободного выбора личности (это главная идея еще одной романтической поэмы - “Демона”), не может быть святым путь, ступить на который человека заставили - таково этическое убеждение автора, выстраданное не без внутренней борьбы с безбожием, юношеским отрицанием общепризнанного.
“Мцыри” - апофеоз лермонтовского романтизма. Герой поэмы - могучая личность, противостоящая окружающему миру.
Действие разворачивается на Кавказе, среди вольной и неистовой природы, родственной душе героя. Мцыри превыше всего ценит свободу, не принимает того образа жизни, который вполне удовлетворяет монахов монастыря:
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Романтический мотив единения человека с природой в поэме усилен вполне осознанно: душа Мцыри стремится к слиянию с той средой, в которой он был рожден и уже смутную память о которой он бережно хранил в своем сердце, рвущемся к родным могилам, к “крутым и темным скалам”, к плодородным долинам. Эта духовная связь с родиной - главная черта, определяющая характер героя. Он хранит отчизну в душе, он готовится к встрече с ней, потому что на чужбине жизнь для него не имеет смысла. Ради мгновенного слияния с родиной Мцыри готов на величайшую жертву - утрату бессмертия души:
Увы! - за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял...
Свобода для Мцыри - высшее благо, главная ценность жизни, ее смысл. Время, проведенное в монастыре, он считает лишь подобием бытия, уделом нетворческих, скучных людей. Три дня воли стали истинной, единственно возможной для свободолюбивой, волевой личности жизнью:
Ты хочешь знать, что делал я
На воле?
Жил - и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
Эти три дня полной, абсолютной свободы позволили герою узнать себя. Он вспомнил детство: внезапно открылись ему картины младенчества, проведенные в отцовском доме:
И вспомнил я отцовский дом,
Ущелье наше и кругом
В тени рассыпанный аул.
Мцыри за три дня прожил целую жизнь: был ребенком в родительском доме, воином и охотником, испытавшим себя в поединке с барсом, робким влюбленным, который с восторгом смотрел на “деву гор”. Он был во всем сыном своей земли и своего народа:
...да, рука судьбы
Меня вела иным путем...
Но нынче я уверен в том,
Что быть бы мог в краю отцов
Не из последних молодцов.
Удивительные превращения происходят с человеком, вкусившим свободы. В монастыре Мцыри и не подозревал о собственной отваге и выносливости, да и где бы он мог эти качества проявить? По законам романтизма, герой проявляет свою “одну, но пламенную страсть” в исключительных обстоятельствах, какими стали для Мцыри и побег из монастыря во время гроз< > “в час ночной, ужасный час”, так напугавший мс?нахов, что они “ниц лежали на земле”, и встреча С барсом. Он все преодолел, все испытал и, помимо прочего, уже тогда решил умереть, если судьба вернет его в монастырь.
Предчувствие неудачу побега автор подчеркнул с помощью пейзажа. В сроем стремлении к родине, к дорогому для него миру природы Мцыри сталкивается с суровой реальностью. Природа незаметно меняет свой облик, превращаясь из друга во врага:
Все лес был, вечный лес кругом,
Страшней и гуще каждый час;
И миллионом черных глаз
Смотрела ночи темнота
Сквозь ветви каждого куста...
Предчувствие сбываемся: путь Мцыри на родину оказывается движением по кругу, что вполне вписывается в романтический канон: жизнь героя определяется судьбой, роком, фатумом. На роду было написано, чтобы Мцыри возвратился в монастырь. Заботами монаха он выздоравливает, что ставит его перед выбором: либо смириться, либо умереть. Смерть Мцыри Лермонтов показывает как акт его свободной воли. Это не вынужденный, а добровольный уход из мира “келий душных и молитв” в мир чистой природы:
Ты перенестъ меня вели
В наш сад, в то место, где цвели
Акаций белых два куста...
Трава меж ними так густа,
И свежий воздух так душист...
В фразе Мцыри поэт использовал все средства романтизма как художественного метода, чтобы довести до высшего накала трагедию несостоявшейся жизни героя.
Мцыри понимает истоки этой трагедии, сравнивая себя с “цветком темничным”, познавшим губительную “сладость бытия”, но не отказавшимся от этого искуса:
...Едва взошла заря,
Палящий луч ее обжег
В тюрьме воспитанный цветок.
В этих словах - трагическая история жизни и несбывшейся мечты романтического героя, принявшего неизбежность своего поражения, но отвергшего компромисс.
Поэтому основная идея поэмы заключается в прославлении воли, мужества, вечного стремления к свободе и борьбе, к каким бы трагическим результатам они ни приводили человека.
Я думаю, что, создавая свою поэму, Лермонтов стремился противопоставить Мцыри “позорно-равнодушному” поколению “смиренных рабов”. Поэзия М. Ю. Лермонтова удивительно созвучна нашему времени: она мятежна и беспокойна, а потому всегда будет волновать сердца людей.
Другие работы по теме:
Лермонтов м. ю. - Мои размышления над поэмой мцыри
Михаил Юрьевич Лермонтов поэт создавший необыкновенно много произведений за свою яркую но короткую жизнь. Не было такого литературного жанра в котором не работал. Лермонтов. Михаил Юрьевич Лермонтов поэт создавший необыкновенно много произведений за свою яркую но короткую жизнь.
Лермонтов м. ю. - Москва в творчестве м. ю. лермонтова
Древняя столица. России издревле пленяла воображение замечательных русских художников писателей поэтов. Даже строгая красота. Петербурга Северной Пальмиры как нередко называли его не могла затмить то очарование которым всегда обладала.
Лермонтов м. ю. - Романтические черты поэм лермонтова
Романтизм как литературное направление сформировался в конце XVIII начале XIX века в Западной Европе. Предметом изображения романтиков стал внутренний мир человека мир его чувств и страстей. Героем романтических произведений является глубоко.
Поэт и общество в лирике М.Ю. Лермонтова
Значительную часть своего творчества М.Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В творчестве поэта это тема активных и часто даже враждебных взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой.
Герой нашего времени Лермонтова социально-психологический роман
Великого русского поэта М. Ю. Лермонтова есть все основания считать родоначальником отечественной прозы. Если А. С. Пушкина принято считать создателем первого реалистического стихотворного романа о современности, то, на мой взгляд, Лермонтов является автором первого социально-психологического романа в прозе, развернуть эту тенденцию Лермонтову помешала смерть.
Значение эпиграфа к поэме Мцыри
Значение эпиграфа к поэме "Мцыри" Автор: Лермонтов М.Ю. В чём смысл эпиграфа к поэме «Мцыри»: «Вкушая, вкусих мало мёду, и се аз умираю»? В начале поэмы «Мцыри» М.Ю.Лермонтов поставил выражение «Вкушая, вкусих мало мёду, и се аз умираю». В чём его смысл?
Патриотическая лирика Лермонтова 2
Патриотическая лирика Лермонтова Михаил Юрьевич Лермонтов был романтиком и лириком. Он любил задавать себе вопросы и сам же в последствии отвечал на них. В основном все его произведения были пропитаны любовью к Родине. В стихотворении «Родина» он попытался собрать все то, что дорого ему. Жизнь поэта была вечным скитанием, он был одинок, и наверное, это одиночество побуждало его ценить родную природу.
Пророк анализ стихотворения Михаила Лермонтова
Начиная с 1836 г. тема поэзии получает в творчестве Лермонтова новое звучание. Он создает целый цикл стихов, в которых высказывает свое поэтическое кредо, свою развернутую идейно?художественную программу. Это «Кинжал» (1838 г.), «Поэт» (1838 г.), «Не верь себе» (1839 г.), «Журналист, Читатель и Писатель» (1840 г.) и, наконец, «Пророк» – одно из последних и наиболее значительных стихотворений Лермонтова, завершающее в его творчестве тему поэта.
Поэт и общество в лирике Лермонтова 2
Поэт и общество в лирике Лермонтова Значительную часть своего творчества М. Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В творчестве поэта — это тема активных и часто даже враждебных взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой.
Тема одиночества в поэме Лермонтова Мцыри
«Угрюм и одинок, Грозой оторванный листок…» Эти строки — из поэмы «Мцыри», поэмы, органично вписывающейся в творчество Лермонтова мотивом трагического одиночества.
Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова
Автор: Лермонтов М.Ю. На протяжении всей жизни, Лермонтова преследовало непреодолимое чувство одиночества. Ранняя смерть матери, трагедии в личной жизни – всё это оставило неизгладимый след в душе поэта. Кроме того Лермонтов был поэтом-романтиком, а в романтизме мотив одиночества является одним из главных.
Значение Лермонтова в истории русской литературы
Автор: Лермонтов М.Ю. Значение Лермонтова в истории русской литературы определяется прежде всего тем, что его поэзия, по выражению Белинского,— «совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Творчество Лермонтова с наибольшей полнотой и с предельной художественной силой выразило идейные течения и настроения, характерные для 30-х годов XIX века.
Отношение Печорина к миру и собственной личности по роману М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени
Отношение Печорина к миру и собственной личности (по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени") Автор: Лермонтов М.Ю. В предисловии к роману Лермонтов так охарактеризовал главного героя: « Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии ». Автор хотел показать « современного человека, каким он его понимает, и к его и вашему несчастью, слишком часто встречал».
Мцыри любимый идеал Лермонтова
Мцыри – "любимый идеал" Лермонтова Автор: Лермонтов М.Ю. Страстную тоску передовых современников Лермонтова по прекрасной, свободной отчизне воплотил поэт в поэме “Мцыри”.
Язык романа Лермонтова Герой нашего времени
Автор: Лермонтов М.Ю. «Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова,— писал Чехов.— Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах,— по предложениям, по частям предложения... Так бы и учился писать».
Краткий анализ стихотворения Лермонтова Смерть поэта
Краткий анализ стихотворения Лермонтова "Смерть поэта" Автор: Лермонтов М.Ю. При анализе первой строфы важно отметить, что судьба Пушкина осмысляется как судьба поэта вообще и оформляется в романтических категориях: "оклеветанный молвой", "жажда мести", "поникнув гордой головой", "восстал... против мнений света", "свободный, смелый дар", "дивный гений", "торжественный венок".
Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова Смерть поэта
Автор: Лермонтов М.Ю. Стихотворение «Смерть поэта» написано в 1837 году. Это стихотворение связано со смертью А.С.Пушкина. Когда Пушкин умирал, Лермонтов был болен. Лермонтов первый, кто написал правду о гибели А.С. Пушкина. Даже пушкинские друзья боялись это сделать.
Сравнение стихотворения М.Ю.Лермонтова Родина и А.А.Блока Россия
Сравнение стихотворения М.Ю.Лермонтова "Родина" и А.А.Блока "Россия" Автор: Лермонтов М.Ю. Тема Родины имела большое значение для многих поэтов XIXи начала XX века. Через свои стихи поэты пытались выразить любовь к Родине, показать её красоту, величие. Эта тема также играла не второстепенную роль в творчестве Лермонтова и Блока.
Лермонтов - наш современник 2
Лермонтов - наш современник Автор: Лермонтов М.Ю. Творчество Лермонтова — это история поколения 30-х годов XIX века, поколения, которому досталась тяжелая судьба людей эпохи “безвременья”, когда все лучшее в людях терялось, ибо они не могли найти применения своим “силам необъятным”. Но можем ли мы сказать, что это трагедия только современников Лермонтова? Почему многие поколения русских людей читают и перечитывают произведения великого поэта и прозаика? Мне кажется, что Лермонтов указал на многие черты, присущие русскому обществу и человеку в целом, независимо от времени.
Пророк Пушкина и Лермонтова
Автор: Лермонтов М.Ю. Спустя 15 лет после написания Пушкиным стихотворения "Пророк", Лермонтов, которого многие считают преемником Пущкина, пишет новое стихотворение "Пророк" - своё продолжение истории путника, наделённого пророческим даром.
Жанр и композиция поэмы Лермонтова Мцыри
Автор: Лермонтов М.Ю. «Мцыри» — лирическая поэма. В ней даётся по преимуществу изображение сложных переживаний героя, а не внешних событий. Лермонтов избирает форму поэмы-исповеди, так как рассказ от имени героя давал возможность наиболее глубоко и правдиво раскрыть его духовный облик.
Одинок я, нет отрады Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова
Автор: Лермонтов М.Ю. «Поэт совсем другой эпохи, — так говорил о Лермонтове Белинский, сравнивая его с Пушкиным. Трагизм судьбы М Ю Лермонтова в светском обществе представлен в стихотворениях «Смерть поэта», «Как часто пестрою толпою окружен..», «Свет». Светское общество в них не просто скучно а преступно, оно убивает поэтов.
Темы Родины, поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова.
Автор: Лермонтов М.Ю. В стихотворении «Родина» Лермонтов заявляет о своей кровной связи с природой, с народом, с его радостями и горем. Он любит все родное, русское, национальное, но ненавидит «страну рабов, страну господ», т. е. Россию самодержавно-крепостническую.
Особенности жанра поэмы в творчестве М. Ю. Лермонтова на примере поэмы Мцыри
Автор: Лермонтов М.Ю. Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» завершает развитие романтизма в творчестве поэта, а вместе с тем - и эпоху романтизма в русской литературе. Форма поэмы-исповеди позволяла полнее раскрыть душу героя, но эту традиционную форму Лермонтов подверг коренной перестройке, создав собственный, глубоко оригинальный вариант романтической поэмы.
Анализ стихотворения Родина Лермонтова
Анализ стихотворения "Родина" Лермонтова Автор: Лермонтов М.Ю. В этом стихотворении Лермонтов противопоставляет свой патриотизм патриотизму официальному, казённому. Он заявляет о своей кровной связи с русской, родной ему природой, с русским народом, "горестями и радостями его жизни.
Стихи Лермонтова
Уже ранние стихи М. Ю. Лермонтова полны размышлений о жизни и смерти, о добре и зле, о смысле бытия, о любви и верности, о прошлом и будущем.
Патриотическая лирика Лермонтова
Как всякий истинный художник, Лермонтов был в высшей степени гражданином своего отечества, достойным, благородным и непреклонным.
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова Смерть поэта
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Смерть поэта" Автор: Лермонтов М.Ю. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта» написано в 1837 году. Оно связано со смертью Пушкина. Основная тема стихотворения - конфликт поэта и толпы.
Фольклорные мотивы в творчестве Лермонтова
Автор: Лермонтов М.Ю. Фольклорные мотивы в творчестве Лермонтова занимают свою особую нишу, хотя о них и не так часто говорят. Однако в своем главном стихотворении, посвященном России, Лермонтов самым «дорогим сердцу» образом называет именно народную Россию, с ее непростым, суровым, но истинно русским бытом.
Романтическая лирика в творчестве М.Ю. Лермонтова
Автор: Лермонтов М.Ю. М.Ю. Лермонтов – это выдающийся поэт первой половины девятнадцатого века. В своих стихах поэт описывал много тем, например, тема свободолюбия, тема Родины, природы, любви и дружбы, поэта и поэзии. И, исходя из этого, хотелось бы уделить особое внимание романтической лирике в его произведениях.
Идейно-художественный анализ М.Ю.Лермонтов Молитва
Идейно-художественный анализ М.Ю.Лермонтов "Молитва" Автор: Лермонтов М.Ю. М.Ю.Лермонтова часто сравнивают с А.С.Пушкиным. И это справедливо. За свою короткую жизнь Михаил Юрьевич создал огромное количество литературных шедевров и вполне мог претендовать на лавры метра отечественной литературы.
Образ М.Ю. Лермонтова
Сочинение о творчестве великого русского поэта ХIХ века М.Ю. Лермонтова. Краткая биография, события, которые оказали влияние на его творчество. Взгляд поэта на поколение ровесников, причины душевного смятения. Любовь, боль, переживания за судьбу России.