И. С. Тургенев, по словам его современников, владел особенным чутьем угадывать нарождающееся в обществе движение.
В романе “Отцы и дети” Тургенев показал главный общественный конфликт 60-х годов XIX века - конфликт между дворянами-либералами и разночинцами-демократами.
Основной принцип построения романа - антитеза; и это видно уже из названия романа, в котором как бы противопоставляются два поколения: старшее и младшее. Но в самом романе конфликт носит не возрастной, а идейный характер, т. е. это не конфликт двух поколений, а конфликт двух мировоззрений. Как антиподы воспринимаются в романе Евгений Базаров (выразитель идеи демократов-разночинцев) и Павел Петрович Кирсанов (главный защитник мировоззрения и образа жизни либерального дворянства). Столкновения и споры, составляющие основу сюжета романа, позволяют понять сущность их взглядов.
Итак, в романе Тургенева “Отцы и дети” столкнулись два сильных, ярких характера. По своим взглядам, убеждениям Павел Петрович предстал перед нами как представитель “ско Бывающей, леденящей силы прошедшего”, а Евгений Базаров - как часть “разрушительной освобождающей силы настоящего”.
Павлу Петровичу лет сорок пять, он всегда выбрит, ходит в строгом английском костюме, воротничок его рубашки всегда бел и накрахмален. Лицо Павла Петровича правильное и чистое, но желчное. “Весь облик Павла Петровича, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большей частью исчезает после двадцатых годов”. По внешности, по убеждениям Павел Петрович “аристократ до мозга костей”. Правда, как пишет Писарев, “убеждений у него, по правде сказать, не имеется, но зато есть привычки, которыми он очень дорожит” и “по привычке доказывает в спорах необходимость принсипов”. В чем же заключаются эти “принсипы”?
Прежде всего, к “принсипам” Кирсанова можно отнести его взгляд на государственное устройство. Сам дворянин и аристократ, он придерживается тех же взглядов, что и большинство дворян того времени. Павел Петрович ратует за установившиеся порядки, по своим убеждениям он монархист, не терпящий инакомыслия и яростно защищающий доктрины, которым “постоянно противоречили его поступки”. Он любит порассуждать о русских крестьянах, но при встрече с ними “морщится и нюхает одеколон”. Кирсанов толкует о России, о “русской идее”, но употребляет при этом огромное.количество иностранных слов. Он с пафосом говорит об общественном благе, о служении отечеству, но сам сидит сложа руки, удовлетворившись сытой и спокойной жизнью.
“Кто есть Базаров?” - спрашивают Кирсановы и слышат ответ Аркадия: “Нигилист”. Что же представляет собой это новое поколение нигилистов? Для молодого поколения “детей” нигилизм - определенная политическая и жизненная позиция. Одни воспринимают ее как модное поветрие (Ситников, Кукши-на, Аркадий) и отрицают все: авторитеты, науку, искусство, опыт предыдущих поколений - и ни к чему не прислушиваются. Но все они повзрослеют, обзаведутся семьями и будут вспоминать о своих убеждениях как об ошибках юности. А сейчас они только опошляют идеи, которые проповедует Базаров.
На самом деле настоящим нигилистом, который отдает отчет своим мыслям, своим убеждениям, можно назвать только Базарова. Он интересуется естественными науками и собирается продолжить дело отца, уездного лекаря. По убеждениям он нигилист и насмехается над “принсипами” Павла Петровича, считая их ненужными и просто смешными. Базаров принимает только то, что полезно: “Мне скажут дело - я соглашусь”. “В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем”. Евгений отрицает и государственный строй, что приводит Павла Петровича в замешательство. По мнению Базарова, аристократы не способны к действию, от них нет никакой пользы, и он отвергает либерализм, отрицая способность дворянства вести Россию к будущему.
Кирсанов прославляет крестьянскую общину, семью, религиозность, патриархальность русского мужика. Базаров утверждает, что народ не понимает собственных интересов, темен и невежествен, но считает необходимым отличать народные интересы от народных предрассудков. Базарову ненавистна слепая вера в народе: “Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне согласиться с ним?” Павел Петрович отвечает на это: “Он (народ) не может жить без веры”. “Грубейшее суеверие его душит”,- комментирует Базаров. Но он искренне верит, что народ по духу своему революционен, поэтому нигилизм - проявление именно народного духа.
Имеются разногласия Базарова и Павла Петровича в отношении к искусству, природе. С точки зрения Базарова, “читать Пушкина - потерянное время, заниматься музыкой смешно, наслаждаться природою - нелепо”. Павел Петрович, напротив, любит природу, музыку. Максимализм Базарова, полагающего, что можно и нужно во всем опираться только на собственный опыт и собственные ощущения, приводит к отрицанию искусства, поскольку искусство как раз и представляет собой обобщение и художественное осмысление чужого опыта. Искусство (и литература, и живопись, и музыка) размягчает душу, отвлекает от дела. Все это “романтизм”, “чепуха”. Рассматривая альбом Саксонской Швейцарии, Базаров говорит Одинцовой: “Вы не предполагаете во мне художественного смысла - да во мне действительно его нет, но эти виды могли меня заинтересовать с точки зрения геологической”. Базаров пытается развенчать бездейственные „принсипы", не принимает иллюзорную мечтательность, отказываясь от достижений культуры (“Рафаэль гроша медного не стоит”) и утилитарно воспринимая природу. Базарову, для которого главной фигурой времени был русский мужик, задавленный нищетой, “грубейшими суевериями”, казалось кощунственным толковать об искусстве, “бессознательном творчестве”, когда дело идет о хлебе насущном.
Павел Петрович, понимая, что не может победить нигилиста в споре, не может поколебать его нравственные устои, вернее отсутствие их, прибегает к последнему средству решения конфликтов подобного рода - дуэли. Евгений принимает вызов, хотя считает это выходкой полоумного “аристократишки”. Они стреляются, Евгений ранит Кирсанова, но этим не решает проблемы. С помощью сатирического изображения автор подчеркнул нелепость поведения Павла Петровича, бессмысленность его убеждения, что можно силой заставить молодое поколение думать так же, как поколение “отцов”. Кирсанов и Базаров остаются каждый при своем мнении.
Базарову не удалось прожить долго. Он умирает со словами: “Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?” Таков трагический итог жизни Евгения.
Отношение автора к своим героям совсем не простое. Желая наказать „детей", Тургенев высек „отцов". Но главное, что ему замечательно удалось показать, это смену отживающих форм сознания новыми, трагичность положения людей, первыми произносящих слово: “Вперед!”
Дыхание эпохи, ее типические черты ощутимы в центральных образах романа и в том историческом фоне, на котором разворачивается действие. Период подготовки крестьянской реформы, глубокие социальные противоречия того времени, борьба общественных сил в эпоху 60-х годов - вот что нашло отражение в образах романа, составило его исторический фон и сущность основного конфликта.
Ведь проблематика романа сохранила злободневность и для последующих поколений.
Другие работы по теме:
Тургенев и. с. - По роману и. с. тургенева
Роман раскрывает жестокий и сложный процесс ломки прежних, устоявшихся социальных отношений. Этот процесс предстал в романе как разрушительная стихия, меняющая привычные течения жизни. Тургенев так строит роман, что Базаров - нигилист и Павел Кирсанов все время находятся в центре внимания.
Тургенев и. с. - Образ е. базарова в романе и. с. тургенева отцы и дети
В романе. Отцы и дети И. С. Тургенев знакомит нас с жизнью Е. В. Базарова одного из представителей новой зарождающейся в России социальной силы разночинной интеллигенции. Образ его необычен а поэтому знакомясь с ним с его судьбой мы открываем для се Большую роль в романе играют сцены споров.
Тургенев и. с. - учитель и ученик
В своем романе. Отцы и дети И. С. Тургенев помимо прочих тем поднимает и тему если можно так выразиться ложного ученичества. С первых страниц произведения мы знакомимся с двумя добрыми приятелями как называет себя с Базаровым Аркадий Кирсанов.
Любовь в романе Отцы и дети
Text Text Graphics Павел Петрович и княгиня Р. – любовь-наваждение. Аркадий и Катя – земная любовь. Николай Петрович и Фенечка – любовь-семья (естественность и простота). Graphics
Образ Базарова в романе И.С.Тургенева Отцы и дети. 2
Образ Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Автор: Тургенев И.С. ...Но как на свете без любви прожить? Из песни В 1861 году, в год отмены крепостного права, Тургенев написал свой лучший роман “Отцы и дети”, который посвятил памяти великого русского разночинца Белинского. В романе отразилось дыхание эпохи.
Базаров и старшие Кирсановы
Автор: Тургенев И.С. Отношения между Павлом Петровичем и Аркадием хорошие, Аркадий уважает своего дядю, и каждый раз, когда Базаров осуждает Павла Петровича, он идет в защиту своего родственника, считая, что он достоин уважения и почтения к себе, так как на вежливость и доброжелательность ответит тем же.
Спор двух поколений в романе И. С. Тургенева Отцы и дети
Автор: Тургенев И.С. Проблема отцов и детей существовала и, скорее всего, будет существовать во все времена. Очевидно, именно поэтому роман И.С. Тургенева “Отцы и дети” до сих пор остается актуальным. Два поколения, изображенные писателем, различаются не столько возрастом, сколько противоположными взглядами, мировоззрениями: старого дворянства, аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции.
История отношений Базарова с Одинцовой по роману Тургенева Отцы и дети
Автор: Тургенев И.С. Базаров узнаёт о существовании Анны Одинцовой от Кукшиной, знакомой его друга Ситникова. Первый раз он видит её на балу у губернатора, куда приехал вместе с Аркадием. «Это что за фигура? – проговорил он. – На остальных баб не похожа». Там же он с ней и знакомится. Она приглашает их с Аркадием к себе.
Герой своего времени
Автор: Тургенев И.С. “Героем” своего времени, вероятно, следует называть человека, отразившего в своей личности, в своем мировоззрении основные черты эпохи. Мне кажется, что Базаров — очень интересная, неоднозначная личность — именно и воплотил в себе основные черты нового человека 60-х годов XIX века.
Почему одинок Базаров по роману Отцы и дети
Почему одинок Базаров (по роману "Отцы и дети") Автор: Тургенев И.С. Четвертый роман Тургенева «Отцы и дети» был опубликован в феврале 1862 года. Действие романа происходит летом 1859 года, перед крестьянской реформой. В статье «По поводу «Отцов и детей» Тургенев признался, что прототипом Базарова стал молодой провинциальный врач Дмитриев, умерший незадолго до 1860 года.
Тема отцов и детей в одноименном романе Тургенева Отцы и дети
Автор: Тургенев И.С. Проблема поколений – одна из важнейших проблем романа Тургенева «Отцы и дети». Каждое время оставляет свои отпечатки на разных людях, у каждого свои взгляды и мировоззрение, каждый считает, что в жизни он повидал многое, поэтому накопленный опыт может передать следующему поколению, которое считает, что эти взгляды совершенно не вписываются в рамки современной жизни, и не хотят повторять прошлое.
Визит к Евдоксии Кукшиной. Анализ главы XIII из романа И.С.Тургенева Отцы и дети.
Визит к Евдоксии Кукшиной. (Анализ главы XIII из романа И.С.Тургенева "Отцы и дети".) Автор: Тургенев И.С. Базаров и Аркадий возвращались от губернатора, когда их перехватил Ситников, "ученик" Базарова, и пригласил посетить Евдоксию Кукшину. Начинается глава, о сущности которой Писарев отзывался так: "Юноша Ситников и молодая дама Кук-шина представляют великолепно исполненную карикатуру безмозглого прогрессиста и по-русски эмансипированной женщины..."
Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов сравнительная характеристика.
Автор: Тургенев И.С. Роман “Отцы и дети” создавался в то время, когда был поставлен вопрос об отмене крепостного права, когда обострились противоречия между либералами и демократами. Как настоящий художник, творец, Тургенев сумел угадать настроение своего времени, появление нового типа, типа демократа-разночинца, который пришел на смену дворянской интеллигенции.
Евгений Базаров неоднозначность образа.
Автор: Тургенев И.С. Роман Тургенева появился в печати в те годы, когда на смену старому жизненному укладу стали приходить новые веяния, когда в среде российской молодежи, не удовлетворенной жизненными установками “отцов”, назрела переоценка ценностей. Наконец, когда в литературу на смену герою прошлых лет, дворянину, пришел герой-разночинец.
"Отцы и дети" Тургенев
Написание романа "Отцы и дети" совпало с важнейшими реформами 19 века, а именно отменой крепостного права.
О чем бы я хотел поспорить с Базаровым
Автор: Тургенев И.С. Много о чём. Несомненно, Базаров – много размышляющий человек, за что я его уважаю. Однако его мировоззрение только очень отдалённо сходно с моим: существуя в мире людей, нельзя отрицать столь очевидные вещи, живущие в сердце и сознании человека – за невозможностью их непосредственно осязать вовсе не кроется вывод об их полном отсутствии.
Любовь на страницах романа Отцы и дети
Автор: Тургенев И.С. На страницах романа «Отцы и дети» можно встретить несколько разных типов любви. Во-первых, это любовь родительская и сыновья. Николай Кирсанов очень сильно любит сына и выплёскивает всё наружу. Аркадий отвечает взаимностью, хотя и старается прикрыть свои чувства. Что до Базарова, то он очень любит своих родителей, но никоим образом не показывает этого.
Личность Базарова в романе Отцы и дети
Личность Базарова в романе "Отцы и дети" Автор: Тургенев И.С. Роман «Отцы и дети» создавался с августа 1860 года по август 1861 года. Этот роман был написан во время конфликта между либеральной дворянской интеллигенцией и разночинцами-нигилистами. Это основной конфликт эпохи, и этот же конфликт выражается в романе.
Нужны ли России Базаровы
Автор: Тургенев И.С. «Я нужен России… Нет, видно не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник…» - решает герой романа ИС Тургенева “Отцы и дети” Евгений Базаров перед смертью. Кто же такой этот герой, который так уверен в своей ненужности? Действительно ли он прожил бесполезную, бессмысленную жизнь? Прав ли он или нет? Что привело его к такому трагическому выводу? Вопрос «Нужны ли России Базаровы?» уже долгое время волнует многих критиков.
Нужны ли Базаровы России
Автор: Тургенев И.С. Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» (1862 год) отличается широким кругом рассматриваемых проблем: взаимоотношения между старым и новым поколениями, влияние модных общественных течений на людей, любовь в жизни героев, роль отдельной личности в целом обществе. В частности, ставится вопрос о том, нужны ли России такие люди, как Евгений Васильевич Базаров – ключевая, центральная, основная фигура в данном романе.
Любовь в романе Тургенева Отцы и дети
Автор: Тургенев И.С. В романе описан конец пятидесятых годов девятнадцатого века. Это время конфликта между либеральной дворянской интеллигенции и разночинцами-нигилистами. Приближается шестьдесят первый год – отмена крепостного права, и в стране уже чувствуются перемены, идёт накал страстей, все ждут, когда что-нибудь случится.
Сила и слабость базаровскго нигилизма
Автор: Тургенев И.С. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» рассказывает об идейных противоречиях либерального дворянства и нарождающейся демократии. Главное действующее лицо - Евгений Базаров, «нигилист», как он себя называет. Слово «нигилист» происходит от латинского слова «nugul», то есть «ничто», отрицание.
Трагедия Евгения Базарова
Автор: Тургенев И.С. Сам И.С.Тургенев утверждал, что его Базаров — "лицо трагическое". В чем же трагизм этого героя? С точки зрения писателя, прежде всего в том, что время Базаровых не пришло. Тургеневский Базаров сам это ощущает — умирая, он произносит горькие слова: "Я нужен России...
Что я люблю и чего не принимаю в Базарове
Автор: Тургенев И.С. Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, Бессердечностью, безжалостной Сухостью и резкостью, если он Не полюбит, повторяю – я виноват,
Мое отношение к Базарову.
Автор: Тургенев И.С. Тургенев — один из лучших писателей прошлого века. Его роман “Отцы и дети” начинается точной датой. Это позволяет читателю вспомнить события, происходящие в это время. В эти годы, после Крымской войны, несколько оживилась русская общественная жизнь, обнажился кризис крепостнической системы, обострилась борьба "между революционерами-демократами и либералами.
Литературные группы России
«Арзамас»: Василий Андреевич Жуковский, Константин Николаевич Батюшков, Василий Львович Пушкин, Сергей Семенович Уваров, Дмитрий Николаевич Блудов, Николай Иванович Тургенев, Александр Иванович Тургенев, Петр Андреевич Вяземский, Александр Сергеевич Пушкин.