Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на
протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом,
одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является
основой многих всемирно известных литературных произведений. Среди них и
социально - философская пьеса М. Горького "На дне". Главное в ее
сюжете - столкновение жизненных позиций и взглядов разных людей. В "На
дне" автор задается характерным для русской литературы вопросом о двух
видах гуманизма. Гуманизм Луки призывает к жалости и состраданию, примиряет с
трудностями жизни. Гуманизм же Сатина призывает не бояться смотреть правде в
глаза, не примиряться с несправедливостью, а бороться за свои права человека.
Кто же прав - Лука или Сатин? Что для каждого из них правда и что ложь?
Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к тексту произведения.
"Подвал, похожий на пещеру". Затхлый и душный воздух. Каменные
закопченные своды, нары, грязь, и люди, живущие в атмосфере беспробудного
пьянства, грабежей, ругани и разврата. Вот, что мы видим с первых страниц
пьесы. Большего "дна" и представить себе трудно. Спустя некоторое
время в ночлежке появляется Лука, который несет с собой "ласковое"
слово для каждого ее обитателя. Именно доброго к себе отношения так не
хватало им. Этим несчастным людям, отверженным обществом, был нужен человек,
который пожалел и утешил бы их. Ночлежники, привыкшие жить в своем подвале
по пещерным законам, давно отвыкли от нормальных человеческих отношений. Им
было просто не обойтись без Луки, который говорил: "Христос всех жалел и
нам так велел."
Жалость и сострадание, бесспорно, необходимы в суровом мире
действительности. Сочувствие помогает человеку понять, что он не один, что
его понимают и поддерживают окружающие. Возможно, он вновь приобретет
уверенность в себе и в своих силах. А тогда ему будет легче справиться со
своими проблемами. Но я считаю, что все хорошо в меру. Как каждого лекарства,
жалости должно быть определенное количество. Главное - не перейти тонкую
грань между пользой и явным вредом.
Лука полагал, что правдой вряд ли можно вылечить человеческую душу, можно
лишь смягчить боль утешительной ложью. Он с самого начала наметил себе
ложный курс. Новый обитатель ночлежки не старался заставить людей изменить
что-либо в их жизни, а лишь утешал и жалел их. Лука сразу стал относиться к
ночлежникам как к непоправимо потерянным людям. Разве так поступает человек,
который искренне хочет помочь! Да, смертельно больной Анне нужна была лишь
такая помощь. Необходимо было скрасить ей последние минуты жизни, успокоить.
"Ты - с радостью помирай, без тревоги.." - говорил он умирающей.
Другое ей уже не помогло бы. Но даже с этой задачей старик не справился, и
несчастная умерла в беспокойстве. Что уж говорить о "здоровых"
людях! Свою "утешительную" философию он примерил и к ним. Своими
сладким пилюлями Лука поселил героев в мир заблуждений и иллюзий. Пожилой
странник, призывавший к терпению и примирению, еще больше воспитывал в
ночлежниках слабость и неспособность бороться. Бедные люди и до его прихода
бездействовали в силу привычки, не сопротивлялись обстоятельствам. Лука же,
по-моему, своим ложным гуманизмом еще больше навредил, "связав"
окончательно им руки и ноги. "Ты - надейся! Ты - верь!" - внушал он
им. Человек не может постоянно жить иллюзиями, и рано или поздно придется
услышать горькую правду, которая "всегда поднимается над ложью, как
масло над водою". Так не лучше ли как можно скорее открыть глаза на
жизненные противоречия и проблемы и перейти к решительным действиям! Ведь
"кто живет лишь надеждой, рискует умереть голодной смертью".
Очевидно, и сам автор придерживается подобного мнения. Он выстраивает
сюжетную линию пьесы так, чтобы читатели смогли разобраться в его позиции по
этому вопросу и убедиться в том, что гуманизм Луки - ложный гуманизм.
Философия странствующего проповедника проверяется на героях пьесы и в итоге
терпит поражение. Художественное развенчание ее сопровождается развалом
ночлежки: повесился Актер, Пепел попал в Сибирь на каторгу, загублена судьба
Наташи...
Иначе говоря, автор больше симпатизирует теории Сатина. Ведь "ничто так
не радует глаз, как правдивость; ничто так не безобразно и непримиримо с
разумом, как ложь". Правда, пусть даже самая горькая, всегда должна
побеждать. Я считаю, что не бывает гуманной лжи, и рано или поздно она
принесет вред тому, кто верит в это заблуждение. А ложь - чистейшее
проявление неуважения к человеку. Уважать же человека надо всегда; кем бы он
ни был, он прежде всего человек. В этом я, безусловно, соглашусь с
Константином Сатиным.
Но к сожалению, одной лишь теории бывшего телеграфиста тоже оказалось
недостаточно. Он тоже ничего не смог изменить ни в своей жизни, ни в жизни
других обитателей "дна И, возможно, проблема здесь не в правильности
теорий, а в самих людях, которые с Лукой или без него, с Сатиным или без,
так и не поднялись бы со "дна". Большая часть того, чего мы
добиваемся в жизни, зависит от нас самих.
Проблема истинного и ложного гуманизма не решается раз и навсегда. Время не
стоит на месте, меняются обстоятельства жизни, меняются люди. Каждое
последующие поколение решает для себя эту проблему в соответствии с
нравственными идеалами времени. Поэтому пьеса Горького актуальна во все
времена, и сейчас можно говорить о современности спора о гуманизме.
Другие работы по теме:
Есть люди, а есть иные человеки по пьесе Горького На дне
Есть люди, а есть иные человеки 8230 по пьесе Горького На дне В пьесе Горького, написанной в 1902 году, зрители впервые увидели незнакомый им мир отверженных. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи мировая драматургия еще не знала. Конечно, тема униженных и оскорбленных не нова в русской литературе.
Проблема лжи и правды в пьесе Максима Горького На дне и в рассказе О. Генри Гнусный обманщик
Концепция пьесы М. Горького «На дне» основана на двух понятиях — лжи «утешительной, примиряющей» и истины «возвышающей». В новелле О. Генри «Гнусный обманщик» поборника правды мы не находим, хотя бы такого непоследовательного, как Сатин в пьесе Горького. Тем не менее проблема в этих двух произведениях одна — выбор между истиной и ложью, причем на таком уровне, что от этого зависит человеческая жизнь (и не одна!).
Творческий путь Максима Горького
Text Text Алексей Пешков родился в Нижнем Новгороде в семье столяра — Максима Савватьевича Пешкова (1839—1871). Мать — Варвара Васильевна, урожденная Каширина. Рано осиротев, детские
Проблема гуманизма в пьесе М. Горького На дне
Автор: Горький М. Одной из основных тем творчества Максима Горького стала тема стремления к новой жизни, к свободе личности человека. Пьеса Горького “На дне” — не исключение. “Свобода во что бы то ни стало — вот ее духовная сущность”, сказал об этом драматическом произведении К. С. Станиславский, поставивший пьесу на сцене МХАТа.
Проблематика пьесы М. Горького На дне 2
Проблематика пьесы М. Горького «На дне» Автор: Горький М. В пьесе “На дне” Горький показывает людей, сломленных жизнью, обреченных на гибель. Проблематика произведения раскрывается не столько в действии (мир ночлежки как бы застыл, событий происходит не так уж много), сколько в разговорах персонажей.
Во что веришь, то и есть. Роль Луки в пьесе На дне
"Во что веришь, то и есть". Роль Луки в пьесе "На дне" Автор: Горький М. Одним из наиболее влиятельных и интересных персонажей в пьесе является Лука. Роль его в произведении обсуждается уже долгое время разными критиками.
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького На дне. 5
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне». Автор: Горький М. Пьеса М. Горького “На дне” была написана в 1902 году. Эта пьеса была разрешена для постановки только Художественному театру. Цензоры надеялись на ее провал, но спектакль имел громадный успех. М. Горький показал нам жизнь людей, которые опустились “на дно” и уже никогда не поднимутся к иной жизни.
Образы Челкаша и Гаврилы по рассказу М. Горького Челкаш
Образы Челкаша и Гаврилы (по рассказу М. Горького "Челкаш" ) Автор: Горький М. МАКСИМ ГОРЬКИЙ В РАССКАЗЕ «ЧЕЛКАШ» РАСКРЫВАЕТ ПЕРЕД НАМИ ДВА, С ОДНОЙ СТОРОНЫ, ВЕСЬМА ПОХОЖИХ, С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗА. ОБРАТИМСЯ К КАЖДОМУ ИЗ НИХ И ПОПРОБУЕМ НАЙТИ, В ЧЁМ ЖЕ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ РАЗЛИЧИЕ.
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького На дне. 3
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне». Автор: Горький М. Крупнейшие писатели XIX века выступали как прозаики, драматурги. Творчеству М. Горького тоже была присуща многожанровость. В 1901 году он обратился к драме и со своими первыми пьесами “Мещане” и “На дне” вошел в историю литературы как драматург-новатор.
Правда или сострадание По пьесе М.Горького На дне
Правда или сострадание? (По пьесе М.Горького "На дне") Автор: Горький М. Однозначного ответа на этот вопрос не возможно дать. Ведь для каждого есть своя правда. И очень сложно разобрать в пьесе что есть правда, а что есть ложь.
Тема маленького и лишнего человека в творчестве М.Горького
Автор: Горький М. Тема «маленького» и «лишнего» человека присутствует в литературе ещё со времён А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. С каких только сторон не пытались её рассмотреть! «Маленький» человек вызывал у читателя и сочувствие, и жалость, и уважение, и даже насмешку.
Мини-сочинение В городе Калинове по пьесе А.Н. Островского Гроза
Мини-сочинение "В городе Калинове" (по пьесе А.Н. Островского "Гроза") Автор: Островский А.Н. Город Калинов - провинция, далеко отстающая в плане развития. Здесь, кажется, всё застыло, и никогда уже не тронется с места - так и останется под слоем пыли и паутины невежества.
Сочинение по повести М. Горького «Детство». «На тему бог бабушки и дедушки»
Сочинение по повести М. Горького «Детство». «На тему бог бабушки и дедушки». Каков человек таков и бог для него. Я думаю, что бог у каждого человека в душе. Так и в этой повести. Бабушка Алёши очень добрый и хороший человек. Она искренне, по настоящему верит в бога. Ей стыдно перед ним нагрешить, потомучто он добрый.
Без имени - нет человека. (По пьесе М.Горького На дне)
"Без имени - нет человека". (По пьесе М.Горького "На дне".) Драматическая пьеса «На дне» была написана в 1902 году. В своем произведении автор изображает социальные низы, униженных и оскорбленных, людей без имени, которые оказались на дне. Так уж судьба распорядилась, что жители ночлежки стали лишними людьми, не имеющими права с честью носить собственное имя.
Лука и Сатин в драме Горького "На дне"
В пьесе "На дне" Горький показывает людей, сломленных жизнью, обреченных на гибель. Герои, их внутренний мир раскрывается не из поступков, а из разговоров. Каждый герой несет свою философию, свою идею.
Театр Горького
Горький со всей силой неколебимой веры и убежденности выразил гуманистический смысл “единой темы” своего творчества—“темы воинственной, революционной”, полной исторического оптимизма, с ней он пришел в театр.
Герои и смысл пьесы М. Горький На дне
Автор: Горький М. Горький всегда задумывался над тем, что управляет человеком, какие ценности для него превыше всего, как согласуются свобода и любовь, добро и истина, сила и справедливость. Пьесу «На дне» можно с полным правом назвать философской драмой. Горький писал: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это – лучше: истина или сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?..
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького На дне. 6
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне». Автор: Горький М. Произведения художественной литературы, которые затрагивают вечные вопросы, обычно имеют большую популярность и долгую жизнь, так как именно вечное всегда находит отклик в людских сердцах. Именно таким произведением является пьеса М.
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького На дне.
Автор: Горький М. Одним из лучших произведений Горького является пьеса “На дне”. Она социально-философского жанра и направлена к общечеловеческим ценностям. Горький впервые поднял вопрос о людях “дна”, как о прямом доказательстве преступления, совершаемого над человеком.
Зачем же жить
Автор: Горький М. Прочла произведение Максима Горького «Ма-аленькая», и осталась под глубоким впечатлением. Пыталась ответить себе на вопрос «Зачем же жить?» И я думаю, что жить нужно для того, чтобы понимать - кому-то ты, хоть и ненадолго, даришь кусочек счастья. Жить надо затем, чтобы хоть что-то хорошее в этом мире осталось именно после тебя! А кто это делает? Да практически никто! Все живут ради себя, собственные проблемы кажутся огромными и нерешимыми! Вы не думайте, я не критикую всех без разбору, самое обидное - что я такая же! Иногда чувствуешь себя так паршиво, осознавая, что ты вот ноешь – а есть же те, чьи беды куда хуже.
Социально-философский смысл драмы М. Горького На дне
Автор: Горький М. Из первой ремарки в пьесе “На дне” мы представляем, что на улице весна, все кругом расцветает и вдруг... ночлежка. Здесь живут люди, которым негде больше жить. Здесь плохо, а выхода из положения не видно. Кто-то еще пытается исправить ситуацию, - работает, кто-то уже отчаялся, а кто-то ничего и не может сделать.
Социально-философский смысл драмы М. Горького На дне 2
Социально-философский смысл драмы М. Горького «На дне» Автор: Горький М. Начало двадцатого века ознаменовалось появлением таких пьес, как “Вишневый сад” А. П. Чехова и “На дне” М. Горького. Эти два произведения были столь нетрадиционны по своему построению, поставленным вопросам, что их авторы по праву стали считаться основоположниками современной драматургии.
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького На дне. 4
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне». Автор: Горький М. Одним из наиболее принципиальных вопросов русской литературы является вопрос о человеке, его месте в мире и его подлинной ценности. Проблема гуманизма становится особенно актуальной в конце XIX — начале XX века. В это время история начинает развиваться таким образом, что настоящая ценность человека оказывается потерянной.
Проблема гуманизма в пьесе М. Горького На дне 3
Проблема гуманизма в пьесе М. Горького «На дне» Автор: Горький М. Пьеса М. Горького “На дне” была написана в 1902 году, в переломный момент для России. Горький вводит в русскую литературу нового героя — люмпена, босяка. И рассказывает о нем по-новому. Тема людей дна не нова для русской литературы: Гоголь, Достоевский, Гиляровский обращались к этой теме.
Что нового о человеке сказал Горький Человек глазами Горького
Автор: Горький М. В конце XIX века в русской литературе появляется новый герой — пропащий человек, изгой, который отвергнут обществом, и судьба которого никого не интересует. Такой герой изображается в реалистических рассказах М. Горького. Художник рисует образ, так сказать, босяка неоднозначно, он пытается выявить причину, по которой герой опустился «на дно» общества.
Немного о пьесе Горького На дне
Немного о пьесе Горького "На дне" Автор: Горький М. Драма на дне. Миро восприятия героев в драме Горького. С 1901-1906 года Горький написал ряд пьес. В театре Горький видит тесную связь с массами, где можно затронуть злободевные вопросы жизни.