В романе Ивана Александровича Гончарова «Обыкновенная история» показано своеобразное противостояние двух героев стоящих на одной социальной ступени, больше того, они родственники. Интересно наблюдать, как Петр Иваныч охлаждает романтизм и прекраснодушие племянника. Кажется, автор полностью на стороне здравомыслящего Адуева-старшего, почему же в конце романа герои поменялись местами? Что это, путаница мыслей автора или удачный художественный прием? Юный Александр является в Петербург прямо из теплых материнских объятий, полный романтических мечтаний и помыслов вступить в решительный бой со всем бездушным, расчетливым, гнусным. «Меня влекло какое-то неодолимое стремление, жажда благородной деятельности»,- восклицает он. Этот «желторотый птенец идеалист» вызвал на бой не кого-нибудь, а весь мир зла. Тонкая ирония Гончарова, с которой в начале романа он описывает юного героя - его отъезд из дома, клятвы в вечной любви Сонечке и другу Поспелову, первые робкие шаги в Петербурге,- именно этот насмешливый взгляд автора на своего героя делает Адуева-младшего милым нашему сердцу, но уже заранее предопределяет исход борьбы племянника и дяди. К истинным героям, способным на великие подвиги, писатели не относятся с иронией. Вот Адуев-старший - владелец фарфорового завода, чиновник особых поручений, человек трезвого ума и практического смысла, тридцатидевятилетний преуспевающий господин. Гончаров наделяет его юмором и даже сарказмом, сам же относится к нему серьезно. Это заставляет думать, что он истинный герой романа, которого автор берет за образец для подражания- Два этих характера были ярчайшими типами своего врем ни. Родоначальником первого явился В. Ленский, второго" Е. Онегин, хотя и в сильно преображенном виде. Гончарову очень хочется взять себе в образец Петра Иваны - человека «живого дела», и не только себе, но и предложить вниманию читателя именно в качестве образца. С каким блеском написаны диалоги дядюшки и племянника! спокойно, уверенно, безапелляционно разбивает Петр Иваныч ого горячего, но не вооруженного логикой Александра! И каждая критическая фраза дяди убийственна, неотразима оттого, что я говорит правду, тяжелую, обидную и беспощадную, но правду. Вот он высмеивает «вещественные знаки невещественных отношений» - колечко и локон, подаренные Сонечкой при прощании уезжающему в столицу Сашеньке... «И это ты вез за тысячу пятьсот верст?.. Лучше бы привез еще мешок сушеной малины»,- советует дядя и швыряет в окно бесценные для племянника символы вечной любви. Александр уверен, что он не забудет любимую никогда. Но оказался прав дядя. Прошло совсем немного времени, и Адуев-младший влюбился в Наденьку Любецкую со всем пылом молодого романтического сердца, безотчетно, бездумно! И Сонечка забыта, даже имени ее не произносит Александр. Любовь к Наденьке поглощает его целиком. Дядя твердит о работе, но как можно о ней думать, когда Александр все дни проводит за городом у Любецких. Ах, дядя, у него на уме одно дело! Как у него язык поворачивается учить племянника, что Наденька, это божество и совершенство, может его «надуть». «Она обманет! Этот ангел, эта олицетворенная искренность...» Тяжело!.. Но правда: Наденька обманула. Она влюбилась в графа, и Александр получил отставку. Адуев-младший терпит крах решительно во всем - в любви, в дружбе, в порывах к творчеству, в работе. Все, решительно все, чему учили его учителя и книги, все оказалось вздором и разлетелось под «железной поступью» трезвого рассудка и практического дела. В самой напряженной сцене романа, когда Александр, доведенный до отчаяния, запил, опустился, воля его подавлена, .исчез полностью интерес к жизни. Дядя парирует лепет племянника: «Чего я требовал от тебя - не я все это выдумал». «Кто спрашивает его жена.- Век». Вот где открылась главная мотивировка поведения Петра. Веление века! «Посмотри-ка,- взывает он,- на нынешнею молодежь: что за молодцы! Как все кипит умственною деятельностью, энергией, как ловко и легко расправляются они со ем этим вздором, что на вашем старом языке называется страданиями... и черт знает что еще!» Вот это кульминационная точка романа! Интересно говорит Адуев-старший и о чувствах, отвечая на реплику Александ: «По-вашему, и чувством надо управлять, как паром, то вытащит немного, то вдруг остановить, открыть клапан или крыть...» «Да, этот клапан природа недаром дала человеку это рассудок», - отвечает Адуев-старший. На протяжении всего романа читатель следит за этими двумя способами проживания жизни - чувством и рассудком. По рою кажется, что Гончаров в самой категорической форме советует жить только разумом. В фигуре Адуева-старшего Иван Александрович чувствовал нового человека и возлагал на него надежды. Кто же такой Петр Иваныч Адуев, этот образец для подражания, человек трезвого ума? Он человек нового уклада - капиталист, ставящий во главу угла дело и расчет. Он постоянно произносит эти слова: расчет в деле, в дружбе, в любви. С чувством бесспорного превосходства, с высоты своего возраста и опыта, знания жизни, сокрушает дядя наивную и чистую душу племянника, его веру «в совершенство мира». Адуев-младший опускается до самого жалкого состояния и доходит до попытки самоубийства. Гончаров не щадит своего героя - развенчивает полностью. Веришь писателю - именно так и бывает с разочаровавшимися в жизни людьми. Александр взывает о помощи, и дядя советует: «Что делать? Да... ехать в деревню». И проклиная город, где он похоронил лучшие чувства и мечты, Александр возвращается домой. Дядя одержал полную победу. Но напрасно Александр едет в деревню, надеясь на воскрешение, оно невозможно, теперь можно ждать только преображения. И оно происходит. Александр вдруг понимает, что «дядюшка ничем не лучше его», теперь он возвращается в Петербург делать «фортуну и карьеру». Что же произошло с Александром? Наивный, чистый провинциал-идеалист становится циником, но таков логический конец человека, входящего в жизнь с надуманными представлениями о ней. «Сначала он разбивает свой идеальный лоб о реальные острые углы жизни, потом этот лоб твердеет, и на нем вырастает твердый нарост, человек становится носорогом». А каковы же плоды победы Адуева-старшего, любимого героя автора? Человек реального взгляда на вещи сначала духовно убивает своего племянника, который по-своему был даже мил его сердцу, и чуть не довел до чахотки любимую жену Лизавету Алексеевну. В конце романа он собирается продать завод, мечтает об одном - уехать в Италию, где, может ему удастся продлить жизнь своей жене, я племянник поменялись ролями. Дядя Гончаров, доказывающий нам преимущества трезвого ума, а не расчета, «криком кричит» о том, что любовь к людям дела » выше них. Писатель не видел в свое время выхода из этой драматической ситуации: возможность сочетать большое дело с истинно человеческой сущностью. Мир предпринимательства жесток. Прочитав роман, поражаешься провидению автора, его произведение актуально и сейчас, спустя сто пятьдесят лет после написания. Вряд ли эта проблема решится легко и однозначно в дальнейшем. Жизнь, к сожалению, только подтверждает это правило.
Другие работы по теме:
Гончаров и. а. - Главный герой романа и. гончарова обыкновенная история.
Произведения Ивана Александровича Гончарова отличают ясность и неторопливость повествования, мягкая, едва уловимая ирония автора и его интерес к повседневной бытовой жизни помещиков, которая показана вне социально-политических конфликтов, - писатель исследует нравственно-бытовые противоречия.
Гончаров и. а. - Поэтическое миросозерцание и. а. гончарова
Дарование Гончарова романиста раскрылось в Обломове во всем его богатстве со всеми его особенностями. Еше Белинский в связи с Обыкновенной историей отмечал такую черту писателя как его объективность стремление представить в произведении ка Огромное мастерство писателя реалиста проявилось в построении романа.
Гончаров и. а. - Пути которые не выбирал обломов
Роман “Обломов” был написан И. А. Гончаровым в 1859 году и тотчас же привлек внимание критиков поставленными в нем проблемами. Русская революционная демократия в лице Н. А. Добролюбова оценила роман Гончарова как нечто “более, нежели просто удачное создание сильного таланта”. Она увидела в нем “произведение русской жизни, знамение времени”.
Авторская позиция в романе Обломов
Гончаров известен, в основном, как автор "Фрегата Паллада" и своеобразной трилогии романов: "Обыкновенная история", "Обломов" и "Обрыв". Но даже это сравнительно небольшое число произведений не было оставлено без внимания критиками.
О романе Гончарова Обыкновенная история
Первый роман И. А. Гончарова «Обыкновенная история» был напечатан на страницах журнала «Современник» в мартовских и апрельских номерах за 1847 год. В центре романа столкновение двух характеров, двух философий жизни, выпестованных на почве двух общественных укладов: патриархального, деревенского (Александр Адуев) и буржуазно-делового столичного (его дядюшка Петр Адуев).
Комическое и трагическое в романе И. Гончарова Обломов
Автор: Гончаров И.А. Дарование Гончарова-романиста раскрылось в “Обломове” во всем своем богатстве. Мне кажется, что роман можно назвать трагикомедией: в нем много трагического, но немало и комических сцен, где автор смеется во весь голос. Смешное и трагическое переплетается, подчеркивая друг друга, образуя глубину произведения.
Роман И. А. Гончарова Обрыв
"Вижу не три романа, а один". И. А. Гончаров в своем запоздалом объяснении - предисловии ко второму изданию романа "Обрыв", напечатанном только в 1938 году, сожалеет о том, что "никто (из критиков) не потрудился взглянуть попристальней и поглубже, никто не увидел теснейшей органической связи между всеми тремя книгами: "Обыкновенной историей", "Обломовым" и "Обрывом"! " Действительно, критики-современники Гончарова: Н.А.
Обломов и обломовщина
Роман Гончарова "Обломов" стал частью решения человечеством проблем нравственного содержания.
Творчество И.А.Гончарова
Иван Александрович Гончаров (1812 - 1891) уже при жизни приобрел прочную репутацию одного из самых ярких и значительных представителей русской реалистической литературы.
И.А.Гончаров. Пути, которые не выбирал Обломов
Русская революционная демократия в лице Н.А.Добролюбова оценила роман Гончарова как нечто "более, нежели просто удачное создание сильного таланта". Она увидела в нем "произведение русской жизни, знамение времени".
Как жить?
В первом своем романе «Обыкновенная история», написан-я 1846 году, Иван Александрович Гончаров на примере двух героев: Петра Иваныча и Александра Адуевых пытается решить вопрос: как должен жить человек.
«Утрата романтических иллюзий»
Роман Гончарова “Обыкновенная история” впервые был напечатан в журнале “Современник” в 1847 году. Темой романа была избрана история жизни в Петербурге провинциального барина Александра Адуева.
Жизнь скучна без нравственной цели Достоевский
Жизнь скучна без нравственной цели 8230 Достоевский Роман Гончарова «Обломов» является заметной вехой в русской и мировой литературе на пути решения человечеством проблем общественно-нравственного содержания. Уже на первой странице романа автор посчитал необходимым обратить внимание читателя на главную черту своего героя: «Душа та открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, рук».
Каковы жизненные идеалы Штольца по роману И.А. Гончарова Обломов
Каковы жизненные идеалы Штольца? (по роману И.А. Гончарова "Обломов") Автор: Гончаров И.А. В романе И.А.Гончарова «Обломов» Андрей Штольц является антиподом Обломова. Каждая черта Штольца - вопиющий протест против качеств Обломова. Первый любит активную и интересную жизнь, второй часто впадает в апатию, он, словно улитка, которая боится вылезти из панциря.
Все мы в душе Обломовы
Автор: Гончаров И.А. И.А. Гончаров с 1847года обдумывал сюжет нового романа - романа "Обломов". Работу над ним писатель завершил в 1858году и опубликовал в первых четырех номерах журнала "Отечественные записки" за 1859год. Гончаров, как видно, вынашивал долго замыслы своего романа, а написал его за кратчайший срок.
Художественные особенности романа И. А. Гончарова Обломов
Автор: Гончаров И.А. Илья Ильич Обломов. Имя, ставшее нарицательным. В каждом из нас есть частичка Обломова. Наверное, именно поэтому роман И. А. Гончарова так запоминается, оставляя глубокий след в душе читателя. Хотя в романе повествование немного растянуто, он привлекает читателя, прежде всего, яркими образами, комическими и трагическими ситуациями, заставляет задуматься о смысле жизни.
Проблематика романа И. А. Гончарова Обломов 2
Проблематика романа И. А. Гончарова «Обломов» Автор: Гончаров И.А. «Обломов» публиковался в «Отечественных записках» начиная с января 1859 года, частями, в течение четырех месяцев и вызвал бурную ответную реакцию критики. В статье Добролюбова «Что такое обломовщина?» проблематика романа рассматривалась в социологическом плане, тин Обломова истолковывался как воплощение всех сословных пороков дворянства, философский же аспект «Обломова» остался без рассмотрения.
Заметки о жизни и творчестве И. А. Гончарова.
Автор: Гончаров И.А. Родился Иван Александрович Гончаров в Симбирске в богатой семье купца. Родители отдали его в коммерческое училище, когда он окончил пансион. Но мальчика интересовала больше всего литература. В 1831 году И. А. Гончаров поступил на словесное отделение Московского университета.
«Обыкновенная история» И.А.Гончарова
“Обыкновенная история”, опубликованная в 1847 году в “Современнике”, была первым художественным произведением И.А.Гончарова, появившимся в печати.
Образ Андрея Штольца
Автор: Гончаров И.А. Кто такой Штольц? Гончаров не заставляет читателя ломать голову над этим вопросом. В первых двух главах второй части идет подробный рассказ о жизни Штольца, о тех условиях, в которых формировался его деятельный характер. «Штольц был немец только вполовину, по отцу; мать его была русская; веру он исповедовал православную, родная речь его была русская…».
Гончаров Иван
(1812-1891) прозаик, критик Иван Александрович Гончаров родился 6 (18) июня в Симбирске в состоятельной купеческой семье. Отец, Александр Иванович, много раз выбирался городской головой, вел хлебную торговлю. Скончался, когда Гончарову было 7 лет. Воспитанием занималась мать, Авдотья Матвеевна.
Обломов и обломовщина в романе И. А. Гончарова Обломов
Автор: Гончаров И.А. Одним из выдающихся произведений литературы XIX века является роман И. А. Гончарова “Обломов”. Произведение явилось своеобразным зеркалом своей эпохи. “Обломов” стал для русского общества “книгой итогов”. Именно поэтому Добролюбов приветствовал произведение Гончарова. Роман раскрыл страшную силу традиции, показал такое существование, при котором “норма жизни была готова и преподана... родителями, а те приняли ее, тоже готовые, от дедушки, а дедушка от прадедушки...”.
Нужно ли перевоспитывать Обломова?
Сочинение на тему - следует ли перевоспитывать Обломова и Штольца – главных героев романа Гончарова "Обломов". Автор приходит к выводу, что образ жизни – его сугубо личное дело и перевоспитывать Обломова и Штольца не только бесполезно, но и негуманно.
Гончаров Иван Александрович
Биография писателя. Роман "Обыкновенная история" принес писателю настоящее признание. Многомерность авторской позиции и изощренность психологического анализ. Обломов и обломовщина. Напряженный конфликтный фон романа "Обрыв".
«Сан-Го-Чжи»
«Сан-Го-Чжи» (История трех царств, 220—277) — исторический роман, занимавший и частью продолжающий занимать в китайской литературе место, близкое к «Илиаде» Гомера. Посвящен эпохе троецарствия.
Гончаров Иван Александрович
Русский писатель. Родился 18 июня (по старому стилю - 6 июня) 1812 в Симбирске, в зажиточной купеческой семье. Мать Гончарова, на руках которой, после смерти отца, остался трехлетний Иван, ничего не жалела для воспитания сына.