Мир романа "Мы" Евгения Замятина, русского писателя, стоявшего у истоков сатирической антиутопии XX века, суров и сумрачен. Это мир "нумеров", а не личностей, досконально во всем расчисленный огромный механизм Единого Государства с идеально притертыми "винтиками".
Расчислено действительно все. Не только рабочие часы - все стороны жизни "нумеров" охвачены Государством, посекундно расписаны в Часовой Скрижали. Даже искусство подчинено в этом истинно казарменном будущем узкопрактическим целям. "Просто смешно: всякий писал - о чем ему вздумается... Теперь поэзия - уже не беспардонный соловьиный свист: поэзия - государственная служба, поэзия - полезность". И вот Институт Государственных Поэтов и Писателей создает "Ежедневные оды Благодетелю", бессмертную трагедию "Опоздавший на работу", настольную книгу "Стансов о половой гигиене"... Остается только поражаться горькой прозорливости писателя, уже тогда, в 1920-м, понявшего, как далеко может завести наше общество набиравшая повсюду силу казарменность, объявленная чуть ли не высшей формой коллективизма.
"Красиво только разумное и полезное: машины, сапоги, формулы, пища и проч." - и, оберегая свою машинную стерильность, Единое Государство отгораживается Зеленой Стеной от мира дикого и неупорядоченного - "неразумного, безобразного мира деревьев, птиц, животных".
Этот рационализированный "рай" жестко оберегаем от любых, самых мелких потрясений: "Для того, чтобы выкинуть вон погнувшийся болт, у нас есть искусная, тяжелая рука Благодетеля... есть опытный глаз Хранителей..." И есть, добавим, чудовищная логика подавления, свойственная любому тоталитарному режиму: "Настоящий врач начинает лечить еще здорового человека, такого, какой заболеет еще только завтра, послезавтра, через неделю. Профилактика, да!.."
Герою-рассказчику, математику Д-503, выпадает невозможное, абсолютно, казалось бы, немыслимое в этом мире (где "всякий из нумеров имеет право - как на сексуальный продукт - на любой нумер...") счастье истинной любви. Укрывшись в своей прозрачной стеклянной клетке, Д-503 пытается вернуть своим мыслям прежний стройный порядок. Но тщетно - уже не выздороветь ему, "болезнь" его неизлечима. "Плохо ваше дело! - говорит герою знакомый врач.- По-видимому, у вас образовалась душа...". И в довершение всего наш математик узнает, что его возлюбленная 1-330 участвует в подготовке восстания.
Показательный диалог происходит между ними - диалог, в который стоит вслушаться повнимательнее: он многое открывает нам в позиции автора.
-- Это немыслимо! Это нелепо! Неужели тебе не ясно:
то, что вы затеваете,- это революция?
- Да, революция! Почему же это нелепо?
- Нелепо - потому что революции не может быть. Потому что наша... наша революция была последней. И больше никаких революций не может быть. Это известно всякому...
- А какую же ты хочешь последнюю революцию? Последней - нет, революции - бесконечны..."
Поистине они били тогда не в бровь, а в глаз, эти "зашифрованные в фантастику" слова, звучавшие неслыханным кощунством для тех, кто был убежден, что октябрь 1917 года окончательно и бесповоротно определил судьбу России.
Финал романа трагичен. Восстание подавлено, в чем косвенно виноват и Д-503: его дневник, откровенные записи в нем, естественно, не ускользнули от недреманного ока Хранителей. Сам Д-503 подвергнут операции, в результате которой в его мозгу нейтрализован центр, ведающий фантазией. И вот уже возвращается к нему готовность испытывать сладостное ощущение "победы всех над одним, суммы - над единицей"...
Но и неудавшееся восстание - факт, заставляющий читателя крепко усомниться в казарменной долговечности Единого Государства.
Другие работы по теме:
Литературный герой ДМИТРИЙ КАРАМАЗОВ
ДМИТРИЙ КАРАМАЗОВ - герой романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» (1878-1880), старший сын помещика Федора Павловича Карамазова, двадцативосьмилетний поручик. Прообразом Д.К. послужил Дмитрий Ильинский, историю которого Достоевский узнал на каторге и описал в «Записках из Мертвого дома»: «Он был из дворян, служил и был у своего шестидесятилетнего отца чем-то вроде блудного сына.
Литературный герой ЛОТТА
Лотта нем. Lotta героиня романа И. В. Гете Страдания молодого. Вертера дочь чиновника которую полюбил. Вертер познакомившись с ней на загородном увеселительном балу. Л.
Литературный герой ЭВАРИСТ ГАМЛЕН
Эварист гамлен фр. EvaristP Gamelin герой романа А. Франса Боги жаждут. Реального одноименного персонажа художника ученика. Давида оставшегося совершенно неизвестным автор сделал образцовым молодым патриотом республиканцем alignjustifyэварист гамлен фр EvaristP Gamelin герой романа.
Литературный герой ГОБСЕК
Гобсек фр. Gobseck герой романа. Гобсек входящего в эпопею. Человеческая комедия. Оноре де Бальзака. Ростовщик Г. которого. Бальзак называет то человеком автоматом то человеком векселем окружен ореолом таинственности.
Литературный герой ЕВГЕНИЯ ГРАНДЕ
Евгения гранде фр. Eugenie Grandet героиня романа. Евгения Гранде входящего в эпопею. Человеческая комедия. Оноре де Бальзака. Е. Г. один из самых привлекательных женских образов. Бальзака который так писал о своем творении alignjustifyевгения гранде фр Eugenie Grandet героиня романа.
Литературный герой ЭДВИН ДРУД
Эдвин друд англ. Edwin Drood герой романа Ч. Диккенса Тайна Эдвина Друда Другое имя персонажа Нэд. Э. Д. самый загадочный из героев. Диккенса. Произведение не было закончено за день до смерти автор еще над ним работал.
Литературный герой КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ
Князь серебряный герой исторического романа А. К. Толстого Князь Серебряный Образ К. С. имеет легендарные корни. Его прообразом является князь. Никита Романович отважный заступник за правду герой часто встречающийся alignjustifyкнязь серебряный герой исторического романа.
Литературный герой МИЛЫЙ ДРУГ
Милый друг фр. Bel Ami герой романа. Милый друг Ги де Мопассана. Естественно у героя есть имя. Жорж Дюруа но не имя а прозвище. Милый друг осталось значимым не только в истории литературы но и как идиоматическое alignjustifyмилый друг фр Bel Ami герой романа.
Дюма Александр
Александр Дюма (отец) (1802-1870) Александр Дюма - один из самых знаменитых и читаемых во всем мире французских писателей-романтиков, создатель жанра авантюрного романа-фельетона (историко-авантюр-ные трилогии "Три мушкетера" (1844), "Двадцать лет спустя" (1845), "Виконт де Бражелон" (т. 1-3, отд. изд. 1848-1850); "Королева Марго" (1845), "Графиня де Монсоро" (отд. изд. 1846), "Сорок пять" (отд. изд. 1847-1848); романы "Граф Монте-Кристо" (отд. изд. 1845- 1846) и др.; драмы "Генрих III и его двор" (1829), "Антони" (1831) и др.).
Почему повесть Пушкина названа Капитанская дочка
«Капитанская дочка» — последний роман А.С. Пушкина. Произведение состоит из записок Гринева, который не сумел сказать всей правды на суде, чтобы не запятнать чести капитанско дочки Маши Мироновой. Свой рассказ-исповедь он адресует потомкам. Жизнеописание Гринева является основой хроникального сюжета романа.
Почему роман А. С. Пушкина назвается Капитанская дочка
Автор: Пушкин А.С. Когда я почитала название романа А. С. Пушкина, «Капитанская дочка» я подумала, что в романе описывается жизнь девушки, у которой отец - капитан. Прочитав роман, я задумалась, почему он так назван.
Евгений Онегин и Александр Пушкин. 3
Евгений Онегин и Александр Пушкин. Автор: Пушкин А.С. Роман “Евгений Онегин” занимает центральное место в творчестве Пушкина. Это его самое крупное художественное произведение, самое богатое содержанием, самое популярное, оказавшее наиболее сильное влияние на судьбу всей русской литературы.
Гроздья гнева
Введение 1 Сюжет 2 Экранизация 3 Название романа Введение «Гроздья Гнева» (англ. The Grapes of Wrath) — роман Джона Стейнбека, опубликованный в 1939 году. Удостоен Пулитцеровской премии. Входит во многие учебные программы школ и колледжей США.
Язык романа Лермонтова Герой нашего времени
Автор: Лермонтов М.Ю. «Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова,— писал Чехов.— Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах,— по предложениям, по частям предложения... Так бы и учился писать».
Реализм романа А.С. Пушкина Евгений Онегин. 2
Реализм романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Автор: Пушкин А.С. В романе “Евгений Онегин” А.С. Пушкин рисует картину жизни разных групп дворянского общества России XIX века, их быт и нравы, жизнь крестьянства.
Моё отношение к Евгению Базарову
Евгений Базаров - главный герой романа "Отцы и дети". Он разночинец - демократ, убеждённый противник дворянско-крепостнического строя, материалист, прошедший школу труда и лишений, самостоятельно мыслящий и независимый.
Все мы в душе Обломовы
Автор: Гончаров И.А. И.А. Гончаров с 1847года обдумывал сюжет нового романа - романа "Обломов". Работу над ним писатель завершил в 1858году и опубликовал в первых четырех номерах журнала "Отечественные записки" за 1859год. Гончаров, как видно, вынашивал долго замыслы своего романа, а написал его за кратчайший срок.
Любовь на страницах романа Отцы и дети
Автор: Тургенев И.С. На страницах романа «Отцы и дети» можно встретить несколько разных типов любви. Во-первых, это любовь родительская и сыновья. Николай Кирсанов очень сильно любит сына и выплёскивает всё наружу. Аркадий отвечает взаимностью, хотя и старается прикрыть свои чувства. Что до Базарова, то он очень любит своих родителей, но никоим образом не показывает этого.
Смысл названия романа И. С. Тургенева Отцы и дети 2
Смысл названия романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Автор: Тургенев И.С. Мнения и суждения Тургенева... дают только материалы для характеристики прошлого поколения в лице одного из лучших его представителей.
Первое прочтение романа М. Булгакова Мастер и Маргарита
Автор: Булгаков М.А. С одной стороны, можно сказать, что этот роман – фантастический миф, феерическое представление, но это всего лишь поверхностное впечатление, воссозданное «булгаковской чертовщинкой» для выражения остро-волнующей автора проблематики: борьбе добра и зла, предательстве, трусости, любви и милосердия.
Жанровое своеобразие романа Евгений Онегин
«Евгений Онегин» — роман в стихах. Впервые в литературе Пушкин изобрел новый жанр — роман в стихах. Роман — эпический жанр (объективность с разных точек зрения, соотношение между другими людьми, историческими событиями). В стихах — лирика (субъективная точка зрения на действительность). Автор делает себя одним из героев романа, дает лирическое отступление, оценку своим
Евгений Онегин - герой своего времени. 3
Евгений Онегин - герой своего времени. Автор: Пушкин А.С. “Евгений Онегин” — первый русский реалистический роман и единственный в русской литературе роман в стихах.
«Сан-Го-Чжи»
«Сан-Го-Чжи» (История трех царств, 220—277) — исторический роман, занимавший и частью продолжающий занимать в китайской литературе место, близкое к «Илиаде» Гомера. Посвящен эпохе троецарствия.
Черноголовый ибис
Введение 1 Описание 2 Распространение 3 Размножение 4 Питание 5 Прочее Список литературы Введение Черноголовый ибис[1] (лат. Threskiornis melanocephalus) — птица из семейства ибисовых.
Последний из могикан
(англ. The Last of the Mohicans) — исторический роман американского писателя Джеймса Фенимора Купера, впервые опубликованный в 1826 году. Является второй книгой в пенталогии о Кожаном Чулке (как по дате публикации, так и по хронологии эпопеи), в которой Купер повествует о жизни на американском фронтире и одним из первых изображает своеобразие духовного мира и обычаев американских индейцев.
Пётр I роман
Введение 1 Краткое содержание 2 Смысл романа Пётр Первый 3 Материалы и документы, лёгшие в основу написания романа 4 Экранизации Введение Пётр Первый — роман А. Н. Толстого.
Восточная сиалия
План Введение 1 Описание 2 Местообитание 3 Питание 4 Размножение 5 Прочее Список литературы Введение Восточная сиалия[1] (лат. Sialia sialis) — певчая птица семейства дроздовых.
Дюма Александр
Александр Дюма (отец) (1802-1870) Александр Дюма - один из самых знаменитых и читаемых во всем мире французских писателей-романтиков, создатель жанра авантюрного романа-фельетона.